Это опять я
Кругом аврал, поэтому писать некогда. И не факт, что особо надо.. разве что для истории.
После долгого перерыва съездила опять к Ане Беран. Интересно, что спустя время ее работа стала мне намного понятнее, чем когда я видела все первый раз. Возможно нюансы от меня тогда ускользали, я больше смотрела на общую картину. Сейчас я больше вижу именно нюансов. Общая картина - фиг с ней. Работа рукой, корпусом, в зависимости от задачи, элемента, строения лошади и тд.
В этот раз неугомонная помощница Ани скакала за лошадью на коротких вожжах (сама Аня этого не делает, она не любит бегать). Разумеется я не могла не выспросить у Веры все возможные подробности относительно того, что и как она делает, куда тыкает, где пинает и откуда она все это взяла
Ну и конечно лично для меня очень важно то, что она работает в основном совершенно отказных, больных либо телом, либо головой, лошадей. И они становятся здоровее. Ни у кого из лошадей не летят ноги или спины от работы, наоборот, всякие наливы уходят, начинают работать зажатые спины и все такое. Да, они не летают даже близко средними рысями, не бегают темпом. Я бы сказала, что они принципиально не ставят лошадей на темп и не улучшают аллюры до спортивного качества. Они работают с тем, что есть от природы, лишь улучшая ритм. Зато на этих весьма небогатых природных данных кони делают всю высшую школу, включая даже менки в темп, которые раньше Аня не признавала как классический элемент. Ощущение, что они их делают больше "по приколу", с теми лошадьми, у кого менки хорошо идут.
Разумеется, если начать ставить аллюры, ехать все время темпом, гонять средней рысью по схемам, то наверняка и без того оторванные ноги полетят еще быстрее. Собственно у нее много коней именно из спорта. Напрочь не берущих на спину, каких-то совершенно пучеглазых оленей. Очевидно, что с ними если хочется чего-то добиться, надо уже работать в корне иначе.
Но для лошадей, которых в нашем привычном мире отправили бы на пенсию (сдали бы в прокат, на мясо, поставили бы на газон и тд) это потрясающая альтернатива всему вышеперечисленному. Они могут жить полноценной жизнью, гулять, работать и при этом успешно, и до кучи не болеть.
Была недавно в Москве, повидала дядю Пауло. Он вообще не меняется, но начал говорить, что стареет.
Уже не может давать по 12 уроков в день. Только по 10.
Так уж сложилось, что я третий семинар подряд езжу на одном и том же орловском рысаке с дикой рысью, от которой глаза выпрыгивают, при этом отлично берущим на спину и очень чутком на ногу во всех смыслах. То есть он реально рулится и ездится только ногой и корпусом. Потому что если вдруг начнешь ездить руками, оно туда свалит всю башку (сколько она там весит?) и еще центнер сверху докинет. И дальше уж как хочешь, так и неси. Но если по правде, я таких люблю намного больше, чем тех, которые вообще не берут контакт, и глухие на ногу как гордые ежики.
Конь условно бежал юношей. Правда меня предупредили, что если я попробую поменять на нем ногу, то дальше мы будем носиться по стенкам (так и было).
Так вот на первом семинаре я в конце еле доездила. Конь устал и бухнулся мне в руки, и моей спины и ноги уже не хватало его оттуда достать. Кроме того, его очень странно работали на пеляме, а мне выдали на оголовье, отчего конь вообще забастовал.
После того семинара работу с конем поменяли. Одели обычный трензель и стали работать видимо как-то по-другому.
Так что на второй раз весной мне уже было намного легче. Хотя остановки с галопа были очень далеки от легких, да и вообще любое торможение. Потому как от руки оно не тормозится от слова "никак", только спиной, а когда тебя из седла выкидывает, то надо очень хорошо сесть сначала, чтоб спиной сработать. Но в целом впечатление осталось хорошее, конь работал уже намного лучше.
И вот сейчас я тоже ездила на нем три дня подряд. Ацкий фитнес. У меня даже носки были вспотевшие.
Пауль решил меня добить и гонял уступками на рыси по вольту с переходами в траверс до посинения, заставляя еще до кучи сужать и расширять вольт, с тем, чтобы конь начал двигать попой как следует. Он вообще не очень прост, хоть и прет вперед как танк, но у него одна задняя нога слегка шпатит, ему тяжело ее гнуть, поэтому приходится уделять этому особое внимание и учить его не отрабатывать в сторону, а принимать вес на нее.
За три дня мы коню почти сделали менки. То есть он и раньше формально менял, только уносился потом в точку. Его нынешний берейтор в очень правильном ключе с ним работает (может потому, что он больше вестерном занимается и не имеет привычки ехать на руке), так что у нас уже была хорошая база. Пауло в этот раз учил меня учить лошадь менять.
В первый день мы максимум меняли на выходе с контр-галопа. А к третьему дню уже меняли по стенке несколько раз и учили коня НЕ менять ноги
(конь уже сам пошел предлагать). Пауло даже сказал, что если б он с этим конем поработал месяца три, то сделал бы ему менки в 3 и 2. Конечно это самое интересное, когда не со стороны на это смотришь, а сам делаешь, причем с лошадью, которая делает не идеально. Сразу открывается много нюансов.
Вот ента чудесная лошадка и те самые мучения траверсами по вольтам