Re: Жизнь хорошая штука. ч\б by loathing с. 37
Немного о Конном Спорте и Психологии.
Ну многие, наверно, помнят, что учусь я на психолога, а посему имею в списке предметов кучу всяких разных психологий. В том числе и психологию труда. Казалось бы, что тут может быть общего между ве и этим предметом? вот и у меня никаких ассоциаций не возникало. до тех пор пока не началась тема "Системный подход к анализу деятельности".
Небольшое отступление по поводу этой темы. Есть у нас такой преподаватель - Шадриков В.Д. Почему-то на нашем факультете он возведен в ранг, как бы это сказать, некоего божества. Он - это что-то светлое, великое, знаменитое. Автор многочисленных книг, очень даже занятных в некоторых местах по содержанию. Но вот одна маленькая неувязочка... в этих книгах слишком много цитируемого текста, а если быть откровенной, то его собственные выводы, исследования, мысли, идеи сведены к минимумы. Ну и таким, образом мы получаем такого великого компилятора с претензией чуть ли не на ведущего ученого современности. Так еще и язык в его книжках требует тщательного перевода, т.к. так предложения строить надо еще уметь. Да еще и к этому всему образу добавляется небольшое знание о нем, подчерпнутое из личного столкновения с этоцй личностью, оставившего не саоме приятное впечатление. Ну и собтвенно личность его масштаба обсуждения и отрицания в нашем заведении не приемлет. И даже у стен есть уши, как любят повторять мои одногруппники.
Так это я все к тому, что именно он автор данной концепции, данного подхода к анализу деятельности. Поэтому читать его творение, а уж тем более его покупать, ну совсем не хотелось, а пришлось.
Так вот, теперь по сути. Там много всякой байды про системогенез деятельсноти, про информационную основу деятельности, про формирование профессиональных качеств и проч. Все подробно расписано и приведена куча исследований, например на профессиях сварщика или токаря. Так во время прочтения этого труда, у меня рисовалась очень четкая картина деятельности, как бы это корректно сказать, человека занимающегося верховой ездой. Очень много того, что мы обсуждали сотни раз в форумах, что говорили мне тренеры, что называют "чувством лошади" всплывало в голове. И вобщем-, всем этим феноменам посадки, работы, тонкости пришло логичное, (пусть и зашифрованное на языке Шадрикова) объяснение.
Простой пример. Есть там положение, что во время развития деятельности профессиональные качества претерпевают изменения. Действия, осуществляемые человеком, на раннем этапе подвержены куда более сильному сознательному контролю, нежели на более поздних. Соотвественно в голове возникает картина, например, подъема в галоп. Сколько в начале требовалось усилий, мыслей, координации, эмоций и проч. для этого! Но чем дальше, тем меньше. и сейчас уже не думаешь, что нужно потянуть туда, пнуть туда, а просто поднимаешь. тело само пересаживается и делает все нужное, без сознательного контроля.
Или много там написано про работу профессионалов. Что в голове у меня всплывали картины мастеров, рассекающих по манежу\плацу и кажется, силой мысли заставляющих лошадей работать совсем иаче.
Америку, конечно, эта теория мне не открыла. Но нашла эмпирическое подверждение моим представлениям о верховой езде. Что собственно меня очень порадовало.