Когда у тебя взрослая и опытная лошадь, имеющая уже определённое воспитание, можно себе позволить отходить от многих рамок, экспериментируя в занятиях с ней.
Как уже многие заметили, меня весьма привлекает работа с лошадью без амуниции.
Конечно, я использую разные приспособы учебные, но от железа я ушла лет 10 назад. Хотя, не имею ничего против. Но для себя поняла, что это не мой путь на данном этапе.
С Деей я занималась с момента приручения и до выезда в поля на кордео не используя железо. Она была очень гибкая и лёгкая лошадь. И мы много времени с ней уделяли гимнастике и разным выездковым элементам. Дея делала с удовольствием всё предложенное. У неё до меня не было своих привычек и предпочтений, т.к. она занималась рождением жеребят и их воспитанием, гуляя в степи с табуном коллег по цеху. А вот Цейс попал ко мне уже учёным малым. Но со своими особенностями.
Я не знаю многих подробностей его прошлой жизни в плане верховой работы. Знаю только, что его всегда хвалили, как очень мягкого и покладистого жеребца. Он напрыгивался, возил людей на охоту. Это, видимо, было в последние годы. Очень боится железа во рту. Имеет повреждения на спине, вероятно из-за неподходящего седла и каких-то резких движений. У него в связи с этим почти не накачивается линия верха. Нарушено кровообращение.
Цейс в полях активный, резвый. С очень широким и импульсивным ходом. Мой первый галоп в полях с ним был невероятным. Я привыкла к мягкому короткому ходу Дуси а ля барочная лошадь, а тут подо мной была ракета, которая в один прыжок пролетала несколько метров. При этом, Цейс не горячился, прекрасно сокращался и менял аллюр. И всё это мы делали без железа.
Плац Цейс не сильно любит. Он вообще не очень понимает работу в огороженном пространстве и активно двигаться предпочитает только в поле. Причём, даже на корде он на поле будет бегать иначе, чем на плацу.
Цейс без особого энтузиазма воспринимает гимнастику и всякую выездючность и я решила, что не так уж и обязательно с ним этим заниматься. Он гимнастируется очень хорошо, бегая вокруг деревьев со своими друзьями, причём, когда я увидела, как он на галопе согнутый в баранку в бок спокойно достаёт головой почти до маклока, я как-то успокоилась на тему того, что я с ним не настаиваю на гимнастике.
Кстати, про настаивание чего-то с лошадью… вот с Цейсом у меня нередко складывается ощущение, что мне перед ним как-то неловко за какие-то требования. И совсем не хочется от него что-то требовать, что ему не интересно или вызывает волнение. Конечно, все необходимые вещи он делает и в любой ситуации он адекватен, безопасен и послушен. Но я говорю о каких-то просьбах сверх привычных норм.
С Деей у меня такого не было. С Дей мы больше были на равных и она принимала абсолютно всё. Хотя в ряде моментов была менее податлива, чем Цейс. К примеру, делать уколы стабильно спокойно мы с ней так и не научились.
Так вот возвращаясь к Цейсу. С ним случается так, что я прошу чего-то и сама не уверена, что мне уж очень это нужно. Например, Цейс не любит делать осаживание от верёвки. Я понимаю, что с одной стороны это дисциплина, а с другой стороны именно с ним это словно какое-то моё неуважение. Ну он и так делает всё, что я прошу. Зачем просить и это, являющееся больше дисциплинарным, а не тем, что просто общение.
Под седлом на сайд пулле Цейс делает на брошеном поводу всё, что прошу и даже повод не приходится натягивать. А вот на кордео ситуация меняется. У меня похожее было с Дусей. Но Цейс и Дуся вообще многим похожи. К примеру, остановка и осаживание с брошенным поводом выполняется посто от голоса и корпуса. И происходит моментально. Так же и повороты. А вот накордео стоит мне начать командовать, как Цейс глохнет и чем громче я это делаю, тем более глухая у меня лошадь. И я решила сменить тактику. Я решила не давать никаких команд. Учиться слушать только себя и своё тело. И я просто начала думать о направлении, месте или человеке. И Цейс меня стал возить , слушая именно это состояние.
Мне всё равно, как он бежит. Я не пытаюсь его корректировать внешним воздействием. Я хочу сливаться с ним в один разум и двигаться в таком состоянии.
Вчера он меня привёл в полный восторг. Во первых, мы работали в присутствии кобыл, которыми Цейс очень интересовался. Он им пел песенки своим тонким и звонким голоском. Да-да, Цейс ржёт фальцетом. Кобылы всячески привлекали его жеребцовое внимание. Но при этом я видела, что жеребец сосредоточен на мне. Он спокойно от стенки, рядом с кобылами отворачивался и бежал на препятствие. По дороге ржал им, но оставался со мной!
У меня возникает проблема с остановкой, потому что на кордео я пережимаю Цейса. И вчера приехал мой автомастер на осмотр машины и мне надо было к нему подъехать, что бы поговорить. И я подумала, что вот сейчас я попытаюсь Цейса заставить встать и он откажется, а я не смогу справиться и буду пережимать его и злиться. Но я подумала, что если что, то просто слезу и подойду. И при этом, я успела подумать о том, что надо мастеру сказать про машину и в голове прокручивала диалог с ним. Так вот Цейс меня не просто привёз к нему. Он встал именно лицом к мастеру и пока мы не обсудили всё, с места не сдвинулся.
А потом мы прыгали. Прыгали сказано громко, но тем не менее, препятствие то было. Я просто Цейсу говорила «Пойдём прыгать!» И он бежал на палки! Ни разу не свернул. Прыгали с рыси. Я что-то так болталась сверху, что забыла, как вообще прыгают. Пыталась привыкнуть к стременам на меховом седле, что пока даётся мне тяжело. И не смотря на наличие мешка в виде меня на спине, Цейс с удовольствием бежал на палки.
А потом была ситуация, которую можно было бы воспринять, как неповиновение лошади, но я вижу в ней обратное.
Я попросила у Цейса галоп. Галоп у него прекрасный, мягкий, удобный. Но я не ездила галопом год, я себя чувствовала ужасно неуютно из-за стремян и даже сняв их, уверенности не прибавилось. Я попросила галоп, Цейс замешкался. Вроде бы и готов был, но и в то же время весь замедлялся. Потом поднялся, но быстро перешёл в рысь. И распереживался очень. В начале я решила, что у него что-то со спиной и ему физически не комфортно, а потом я вдруг поняла, что он чувствует мой страх и не допускает того, где страх усиливался, а страх был вызван галопом. Я ему сказала, что чёрт с ним, с галопом этим. Он всё равно молодец, а я позже с мыслями соберусь и равновесием и ещё наверстаю.
Знаете, так здорово осознавать, что твоя лошадь с тобой сотрудничает и такую ситуацию, как отказ от галопа можно увидеть в ином свете.
Я очень горжусь Цейсом. Его мудростью, ответственностью и готовностью к партнёрству. И чувство безопасности на лошади дорогого стоит!
А как вы относитесь к тому, что вашей лошади что-то не очень интересно?
Пришли на разговор к автомастеру
Да-да! Сижу позорищно!
Ржёт кобылам!
Цейс всегда такой внимательный!
Это я его хвалить начала и за шею чесать, а потом и обнимать, поэтому так наклонилась.
Вот думаю, может ну его нафиг, стремена эти. Без них я легче сидела.