Конструктивная критика

Что вы делаете, обнаружив нелестный отзыв о своем произведении?

  • Радуюсь: мне указали на ошибку, я постараюсь ее больше не повторять, мне очень важно совершенствоват

    Голосов: 18 81,8%
  • Удивляюсь: я же все написал/нарисовал/сфотографировал правильно!

    Голосов: 0 0,0%
  • Не обращаю внимание.

    Голосов: 1 4,5%
  • Злюсь и стараюсь ответить критикующему так, чтобы он понял свою неправоту.

    Голосов: 3 13,6%

  • Всего проголосовало
    22
Yennefer написал(а):
Alexandra написал(а):
Yennefer написал(а):
Это от души, но это не есть моя душа.

Мне пришло в голову, что так не бывает. Хела, что скажешь? :)

Я, наверное, коряво выразилась. Имела в виду следующее.
Есть вещи, которые меня действительно задевают. Раньше их было очень много, сейчас... ну вот, скажем, очень болезненно реагирую на бестактные вопросы типа "Зачем тебе эти дармоеды (о лошадях)" или того хуже "А чего ты забирала ЭТИХ, когда у тебя есть деньги на хорошую спортивную лашатку?". И то понимаю, что глупо. Им-то, гадам моим ушастым, от этого не тепло не холодно.
А стихи... Они неплохие, но гениальностью и даже талантом там и не пахнет. Нет ни суперской оригинальности, ни изысканности слога. Хороший средний уровень - что может быть обиднее? :wink: А посему критика не скажет мне больше, чем я сама о них думаю. А может, подкинет умную мыслю. То, что кому-то не понравились мои стихи - не значит, что, извини за выражение, мне нас....ли в душу :D Потому что я больше и интереснее, чем эти стихи, скажу без лишней скромности.

Сходила к тебе на сайт почитать стихи на черном (фоне) :) . Ты совершенно права. Ты, действительно, интереснее чем эти стихи (я не про качество рифм и не про звук - критиком не работаю), а про то, что за ними чувствуется и характер и эмоции и желание их сдерживать (что особенно ценно).

Про на---ли в душу :lol: :lol: это ты хорошо сказала :lol: , только это просто твоя уверенность в себе.

У всех у нас с выражением мыслей проблемы :lol: : не знаю, как точнее написать то, что я написала. Мои стихи - это я в определенный момент времени. просто я очень быстро меняюсь :D .
 
Александра, если честно, я плохо воспринимаю поэзию. Конечно, я могу разобраться, где стихи плохие, где хорошие, где мысль, а где просто рифмоплетство. Но воспринимаю их с трудом. Потому-то, говоря о критике, я прежде всего говорю о критике прозы. Вы наверняка подразумеваете прежде всего поэзию. Верно?
Поэзия и проза вещи разные. Значит, подход критика к ним должен быть разным.
 
Mrs. John написал(а):
Александра, если честно, я плохо воспринимаю поэзию. Конечно, я могу разобраться, где стихи плохие, где хорошие, где мысль, а где просто рифмоплетство. Но воспринимаю их с трудом. Потому-то, говоря о критике, я прежде всего говорю о критике прозы. Вы наверняка подразумеваете прежде всего поэзию. Верно?
Поэзия и проза вещи разные. Значит, подход критика к ним должен быть разным.

Вера, подозреваю, что Вы просто не тот агрегат используете для восприятия стихов :lol: . Отключите голову, включите сердце. Дайте свободу эмоциям. А уши научатся воспринимать музыку стихов постепенно. Для этого время нужно и тренировка :).

Сейчас люди вообще мало стихи читают (про себя) и очень редко читают их хорошо (вслух).
 
Александра, беда в том, что я лучше воспринимаю стихи на слух. Все из-за того, что в раннем детстве родители читали мне очень много стихов, а прозу почти не читали. Я выросла и стала читать прозу сама, а стихи привыкла слушать.
Вы что-нибудь знаете о ФЗ "О техническом регулировании"?
 
Mrs. John написал(а):
Александра, беда в том, что я лучше воспринимаю стихи на слух. Все из-за того, что в раннем детстве родители читали мне очень много стихов, а прозу почти не читали. Я выросла и стала читать прозу сама, а стихи привыкла слушать.
Вы что-нибудь знаете о ФЗ "О техническом регулировании"?

Нет, вернее, Вы сказали, что он есть и я только что нашла его в Консультанте? А что там? Неужели ограничения на пользование интернетом? Ушла читать...
 
Нет, спасибо, у меня уже есть. Сейчас пишу по нему дипломную работу. Чума да и только с этой технической реформой. Каково ваше мнение?
 
О, как вы тут мило беседуете. Столько всего интересного и приятного почла. Ну, чувствую, понесет меня сейчас не в ту степь...

Джин, вот подумалось, следуя лини твоего "рассуждения". Получается, что твои лошади - в каком-то смысле твоя душа. Т.е., во всяком случае, они больше твоя душа чем твои стихи. Я вроде как это понимаю... а с другой стороны, вроде как не верю, что четыре волосатые ноги с двумя ушами (ладно, пусть даже 8 ног с четырьмя ушами) могут являться чьей-то душой. И в то же время в каком-то смысле так оно и есть.. точнее, что-то в этом несомненно есть. И не знаю я, что со всей этой непоняткой делать. Более того, подозреваю что ничего и не сделаешь. Т.е. не вербализуешь. Потому что если такую штуку можно было бы вербализовать, так ее бы и не было - слишком бы она была простая. Ну и что теперь делать? Наверное, ехать на конюшню и пытаться постичь смысл жизни собственной задницей. Кто, собственно, сказал, что душа - обязательно в груди?
 
А мне проще оценивать стихи, чем прозу. Точнее, проще сказать, что меня не устраивает с формальной точки зрения. В прозе, чтобы все это расписать, нужно порой потратить кучу времени. А в стихах есть, как правило, несколько очевидных провальных точек, ткни в которые - все рассыплется.
Лиз, насчет души... А черт его знает. Вспомнила насчет стихов: когда-то, в прошлой жизни, лет в пятнадцать, я была очень чувствительна к тому, когда мои стихи разбирали. Казалось, что меня саму препарируют. Впрочем, тогда я много к чему была чувствительна: болезненно переживала по поводу своей, мягко говоря, непривлекательной внешности, заикания, дурацкой манеры срываться и лезть с кулаками, абсолютно не прикидывая, какие будут последствия, неумения общаться не переходя на личности и искать компромиссы.. Такой был паскудный, озлобленный и агрессивный подросток, что любо-дорого. А-а, и при этом мнящий себя безумным талантом - вот тогда я действительно была убеждена, что мои стихи будут через сто лет вспоминать. А потом - потом появились лошади. И пришло другое измерение - то, в котором не имело ни малейшего значения ни то, хороши ли мои стихи, ни то, красива ли я, ни то, как я с кем общаюсь. Они научили меня если не любить себя, то уважать - точно. И многие вещи стали намного проще, как только поменялся мой взгляд на них.
Свои лошади - это вообще отдельная тема. Не знаю, что там с душой, но, пожалуй, на сегодняшний день это самый тонкокожий участок, действуя на который, можно мною манипулировать. Боюсь, что здесь я не до конца критична, как ни стыдно в этом признаться. Иначе как же объяснить ситуацию: когда я случайно услышала разговор, где обо мне отзывались так, как никогда бы не сказали в глаза, никакой особой реакции он у меня не вызвал (ну, не нравлюсь я человеку, и бог с ним), но когда прозвучало негативное мнение о моих лошадях - все, я не могу отделаться от плохо скрываемой неприязни к человеку. Хоть ты меня убей.
Сейчас Вера с Сашей меня убьют за оффтоп. И правильно сделают.
 
lisa написал(а):
О, как вы тут мило беседуете. Столько всего интересного и приятного почла. Ну, чувствую, понесет меня сейчас не в ту степь...

Джин, вот подумалось, следуя лини твоего "рассуждения". Получается, что твои лошади - в каком-то смысле твоя душа. Т.е., во всяком случае, они больше твоя душа чем твои стихи. Я вроде как это понимаю... а с другой стороны, вроде как не верю, что четыре волосатые ноги с двумя ушами (ладно, пусть даже 8 ног с четырьмя ушами) могут являться чьей-то душой. И в то же время в каком-то смысле так оно и есть.. точнее, что-то в этом несомненно есть. И не знаю я, что со всей этой непоняткой делать. Более того, подозреваю что ничего и не сделаешь. Т.е. не вербализуешь. Потому что если такую штуку можно было бы вербализовать, так ее бы и не было - слишком бы она была простая. Ну и что теперь делать? Наверное, ехать на конюшню и пытаться постичь смысл жизни собственной задницей. Кто, собственно, сказал, что душа - обязательно в груди?

:lol: :lol: Вот вечно, Лиза, ты так. Мы тут о возвышенном :roll: :lol: , а ты пришла, - и сразу про задницу :shock: :lol: . Не буду я еще недели две смысл жизни постигать тем местом, о котором ты пишешь - я, люди, в отпуск улетаю в воскресенье, в Грецию :lol: .
 
Саш, ну а я что, не о возвышенном, что ли :( ?! Пусть в приниженной терминологии, но ведь все о том же. Как там было в "Путиводителе по галактике автостопом"? "Общий Вопрос о Жизни, Вселенной и Вообще". :lol: Счастливо отдохнуть!

Джин, я поняла то, что хотела сказать... т.е. отчасти поняла. По твоей, между прочим, подписи. "Лошадь - это зеркальная поверхность души".

По теме. Вот чего я действительно не люблю - это критики "от непонимания". Независимо от того, относится она к моим "произведениям" или к чужим. Когда читаешь и видишь невооруженным глазом: до критика элементарно не дошло о чем речь.

Вера, а может быть тебе просто не попались "твои" стихи? Такие стихи, которые нашли бы отклик именно у тебя. Автор с близким тебе по духу восприятием мира. И.. прости пожалуйста, я забыла... мы на ты или на Вы?
 
lisa написал(а):
Вот чего я действительно не люблю - это критики "от непонимания". Независимо от того, относится она к моим "произведениям" или к чужим. Когда читаешь и видишь невооруженным глазом: до критика элементарно не дошло о чем речь.

А как мне было обидно, когда мой любимый критик местами просто не понял, о чем шла речь в моем рассказе! Но, увы, если до него не дошло, значит, я скорее всего плохо объяснила.

lisa написал(а):
Вера, а может быть тебе просто не попались "твои" стихи? Такие стихи, которые нашли бы отклик именно у тебя. Автор с близким тебе по духу восприятием мира.

Попался. Любимый критик и Юрий Шевчук.

lisa написал(а):
И.. прости пожалуйста, я забыла... мы на ты или на Вы?

Как угодно. Вы старше.
 
Вспомнила! Ровно этим утверждением и закончилось наше прошлое обсужение данного вопроса. Помню, я тогда долго пыхтела от злости и ржала надо собой - одновременно :lol:. Мне тоже все равно, главное чтоб было одинаково с обеих сторон - возраст тут не при чем.

Насчет "непонятно написала" и "плохо объяснила" - в принципе, это правильно. Но бывают ситуации, когда накалякаешь что-то сложное или слишком спецефическое, и народ явно не врубается. И думаешь - ну за фигом писать, если писать не умеешь.. ну ладно, пусть для себя - тоже дело. А потом вдруг обнаруживаются один-два человека, которые неожидано понимают. Потому что им это близко, потому что они тоже над этим думали... не знаю почему. И сразу так приятно, чувствуешь что - нет, не зря. Пусть один, но зато с ним ты попал в яблочко!
 
Я пока не ответила, потому что для меня необходимо уточнить вопрос :roll: : речь идет о конструктивном нелестном отзыве? Или о нелестном отзыве от злобы? Или от непонимания? Соответственно ответом будут первый, третий или четвертый варианты (но только без слова "злюсь").
 
Эгоистка, речь идет прежде всего о конструктивной нелестной критике. К сожалению, бывает и так, что автор тоже не сразу понимает критикующего и воспринимает в штыки. Нет-нет, о вас речь не идет, это так, к слову.
 
Критика - это хорошо. Конструктивная критика. Если ты пишешь для того, чтобы писать, для того, чтобы научиться подавать свои мысли так, чтобы "у них там что-то изменилось в мировосприятии".
А если ты пишешь для себя? Потому что не можешь не писать?
Или ты - делаешь первые шаги - и очень боишься... ну ОЧЕНЬ!
А тут налитают критиканы, и начинают тебя конструктивно клевать.

Бр... НЕ ХОТЕЛА бы я оказаться в такой ситуации. Не хотела бы я не понять, что меня критикуют, чтобы мне помочь, а не от вредности.

Поэтому я никогда не указываю молодым авторам на откровенные ляпы в сюжете - если не попросят.
В общем-то я и призываю нас быть поосторожнее с критикой. Потому как мы скажем - а у человека горе может быть - его не поняли.

А что до меня лично - покритикуйте, пожалуйста.
И дневник (который все-таки рассказы иногда включает и на коорый ссылка в подписи болтается) и творчество стихотворное (правда оно, тут представленное, к лошадям не относится). Может, я увижу что-то новое для себя...
 
Эсхара, вопрос о том, для чего писать - для народа ли, для себя лично - каждый автор решает по-своему.
Если же автор независимо от цели творчества еще только начинает... хм... я считаю так: если автор вынес свое произведение на всеобщее обозрение, он должен быть готов к критике. К любой - лестной, нелестной, объективной, необъективной... Наконец, к тому, что его произведение просто не всем понравится.

Лично для себя я считаю так: я слишком талантлива, чтобы писать для себя. Я обязана развиваться и писать для людей. Можете считать это завышенной самооценкой. Но завышенности тут нет никакой: как говорил мой любимый критик, литература - такая вещь, которую не дай Бог никому. Колоссальная ответственность. Если я перестану писать или остановлюсь в развитии, я сойду с ума от преследующих меня моих же персонажей. От этих картин, возникающих у меня постоянно в голове. Короче говоря, в такой самооценке нет ничего лестного.

Эсхара, Memelender хвалил твой дневник. (Не пытайтесь искать его в списке пользователей этого сайта: его там нет.)
 
Mrs. John как всегда выигрывает приз по интриге :)

Я вот сама - поспорила здесь - причиной послужили коментарии к творчеству Маленькой лошадки - коментарии, на которые автор не ответила - и пошла критиковать.

Правда, критиковать - тоже надо учиться. И где этому учат?

Такчто давайте-ка заведем новый статус на форуме - критик :)
 
А для себя я о своем талланте - его отсутствии или наличии стараюсь не думать. С тех пор, как меня из литературного института завернули.
Я знаю, что я не профессиональный поэт.
Это оттого, что я не хочу зарабатывать деньги поэзией. Это оттого, что если я поставлю себе целью писать ради заработка - скорее всего, это приведет к тому, что качество написанного резко ухудшится... А мне для себя важно - если писать, то хотя бы, чтобы тебе нравилось.

Дальше.
Почему и когда я пишу - когда мне хочется стихотворение на какое-то настроение, а его нет в природе (или я по ограниченности своей не могу припомнить). Это - как когда ты хочешь яблочный пирог домашний - ты идешь и печешь. В первую очередь для себя, а там глядишь еще и любимому мужчине перепадет.

Почему и когда я не пишу: когда я не уверена, что яблоки удачного качества, и что пирог мне понравится. Либо когда пирог, который мне нужен продается в ближайшем супермаркете. То есть, когда я знаю, что от того, что я потрачу свое время - ни мир, ни я не преобретут ничего нового.
И я никак не могу понять - то ли это разумная оценка своих действий и стоимости своего времени, то ли банальная лень.

Хотела писать про критику - получилось - про себя. Вот всегда так!
 
S_Hara написал(а):
Mrs. John как всегда выигрывает приз по интриге :)

Ну и в чем тут интрига? Все просто, как грабли: если вы, дорогие читатели моих творений, по доброте своей душевной не хотите, чтобы меня Франке растоптал своим конем или чтобы Председатель комитета испепелил меня взглядом, критикуйте меня!

А критике, кстати, учат там же, где и сочинительству. В литературном институте есть специальность "критика". Если писателем можно стать, не учась литературном, рискну сказать, что с критикой то же самое. Это дело, во-первых, таланта видеть достоинства и ошибки, во-вторых, некоторой подкованности в области теории литературы (уметь оперировать понятиями вроде "двойной конфликт", "герои-двойники").

Что касается тех, кому критикой наплевали в душу, то вообще-то человеку вдумчиваому всегда видно, где крик души ради облегчения, а где сочинение ради творчества.
 
Сверху