А ведь раньше на лошадях воевали, и небыло дела у кого какая лошадь и какого пола, брали и седлали коней по тревоге, всем кавалерийским отрядом ехали в атаку, ехали туда, куда нужно всаднику, а не в кусы (канаву, в обратном направлении и т.д.). Вы можете себе представить какой нибудь кавалерийский полк, где лошади на стоянке деруться?
Во-первых, мерина это были. Во-вторых, есть разница, ехать куда-то на одной лошади или ехать куда-то всей толпой. Лошадь будет бежать за основной массой. Даже если одна-две-десять психанут, все равно еще 100 побегут, куда велено, и те десять гипотетических психов побегут со всеми, а не в сторону. Лошадям не свойственно бежать в сторону от общей массы. В-третьих, лошадь – инструмент. Она раз-два-три психа спраздновала или с кем-то подралась – ее списали, и привет.
В мирные времена мальчишки пасли лошадей в ночном. И ведь справлялись, мальчишки с лошадьми, и не только со своими. Пастись в ночное отправляли разных лошадей.
Пасти в ночное отправляли не разных лошадей, а крестьянских лошадей. Во-первых, их в ночное отправляли потому, что днем лошади некогда есть толком. Она работает. Тяжело работает. Ночью она может немного поесть и поспать. И больше ей ни-че-го не надо. Если работать лошадь 6-8 часов в день и держать без овса, а ночью отпускать чуть-чуть поесть, у нее при виде волка мысль одна будет: протеин! Сам пришел! Во-вторых, это обычно табун лошадей одной деревни. Эти лошади знают друг друга с рождения, им не надо выяснять отношения.
Что касается того, что «были волки, которые могли до полусмерти перепугать копытных» - это городской миф. Лошади не боятся волков, к сожалению. Это большая проблема на Кавказе, где табуны постоянно страдают от нападений волков. Потому что лошади привычны к собакам и не реагируют на волка, пока не станет слишком поздно. Лет 10 назад в Серебряном Бору в Мск гулял недоумок с волчонком. Страшно понтовался – пока зверюга не выросла и не стала крайне неудобна в содержании. Тогда ее просто выкинули. Так вот, я подманила эту полуторагодовалую волчицу и притащила к нам на конюшню – больше некуда было. Ни одна из 15 лошадей никак не среагировала на волка. Они действительно не отличали от собаки. Лично наблюдала за этим неделю, пока волчицу не удалось пристроить. И, кстати, в ночное коней гоняли летом. А летом волки в стаи не собираются, живут парами и на крупную добычу не нападают.
На счет «буйных и ущербных». Во-первых, никто не содержал лошадь, нагружая ее час в день. Невыгодно. Половина тех, кто нам сейчас кажутся буйными, будут очень тихими, работай они с тогдашней нагрузкой. Что касается «ущербных» - планка требований была другой. Боюсь, на наш вкус 90% тогдашнего поголовья было бы ущербным. В среднем, даже если брать любительский сегмент, у нас сейчас лошади лучше, требования выше и ездим мы круче. Только хотим намного больше. Вот, например, возьмем конкур 1894 года. Для тех самых «господ офицеров» на тех самых строевых лошадях. Даже не рядового состава – офицерских! Маршрут – «конвертом»: по стенке и одно препятствие в центре манежа. Высота – 106 см. Ни одна лошадь не прошла чисто (победитель задел 6 препятствий из 14 и недопрыгнул канаву), дополнительная претензия к организаторам: препятствия должны быть одинаковыми и в дни, когда всадникам дают возможность потренироваться (да, на том же маршруте, а еще он заранее напечатан в газете), и в дни состязаний. А тут организаторы выкрасили верхнюю доску забора белой краской прямо в день соревнований – а ведь лошади и всадники не видели ранее белой доски! И зеленая изгородь была другой формы! Поэтому половина лошадей обнесла. Вот чес-слово, это репортаж о соревнованиях из газеты. Могу даже ссылку на скан дать. Вот вам, пожалуйста, уровень требований и подготовки. 106 см, без нормы времени (повороты – хоть шагом), маршрут известен заранее, никто не прошел без штрафных, да еще и крашеной палочкой пугать лошадей нечестно. Ах, как круто. Какие выезженные лошади. А может, «какие низкие требования»?
А как насчет того, что кучера настолько регулярно не справлялись с тройками, что троечная запряжка была запрещена в городе под угрозой немедленного изъятия одной лошади в пользу казны, а кучера – на 20 лет в армию? В повороты не вписывались и людей давили.
И в армейский ремонт с трудом набирали нужное поголовье хотя бы двухвершковых лошадей (то есть, 2 вершка сверх 2 аршин – 151 см). Приличных лошадей не хватало, а заводчики что-то как-то не справлялись, лошадей сплошь и рядом за границей закупали. Кирасирских, к примеру. Основное поголовье – мелкое, и паршивого качества. А это я к чему? Это я к тому, что чем меньше параметров, по которым идет отбор – тем отбор успешнее. Так что если мы хотим и рост, и экстерьер, и резвость, и прыжковые качества и еще характер конфетный – у нас будет получаться плохо по всем пунктам. Приходится выбирать: шашечки или ехать? Хотим выносливость, крепкое здоровье и низкую себестоимость? Пожалуйста. Только прыгает метр, ростом полтора и белой доски боится. Хотим, чтобы прыгала 130, ростом 170 и досок не боялась? Пожалуйста! Доски не боится, всадника тоже (в силу чего периодически переспрашивает «ты хто и почто на меня залез?»), ростом 170, зато подножный корм не ест, прыгает 130, зато лечи на каждый чих. Резвость? Пожалуйста! Ах, вам еще и экстерьер? Тогда извините. Поэтому стандартбредные рысаки резвее орловских – у них никогда не было отбора по экстерьеру. Зато орловцы красивше. И всё. И никуда из этой вилки не денешься. Хотим крупных-красивых-спортивных? Не вопрос. Чем-то приходится жертвовать. Хотим плюшевую? Тоже не вопрос. От чего откажемся?.. Но соблюсти все условия разом ни один заводчик не сможет. А сейчас от заводчика требуют в первую очередь рост, экстерьер и спортивные качества. А там, где требуют плюшевость (есть и такие породы), нет движений, прыжка и роста.