А как было раньше?

Перечитываю Урусова.
Кажется, могу ответить на вопрос топикстартера неточной цитатой.
"...разумеется, нельзя дать лошади, особенно жеребцу, убедиться в том, что своей силой они могут избежать исполнения воли человека". Как-то так.

То есть встречаемого сейчас на каждом шагу сноравливания лошадей тогда справедливо избегали. Да и сам подход был другим, не человек для лошади старался, а лошадь старалась для человека.

По поводу объема работы, из того же Урусова, в хорошей конюшне до того, как хозяин будет готов к первой за день поездке, лошадей, которых ему подадут, должны были успеть проехать в парке, на скаковом кругу или еще где в течение двух часов каждое утро.

Да, конечно, заезжали и готовили себе лошадей не баре. Любители могли, кто хотел (никто не запрещал), но обычно человек покупал под седло уже выезженную кем-то лошадь и нанимал конюха с рекомендацией, чтобы тот за ней ухаживал.
 
ну а сейчас почти все за рулём. а раньше это было вполне себе экстремальное занятие)) имхо зависит от количества объекта
 
Да, конечно, заезжали и готовили себе лошадей не баре. Любители могли, кто хотел (никто не запрещал), но обычно человек покупал под седло уже выезженную кем-то лошадь и нанимал конюха с рекомендацией, чтобы тот за ней ухаживал.
Вот я примерно об этом. Профи выращивали. Профи заезжали. Профи ухаживали и готовили. А пользователь садился и ехал.
 
Гм, знаете, профи - это вы додумали. Кому везло на профи, а кому на мужика с палкой.
Особенно если почитать, как Урусов характеризует тех же кучеров.

Другое дело, что дурноезжую лошадь ни один уважающий себя человек не покупал. Правило такое было для умных по тем меркам людей. Не покупать дурноезжих, порочных и больных лошадей.

Уже сноровленную лошадь мог купить человек в надежде исправить животное и оставить себе или перепродать дороже, но если у него не получалось, "это было ожидаемо".
 
Так аристократы - люди не бедные были! :lol: Могли себе позволить не ездить на том, что совсем "без крыши"? А уж куда ЭТО девать - вопрос второй... :mrgreen:
Зюлейка написал(а):
На нашем точно можно было бы пахать, сено возить.
В армию - думаю, что да.
Но вот как пахали в одиночку, а лошадь шла ровно?!
Так и вспоминается поговорка, что "Старый конь бороздЫ не испортит".
Сейчас по ТВ показывают на историческом канале, как в Англии во время 2-й мировой войны пришлось вспомнить дедовские методы на фермах из-за невозможности ввоза продуктов. Я не смотрю (нудно), но, переключая каналы видела, что люди работают вдвоём: один на плуг давит, другой лошадь ведёт.
Молодого коня сначала проводят в поводу, чтобы понял, как тянуть плуг, потом начинает ходить самостоятельно, были специальные команды: "ближе", "прямо", "в борозду", "поверни" и т. п. Ну и вожжами подправляли, если что не так. :) Лошади-то "упахивались" так, что дурить не приходило в голову, скорее бы закончить и поесть да отдохнуть.
Другое дело, что разница конечно есть, но как мне кажется не в выездке или каких-то волевых качествах, а в мнительности по отношению к здоровью, помноженной на тепличные условия содержания. Здесь действительно неслабый "пунктик" большинства современных владельцев (а у семи нянек дитя без глазу)...
Вот с этим согласна. :) Могу только добавить, что лошадей по возможности берегли, но "на божницу не ставили", да и к себе проще относились, подумаешь - лошадь на ногу наступила (укусила или даже: "О Ужас!" - лягнула)! Не убила, не покалечила - ну и ладно, запоминаем на будущее и работаем дальше! Дело житейское, а работа ждать не будет! 8)
 
karla написал(а):
ну а сейчас почти все за рулём. а раньше это было вполне себе экстремальное занятие)) имхо зависит от количества объекта
Ну как так, прям тоже самое хотела написать))))))
Тогда у людей, кроме лошади транспорта не было и все этих лошадей видели с детства. А сейчас вон гоняют на машинах по бездорожью или наскар или Формулы. И ведь кое-где аварий до сих пор много, в том числе и с человеческими жертвами. Но всё равно же едут, и как-то не думают)
Раньше были пьяные извозчики, сейчас пьяные водители.
 
Гм, знаете, профи - это вы додумали. Кому везло на профи, а кому на мужика с палкой.
Особенно если почитать, как Урусов характеризует тех же кучеров.
Ну здесь вопрос, что подразумевать под "профи". В данном контексте я имела ввиду прежде всего человека, который делал свое дело и имел с этого результат. Если лошадь в телеге, карете или что там еще было нормально тянет и управляется, то с точки зрения пользователя все хорошо. А уж как он этого добился - другой вопрос. Возможно в наших реалиях неприятный.
 
Елки , да точно так же раньше разбивались экипажи ,давили народ этими же экипажами и падали с верховых ,как сейчас с машинами и мотоциклами
Уж как на охотах и прочих развлекаловах убивались ...
Филлиса того же почитать ,так там мнооого чего про дурноезжих лошадей,откровенных крокодилов и тогдашние реалии обучения всадника ,в часности и аристократов .
Да во многих старых книгах хватает писанины про разных крокодилов и дуриков .
Более того раньше достаточно часто встречались такие пороки которых сейчас уже и не встретишь ,например тот же оглум , когда лошадь при перевозбуждении нервной системы впадает в ступор закатывает глазки и падает ,таких сейчас можно и не встретить за всю жизнь
Не думаю что намордники лошадиные в свое время были популярны просто так для красоты .
Просто тогда был больше выбор среди лошадей ,да и народ получше разбирался в этих лошадях ,ну гонору поменьше было ,так как от лошади непосредсвенно зависила безопасность ,ну и естественный отбор среди всадников как не печально был выше , кто покупал себе лошадку не по зубам и продолжал на ней понтоваться часто так и не успевал размножиться ...


По поводу кобыл и писать на ходу - физиологически могут , видела в реале , а так спросите у рысачников им виднее :mrgreen:

Innokentyзная реали нашей выдачи документов ... ну как бы сказать увпешкой могут записать такое что волосы дыбом ,впрочем видела я и некоторых рысаков эммм как бы помягче хорошо если на 1\2 рысистых
Сейчас когда стали брать кровь и волос ,стало намного лучше - правда и повсплывало много забавного и совсем незабавного с еще сссровских времен :evil: (для тех кто думает что тогда все было по правилам)
а еще несколько лет назад - орловский папка и мамка манька из колхоза =орловская кобыла , папка англоараби мамка тракеночертиче =УВП ,папка англотракен и мамка рысак =увп
 
2Vika.r: смысл моего поста был отнюдь не в левом племенном учёте... Мне тогда серьёзно показалось, что при отсутствии (и слава Богу!) госрегулирования тамошние конники-любители совершенно не ищут себе на задницу приключений, не происходит особого бесконтрольного разведения кашлаты, а с вполне функционирующих старых заводов продают, как правило, меринов. То бишь - крыша на месте и у заводчиков, и у пипла в целом. Ще не вмерла Украина.
 
Charly написал(а):
Профи выращивали. Профи заезжали. Профи ухаживали и готовили. А пользователь садился и ехал.

Мне отец рассказывал, что у них в колхозе(Беларусь, послевоенное время) лошадей пасли и заезжали мальчишки(10-13лет), без седел, на веревочных самодельных уздечках. Зимой, говорит, когда снегу насыпет, поймаешь из табуна, отведешь на другой конец поля в сугроб побольше, запрыгиваешь и держишься пока она обратно к табуну скачет, и так пока не надоест :) В снегу лошадки вязнут, сильно не сопротивляются, а если слетишь, так в сугроб не больно :)) По весне уже на перегонки скакали. Потом приезжали начальники, отбирали коней для армии.

Был так же и красавец жеребец породистый, строгий и кусачий, называли пожарным конем, потому что в работу брали только если пожар или чп какое, а так, гулял и кобыл крыл.

Лошадки тогда от рассвета до заката впахивали вместе с людьми. Некогда им было вредничать, да и люди тогда не обращали внимания на наступил/укусил/ударил. Обычное дело было за 20 км за сеном/соломой съездить. Туда мерин бежит весело, обратно уже с грузом шагает. Трудотерапия.

PS: А про заездку коней из табуна мне понравилось как Н.Н.Толстой в одном из своих рассказов написал. Коротко, смысл такой: сперли казаки коней из табуна (на своих лошадях отбили косяк и угнали) день ехали, от погони уходили, вечером на украденных молодых измотанных за день коней одели уздечки и перекинули седла со своих, за ночь они пообвыклись, и утром снова в путь, но уже на молодых, пока домой добрались - коней заездили :)
 
А мой дед родился до рволюции. Был дома вороной то ли конь, то ли жереб, не уточняла я сий момент когда мне дед рассказывал. Дед тогда мальчишкой был, и ездил с деревенскими мальчишками в ночное. Ездил в ночное естественно без седла, только с уздечкой, рассказывал как речку в брод переходили, как плавал с конем, как волки выли, а конь его от страха дрожал и храпел, но шел туда, куда всадник указывал. Периодически в таких ситуациях он оглаживал коня, успокаивал и разговаривал с ним, и конь шел, хоть и боялся. Он еще рассказывал как травили лошадей из зависти, как загоняли. Коммунисты после революции естественно вороного отобрали, а деду остались лишь воспоминания и он даже кошку умудрялся гладить как то по лошадиному, с похлопываниями.
 
ну раз пошли воспоминания о дедах то мой закончил кавалерийскую школу. в поместье всегда были лошади и охота. продавали лошадей, в ВОВ воевал в кавалерийских войсках. и после работая агрономом в совхозе, ездил всегда верхом.
но он был как раз профессионалом)) не только с детсва ездящим верхом, но получившим спец образование
 
Летучая я написал(а):
Charly написал(а):
Он не боится выстрелов, вспышек, резких движений рядом, практически не подрывает за компанию.
И мужики сидели, кавалеристы, которые тоже не барышни далеко и в кавалерии обучали жёстко. Это классные всадники, которые любую лошадь быстренько на место поставят
В точку! Недавно смотрела старые кадры о подготовке кавалерии - представьте себе, примерно сто кавалеристов (ну и столько же лошадей, конечно) по команде в шеренге встают на седле, скачут (стоя) галопом, садятся, кладут лошадь на землю, поднимаются и т.д. - все это в строю! В одной шеренге! По команде! Все всадники без исключения это делают. А подготовленных лошадей в армию поставить - это работа отдельного подразделения, ремонтеров. И лошади конечно же не стояли неделями, раньше такой проблемы и не было - ах, лошадь редко работает! Ведь все основные работы и перевозки проводились на лошадях, так что УРАБАТЫВАТЬ коней специально незачем было - они и так работали по полной программе.
 
А ведь раньше на лошадях воевали, и небыло дела у кого какая лошадь и какого пола, брали и седлали коней по тревоге, всем кавалерийским отрядом ехали в атаку, ехали туда, куда нужно всаднику, а не в кусы (канаву, в обратном направлении и т.д.). Вы можете себе представить какой нибудь кавалерийский полк, где лошади на стоянке деруться?
Во-первых, мерина это были. Во-вторых, есть разница, ехать куда-то на одной лошади или ехать куда-то всей толпой. Лошадь будет бежать за основной массой. Даже если одна-две-десять психанут, все равно еще 100 побегут, куда велено, и те десять гипотетических психов побегут со всеми, а не в сторону. Лошадям не свойственно бежать в сторону от общей массы. В-третьих, лошадь – инструмент. Она раз-два-три психа спраздновала или с кем-то подралась – ее списали, и привет.
В мирные времена мальчишки пасли лошадей в ночном. И ведь справлялись, мальчишки с лошадьми, и не только со своими. Пастись в ночное отправляли разных лошадей.
Пасти в ночное отправляли не разных лошадей, а крестьянских лошадей. Во-первых, их в ночное отправляли потому, что днем лошади некогда есть толком. Она работает. Тяжело работает. Ночью она может немного поесть и поспать. И больше ей ни-че-го не надо. Если работать лошадь 6-8 часов в день и держать без овса, а ночью отпускать чуть-чуть поесть, у нее при виде волка мысль одна будет: протеин! Сам пришел! Во-вторых, это обычно табун лошадей одной деревни. Эти лошади знают друг друга с рождения, им не надо выяснять отношения.
Что касается того, что «были волки, которые могли до полусмерти перепугать копытных» - это городской миф. Лошади не боятся волков, к сожалению. Это большая проблема на Кавказе, где табуны постоянно страдают от нападений волков. Потому что лошади привычны к собакам и не реагируют на волка, пока не станет слишком поздно. Лет 10 назад в Серебряном Бору в Мск гулял недоумок с волчонком. Страшно понтовался – пока зверюга не выросла и не стала крайне неудобна в содержании. Тогда ее просто выкинули. Так вот, я подманила эту полуторагодовалую волчицу и притащила к нам на конюшню – больше некуда было. Ни одна из 15 лошадей никак не среагировала на волка. Они действительно не отличали от собаки. Лично наблюдала за этим неделю, пока волчицу не удалось пристроить. И, кстати, в ночное коней гоняли летом. А летом волки в стаи не собираются, живут парами и на крупную добычу не нападают.
На счет «буйных и ущербных». Во-первых, никто не содержал лошадь, нагружая ее час в день. Невыгодно. Половина тех, кто нам сейчас кажутся буйными, будут очень тихими, работай они с тогдашней нагрузкой. Что касается «ущербных» - планка требований была другой. Боюсь, на наш вкус 90% тогдашнего поголовья было бы ущербным. В среднем, даже если брать любительский сегмент, у нас сейчас лошади лучше, требования выше и ездим мы круче. Только хотим намного больше. Вот, например, возьмем конкур 1894 года. Для тех самых «господ офицеров» на тех самых строевых лошадях. Даже не рядового состава – офицерских! Маршрут – «конвертом»: по стенке и одно препятствие в центре манежа. Высота – 106 см. Ни одна лошадь не прошла чисто (победитель задел 6 препятствий из 14 и недопрыгнул канаву), дополнительная претензия к организаторам: препятствия должны быть одинаковыми и в дни, когда всадникам дают возможность потренироваться (да, на том же маршруте, а еще он заранее напечатан в газете), и в дни состязаний. А тут организаторы выкрасили верхнюю доску забора белой краской прямо в день соревнований – а ведь лошади и всадники не видели ранее белой доски! И зеленая изгородь была другой формы! Поэтому половина лошадей обнесла. Вот чес-слово, это репортаж о соревнованиях из газеты. Могу даже ссылку на скан дать. Вот вам, пожалуйста, уровень требований и подготовки. 106 см, без нормы времени (повороты – хоть шагом), маршрут известен заранее, никто не прошел без штрафных, да еще и крашеной палочкой пугать лошадей нечестно. Ах, как круто. Какие выезженные лошади. А может, «какие низкие требования»?
А как насчет того, что кучера настолько регулярно не справлялись с тройками, что троечная запряжка была запрещена в городе под угрозой немедленного изъятия одной лошади в пользу казны, а кучера – на 20 лет в армию? В повороты не вписывались и людей давили.
И в армейский ремонт с трудом набирали нужное поголовье хотя бы двухвершковых лошадей (то есть, 2 вершка сверх 2 аршин – 151 см). Приличных лошадей не хватало, а заводчики что-то как-то не справлялись, лошадей сплошь и рядом за границей закупали. Кирасирских, к примеру. Основное поголовье – мелкое, и паршивого качества. А это я к чему? Это я к тому, что чем меньше параметров, по которым идет отбор – тем отбор успешнее. Так что если мы хотим и рост, и экстерьер, и резвость, и прыжковые качества и еще характер конфетный – у нас будет получаться плохо по всем пунктам. Приходится выбирать: шашечки или ехать? Хотим выносливость, крепкое здоровье и низкую себестоимость? Пожалуйста. Только прыгает метр, ростом полтора и белой доски боится. Хотим, чтобы прыгала 130, ростом 170 и досок не боялась? Пожалуйста! Доски не боится, всадника тоже (в силу чего периодически переспрашивает «ты хто и почто на меня залез?»), ростом 170, зато подножный корм не ест, прыгает 130, зато лечи на каждый чих. Резвость? Пожалуйста! Ах, вам еще и экстерьер? Тогда извините. Поэтому стандартбредные рысаки резвее орловских – у них никогда не было отбора по экстерьеру. Зато орловцы красивше. И всё. И никуда из этой вилки не денешься. Хотим крупных-красивых-спортивных? Не вопрос. Чем-то приходится жертвовать. Хотим плюшевую? Тоже не вопрос. От чего откажемся?.. Но соблюсти все условия разом ни один заводчик не сможет. А сейчас от заводчика требуют в первую очередь рост, экстерьер и спортивные качества. А там, где требуют плюшевость (есть и такие породы), нет движений, прыжка и роста.
 
Канарейка написал(а):
Так аристократы - люди не бедные были! :lol: Могли себе позволить не ездить на том, что совсем "без крыши"? А уж куда ЭТО девать - вопрос второй... :mrgreen:
Не бедные. Но графу Л.Н. Толстому его единственно приличную лошадь (тракен, убей не помню кличку) подарили... А так - ездил он на чем сильно попроще. Мож потому и позволяли себе лошадей "без крыши"? Оно-ж однозначно, дешевле...
 
По поводу отношения лошадей к волкам. Не всё так однозначно было. Я читала воспоминания о поведении косячных жеребов в степи - они очень даже волка от собаки отличали. Другое дело, что обычно не убегали от волка. а наоборот. Шли убивать. И волки старались одиночно к таким косякам не приближаься, понимали, что кончится не в их пользу.
И воспоминания о встрече конных людей в наших среднерусских лесах, когда лошадь, чуя волка, потела до мыла в секунды, начинала храпеть, беспокоиться. По этому поведению люди понимали, что рядом волки, хотя самих зверей ещё видно не было. И бывало, что испугавшись близости волков лошадь хватала на унос и неслась через лес сломя голову. У Бутовича читала, как ехал он в санях через лес и недалеко от деревни проснулся от того, что его рабудил извозчик со словами о волках. И что надо непременно ехать шагом, иначе смерть: волки тут же бросятся и разорвут и лошадь и людей. И как извозчик удерживал готовую понести лошадь, а волки крались рядом.
Изнеженные конюшенным содержанием, понятно, могли просто не знать, что такое волк, и чем он отличен от собаки. :roll:
 
Н.Лесков,"Очарованный странник". Есть несколько моментов на тему "как оно было". Да и вообщем,интересное и красивое произведение,как на мой вкус...
 
Гаврик написал(а):
Не бедные. Но графу Л.Н. Толстому его единственно приличную лошадь (тракен, убей не помню кличку) подарили... А так - ездил он на чем сильно попроще. Мож потому и позволяли себе лошадей "без крыши"? Оно-ж однозначно, дешевле...
Мне кажется "попроще" не то же самое, что "без крыши", а "позволяли себе" не равнозначно "вынуждены были". Это я про аристократов. :D
Мы вот тоже "позволяем себе", иногда даже немного лишнего, :lol: но для большинства из нас лошади - хобби, а не единственное средство передвижения.
 
Сверху