Что-то, чем дальше я смотрю на школу, тем меньше мне все это нравится... Какой-то безумный механизм, где каждая деталь, вроде бы, работает понятно и логично, а все вместе - мухи, вперемешку с котлетами.
А когда к этому фаршу добавляется человеческий фактор, все только усугубляется. А когда у этого человеческого фактора взгляды на жизнь и воспитание детей разительно отличаются от твоих...
Удивительно, насколько же главное в любой системе - казаться. Казаться правильным. Все должно быть образцово-показательно, а что там внутри происходит... А ничего не происходит - видите, снаружи все отлично. А чтобы было понятнее, мы приклеим ярлык. Маша, вот, у нас отличница и умница. Костя - болтун. Никита - своевольный. Паша всегда опаздывает. Всегда! Ты понял, Паша?
И честность. Дети должны быть ясны и честны.
- Ты любишь делать уроки, Никита?
- Нет, мне скучно их делать.
- Все слышали? Никита не любит учится, не осознает своих обязанностей, не развил своих обязательных навыков и не соответствует уровню второклассника. Будет бомжом. И Лукас тоже. Ему скучно уроки делать.
Вот интересно мне, почему такой страх перед правдой? Почему бы просто не согласится с мнением ребенка о том, что ему скучно делать уроки. Конечно скучно. Я не знаю ни одного, который предпочел бы сидеть за домашним заданием, а не пойти гулять\есть мороженное\играть в игры\болтать с друзьями. Более того, ребенок, с воплем нетерпения открывающий дневник с домашним заданием, трясущимися от возбуждения руками открывающий длинный список словарных слов (челнок, анкета, брюнет, партнер, бюллетень...) и с ликованием принимающийся подчеркивать орфограммы и выделять суффиксы возбудил бы у меня подозрение. Все дети делают уроки. Потому что им объяснили, что они должны. Кто-то делает их быстро и спокойно, кто-то часами и со скандалами, кто-то аккуратно выводит каждую закорючку, кто-то ненавидит считать и больше любит чтение... Но осознание того, зачем и для чего все это требуется приходит значительно позже. Наверное, уже в институте, потому что до этого дети учатся сначала "потому что мама сказала" и "чтобы поступить в институт". Ну и в армию многим не хочется, да. Я не верю, чтобы здорового ребенка мог искренне интересовать фонетический разбор слова и деление дробей. Однако, все они делают свою работу. Задвинув свои желания в дальний угол головы, они старательно выводят проверочные слова для безударных гласных в корне. Но нет. Этого мало. Они обязаны с радостью, уверенностью и возбуждением садится за уроки. Как пионеры из советских книжек.Посмотри вокруг. Видишь? Все радуются. А если этой радости у тебя нет - ты плохой.
И у ребенка появляется дивный выбор - сказать правду и стать плохим, или соврать и тоже стать плохим. На мой взгляд, чудесная альтернатива!
Или дивное, твердокаменное убеждение в том, что дети учатся словами. Много слов. Очень много слов. Так много, что смысл теряется уже со второго сложноподчиненного предложения, изобилующего метафорами и эпитетами. А потом короткое, но очень емкое: "НЕ ОРИ!!!!!" "НЕ СМЕЙ ОРАТЬ!" - кричит учитель. Чему учится ребенок? Можно, конечно, предположить (особенно, если вы закоренелый бихевиорист), что ребенок научится не орать. Однако, с больше вероятностью он вынесет из этого, что большой, взрослый и сильный может орать на маленького и слабого, когда этот маленький чем-то ему досадил. "Нельзя бить маленьких!!" - кричит мать, шлепая по попе старшего ребенка. Вывод?))
Или не менее дивный вопрос: "зачем вы пришли в школу?!" Они уже научились отвечать, потупив глаза и придав лицу стыдящееся выражение "чтобы учится". Но ведь у детей не было выбора, это же очевидно. Зачем спрашивать? Или вот еще, более вкусное: "зачем ты родился в этой стране?!" Ну, конечно, только затем, чтобы стать достойным гражданином, не осрамить и не опозорить честь родины незаправленной рубашкой или расстегнутым манжетом... Потому что именно с этих мелочей и начинается распад личности. Сначала лень делать уроки, потом растрепанные волосы и незастегнутый ворот и вот! Пожалуйста! Перед вами распоясанная личность, которая через год-другой превратится в Мишку Квакина, а то и в Мальчиша-Плохиша... Ты со мной не согласен? Так вот, я лучше знаю, о чем ты думаешь. Думаешь, ты самый умный тут и правила не для тебя, да?
Кстати, вообще кто-нибудь когда-нибудь действительно так про себя думал?
Почему-то зачастую, учителя предполагают в детях самые худшие, самые низкие мотивы. И судят их поступки исходя из своих предположений. И осуждают ребенка, личность, вешая ярлык.
Простой пример, ребенок забыл дома пенал. Обнаружив это в школе, ребенок испытывает дискомфорт. Учитель обзывает его "слабым звеном класса" и читает длинную тираду о звеньях и цепях. И об альпинистах, из-за забывчивости одного из которых, вся связка упала в пропасть. Когда я представляю себя на месте ребенка, я переживаю жуткую боль. Страх, стыд... ненависть к себе. К учителю. К школе. Хочется исчезнуть, уйти, потому что слабому звену не место в крепком коллективе. Безусловно, я не забуду пенал на следующий день. Из страха. Жуткого, панического страха быть изъяном.
И вот это... ммм... несколько нездоровое на мой взгляд придание излишней эмоциональности "просто банану" меня в школе так сильно и удручает. Потому что на мой взгляд, детей следует учить решать проблемы (в том числе и коллективно). Хотя, будучи предоставленными самим себе, они обыкновенно справляются. Не будь учительницы в классе, держу пари, 90% учеников предложили бы "забывашке" свои запасные письменные принадлежности. Без эмоциональной нагрузки. И забывашка сам, первый протянул бы руку помощи следующему несчастливцу. Потому что ему помогли. Однако же, учителя, исходя из аксиомы "ребенок - неорганизованное существо, от которого всегда надо ждать наихудшего", верят, что тот непременно воспользуется их слабостью, сложит ручки-ножки и не захочет ничего делать.
В результате, в школе есть место для кого угодно... Для отличника, двоечника, хорошиста, неряхи, аккуратиста, шалопая, ботаника... Есть место для образовательной и психологической программы, для отчетов по конкурсам и проведенным мероприятиям, есть место для олимпиад и конкурсов, есть место даже для забытых вещей. Но только не для ребенка. И мало, очень мало учителей, которым был бы интересен сам ребенок. Обычно таких один или два за всю школу, которые запоминаются как Учителя. Которые умеют слушать, и которым действительно интересно, что ребенок думает. Которые могут поспорить, если не согласны, но не унижать. Они часто обращаются к детям на "вы" и почти никогда не повышают голос. Которые весело признают свои ошибки и промахи, которые умеют проигрывать ребенку.
Потому что дети учатся не сколько даже по поведению... Сколько эмоциональному состоянию, эмоциональному реагированию взрослого в той или иной ситуации. И если взрослый истерит и переживает, дети истерят и переживают. Если взрослый делает вид, что спокоен, дети учатся делать вид. Если взрослый часто критикует, дети учатся осуждать.
При этом дети держатся до последнего, перенося свою нелюбовь и обиду с учителя на его предмет, на школу, на раздевалку... Никитос вчера пришел очень грустный.
- Мам, помнишь лопаточку, которую я выжигал в подарок Алене Васильевне? Она мне сегодня ее вернула.
- Да?
- Угу. Я не хотел писать в тетради по окружающему, а она достала лопатку и вернула перед всем классом! Сказала, что ей она не нужна, хоть она и красивая.
- Ох, Никита ...(сдерживаюсь, чтобы не ругнуться матом, что я думаю)))). Я бы, наверное, расплакалась, если бы мне вот так вернули подарок.
- Угу((((.... А я бы обрадовался!!!
- ??!!!
- Мам, помнишь, мы Андрюше большую пожарную лего-машине подарили? Когда у него два одинаковых подарка получилось? Вот бы он мне мой вернул... Я бы так обрадовался...
Они явно сильнее, чем мы думаем