Краткое руководство к исправлению дурноезжих и порочных лошадей
ЖДАНОВ Г. С. Ст. берейтор Придворной конюшни
...
В начале исправления я рекомендую обращаться с лошадью ласково, оглаживая и прикармливая её хлебом или сахаром (только не момент её сопротивления).
В данном случае можно почти наверное предполагать, что лошадь усвоила дурную привычку вследствие озлобления, которое внушено ей дурным обращением человека, т.е. или со стороны лица, ездившего на ней или того, кому был поручен уход за нею. Следовательно, прежде всего лошадь должна быть поставлена в лучшие условия как относительно ездока, так и конюха, ухаживающего за ней. Не редко случалось, что только перемена конюха влияла благоприятно настолько, что лошадь делалась смирна, доверчива и бросала свои дурные привычки,
Опытный хозяин всегда внимательно осматривает свою лошадь, следя за тем, что не окажутся ли на её теле следы побоев, так, например, вздутия припухлости от удара палкой, рубцы от удара плетью или хлыстом или же царапины от ударов скребницей. Если таковые признаки найдены на теле лошади, то конюх должен быть немедленно отставлен от ухода за нею.
Прибегнуть к более строгим мерам можно только в том случае, когда обучающий убедился путём долгих опытов, что мера кротости и ласковости не подходящее в данном случае. Никогда не следует торопиться прибегать к строгим мерам, так как лошадь, сильно озлобленная дурным обращением (особенно кровная), иногда очень долго не только не поддаётся на ласковость, но даже враждебно относится к этим ласкам (прижимает уши, хватает зубами или старается ударить ногой).
Случается, что по прошествии нескольких месяцев лошадь начнёт успокаиваться и относиться дружелюбнее к человеку. Кроме того, я должен добавить, что строгие меры очень рискованны, когда приходится дело иметь с чистокровной лошадью, которая вообще легко возбуждается и требует более мягкого обращения с собой.
После всего мною изложенного становится ясно, что для исправления лошади с недостатками, происшедшими вследствие озлобления, требуется только спокойная и правильная езда и стараться не доводить лошадь до раздражения чрезмерными требованиями, которым она ни коим образам не подчинится раньше полного своего успокоения.