Так вот... Как уже было сказано, плачевным состоянием копыт и хромотой на обе передних ноги трудности не были исчерпаны. Увы, с этого они только начались.
В один августовский день, в самом начале месяца, мы с Сенди приехали пораньше днём, вскоре после того, как лошадей кормили обедом. Моего как раз выпустили гулять, но он почему-то не приветствовал меня, как это бывало обычно, радостным гугуканьем, а просто стоял в центре левады и смотрел. Хм... Ну, может быть, сонный. Однако, подойдя и присмотревшись, мы оба поняли, что ему не по себе. Послушали: в животе полная тишина. Морковку не ест. Колики.
Как раз только начинались. Повезло, что Сенди приехала со мной; в конюшне был только конюх Сафар, а что надо делать в таких случаях мне было тогда абсолютно неизвестно. Стали отшагивать беднягу и названивать всем ветеринарам, чьи телефоны нашли. Колоть его самим не представлялось возможным, т.к. мы не знали - где искать лекарства; проводить обыск в единственном шкафу как-то не пришло в голову; шкаф был общий на всех частников, только поделены полки, у нас своих нужных в такой ситуации лекарств не было (неуд нам конечно за это, обоим), рыться в чужих вещах не стали, а до ближайшей аптеки ехать было с полчаса минимум, так что рассудили, что срочно вызываем доктора, а если в течение 15 минут не сможем найти такого, кто приедет в течение часа, то я стартую в аптеку. К счастью оказалась свободна Вика Алекперова, обещала в течение часа быть, остальные были далеко и могли помочь только инструкциями по телефону.
Бокал пытался улечься прямо на ходу, так что шагали мы его все втроём, периодически заставляя держаться на ногах; были моменты, когда он брёл, опираясь мне на плечо головой. К приезду доктора Бокалу полегчало, наверное всё оказалось не так плохо потому, что застали мы Бокала в самом начале недомогания. Вика приехала, проверила бедолагу, убедилась, что опасность больше не грозит, дала рекомендации, рассказала что мы должны всегда иметь под рукой, даже сама нам список составила... И проверила корм. Нда... Оказалось, что лошадей кормили концентратом для КРС. :evil: А ведь владельцы конюшни, показывая её Сенди как потенциальному тогда постояльцу, козыряли каким-то импортным кормом. Оказалось, что тот мешок, скорее всего, был показушный и в единственном экземпляре; проверив корм, ничего кроме корма для КРС мы не нашли, увы. Вечером приехали хозяева конюшни и к шоку от открытия с кормом добавился шок от открытия новых сторон вроде бы известного человека.
Никогда ещё наверное на меня так не орали. Нас с Сенди отчитали как серъёзно провинившихся школьников, что "не хрена было названивать ветеринарам! Зачем вы вызвали ветеринарааа??!!! Надо было срочно звонить мне! Здесь есть всё необходимое!". Подозреваю, что тот ор был вызван не беспокойством за здоровье моего жеребца, а случайно открывшейся правдой по поводу корма, так как "зачем вызвали ветеринара" повторялось несколько раз и было в общем главным мотивом этих "воплей Видоплясова". Также нам была прочитана познавательная лекция о том, что этот корм ну просто ужжасно "крутой и столько бабок стоит, да вы бы знали какой он дорогой!"Т.е. дороговизна - показатель качества, невзирая на то, что он для лошадей не предназначен, так что ли? После этого мы в очередной раз потребовали обещанный когда-то овёс. Но в ответ, как говорили в 90е, нас только продолжали "кормить завтраками": "завтра будет", "ой, повезли уже, но машина сломалась" и т.д. Да ещё и начались перебои с сеном и опилками - тоже то машина сломается, то ещё что. А мы в итоге стали покупать своим овёс сами, и дополнительно Биотеховский корм "Импульс-Лайт"; и через некоторое время другие ЧВ собравшись вместе, учинили конюху форменный допрос: "а чем таким этих кормят, что другие по сравнению с ними - доходяги?".
Гоша (Голсуори) примерно в те же дни (возможно, я немного путаюсь с хронологией, всё-таки два года прошло) тоже добавил хлопот своей хозяйке.
Хотя, конечно, справедливее будет сказать, что это конюшня нам добавила хлопот с конями, а не они сами. Гоша травмировал ножку, едва зажившую после удара о торчавший из ограды в леваде саморез. И та травма то была серъёзной, всё-таки вена была порвана, а тут ещё хлеще. И опять виноват саморез треклятый. Как это произошло: Сенди мыла ему ноги из шланга у коновязи; процедура для него была не нова и не являлась неприятной, а скорее даже наоборот (ну ещё бы, ведь во время мойки щедро кормили морковкой и гладили нос), но для надёжности мы привязали чомбур к перекладине коновязи. Гоша, парень очень подвижный и любопытный, заинтересовавшись чем-то, поднял голову повыше и повернулся; чомбур натянулся.... и от коновязи легко, без треска, отделилась перекладина, здоровенный брус квадратного сечения, весом килограммов 30, не меньше. Она, оказывается, была прикреплена к опорам маленькими саморезами наискось, вроде тех, которыми в автомобилях крепят пластик в салоне, т.е. держалась примерно так, как если бы её приклеили соплями. Гоша, естественно, испугался и рванулся. Бревно, висящее на чомбуре, за ним. Гоша начал метаться по территории, бревно при этом колотило его по ногам. В конце концов он побежал к леваде, в которой гуляло несколько лошадей, недалеко от которой и был выловлен подкравшейся Сенди. В воспоминаниях он уж попутался у меня с Бокалом, который однажды, вырвавшись из левады, как раз и взобрался на кучу строительного мусора, сваленного у ограды и провалился в неё задней ногой, застряв между железяк. Выбрался сам, выманивали ведёрком. Нога Гошина очень сильно распухла, пострадавший избегал на неё опираться. Заездка прекращалась на неопределённое время. На следующий же день мы вдвоём на работе засели за Интернет в поисках хорошего хирурга и рентгенолога и вышли таким образом на Кирилла Мануйлова, о котором было множество хороших отзывов. Вызвали. Ждали мы его долго, недели полторы, из-за того, что где-то на вызове он попал в конюшню с подозрением на инфекцию и с неделю вообще никуда больше не ездил, пока не убедился, что подозрения не оправдались и он никому не занесёт заразу. И вот поздним вечером обоим нашим питомцам сделали рентген, а заодно Сенди помогла возиться с украинским верховым, Ирбаном, которому Кирилл пилил зубы. Рентген показал, что у Гоши трещина в сезамовидной косточке. Никаких нагрузок, только прогулки и через две-три недели, а лучше месяц только шаговая работа. Также Кирилл прописал Гоше на две недели мазь для ноги, вроде даже по своему собственному рецепту, точно не знаю, её надо делать самостоятельно, по его инструкции, из нескольких компонентов. Мазь оказалась просто какой-то чудодейственной. И мне тоже не раз приходилось ей пользоваться - то палец прикусят, то вот прошлой зимой расгибатель на мизинце порвал; помажешь и через 15-20 минут при довольно серъёзной травме ни боли ни опухоли как не бывало.
Бокалу тоже сделали рентген, обеих передних ног, так как меня очень беспокоило нет ли у него ревматики. Оказалось, к счастью, что нет, просто подошвы очень тонкие. Было предписано делать расчистку по рентгену, кормить подкормками для улучшения копытного рога и даже была разрешена верховая работа в щадящем режиме, пока не произойдёт полное восстановление.
Гоша через неделю уже нормально опирался на раненую ногу, а ещё через две катал свою хозяйку шагом в леваде.
В полосе невезения появился хоть какой-то просвет.
Последним ударом была смена конюха. Как и почему это случилось уже написано двумя страницами ранее, добавлю только несколько слов о новом конюхе. Помимо того, что он сразу же заявил себя видите ли "господином Умаром", ни больше ни меньше, он в первый же день начал с того, что закидал в денниках какашки сеном, забыл напоить лошадей на ночь и не закрыл денник Ирбана. То же самое потом повторялось, если не выдавать ему нагоняев и не следить за его работой. Помимо этого лошадей он боялся, особенно жеребцов. Забирать их с прогулки они с женой ходили вдвоём: Умар забирал лошадь из левады, а его жена дубиной отгоняла остальных обратно в леваду, чтобы не выскочили. Заводил он коней в конюшню исключительно бегом. Мало того, как выяснилось, он ещё их и бил. Мы это случайно узнали. Как уже потом, перед самым отъездом, также случайно, узнали и то, что он и жену колотит. Сначала, в очередной раз приехав, мы обнаружили, что в леваде, в которой гуляет обычно Бокал, проломлена ограда. Причём не в ту сторону, которая смотрит на другую леваду или на тропу, по которой водят лошадей (ну мало ли, увидел кобылу и рванулся), а в сторону дома хозяев конюшни, до стены которого было едва ли два метра; и с чего, спрашивается, ему туда то ломиться? Скорее всего от страха, я других вариантов не вижу. Вечером появилось и подтверждение. Собрались погонять моего на корде, и вдруг выясняется, что он до жути боится бича и нападает на него. Мучались-мучались, тут подошёл этот "господин" фигов и говорит: "э, дай я покажу". Взял он бич и полез в леваду. Тут у Бокала сорвало башню просто; он развернулся к конюху передом, встал на вертикальную свечу (всего одну из двух, виденных в его исполнении за всё время, что мы вместе), заложил уши так, что их совсем видно не стало и со звериным рёвом бросился на конюха. Тот едва успел шмыгнуть под перекладиной из левады. После этого Бокал успокоился, но на бич реагировал неадекватно. Похоже, что конюх его как раз бичом и избил. На конюха он тоже впоследствии нападал; в основном при мне, наедине же он терпел его как-то ещё, а если конюх подходил к нему в моём присутствии, то Бокал закладывал уши, оскаливался и разворачивался к конюху задом, так, чтобы при этом ещё оттереть и прикрыть от него меня. Как-то мы вдвоём с конюхом подошли к деннику Бокала; не успели открыть дверцу, как перед носом конюха свистнула в воздухе нога. Он предупреждал; если бы хотел врезать, то врезал бы, так как бил он без промаха, если надо. Один раз пришлось в этом убедиться; к нам привезли нового мерина, весьма злобную тварь такую... Мерин этот в первый же день уделал тихого и безобидного Ирбана, да так, что у того лоскуты кожи висели на ногах и весь был в кровище. С этого же дня, Бокал, натура к несправедливости весьма чувствительная. ставший свидетелем потасовке, невзлюбил этого Птеродактиля (такое прозвище мы дали новому поселенцу за его рёв звероящера, которым он по вечерам иногда оглашал окрестности), а тот кидался на Бокала всякий раз как мы проходили мимо его денника и норовил вцепиться зубами. Каким же он жеребцом был, если мерин такой? :shock: И вот как-то раз, Бокал спокойно так прошёл мимо беснующегося Птеродактиля, ничем не выказывая своего настроения, а поравнявшись попой с его денником чуть притормозил, выждал момент, когда тот максимально высунул морду и молниеносно припечатал ему ногой в шнобель. Птеродактиль на Бокала больше батон не крошил, только выломал один раз дверь своего денника с петлями, когда его подругу на работу увели, и снял один раз развязки, но это уже другая история, да и конь чужой.
А по поводу битья коней... нам потом по секрету одна соконюшенница сообщила, что приехав и выгружая вещи из машины, она слышала какой-то шум и крик лошади в конюшне; что там было - она не видела, не застала так сказать, но дверца денника напротив Бокала была погнута, а рядом стоял злополучный конюх. Вот так...
С появлением нового конюха мы уже стали присматривать новое место постоя.
А последней каплей стала пропавшая у Сенди подпруга. Седлали Гошу, всё готово, хвать - а подпруги нет! Нигде нет. Хозяева конюшни были у себя в доме, мы позвонили им - спросить, что они об этом знают. Получили отповедь от хозяйки, что "сколько раз вас просить - не фиг вообще звонить после 8 вечера, я отдыхаю! Подумаешь, подпруга, фигня какая! Возьмите любую". Около 9ти часов вечера было. Потом она вышла и заявила нам примерно следующее: "раз вам всё так не нравится, то вам корм не тот, то вещи пропадают, то конюх плохой, тогда со следующего месяца постой для вас будет дороже!". Если честно, то очень большое было искушение послать её куда подальше в ответ, но ведь кони же наши там пока жили; мы промолчали и твёрдо решили, что оттуда надо валить. И мы стали искать новое место. О поисках уже в следующий раз.
На этом Хаустовский период в нашей истории подходит к концу. Сейчас вот смотрю на написанное и думаю: "как же всё там ужасно было, неужели и правда вот так?!". Ну, тогда всё казалось, что это временно и мы решим проблемы, хозяева конюшни пересмотрят отношение к постояльцам, ликвидируют косяки в постройках, купят нормальный корм, конюха перевоспитаем и т.д. и т.п. Кроме того, там красивые места, недолго ехать... Хотя... Грунтовка от шоссе до конюшни наверняка на всю зиму непроезжая, потому что никто там зимой не живёт и не бывает в посёлке, там и летом три дома жилых только, остальное на продажу; с лошадью тоже работать негде - небольшая левада с песком, да двор с круговой тропинкой и газоном в центре, на который если заступишь, даже ногами, не обязательно на лошади - раздавался вопль: "хватит топтать газоны! Идите в поле заниматься, чем вам там плохо!". Эхх... Но, тем не менее, всё-таки было и хорошее; ведь с Бокалом мы именно там встретились; а сколько разных впечатлений ещё было: и прогулки на траву и как Бокал "сделал мне подарок" на день рождения, покатал меня шагом в поводу без седла в леваде, явно гордясь этим и красуясь перед другими лошадьми он громко ржал высоко задрав голову.
Да и таких классных специалистов, как Вика Алекперова и Кирилл Мануйлов, мы узнали тоже там; лучше было бы, конечно, пересечься с ними по другому поводу, но увы... Хорошие врачи и ветеринары относятся к тем людям, которых приятно, конечно, видеть, но уж очень не хочется иметь повод их вызывать. :roll: Не раз они оба нам ещё помогали советом; Вика даже по телефону осенью практически спасла моего Бокала, расскажу потом отдельно.