Warlon
Pro
Чагорта. 6. (Окончание)
От Чагорты до Элисты около 40 километров по степи до трассы и ещё 40 по трассе, и времени в запасе у меня ещё было достаточно, т.к. выехать обратно в Москву нужно было незадолго до заката, чтобы основную часть пути ехать в ночь по свободным дорогам с минимальным количеством патрулей, засад частников с камерами видеофиксации, фур и тихоходов.
Элиста
Я обычно не люблю в незнакомом месте выглядеть ротозеем-туристом, привлекая внимание, и стараюсь как можно быстрее освоиться, знакомясь с местностью самостоятельно, уточняя интересующее с помощью наблюдений, изучения объявлений, общения, мобильного интернета и т.д. и т.п.
Так интереснее – увидишь и узнаешь не то, что отсортировали и приготовили турфирмы и гиды, а намного больше и при этом самостоятельно определяешь , что хочешь увидеть, а маршрут и график перемещений ни от кого не зависят. Да к тому же в этот раз и некому было мне показывать город.
Похоже, маскироваться под местного у меня неплохо получилось, если уже через час пребывания в столице Калмыкии у меня люди по виду явно местные спрашивали как куда либо пройти и прочее и очень удивлялись, что я не могу им помочь.
Например, какой-то местный водила с грузовика, калмык, спросил меня:
- А где тут найти кафе такое… ну оно такое.. (жест руками типа: «памятник там - мужик в пинжаке и дерево вот такое»)… Ну там обеды ещё хорошо готовят. Ну тут близко где-то, в этих кварталах, давно не заходил, точно не помню.
- Не знаю такого, вот есть там вон столовая.
- Нет это не та».
- Ну тогда не знаю.
- Да ладно… как это?!
Тут мне вспомнилось как когда-то в Таиланде одна наша русская тётка с двумя набитыми сумками допрашивала нас (попробую передать русским по белому её неповторимое обращение):
- Cорьте, вэр из тут здесь зе пицца? Пицца! (И руками круг показывает).
- Поверни за угол пройди сто метров и там за углом она и будет.
Она не врубается совершенно, смотрит не меня во все глаза и как бестолковому объясняет, показывая рукам круги:
- Пицца, пицца! Вэр из тут здесь дер пицца?
Или там же, в Таиланде, вечером, двое подвыпивших соотечественников, чуть не попавших мне под скутер, шатаясь по проезжей части, чертыхались вслед: «Да как же задолбали эти китайцы!»
Элиста - город небольшой, но многолюдный и активный. Народу на улицах много, движение интенсивное, даже пробки бывают. Архитектура и планировка своеобразные. Элиста напоминет небольшой областной город типа Коломны, Ржева или Твери, большинство домов постройки примерно 50-60х годов 20в, по 4-5 этажей. Множество частных домиков в черте города. Но есть и новостройки высокой этажности, причем в отличие от Москвы, в старой части города они как-то не выпячиваются, не мозолят глаза, выглядят аккуратно, гармонично стоят на своем месте. А больше всего их, конечно, на окраинах; город расширяется, растёт. Что такое наша пресловутая московская точечная застройка – там, конечно, пока ещё не знают.
В центре города улицы отремонтированы, благоустроены. Множество буддийских пагод, попадающихся подчас в самых неожиданных местах; например, во дворе рядом с детской площадкой или перед торговым центром на парковке.
Также запомнились несколько памятников: конечно же, «конные», на которые машинально обращаю внимание, как и на всё, касающееся конной тематики)). Из таковых, безусловно, самый-самый – Золотой Всадник, при въезде в город со стороны Волгоградской трассы, один из символов Элисты и самый большой позолоченный памятник в Европе.
И ещё конные памятники:
Генералу Городовикову О.И., герою СССР
Памятник Убаши-Хану, последнему калмыцкому хану из рода Кереитов, участнику Русско-Турецкой войны, который пытался репатриировать соотечественников на земли бывшей Джунгарии.
Ещё запомнился памятник Остапу Бендеру. И есть даже Проспект О.Бендера. Почему в Элисте вдруг? Да потому, что, как мы помним из произведения Ильфа и Петрова, великий комбинатор обещал превратить захолустный городок Васюки в шахматную столицу мира Нью Васюки, а Элиста как раз была объявлена таковой столицей первым руководителем Калмыкии в постсоветский период, Кирсаном Илюмжиновым, бывшим одновременно председателем Международной Федерации Шахмат. В 1998 году там даже провели шахматную олимпиаду, к которой выстроили Сити-Чесс-Холл (дворец шахмат) и район Сити-Чесс (Город Шахмат). Прогуляться по Сити-Чесс с фотоаппаратом мне, к сожалению, не хватило времени. Фото памятнику товарищу Бендеру стащено в Интернете. Кстати, обратите внимание, в руке товарищ О.Бендер держит шахматного коня, так что памятник в каком то смысле тоже на конную тематику, косвенно.))
Но, разумеется,главнаяи самая известная достопримечательность Элисты – храм Будды Шакьямуни, тот самый, который так настоятельно рекомендовал мне посетить Чемидов.
Ворота храма
Здание храма
Главный вход
На прихрамовой территории
В республике основная религия – буддизм. Григорий Бадмаевич рассказывал, что предки калмыков – джунгары, которых когда-то выжили с исконно-родных земель монголии манчжуры, разгромившие Монгольское Джунгарское ханство, а Российская империя в 17м веке предоставила беженцам землю и защиту, так и образовалась Калмыкия. Джунгары – это не племя, не национальность, это союз племён, таких как ойраты, калмыки и другие, называющийся по названию ханства. За 4 сотни лет в России они совершенно ассимилировались, говорят по-русски абсолютно безо всякого акцента, у них очень популярны русские имена, но свою культуру и религию они сохранили. Впоследствии их выселяли с земель Калмыкии при Сталине, в 1943м году, а в 90х годах реабилитировали.
В храме Будды Шакьямуни меня встретили тепло и приветливо, как будто давно ждали. Показали где можно оставить обувь (в буддийских храмах принято разуваться и оставлять обувь у входа, и, кстати, ни в Таиланде ни здесь ничего не прячут и не запирают, не было ни одного случая, чтобы чья-то обувь пропала).
И тут странности продолжились. Откровенно радуясь , с широкой улыбкой во всё лицо мне говорят:
- Итак, Вы прошли трудный путь и наконец снова обрели друга, с чем мы вас мы сердечно поздравляем, проходите в зал, поблагодарите Будду, и отдохните, ведь это был очень трудный путь поиска и надежды.
И откуда они что знают и о чём… Мда.. В состоянии некоторой удивлённой прострации захожу внутрь.
В зале было несколько монахов и настоятель, они строили макет храма из песка к какой-то международной презентации; показали свою работу, побеседовали со мной о том о сём, как говорится «за жизнь» и угостили травяным чаем со сладостями и плюшками собственного изготовления. Хорошие, как сейчас принято выражаться – позитивные, живые люди, интересные собеседники, не истуканы-отшельники и не замороченные. Только слишком уж проницательные и поэтому немного трудно с ними общаться – постоянно хочется спросить да откуда вы всё знаете то? Поначалу некомфортно, но потом, поняв их добрые побуждения, начинаешь больше доверять, привыкаешь к такой беседе и это уже кажется вполне естественным и более не настораживает.
Потом, когда мы напились чаю и наговорились, меня отправили «общаться с Буддой» – т.е. пройти по возвышению перед статуей, а потом просто посидеть в зале или постоять перед гигантской статуей Будды, отключившись от повседневности, от бытовых мыслей, выключив непрерывный внутренний диалог и попытаться мысленно выразить чувство благодарности. Я не знаю, как у меня это всё получилось или не очень, но, что интересно – как бы в ответ по спине побежали мурашки, ощущался прилив бодрости и одновременно такого вселенского спокойствия и уверенности в будущем; возникло ощущение как будто кто-то кто-то сказал – всё будет хорошо, ступай и мир тебе, приезжай ещё.
На прощание мне выдали заговорённый в Тибете оберег на шею для коня, примерно как аладжа, только с узелками и намного тоньше, простая плетёная из нескольких красных шерстяных нитей. А я, набравшись наглости, выпросил еще две ( три же у нас коня), которые мне , посовещавшись, также решили выдать.
Посещение храма и прогулка по его территории оставили, конечно, неизгладимое впечатление.
Однако уже пора было подкрепиться и выдвигаться в путь домой.
Как раз недалеко было кафе традиционной национальной кухни. На обед предложили калмыцкие пельмени из баранины и котлеты какие-то с пряностями и травами. А также, хитровато как-то улыбаясь, спросили: «и конечно калмыцкий чай?»
- Обязательно. (Не чуя подвоха….) ,
А подвох то был))
Миска с непонятной жидкостью, про который мне сначала показалось, что это отдельно какой-то бульон для пельменей как раз и оказалась этим самым калмыцким чаем.
Это прессованный зелёный чай, заваренный на молоке с бараньим жиром и солью. Но это мне потом стало понятно, из статьи в Википедии и по картинке в зале, на которой были изображены калмыки за чаепитием. Хорошо хоть мобильный интернет под рукой и можно в такой вот ситуации быстро найти информацию, которая поможет понять, что к чему. Но зато какие лица были у персонала кафе, когда они услышали мой вопрос:
-А у вас варенья какого-нибудь к чаю нет?
- ??? Варенья??!
- Ага) Варенья…
Они так удивились, что я собираюсь пить это с вареньем, что выдали мне чуть не полбанки вишнёвого варенья совершенно бесплатно. А потом, сев недалеко за свободный столик, дружно смотрели как я этим вареньем заедаю чай.
Снова ситуация напомнила пару случаев в Таиланде. С острым супом Том Ям Кун, когда работники кафе сбежались смотреть, как в театре, как мы его едим (заказали именно поострее, они переспросили ещё – действительно ли нужен острый). А второй казус был прямо по Задорнову - с жидкостью для полоскания пальцев после чистки креветок, налитой в красивый бокал и принятой нами за персиковый компот, который мы с радостью выпили, видя на столе один сплошной нелюбимый нами обоими алкоголь . Мне ещё тогда вкус этого «компота» очень понравился – необычный такой, с перчинкой.
Возвращаясь к теме повествования, остаётся только добавить, что тем временем на город уже опускались сумерки и пора было ехать домой. К очень большому сожалению. Мало, конечно, два дня на такую поездку. Но зато сожаление разбавляло то, что дома меня ждал обретённый друг, ну и вообще вся наша тёплая компашка. На тот момент ещё пока кроме кобылки Аси. Она появилась чуть позже. Ещё когда мы ездили смотреть жеребёнка, она обоим нам с Сенди запала в душу и запомнилось как трогательно она прощалась со своим малышом. И вот примерно с месяц мы в секрете друг от друга обдумывали – как бы было хорошо, если бы так повернулись обстоятельства, чтобы эту кобылу заполучить; а в переписке с владельцами-заводчиками я написал, что и её бы забрали, если б были деньги. И тут приходит ответ: «забирайте, договоримся». Ну вот мы и договорились.
Опять я немного в сторону отвлекаюсь. В общем, обратный путь был немного грустноват, но лёгок, благодаря заряду позитива, полученному в гостях и тем, кто ждал меня дома. А как иллюстрация к этому – на дороге недалеко от Элисты стоял большой билборд с надписью: «счастья тебе, человек!».
И всё же я надеюсь, что обязательно туда ещё поеду. И Григорий Бадмаевич приглашает, не забываем, общаемся. Очень советует приехать весной, в пору цветения степных тюльпанов.
Да кстати хотя бы настоящий плиточный зеленый калмыцкий чай не могу здесь найти, так что придётся ехать))). И может быть ещё проскачу на ахалтекинце по степи навстречу Солнцу наперегонки с ветром…
От Чагорты до Элисты около 40 километров по степи до трассы и ещё 40 по трассе, и времени в запасе у меня ещё было достаточно, т.к. выехать обратно в Москву нужно было незадолго до заката, чтобы основную часть пути ехать в ночь по свободным дорогам с минимальным количеством патрулей, засад частников с камерами видеофиксации, фур и тихоходов.
Элиста
Я обычно не люблю в незнакомом месте выглядеть ротозеем-туристом, привлекая внимание, и стараюсь как можно быстрее освоиться, знакомясь с местностью самостоятельно, уточняя интересующее с помощью наблюдений, изучения объявлений, общения, мобильного интернета и т.д. и т.п.
Так интереснее – увидишь и узнаешь не то, что отсортировали и приготовили турфирмы и гиды, а намного больше и при этом самостоятельно определяешь , что хочешь увидеть, а маршрут и график перемещений ни от кого не зависят. Да к тому же в этот раз и некому было мне показывать город.
Похоже, маскироваться под местного у меня неплохо получилось, если уже через час пребывания в столице Калмыкии у меня люди по виду явно местные спрашивали как куда либо пройти и прочее и очень удивлялись, что я не могу им помочь.
Например, какой-то местный водила с грузовика, калмык, спросил меня:
- А где тут найти кафе такое… ну оно такое.. (жест руками типа: «памятник там - мужик в пинжаке и дерево вот такое»)… Ну там обеды ещё хорошо готовят. Ну тут близко где-то, в этих кварталах, давно не заходил, точно не помню.
- Не знаю такого, вот есть там вон столовая.
- Нет это не та».
- Ну тогда не знаю.
- Да ладно… как это?!
Тут мне вспомнилось как когда-то в Таиланде одна наша русская тётка с двумя набитыми сумками допрашивала нас (попробую передать русским по белому её неповторимое обращение):
- Cорьте, вэр из тут здесь зе пицца? Пицца! (И руками круг показывает).
- Поверни за угол пройди сто метров и там за углом она и будет.
Она не врубается совершенно, смотрит не меня во все глаза и как бестолковому объясняет, показывая рукам круги:
- Пицца, пицца! Вэр из тут здесь дер пицца?
Или там же, в Таиланде, вечером, двое подвыпивших соотечественников, чуть не попавших мне под скутер, шатаясь по проезжей части, чертыхались вслед: «Да как же задолбали эти китайцы!»
Элиста - город небольшой, но многолюдный и активный. Народу на улицах много, движение интенсивное, даже пробки бывают. Архитектура и планировка своеобразные. Элиста напоминет небольшой областной город типа Коломны, Ржева или Твери, большинство домов постройки примерно 50-60х годов 20в, по 4-5 этажей. Множество частных домиков в черте города. Но есть и новостройки высокой этажности, причем в отличие от Москвы, в старой части города они как-то не выпячиваются, не мозолят глаза, выглядят аккуратно, гармонично стоят на своем месте. А больше всего их, конечно, на окраинах; город расширяется, растёт. Что такое наша пресловутая московская точечная застройка – там, конечно, пока ещё не знают.
В центре города улицы отремонтированы, благоустроены. Множество буддийских пагод, попадающихся подчас в самых неожиданных местах; например, во дворе рядом с детской площадкой или перед торговым центром на парковке.
Также запомнились несколько памятников: конечно же, «конные», на которые машинально обращаю внимание, как и на всё, касающееся конной тематики)). Из таковых, безусловно, самый-самый – Золотой Всадник, при въезде в город со стороны Волгоградской трассы, один из символов Элисты и самый большой позолоченный памятник в Европе.
И ещё конные памятники:
Генералу Городовикову О.И., герою СССР
Памятник Убаши-Хану, последнему калмыцкому хану из рода Кереитов, участнику Русско-Турецкой войны, который пытался репатриировать соотечественников на земли бывшей Джунгарии.
Ещё запомнился памятник Остапу Бендеру. И есть даже Проспект О.Бендера. Почему в Элисте вдруг? Да потому, что, как мы помним из произведения Ильфа и Петрова, великий комбинатор обещал превратить захолустный городок Васюки в шахматную столицу мира Нью Васюки, а Элиста как раз была объявлена таковой столицей первым руководителем Калмыкии в постсоветский период, Кирсаном Илюмжиновым, бывшим одновременно председателем Международной Федерации Шахмат. В 1998 году там даже провели шахматную олимпиаду, к которой выстроили Сити-Чесс-Холл (дворец шахмат) и район Сити-Чесс (Город Шахмат). Прогуляться по Сити-Чесс с фотоаппаратом мне, к сожалению, не хватило времени. Фото памятнику товарищу Бендеру стащено в Интернете. Кстати, обратите внимание, в руке товарищ О.Бендер держит шахматного коня, так что памятник в каком то смысле тоже на конную тематику, косвенно.))
Но, разумеется,главнаяи самая известная достопримечательность Элисты – храм Будды Шакьямуни, тот самый, который так настоятельно рекомендовал мне посетить Чемидов.
Ворота храма
Здание храма
Главный вход
На прихрамовой территории
В республике основная религия – буддизм. Григорий Бадмаевич рассказывал, что предки калмыков – джунгары, которых когда-то выжили с исконно-родных земель монголии манчжуры, разгромившие Монгольское Джунгарское ханство, а Российская империя в 17м веке предоставила беженцам землю и защиту, так и образовалась Калмыкия. Джунгары – это не племя, не национальность, это союз племён, таких как ойраты, калмыки и другие, называющийся по названию ханства. За 4 сотни лет в России они совершенно ассимилировались, говорят по-русски абсолютно безо всякого акцента, у них очень популярны русские имена, но свою культуру и религию они сохранили. Впоследствии их выселяли с земель Калмыкии при Сталине, в 1943м году, а в 90х годах реабилитировали.
В храме Будды Шакьямуни меня встретили тепло и приветливо, как будто давно ждали. Показали где можно оставить обувь (в буддийских храмах принято разуваться и оставлять обувь у входа, и, кстати, ни в Таиланде ни здесь ничего не прячут и не запирают, не было ни одного случая, чтобы чья-то обувь пропала).
И тут странности продолжились. Откровенно радуясь , с широкой улыбкой во всё лицо мне говорят:
- Итак, Вы прошли трудный путь и наконец снова обрели друга, с чем мы вас мы сердечно поздравляем, проходите в зал, поблагодарите Будду, и отдохните, ведь это был очень трудный путь поиска и надежды.
И откуда они что знают и о чём… Мда.. В состоянии некоторой удивлённой прострации захожу внутрь.
В зале было несколько монахов и настоятель, они строили макет храма из песка к какой-то международной презентации; показали свою работу, побеседовали со мной о том о сём, как говорится «за жизнь» и угостили травяным чаем со сладостями и плюшками собственного изготовления. Хорошие, как сейчас принято выражаться – позитивные, живые люди, интересные собеседники, не истуканы-отшельники и не замороченные. Только слишком уж проницательные и поэтому немного трудно с ними общаться – постоянно хочется спросить да откуда вы всё знаете то? Поначалу некомфортно, но потом, поняв их добрые побуждения, начинаешь больше доверять, привыкаешь к такой беседе и это уже кажется вполне естественным и более не настораживает.
Потом, когда мы напились чаю и наговорились, меня отправили «общаться с Буддой» – т.е. пройти по возвышению перед статуей, а потом просто посидеть в зале или постоять перед гигантской статуей Будды, отключившись от повседневности, от бытовых мыслей, выключив непрерывный внутренний диалог и попытаться мысленно выразить чувство благодарности. Я не знаю, как у меня это всё получилось или не очень, но, что интересно – как бы в ответ по спине побежали мурашки, ощущался прилив бодрости и одновременно такого вселенского спокойствия и уверенности в будущем; возникло ощущение как будто кто-то кто-то сказал – всё будет хорошо, ступай и мир тебе, приезжай ещё.
На прощание мне выдали заговорённый в Тибете оберег на шею для коня, примерно как аладжа, только с узелками и намного тоньше, простая плетёная из нескольких красных шерстяных нитей. А я, набравшись наглости, выпросил еще две ( три же у нас коня), которые мне , посовещавшись, также решили выдать.
Посещение храма и прогулка по его территории оставили, конечно, неизгладимое впечатление.
Однако уже пора было подкрепиться и выдвигаться в путь домой.
Как раз недалеко было кафе традиционной национальной кухни. На обед предложили калмыцкие пельмени из баранины и котлеты какие-то с пряностями и травами. А также, хитровато как-то улыбаясь, спросили: «и конечно калмыцкий чай?»
- Обязательно. (Не чуя подвоха….) ,
А подвох то был))
Миска с непонятной жидкостью, про который мне сначала показалось, что это отдельно какой-то бульон для пельменей как раз и оказалась этим самым калмыцким чаем.
Это прессованный зелёный чай, заваренный на молоке с бараньим жиром и солью. Но это мне потом стало понятно, из статьи в Википедии и по картинке в зале, на которой были изображены калмыки за чаепитием. Хорошо хоть мобильный интернет под рукой и можно в такой вот ситуации быстро найти информацию, которая поможет понять, что к чему. Но зато какие лица были у персонала кафе, когда они услышали мой вопрос:
-А у вас варенья какого-нибудь к чаю нет?
- ??? Варенья??!
- Ага) Варенья…
Они так удивились, что я собираюсь пить это с вареньем, что выдали мне чуть не полбанки вишнёвого варенья совершенно бесплатно. А потом, сев недалеко за свободный столик, дружно смотрели как я этим вареньем заедаю чай.
Снова ситуация напомнила пару случаев в Таиланде. С острым супом Том Ям Кун, когда работники кафе сбежались смотреть, как в театре, как мы его едим (заказали именно поострее, они переспросили ещё – действительно ли нужен острый). А второй казус был прямо по Задорнову - с жидкостью для полоскания пальцев после чистки креветок, налитой в красивый бокал и принятой нами за персиковый компот, который мы с радостью выпили, видя на столе один сплошной нелюбимый нами обоими алкоголь . Мне ещё тогда вкус этого «компота» очень понравился – необычный такой, с перчинкой.
Возвращаясь к теме повествования, остаётся только добавить, что тем временем на город уже опускались сумерки и пора было ехать домой. К очень большому сожалению. Мало, конечно, два дня на такую поездку. Но зато сожаление разбавляло то, что дома меня ждал обретённый друг, ну и вообще вся наша тёплая компашка. На тот момент ещё пока кроме кобылки Аси. Она появилась чуть позже. Ещё когда мы ездили смотреть жеребёнка, она обоим нам с Сенди запала в душу и запомнилось как трогательно она прощалась со своим малышом. И вот примерно с месяц мы в секрете друг от друга обдумывали – как бы было хорошо, если бы так повернулись обстоятельства, чтобы эту кобылу заполучить; а в переписке с владельцами-заводчиками я написал, что и её бы забрали, если б были деньги. И тут приходит ответ: «забирайте, договоримся». Ну вот мы и договорились.
Опять я немного в сторону отвлекаюсь. В общем, обратный путь был немного грустноват, но лёгок, благодаря заряду позитива, полученному в гостях и тем, кто ждал меня дома. А как иллюстрация к этому – на дороге недалеко от Элисты стоял большой билборд с надписью: «счастья тебе, человек!».
И всё же я надеюсь, что обязательно туда ещё поеду. И Григорий Бадмаевич приглашает, не забываем, общаемся. Очень советует приехать весной, в пору цветения степных тюльпанов.
Да кстати хотя бы настоящий плиточный зеленый калмыцкий чай не могу здесь найти, так что придётся ехать))). И может быть ещё проскачу на ахалтекинце по степи навстречу Солнцу наперегонки с ветром…
Последнее редактирование: