Оксан, это обетный крест, очень много таких в лесах-полях Севера встречается.
Вот, понравилось, как написано.
Помимо церквей и часовен, в северном крае издавна вырезали и ставили под открытым небом деревянные кресты. Деревянные кресты сопутствовали жизни северян: кресты на могилах сельских кладбищ, на перекрестках дорог, посередине деревень и на берегах рек; кресты памятные, обетные, благодарственные, поклонные. Поклонные кресты с религиозными надписями или с вырезанными на них распятиями заменяли собою часовни. Такие кресты еще сохранились в Заозерье, Едоме, Юроме, Кельчемгоре. Их высота достигает очень больших размеров.
Обетные кресты возводились по обету, по "обещанию", в благодарность святым за "услышанные" молитвы или в честь какого-то события. Давался обет, в знак обета-обещания оставлялись символические предметы - жертвовались "на крест" отрез материи, полотенце, платок, куклы, деньги. Обетные кресты ставились при дорогах, в открытом поле, в лесу, на берегу реки или моря. До сих пор обетные кресты можно встретить в пинежских деревнях и в мезенских селениях.
Мезенский район является своеобразным хранителем деревянных крестов. Известны обетные кресты из Кельчемгоры конца XIX века, кимженские кресты, крест из деревне Семжа. По мнению А. Б. Пермиловской, научного сотрудника музея деревянного зодчества "Малые Корелы", возможно на Мезени существовало специализированное ремесленное производство деревянных крестов. Мезенские кресты отличались от крестов других районов Архангельской области.
Крест у д. Кимжа
(Мезенский район)
Типичный мезенский обетный крест - это восьмиконечный высокий, собранный из толстых хорошо вытесанных брусьев крест, криптограммы и надписи на нем делались высоким рельефом, а не вырезались в толще бруса. Также на Мезени зафиксирован интересный обычай - наследования крестов.
Кресты устанавливались на видном месте - будь то высокий берег реки, моря, перекресток, въезд в деревню или деревенская площадь - они всегда были видны. Поморские кресты стояли на берегах рек и морей. Массивные, величавые, высотой пять-шесть метров, эти кресты выполняли еще и навигационную роль. Под напором Белого моря некоторые из них перемещались, врастали в землю. Также кресты имели непосредственное отношение к промысловой деятельности поморов - об этом говорит тот факт, что большинство из них установлены в местах промыслов. Эти кресты, выполняя обетную и охранительную функцию, считались в то же время определенными вехами в промысловых маршрутах поморов - по ним поморы прокладывали свой путь вдоль морского берега-от креста к кресту. Кресты обозначались в поморских лоциях упоминались, причем каждый крест имел имя по названию рыболовных тонь, промысловых. Практически все кресты на берегах моря, по наблюдениям Морской Арктической комплексной экспедиции (1999-2000 гг.), сориентированы точно по компасу - верхний конец наклонной перекладины указывает строго на север и таких "промысловых" крестов не коснулся распространенный обычай привязывания к крестам полос материи или вышитых полотенец. Такие кресты имели строго восьмиконечную форму. Иногда на крестах вырезались надписи. Например, на кресте с острова Вайгач присутствует такая надпись: "Крест сей сложен во славу Господен усердием крестьян Пустозерской волости...1900 г."
Широко были распространенны на Севере кресты-иконы. Как правило, они располагались в интерьерах церквей и часовен, устанавливались над их входами, размещались в кельях монастырей, являясь личным имуществом монахов, а в крестьянском доме помещались в красном углу в киоте или просто ставились на полку в божнице. В старообрядческой среде вплоть до начала ХХ в. такие кресты врезали в надмогильные столбики - голубцы.
На сельских погостах укрыты соснами и елями столбцы - надмогильные памятники. Все сооружение представляет собой небольшой столб круглого, восьмигранного или прямоугольного сечения, защищает который двускатная небольшая кровля с причелинами, шеломком. В верхней части столба врезалась медная иконка с изображением того святого, имя которого носил умерший. А средняя часть столбца украшена резьбой. Столбцы при своей однотипности не повторяют друг друга.
Кресты, которые на Русском Севере сохранились до нашего времени, в основном датируются XIX веком. Большая часть их расположена на побережье Белого моря, островах Соловецкого архипелага, Новой Земле, Каргополье, по рекам Мезени и Пинеге. Деревянные кресты - это не просто культовое сооружение, это памятник культуры Русского Севера, его архитектуры, письменности, истории.