Финский путанный в окончаниях слов, но уж никак не сложнее русского
![Smile :) :)](https://cdn.jsdelivr.net/joypixels/assets/8.0/png/unicode/64/1f642.png)
У меня во всяком случае он пошел легче, чем немецкий. Вернее, немецкий в моей голове вообще никак не укладывается.
То, что есть различия между тенгрианством и другими восточными религиями, еще не доказательство их не-родства. Разные мнения существуют даже насчет ислама и тенгрианства: кто-то пишет, что тюрки легко перешли в ислам из-за схожести, а кто-то считает наоборот - что эти две религии друг другу противоречат.
Удмурты испытали сильное влияние тюрков, для которых тенгрианство было коренной религией.
Сравним по определениям:
Тенгри — верховное божество политеистического пантеона кочевых и полукочевых народов Евразии монголо-тюркского происхождения. Другое его название — «Вечное небо». Тенгри символизирует голубой цвет. Происхождение связывается с шумерским божеством неба Дингром.
(интересно, да? Где Тибет, а где шумеры? ничего себе ареал распространения? с тюрками... )
Тенгрианство-этимология слова восходит к Тенгри (Тэнгри,Тангра)- Творец,создатель. Дословно означает Небо. Есть версия,что слово "Тенгри" образовано от "Тан-Ра"- тюркское "Тан"- восход и древнего религиозного названия у многих народов солнца — “Ра”.Сходные значения он имеет и в других языках:Тандор - в английском, Доннар - в германских и Тандра - в языках народов Памира. Кроме того близкими понятиями обозначается "клятва перед Богом" - на уэльском диалекте - "тингор" и "тогарм" - по ирландски. Кроме того, сходны с именем Тангра/Тара и имена Богов-громовержцев: кельтского Тарана/Тараниса, германо-скандинавского Тора и хеттского Тару. Однако, предположительно имя это происходит от древенеиндоевропейского понятия *ТАН, обозначающего Небо.В XIX в. алтае-саянские народы, где эта религия была сохранена, ее называли просто “янг”, “аћ”, что переводится как “разум”, “сознание”.
Удмуртская мифология.
Высший небесный бог Инмар [удм. ин(м), «небо»] в дуалистической космогонии и антропогонии — демиург, противостоящий Керемету (Луду, Шайтану), творцу зла, владыке подземного мира. Третье главное божество — Кылдысин, бог земли и урожая, заменяющий традиционную для Финно-угорской мифологии богиню земли в трёхчленной модели мира (небо, земля, преисподняя). Наряду с богами почитался дух воршуд.
Низшие духи (удм. мурт, «человек»): водяной ву-мурт и др. Многочисленные злые духи — кереметы (луды; сниженный образ противника Инмара), шайтаны, которых Инмар преследовал молниями, пери, которые считались иногда слугами воршудов, духи болезней кутысь или мыж, эпидемий — чер и др.
Удмурты исповедовали тенгрианство, а исследователи ошибочно принимали его за шаманизм, язычество. Сейчас есть движение за возрождение тенгрианства как самой экологической религии мира.
Цитата:
Представление о Тэнре, восходящее своими корнями к V—IV тысячелетиям д.н. э., как о Творце было характерно для всех тюрков и монголов. В отличие от религий, созданных семитскими пророками и их последователями, тенгрианство (тэнре янг, аћ) возникло естественным историческим путем на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Человек — сознательное существо природы, живет в естественной среде, приспосабливается к ней, когда надо противится этой среде, борется с ней и вместе с тем полностью зависит от нее. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Тюрки и монголы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное. Именно тенгрианская вера давала тюркам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя ее частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте. Все было взаимосвязано, и тюрки бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озерам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток. Некоторые ученые, исследовавшие тэнгрианство, пришли к выводу, что к XII—XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции с онтологией (учением о едином божестве), космологией (концепцией трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различением духов-предков от духов природы).
Кстати, насчет бога Ра. Все помнят Тура Хейердала? Так вот буквально перед смертью он смог доказать раскопками курганов на юге России, что викинги были потомками скифов. Скифы-тюрки-Тенгри-Ра...а с именем Ра викинги дошли до Америки и инков...