Re: Весна в Матадоре. Взлеты и падения
Danse avec lui
Год назад посмотрела этот фильм впервые. Впечатлилась, но пересматривать отчего-то не решалась. Пересмотрела только вчера. Теперь это мой девиз в работе с лошадью: "Танцуй с ней". Вот что крутилось в голове весь день. Вот с какой мыслью я отправилась в гости.
А была я сегодня у Марины
Wolf333, и была не просто так, а с корыстной целью
- разобраться со своей посадкой хотя бы чуть-чуть. Начиталась у Ани-
Пятачка в дневнике всяких классных историй, насмотрелась всяких красивых фотографий - и попросила у Марины: "Я тоже так хочу". И вот этот день настал. Честно - результат превзошел все мои самые смелые ожидания. Час (или около того, потому как сидя верхом, время для меня летит незаметно) самого простого, фактически "новичкового" занятия на гнедой Пассифее под руководством Марины дал мне столько, сколько я не получала нигде и никогда (даже в своем любимом Матадоре
) Мне сейчас наверняка скажут, что я перехваливаю, что на самом деле все это - обычное дело и т.д. и т.п., но я говорю то, что чувствую. А чувствую я невероятную, невыразимую благодарность к человеку, который пригласил, выдал свою частную, горячо любимую кобылу и очень подробно, понятно и по делу объяснил основные мои ошибки и подсказал пути их решения. Это правда не описывается словами. Разве что фразой: "Я хочу еще". Но еще - это уже наглость с моей стороны. Вообще, не просить больше, чем предлагают - еще одно мое правило. И быть благодарным за то, что дают.
Итак, Пассифея. Приехала я раньше оговореного времени, добралась быстрее, чем ожидала, хотя в пробке постоять все же пришлось. Марины еще не было, и я, обосновавшись в раздевалке, углубилась в чтение, время от времени отрываясь от книги и прислушиваясь к звукам. То на соседней стройке шуметь начинали, то собаки лаять принимались... Внутри я была несколько напряжена: не знала, как все пройдет, волновалась перед встречей с новой лошадью. С Паськой я знакома была только на земле, и в тот раз у меня было жгучее желание оторвать себе руки за неумелое обращение с мундштуком. В общем, страшно мне было :roll:
А потом Марина приехала. Ее вышел встречать мой старый знакомый Айдос, по-прежнему совершенно спокойно ткнувшийся мне в руку в знак приветствия. Пока Марина запирала собак в вольере, я воспевала дифирамбы щенкам, которые обнаружились тут же. Щенки лезли знакомиться, хватали за пальцы и лизали ладони. Я была очарована.
Я немного растерялась, когда меня спросили, чем именно я хотела бы заняться. Марина предложила вариант вестерн-седла или работы над посадкой без седла вовсе. Я взвесила ценность того и другого, и на свой страх и риск выбрала второе. Забегая вперед - ни минуты не пожалела 8)
В конюшне Паська полдничала сеном, а потом Марина вместе с недоуздком вручила мне морковку и велела выводить девочку на развязки. Елки-иголки, вот она - радость! Я люблю ездить верхом, но еще больше этого мне нравится именно общение с лошадью с земли: почистить, покормить, нос почесать... Как мало ребенку для счастья нужно!
Когда передо мной разложили кучу всяких щеток ("Эта для ног, эта для грязи, эта жесткая, эта для тела, эта для мордочки, эта для тела", - поясняла Марина), у меня случился интеллектуальный шок :lol: Не, конечно же, я знаю, что щеток у каждой лошади не по одной, а набор целый, но все же такое их количество было для меня непривычным. Везде и всегда обходилась двумя: скребницей и мягкой для тела. И, как результат, очень боялась что-то перепутать (хотя, конечно, не было бы большой беды, если б перепутала). Очень мне хотелось во всех мелочах быть внимательной и старательной
Занятие Марина начала еще в конюшне с объяснений о том, что и как мне следует делать на лошади. Помимо того, что воздействие ноги и руки должно быть различным по силе (Марина "нарисовала" мне образ футбольного мяча для шенкеля и мячика для пинг-понга для руки), помимо правильного дыхания диафрагмой (для меня стало открытием, как, оказывается, при таком дыхательном движении работает поясница - словно волной, вверх-вперед-вверх), очень важным моментом я отметила то, что выполняя любой элемент, будь то принимание или вольт, необходимо не рассуждать, что вот сейчас я ногой воздействую, вот тут рукой, а вот тут поясницей, а просто показать мозгу картинку готового, правильного и завершенного элемента. Проще говоря, не думать, а делать.
Глядя на то, как на Паську надевают седелку, я поделилась с Мариной не самым удачным своим опытом езды без седла. Внимательные читатели помнят, чем закончилась моя попытка порысить на арендуемом мною в те времена Драконе, у которого седла не было. Марина строго одернула меня, сказав, чтобы я даже думать не смела ни о каких падениях.
- Но резиночки на кобылу все же надену, - закончила Марина, и Пассифею снабдили шанбон-резинкой. Кобыле она совершенно ни к чему была, но, видимо, Марина решила, что мне так спокойнее будет.
Помимо всего прочего, что мне дал год занятий у Сергея Евгеньевича, я приобрела в Матадоре еще две черты характера: во-первых, если уж я решила сесть на конкретную лошадь, значит, решила, и вариант "ой боюсь!" тут не катит, а во-вторых, если уж я пришла к человеку с открытой просьбой: "Научи меня", значит, я этому человеку доверяю полностью. В совокупности такая позиция позволяет выкладываться на занятии по максимуму, не зацикливаясь на поведении лошади или манере вести занятие тренера. Тренер ставит задачу - я ее выполняю. Не получается - спрашиваю, почему так и как надо, чтоб получилось. И пробую, пробую, пробую. Я не ныть и капризничать пришла, я пришла учиться. С таким подходом получается вынести с тренировки кучу всего полезного.
Вот, руководствуясь тем, что тренеру и лошади я доверяю (тренеру - априори, лошади - со слов тренера), я спокойно вывела Пасю из конюшни и пошли мы с ней на плац. Светило солнышко, было тепло и радостно на душе.
Покряхтели с посадкой - табуреточка низенькая, я тяжелая... :lol: Паська стойко терпела. Она вообще проявила чудеса стойкости - все-таки у меня много чего не получается, и лошадь легко могла бы на меня забить. Но Пассифея не такая, она всадника как хрустальную вазу возит, хотя и не прочь отвильнуть лишний раз от выполнения упражнения - сигнал к тому, что команда дана неправильно или не дана вовсе.
Какое-то время пошагали, я быстро присиделась к уютной и удобной лошадиной спинке - мышцы, позвоночника я попой почти не чувствовала. Тут, кстати, начали работу над посадкой - с первых же темпов шага: Марина сказала, что сидеть я должна на внутренней стороне бедра. А я сижу на лошади все больше как на стуле с высокими ножками... Ошибка номер раз, которая подверглась корректировке.
Прошагнули по стеночке, встали на вольт вокруг Марины, начали работать над сокращением-расширением рамки лошади. Люди! У меня сбор получился!
Правда, сие скорее заслуга Паськина, но я хотя бы донести до нее смогла, чего хочу - уже прогресс!
Объяснив мне про "расшерение рамки", Марина выпустила нас с Пассифеей на стенку, велев "вот в такой рамке и шагать". А я случайно ногами переработала, силу не расчитала - и пошла у меня Паська сперва активным прибавленным шагом, а потом и рысью. В этот момент Марина чего-то сказала (про ногу что-то), я опрометчиво повернула голову, потеряла равновесие и чуть не свалилась. Пася подловила, в шаг перешла, а Марина предложила на корду меня взять. Правда, немного подумав, корду заменили левадой, но оно даже и лучше было, потому что так помимо баланса и ног я могла работать с кобылой еще и на управление без всяких мыслей о том, как бы не улететь.
Начали опять с шага. Бросила повод, взяла в руки теннисные мячики, представила, что это повод - и стала делать вид, что будто бы с поводом еду, но без него на деле. Ну то есть задача стояла руки держать так, будто поводом работаю, и ехать, соответственно, так же. При этом ноги должны отдельно и самостоятельно высылать лошадь. "Руки сами по себе, ноги сами по себе..." И уже на шагу это стало проблемой. Вернее, не это - и мячики я правильно держала, и воображаемое постановление ими изображала верно... Но не было у меня контакта со ртом лошади, и кобыла хаотично передвигалась по плацу, просто катая меня на спине. А Марина просила вольты и восьмерки, как бы. Затык.
Когда мы из этого затыка вышли, я посмеялась, как оно все просто, на деле-то. Пытаясь добиться от Паси поворота, я давала команду ногами - и только. "А ты попробуй подключить вес, - посоветовала Марина. - Перенеси его вовнутрь и плечи поверни немного". Для пущей наглядности еще и показала, как именно. Ну и что вы думаете? Может, наши повороты не были идеальными, но это были повороты! В том месте, где хочу я, и в ту сторону, в какую надо мне! Ошибка номер два - не использую в управлении вес. Совсем.
На шагу все легко. И темп движения поддерживать, и руками работать отдельно от ног... Но шаг - это так, чтобы понять и разобраться. Немного гимнастики - и звучит команда на рысь. Я бесстрашно поднимаю кобылу в рысь, в руках - мячики... Мячики, правда, Марина у меня быстро отобрала, решив, что мне и без них есть чем руки занять. Я держалась ими за седелку, чтобы не свалиться. Повод свободно брошен на шею, я рулю ногами - и при этом ловлю баланс, пытаясь не плюхаться Пасе на спину. Марина сказала даже, что у меня временами получалось.
Ошибка номер три - дыхание. Про него еще Сергей замечал, только я его комментарий как шутку восприняла, а вот зря. Дыхание - важнейшая часть верховой езды! Как объяснила потом Марина, лошадь чувствует по дыханию, насколько всадник спокоен. Спокойное правильное дыхание - значит, никакой опасности нет, работаем спокойно. Рваное резкое - у лошади паника: "Ааа, где опасность, спасаемся!" С Пасей мы не спасались, но мне было велено: "Пой песенку".
Вам смешно? А я запела! Первое, что пришло в голову. "В траве сидел кузнечик". Лошадка, значит, рысью бежит, я на ней без седла восседаю, вцепившись в седелку, и напеваю: "Представьте себе, представьте себе..." Паська не оценила, в шаг сбилась. Не, конечно, она сбилась потому, что я, увлекшись, то ли за ногами не уследила в который раз, то ли вперед наклонилась. Марина поинтересовалась:
- Вы чего в шаг перешли?
- Паське песенка моя не понравилась, - сообщила я.
- А она у нас классику любит, - заметила Марина.
Смеетесь? Смейтесь дальше. Я выслала лошадь в рысь, снова вцепилась в седелку, чтоб не свалиться (очень не люблю рысь, когда руки за седло держатся, но тут немного другое, тут ремешки были, они положение руки не намертво фиксировали), и снова запела! На сей раз начала напевать кобыле "К Элизе" Бетховена. Но, кажется, и этим Пассифея не прониклась. А может, просто в руках Марины мелькнула заветная морковка.
Итогом рыси стало то, что у меня неправильно расставлены приоритеты держания за лошадь: шенкель, пятка, шлюсс - все, что угодно, только не баланс и внутренняя сторона бедра. В общем-то, иногда я этот самый баланс ловила - у Паси приятная рысь, и если сесть на ней правильно, то можно даже "расслабиться и получать удовольствие". Но в целом проблема обозначена.
К галопу Марина начала подводить меня издалека. Сказала, что во время галопа поясница и ноги немного по-другому работают, чем на рыси. Вроде еще и команды не было - а я уже напряглась. В голове пронеслось: "Этого только не хватало. Первый и единственный галоп без седла закончился сугробами". Но, как я уже говорила, слово тренера на занятии - закон, а если не нравится - можешь не приходить, - и я, признавшись Марине в своих страхах, смело посмотрела им в лицо. Страхи посмотрели в ответ и разбежались. Галоп делали на корде, и с первых его темпов я поняла, что это намного, намного проще, чем рысь, что ронять меня Пассифея не собирается и что вообще я "хорек-паникер". Сделали галоп в обе стороны, мне он очень понравился. Ах да. Помимо восторгов - ошибка номер... четыре, кажется. Чрезмерно отклоняюсь назад. Ладно, не буду больше.
На последнем отшагивании Марина показала и попросила сделать нас боковые движения. Я опять запуталась, что есть что, но в общем одно из них - когда лошадь отставляет от прямой линии круп, а второе - когда от прямой линии отставляется плечо. Ну, с плечом - это вроде "Плечом внутрь". А с крупом... "Ранверс"? Или "Транверс"? Вечно их путаю... Кобыла от меня в конец устала - но все ж таки сделала то, о чем ее просили. За что была захвалена и сушками с морковью закормлена.
Несколько бесценных советов Марина дала мне по поводу моих страхов и непосредственно тренировки правильной посадки и исполнения элементов. А потом еще и на моей спине очень наглядно продемонстрировала воздействия всадника на лошадь в разных положениях и при разных задачах. Я слушала, разинув рот. Как же мне повезло познакомиться с таким удивительным человеком!
И, как Татьяна Онегину:
"...Чтоб только слышать Ваши речи,
Вам слово молвить и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи".