Саш, вопрос интересный, но очень уж неоднозначный. В книгах тоже в основном пишут про то, как уйти от чрезмерной опеки, от того, чтобы не брать на себя слишком много ответственности за жизнь ребенка, давать ему больше свободы. Я вот столкнулась с капризами "сделайте за меня все". Мне пришлось сквозь сопротивление настаивать на том, чтобы он учился какие-то вещи делать самостоятельно - ходить в туалет, одеваться итд. В смысле под капризы "ты это сделаешь" я гнула свою линию, что я объясню, а не буду за него делать. В итоге он научился и потом стал гордиться тем, что умеет это делать сам.
Возможно и я сама где-то невольно это спровоцировала, не всегда понимаешь как сделать выбор между чуткостью и обозначением личного пространства, возможно другие родственники, бабушки, окружающие. Например, мы берем Димку с собой на расчистки, и наверно 90% взрослых ведет себя с ним как его слуги (кроме гастарбайтеров, вот у них можно столькому поучиться в общении с детьми!). Мама говорит разуться как все на пороге и проходить в дом босиком, а хозяева дома машут руками, что пусть идет в ботинках по ковру и в них же лезет на диван. Дима потерял машинку, стоит вопит, я мимоходом сочувствую ему и предлагаю вспомнить, где он видел ее в последний раз и куда с ней ходил. Но Дима продолжает вопить дальше, и тут же как из-под земли обязательно появляется какая-нибудь сердобольная тетя, которая кидается на поиски игрушки и находит ее, подкрепляя Димин вопеж. Пока была жива наша собака, это мама лаяла на Диму, чтобы Дима не мучил собаку, а собака все терпела и все позволяла. Димка в целом растет хорошим человеком, понимающим что такое вежливость, что такое хорошие манеры, заботливым и аккуратным. Но когда он был маленьким я сталкивалась с необходимостью постоянно обозначать свое пространство, указывать на личное пространство других, отстаивать его... под заверения окружающих, что нет-нет, для маленького ребенка у них нет никакого личного пространства!
)) Я бы сказала, что Димки два - капризный падишах и надежный друг. По мере взросления падишаха в нем все меньше, а друга все больше, но в сложные моменты падишах до сих пор требует своего. Но вот в нашем случае не получилось такого позитивного следования за постепенным расширением возможностей ребенка, за его желанием постепенно брать на себя больше самостоятельности. Скорее преодоление "ты это сделаешь, не по-хорошему, так по-плохому, а если не ты, то другие точно сделают".
Да вообще много неоднозначных ситуаций. Берешь себе шоколадку, ребенок тут же просит от нее кусочек. А хочется съесть целую шоколадку
) Не дашь - обозначишь свое личное пространство, покажешь пример его защиты... или жадности. Дашь - подашь пример того, как делиться... и того, что все твое мое, неуважения личного пространства.
А самое для меня сложное с ребенком - это количество общения. Я привыкла проводить много времени внутри себя, молчать, думать, наблюдать... Когда Димка был совсем маленький, я быстро перегревалась от того, что мое внимание требовалось почти постоянно с небольшими перерывами на сон
)) Прямо вот реальным спасением были бабушки, пока и я привыкала к количеству внимания ко мне, и Димка становился более самостоятельным. Как вот когда мы с Оззиком только начали заниматься, когда завели его себе. Я к нему приставала с кликером, с позитивом и методами, а он минут через 15-20 на корде начинал отворачиваться наружу. Не с целью сбежать, а с целью отдохнуть от моего к нему внимания
)) Оззик, правда, быстрее привык к вниманию, но тоже... может пара недель ему потребовалась.