Что такое "чувство лошади"?

Grey Star написал(а):
Поведение лошади тоже разное бывает. Кто-то на свечку встает или козлит, а кто-то ни того ни другого не делает. Моя лошадь если балуется, то вкапывается, сносит в сторону или резко в повороты уходит. Тут никак не поможет не дать лошади опереться на перед или на зад. Вот тут-то и должно сработать то самое "чувство лошади" :wink:
У Боше: стр.205 Когда лошадь с обыкновенною деятельностью, при длинной и слабой пояснице имеет испорченный от езды зад, то всякое отступательное движение движение для нее трудно, и влечение, располагающее ее ложится на плечи, служит ей для избежания болезненного прикосновения шпоры. Она прибегает к этому движению всякий раз, когда чувствует приближение шенкелей всадника и не будучи далеко чуствительною лошадью, она - просто - испорченное, доведенное до отчаяния животное. Понятно, что чем более лошадь боится шпоры, тем более будет бросаться из руки и тем более будет уклоняться от повиновения. От подобной лошади нужно всего ожидать: она будет пугаться самых ничтожных предметов потому только, что ей возможно избегать их, т.к. страх ее происходит от дурного положения, которое ей позволяют принять, то этот недостаток уничтожится по устранении производящей его причины.
стр.209 Теперь легко понять откуда происходит сопротивление лошади: лягает ли лошадь, подымается на дыбы или заносит, причина этому одна - в неправильном положении центра тяжести. ...Когда лошадь лягает, то центр тяжести ее на плечах, когда она подымается на дыбы - то он на крупе, когда лошадь несет - центр тяжести ее слишком впереди от середины корпуса.
стр.223 Собранная лошадь - те же весы, стрелкою которых всадник. Малейший перевес на ту или другую из конечностей, заменяющих чашки, заставит их следовать направлению, какое желают им дать. Всадник поймет, что собирание совершенно, когда он почувствует, что лошадь готова... подняться на воздух.
Должен ли я советовать быть умеренным в своих требованиях? Конечно, нет; если всадник не в состоянии сам собою понять и постичь всей тонкости такта и нежности способов, необходимых для хорошего применения моих правил, то это послужит доказательством, что он лишен всякой наклонности к верховой езде; мои советы не помогут недостатку его природы.
 
Джеймс Филлис «Основы выездки и езды»
Стр.177 «Искусство езды сводится к трем понятиям: здравому смыслу, умению владеть шенкелями и умению владеть поводьями».
Стр.110
«Но, какую долю силы рука должна пропустить, и какую задержать?
Как при каждом напоре поступательной силы, и какую долю этой силы, точно необходимую для поддержки равновесия, через посредство помощников (шенкеля и повода), отдать назад и вместе с тем нисколько не задержать поступательного ее воздействия на массу?
В этом и заключается весь вопрос. Ответ на это дает tacte equestre – способность чувствовать лошадь (другого выражения для перевода не нахожу).
…При каждом напоре двигательной силы представляются все новые и новые задачи, ни с предшествующими, ни с последующими не схожие. Разобраться в этом моментально и абсолютно точно должны пальцы руки. В этом вся суть искусства».
Стр.111 «Каждый ездок, работая усердно, может достичь умения вести лошадь в хорошем поводу, даже, пожалуй, в сборе постоянном. Искусство же вести лошадь в сборе во все время реприза дано не многим».
Стр.113 «Если ездоку удалось достигнуть такого совершенства, то и он, и лошадь сливаются в одно целое. Ездок до такой степени «входит» в лошадь, что каждое ее движение мгновенно и непосредственно отражается в его мозгу , а каждое воздействие его на лошадь …, что лошадь… мгновенно подчиняется… СОЗНАНИЕ ЛОШАДИ ПОДЧИНЯЕТСЯ И СЛИВАЕТСЯ С СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА…. Я не ошибаюсь, признавая такую гармонию лошади и человека ИДЕАЛОМ.
Как достигнуть способности чувствовать лошадь…?
Как ощутить движения…?
КНИГА ЭТОМУ НЕ НАУЧИТ. НАУЧИТ УПОРСТВО В ТРУДЕ, ОПЫТ, А ГЛАВНОЕ ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ».
Стр.114 «Итак, если всадник развил в себе способность отдавать отчет в равновесии лошади, чувствует равновесие это – он имеет возможность вполне и мгновенно распоряжаться лошадью. Высказал все, что мог…»
У Боше: Стр.186(1) «Не нужно забывать, что рука и шенкеля имеют также свою терминологию, краткость которой удивительна. Этот лаконичный язык выражается в следующих немногих словах: дурно, вот как нужно делать, хорошо. Достаточно всаднику научиться механически передавать смысл этих трех различных выражений, чтобы овладеть всею конной ученостью и заставить себя понимать лошадь».
Стр.189 «Сколько наслаждения опытному берейтору в постепенности применения своего искусства. Лошадь, сначала упорная, нечувствительно покорится его воле, приноровится к его характеру и кончится тем, что сделается его олицетворением. Берегись же всадник! Если твоя лошадь капризна, суетлива, причудлива, мы вправе сказать, что ты сам не отличаешься обходительным характером и справедливостью своих действий».
Стр.207 «…необходимо приступить к делу с известным тактом и последовательностью… чтобы шенкеля не передавали лошади такого побуждения, которым рука не может тотчас же овладевать и управлять».
 
Уважаемая, Галина Юрьевна

Огромнейшее спасибо за проделанную работу! Я не лицемерю, я говорю от чистого сердца!!! Собрать такой материал - это равносильно попытке передать нынешнему поколению лошадников мысли предков, знавших о лошадях значительно больше любого из всадников нашего времени!!! Вопрос в другом, их язык и наш - совершенно различны как в стилистике, так и в информатике. Наши предки мыслили иными категориями. Их слова, зачастую, несли совершенно иной смысл, а редакция (т.е. способ изложения) далеко неадекватны по своему качеству...
Увы...
Князь Багратион (именно в его редакции нам знакомы мысли Филлиса), человеком был образованным, прогрессивным, вкладывающим в каждую фразу редактируемого им текста смысловой (прости за упрощение) "разжевывающий" контекст, не только не изменяющий смысл и текст автора, а наоборот делающий его наиболее доступным к пониманию "простыми смертными"...
Тексты Боше значительно более эмоциональны... Мастер он был выдающимся, но... школы своей создать не смог, потому, как основывался в своей работе именно на "чутье", которая либо дана всаднику от природы, либо нет... Но это никак не умаляет ценности его мыслей!!!
У меня есть предложение, предложение ко всем участникам этого обсуждения. Может быть мы сможем разобрать и "перевести" на язык современного понимания (по абзацам, дословно, если хотите) все те тезисы, что так любезно предоставила нам Галина Юрьевна .
Это не просто, скорее даже очень трудно, но польза от этого неоспорима. "...Если я понимаю..., то знаю как..."
Попробуем?
 
Ммм... По-моему, не всегда лошадь встает на свечку, козлит или заносит только потому, что у нее смещен центр тяжести. Бывает,что лошадь просто ленится, балуется, хочет избавится от всадника, от работы. В последний раз меня кобыла затащила потому что ей надоело бегать по кругу и она решила "поиграть". Я в этой сетуации была не виновата и сидела правильно. Есть у нас еще одна лошадь, она всю жизнь телегу за собой таскала, а тут на нее сверху садятся :shock: Вот она и козлит всякий раз и пытается скинуть, зачастую у нее получается :roll: ИМХО
 
Короче, давайте все соберем в кучку! Все, что было сказано о "чувстве лошади". Итак, "чувтво лошади" - это некое возвышенное чувтво, когда всадник чувтвует где в данный момент находятся ноги лошади, может легким перемещением корпуса заставить лошадь выполнить команду, чувстет самое малое изменение движения лошади, ритма, импульса... Это то, что смогла набрать я :roll: Продолжайте!
 
Возражаю против прилагательного "возвышенное" :mrgreen: Звучит кррррасиво, конечно, но...научный подход исключает лирику, только точные определения
 
Grey Star написал(а):
Ммм... По-моему, не всегда лошадь встает на свечку, козлит или заносит только потому, что у нее смещен центр тяжести...
Бывает,что лошадь просто ленится, балуется, хочет избавится от всадника, от работы. Я в этой сетуации была не виновата и сидела правильно.
Это вы по поводу:
Тут ответ куда конкретнее - потребовать двинуться вперед в балансе на "четырех костях" - не давая ни лечь на перед, освобождая зад для "козла", ни подвести зад, готовясь к свечке.
?
Grey Star, в этой фразе содержится гораздо более глубокий смысл, чем вы увидели. Пользуюсь случаем выразить респект ее автору - Diletant1961. У того, кто смог так сформулировать, есть не только чувство лошади, но и способность облечь его в слова.
 
Какая интересная тема, как же я пропустила ее.
По теме. Некоторые путают талант и чувство лошади.
На мой взгляд чувство лошади, когда человек предугадывает действия лошади и мгновенно реагирует на них соответствующим образом. И это годы практики.
Так же существует мнение, что чем более недалек человек по жизни, тем лучше у него развита реакция и он более быстро отреагирует на ее действия. И это что чувство лошади ?
2 Grey Star
Поскромнее. Никому не говорите больше, то что вы написали тут про свое чувство лошади. И уж тем более, что вы на равных с тренером.
 
А может чувство лошади - оно очень тонкое? По-моему этот вариант лучше.
Продолжайте! Давайте все-таки дадим определениее этому чувству
Вот я в книжке читала, что чувство лошади - это умение предугадывать где в данный момент находятся все 4 ноги лошади, управлять лошадью, всего-лишь перемещая ее центр тяжести, и что-то там еще... Читала, что многие великие спортсмены выступающим несколько лет на одной лошади иногда только подумают, и лошадь уже выполняет это действие. Но эти определения уже писали.
 
Grey Star написал(а):
Читала, что многие великие спортсмены выступающим несколько лет на одной лошади иногда только подумают, и лошадь уже выполняет это действие.
Это тогда уж у лошади "чувство всадника". Только всадник подумал и непроизвольно напряг нужные мышцы, как лошадь почувствовала это напряжение и выполнила команду. У "не великих спортсменов" и совсем не спортсменов это тоже получается, если они долго ездят на одной и той же лошади. При чем тут "чувство лошади"?
 
Во-во, только подумаешь "Блин, сил больше нет галопить, щиколотки уже отваливаются..." и эта скааатина тут же бодренько переходит в рысь :twisted:. Подумаешь перед препятствием "Мамочки, куды ж его задрали аж под самые небеса :shock: ?!" - и тут же вам, прошу мадам - закидочка в наилучшем виде.
 
Еще одно подтверждение тому, что лошади чувствуют настроение человека. Но это уже оффтоп
 
Да не настроение, а малейшее напряжение мышц, которое сам человек не осознает. Именно на этом и работа полиграфа основана. Он тоже настроение чувствует?
 
OlgaN написал(а):
Да не настроение, а малейшее напряжение мышц, которое сам человек не осознает. Именно на этом и работа полиграфа основана. Он тоже настроение чувствует?
Лошадь - живой полиграф? интересная мысль...
 
Швед, а что не так? :D Если ты испугалась препятствия, лошадь закинется. И ты потом можешь сколько угодно убеждать себя и окружающих, что ты не боялась, это просто лошадь - сволочь этакая. Ни фига. Мы вот как-то с Лизой говорили про препятствие в виде трехметровой канавы с барьером 60 см перед ним. Многие кони закидываются, хотя чего там прыгать-то? У них же средний темп галопа 3 м. А потому и закидываются, что боится не лошадь, боится всадник.
 
OlgaN написал(а):
Швед, а что не так?
Да я ведь согласна, так и есть
t2711.gif
И у меня такое было. Не в смысле трехметровой канавы)), а в смысле страха, который лошадь раньше меня понимала
 
Мне в жизни здорово повезло (по крайней мере, я так считаю) - за недолгих 1,5 года занятий мне успел встретиться конь, которого я действительно чувствовала. Жаль, что сейчас у нас нет возможности общаться. Но не думаю, что это можно было назвать чувством лошади - просто мы "сошлись характерами".
Чувство лошади должно быть достаточно универсальным, как по мне, то есть действовать на любом коне.
 
Сверху