Re: Чудо-юдо энд Ко Продолжение библиотеки...
Йех, никто не хочет со мной разговаривать?))) Ну и ладно. Вам же хуже. Беран))))
Хотя уже вкратце… Т.к. дальше идет уже продвинутая выездка, которая мне в этой жизни не светит. Ну и потому, что чот тема подготовки лошади временно мне стала интересна в совершенно другом разрезе))))
Итак, менка в воздухе. Необходим отличный подъем с любой ноги правильным и контром. И баланс конечно на всем этом. Переходы галопо-шаг. Каждые метра три например – делает лошадь экстравнимательной. Шаг в сборе, переходы максимально мягкие.
Способы к первой менке – в углу с контра на правильный, в конце диагонали на смене направления, из принимания. Без сильного сгибания и без сильно собранной рамки. В направлении стенки, дабы не ускорялась после менки.
Теплокровные меняют лучше иберийцев, у них более длинный мах и больше времени подготовиться всаднику и попасть в нужный момент с командой.
Начиная менки, надо продолжать работать над контром, дабы лошадь не предвосхищала.
Переходы. Актуальны на любой стадии тренинга. Мягкие и плавные. Отражают уровень выездки. Если постоянно ездить по стенке одним аллюром, это сделает лошадь жесткой, скучной и заставит ее мысленно отключиться.
Реакция на команду немедленно. Четко, без того чтобы изменился тот аллюр, с которого переходят. Команды не внезапно и не грубо. Вежливая просьба – энергичное усиление. Хвалить. Не работать ногой постоянно. Работать над понижением громкости команд. Цель – общаться доверительным шепотом. Внутри аллюра – не терять ритм и каденцию. Спокойная голова – шея, угол чуть открывается по просьбе всадника. Задрать вверх \ нырнуть вниз = индикатор напряжения в спине. Расслабить – гимнастикой, а не попыткой стабилизировать шею руками. Переходы от корпуса и ноги. Рука по минимуму. Руки и ноги никогда не одновременно, хотя может быть быстро сразу друг за другом.
Вопрос Хойшману из серии что нехорошо иметь туго затянутый низко опущенный капсюль, т.к. это само по себе закрепощает лошадь. И ответ, что мол ни в коем разе не должен он блокировать движения нижней челюсти. Перегрузит челюстные суставы, и напряжение распространится оттуда на всю лошадь. Бессмысленно скрывать этим проблемы тренинга и сопротивление. Лишает диалога с лошадью. И – попробуйте танцевать вальс с плотно сжатыми зубами.
Про исправление лошади, которая высовывала язык, а это лечили спецжелезом и хорошо затянутым капсюлем – работала со свободным капсюлем и игнорировала болтающийся язык, работая над расслаблением и выпрямлением.
Вспомогательные поводья. Работает с развязками, которые идут от верхней дыры эээ… этого, в общем, к которому они пристегиваются, через уши, ко рту. И классические развязки ото рта и к нижней дыре. Этакий прямоугольник, длинные линии параллельны земле, голова вертикально.
Под верхом – только на корде при работе над посадкой слабого всадника. На корде – только кавессон. Не любит развязки. На развязки может не сдать в затылке, а упасть вперед, сломав шею в третьем позвонке. Именно поэтому раньше развязки носили только с чеком, и в Португалии это все еще можно увидеть. Чек не поднять вверх, а не дать упасть на железо. Сейчас его не любят, не пользуют и боятся, что странно, потому что он не опасней развязок. Ее конструкция – это гибрид чек плюс развязки.
Могут быть полезны при работе в руках, на латеральных, пиаффе и левадах. Если на короткое время. Дабы выпрямить перед. Плюс дабы жеребцы не окусывались.
Особо аккуратно для лошадей со структурными сложностями в нижней челюсти – они не могут сдать в затылке при высокой постановке шеи, и попытка туда вогнать силой через развязки будет весьма болезненна.
Хотя персонально она предпочитает работать в руках без развязок, т.к. оно дает гибкость в работе и возможность дать потянуться, и более тонкий контакт со ртом. Но для этого нужен определенный уровень работы, не все смогут, кому-то проще с развязками.
Скользячка – ее популярность возможно в том, что самый нулевой всадник может втянуть голову вниз и получить иллюзию скругленной лошади. Но это не уступка в затылке, слишком узкий угол голова-шея, неправильное положение. Лошадь ломается в холке, теряет вовлеченность в работу. Не качает мышцы основания шеи.
Вперед-вниз это следствие работы, а не подчинения грубой силе. Коммуникация становится не возможна. Равно как и довольная, выразительная, сотрудничающая лошадь.
Ответ Хойшманна про развязки. Фатальный эффект на тело лошади. Бурситы затылка, оссификации, боли в спине и хромота, нарушение аллюров как результат грубой действующей назад силы.
Ее опыт – можно вообще без вспомогательных, но чуть дольше. Ну и вообще, хорошему тренеру вспомогательные поводья не нужны, а плохому нельзя их давать. Ну и вообще, раньше у нас были экономические причины срочно готовить лошадей для выживания человека, поэтому понятна грубая сила для ускорения процесса. Но сейчас у нас машины, и зачем тогда надо так делать.
Саммари по выездке – если лошадь гармонично двигается с мундштуком, в т.ч. на боковых, делает переходы, хорошие остановки, начинает пиаффировать, хорошо сбалансирована на аллюрах, в поводу и «в посыле» - она становится симметричной, легкой в руке, с активным ртом, мягкой и гармоничной. Активная спина и зад развиваются гимнастикой. Не надо собирать лошадь, сжимая ее шенкелем на тянущую руку. Всегда надо держать в голове картинку красоты, элегантности и грации, когда работаешь с лошадью.
Никогда не работайте свою лошадь по часам. Всегда помните, что длина занятия зависит от настроения, отношения лошади. Если она неэнергична сегодня, можно ограничиться коротким занятием, если ей хочется двигаться – можно работать дольше (но с перерывами на длинном поводу). Если лошадь что-то поняла и отлично сделала – заканчивайте (упражнение, или вообще работу). Любую тренировку завершайте с позитивным отношением к лошади, никогда не спешивайтесь в состоянии злости или недовольства, только чувствуя умиротворение и удовлетворенность вашими отношениями. Позвольте лошади переживать ощущение успеха в конце каждого занятия. Закончите его тем, что она делает особенно хорошо и что особенно любит – лошадь не забывает, с каким ощущением она выходит с рабочей площадки. С тем же она и зайдет на нее в следующий раз.
Тренинг лишь позволяет показать совершенство природы. Если эту самую природу уродуют, пусть даже немного, теряется незаменимое. Любой, кто лишает благородства это гордое и величественное, великолепное создание, работает над деградацией лошади, а заодно и своей собственной (приблизительно-сокращенная цитата из Курта Альбрехта).
Ну а завершается книга продвинутым тренингом. Все, что было описано раньше, доступно более-менее любой лошади. Продвинутый же уровень – только одаренным и подходящим физически лошадям. Талантливым, с потенциалом. Начинается глава с призыва – уважайте лимиты своей лошади!
В продвинутую работу входят пассаж, пируэты на галопе, менки сериями, а также прибавленная (а не растянутая и не велосипедиком) рысь и галоп.
Контрольный маркер – шаг. Если лошадь теряет качество шага, не такая велась работа. А вот если сохраняет, внимательна и мотивирована – поздравляем, вы грамотно выездили лошадь. Причем шаг должен остаться как в поводу, так и на свободном поводу, если при взятии повода лошадь блокирует спину и зажимает, сбивает шаг – что-то надо в консерватории поправить. Поэтому оценивать надо не по отэкольным упражнениям, а по тому, как лошадь, их делающая – шагает. И собранным шагом, и свободным.
Параллельно лошадь должна развить доверие к своему тренеру – у выезженной лошади не может быть таких проблем, как пойматься в леваде.
Далее идут описания испанской рыси, галопа на месте, шлифовки пиаффе, левада, пезада, некоторые размышления про фигуры над землей (их фундаметально отличает от других упражнений то, что они развиваются из естественных форм сопротивления лошади, и надо задать себе вопрос, насколько допустимо учить им сейчас, т.к. это опасно, особенно если нет идеального послушания – один неудачный каприоль с опережением команды, и кого-нить можно и прибить ненароком. Заодно они слишком возбуждают лошадь, потому участвующие в шоу обычно используются только для показа этих фигур и появляются на специальных презентациях. Поэтому ее мнение – оставить это как традицию высококлассным профессионалам классических школ, а остальным – оставить мысль работать над этими вещами вообще).
Ну и езда на одном мундштуке как вершина выездки. Одной рукой, без трензеля. На всех нужных движениях и аллюрах. Но это финальный результат. Гимнастировать – надо обе железки и обе руки.
Маркер правильной работы – ноги лошади. Если с ними всегда все хорошо – подготовка правильна. Тендениты, миозиты, и прочие прелести жизни при правильной работе возникать не должны.
Что забавно – она дальше вот что пишет. Она пишет – время от времени могут появляться накостники или абсцессы в копыте, но не проблемы со связками-мышцами-суставами. Почему зацепило – на многих фотографиях работаемых лошадей, особенно почему-то этим отличаются иберийцы, у теплокровных как-то лучше, ну вот явно отвратные копыта. Они бывает даже хуже Машкиных (у которого они прям жутьжутьжуть), и уж однозначно хуже Чапиных, у которого тоже не вот прям идеал, и Воговских, к которым тоже есть вопросы…. Часто кованые, часто с высокой сильно зажатой пяткой… Разглядывая с немым вопросом эти картинки (собсно, мы ж не знаем, почему так – книга то не о содержании или конном менеджменте, а о работе, поэтому кто же знает, может быть это и не считается нормальным, но вот просто так получилось и по-другому в силу обстоятельств пока не выходит)… Глаз просто ооооочень цепляется за эту фразу, что мол абсцессы время от времени еще куда ни шло… А по мне, так абсцессы время от времени это однозначный показатель, что лошадь может быть и правильно работается, но неправильно обслуживается и\или содержится…
Впрочем, проблемы со связками \ суставами тоже не всегда показатель неправильной работы, имхо иногда это показатель дурной головы отдельно взятой лошадиной личности, гуляющей в табуне и имеющей свободу самовыражения.
И про накостники показалось странно… Их можно заработать в леваде без вопросов. Но там же можно оторвать себе и связки. А в работе появившийся накостник имхо уж точно показатель неправильной работы (значит, лошадь еще с ногами не разобралась, а ее уже без защиты активно двигают?). В общем, по мне, так загадочная фраза…
Ну и продолжая. Если уж вы дотренировали лошадь до такого уровня и она здорова – предпринимайте все усилия сохранить здоровье как можно дольше. Не в коем случае не перерабатывайте лошадь. Не участвуйте в стартах слишком часто. Сравните лошадь с бриллиантом, который вы будете показывать только по особенным случаям. Т.е. только на соревнованиях, которые подходят лошади, к которым она хорошо готова (хыхы в российских условиях бы еще добавить – которые проходят в клубах с грунтом, где она не оторвет себе ноги за один раз). После выступления – заслуженный отдых без тренировок.
Ни один спортсмен не сможет работать долгий период без отдыха, не нанеся себе вреда. Поэтому отдых необходим после каждого топ-старта.
Состояние сбора: лошадь движется гордо, выразительно, затылок высшая точка, поднимается в переду, приседает в заду, толкается последовательно и ровно, средства управления незаметны, руку можно отдать без потери ритма, в руках не более веса повода, лошадь довольно отжевывает.
НЕ состояние сбора, если всадник ерзает постоянно в седле, подпихивает ногами постоянно, поддерживая движение, шея сокращена, затылок ниже шейных позвонков, нос за вертикалью, теряет ритм, аллюр, симметрию, руки всадника беспокойны, нет выразительности, очевидные команды всадника, вес в руках. В этом случае лошадь на переду и закрепощена.
Очевидно это на пиаффе. Другие уроки можно ехать и без сбора, и чем более одарена лошадь, тем проще сделать так, что со стороны не будет особо заметно, что его нет.
Заодно ответ Хойшманна на тему что будет если лошадь зажать между рукой и ногой, вогнав в рамку. Напряженная спина, нарушенный шаг, галоп, рысь, стреляние передами на прибавках, асимметрия на сокращенных аллюрах. Убивает спину\ноги + психологический вред.
Состояние мышц лошади дает хорошее представление, правильно ли работалась лошадь. Либо ее просто натаскали на большое количество трюков.
Критерий оценки. Вы можете держать лошадь под контролем в самых сложных ситуациях. Понимаете, что, возможно после секундного замешательства, лошадь немедленно вновь отвечает на команды (это видимо как раз для той ситуации, как когда на плац приземлился вертолет). Вот это тренированная лошадь. Если она психует при стрессе, реагирует сопротивлением командам, пытается избежать подчинения – тренинг (нормальный) не состоялся.
Лошадь надо проверять в разных обстоятельствах и в разном окружении. Лошадь надо не научить красиво делать выездковые упражнения, а сделать из нее послушного и надежного партнера (который видимо не утащит тебя нафик от собаки в ярком ошейнике).
Отступление.
Кстати вынесу сюда мысль, дабы в другом дневнике не сорить… Лошадь в манеже испугалась собаки с ошейником, который светится… И…. попросили убрать собаку. Вот не знаю, конечно у всех свои в этом смысле жизненные ценности… Но мое глубокое имхо – если ты не контролируешь лошадь в любой ситуации, с которой ты столкнулся – это только твои проблемы. И их решать надо иначе, чем пытаясь убрать стрессовую ситуацию. Точней, возможно, из нее надо выйти (самому, а не в духе а ну уберите трактор с плаца \ собаку от ограды \ яркий зонтик с бортика). Выйти именно сейчас, чтобы а) подумать, б) получше прочувствовать, ЧТО пошло не так. Ибо в норме лошадь не должна реагировать на такое. Или ну вот как у Беран – секундное замешательство \ удивление даже скорей, чем сопротивление. И после этого ОЙ НУ НАДО ЖЕ – немедленно снова полное подчинение. Пусть не идеальное исполнение требований, не лучшее качество работы, но как минимум подчинение. Поэтому мне, честно говоря, очень странно, когда всадник, работая с лошадью, просит у окружающих как-то облегчить ему условия. Не в смысле допустим вы поставили барьеры и уберите, дабы другие могли ездить. А именно вы создали некую необычную ситуацию, я не могу справиться с лошадью в этой ситуации – а ну не создавайте мне ее дальше.
Вот интересно, кто что на эту тему думает. Для меня это странно – ибо во-первых твоя лошадь – сугубо твои проблемы. Во-вторых – отличный показатель действительного уровня ваших с ней отношений…. В-третьих, отличный шанс их улучшить. И уж если оказывается, что вы с ней не можете пережить стресс – так может лучше либо самим поучиться, либо уйти самим же, чтобы прочувствовать на своей шкуре, как это неудобно, что твоя лошадь не слушается, видя… ну условно велосипед рядом с плацем или вылетевшую под ноги собаку. Или севший на плац вертолет. Или трактор, который приехал боронить. Или жереб пронаблюдал кобылу в охоте. Или кобыла в охоте отказалась двигаться, решив раскорячиться перед жеребом… Или лошадь не идет в темное время суток, или не идет одна без других, или – этих или тут может быть до бесконечности. В общем, прочувствовать, насколько ТЕБЕ неудобно, что ты не можешь с лошадью договориться о такой ситуации. Возможно, ты просто не пытаешься работать, потому что тебе пока удобно – ну допустим боится моя лошадь… велосипедов. Я прошу их убрать – и усе, не боится. Воспринимается это часто как ну вот такой характер лошади, ну что уж сделаешь, такая уродилась. А вот если ты сам свалишь, это станет для тебя восприниматься как проблема и неудобство. А проблемы – решают (в отличие от черт характера).
И завершение про Беран.
Так вот, задача – взаимное доверие. Чувство лошади, умение предсказывать ее реакции. И – выводить время от времени лошадь за пределы ее комфортной зоны, испытывать ее психологически, не только готовить физически. Дабы больше узнать о лошади, больше договориться. Выход за пределы зоны комфорта – покажите что-то необычное, а может быть интенсивно поработайте… Вы удивитесь, сколько можно узнать о лошади, когда она сталкивается с психическим дискомфортом. Если вы никогда не делаете этого и работаете только в идеальных условиях – это будут искусственные отношения, без реального понимания и содержания. Езда – это как дружба, она оценивается тем, останется ли друг\лошадь с нами в плохие времена, или отвернется. Лошадь, которую действительно уважали, дали ей понять, что на человека можно положиться, работали аккуратно и честно долгие годы, в свою очередь будет уважать человека в сложной ситуации и будет подчиняться ему.
В работе надо стремиться не только к достижению, но и к удовольствию от работы. С лошадью самое быстрое – не спешить и работать в ее ритме. Разнообразие в работе необходимо. Переходя к более высоким уровням работы, не забывайте про корду, про кавалетти и т.п. – переменка от работы под седлом. Освежайте базу. Ездите на природу пару раз в неделю. Чудесно, если у вас есть холмики для поездить на природе. Прыгайте иногда для координации. Она любит это делать в шпринте через полосу барьерок – серия мелких прыжков для баскюля и ритма галопа. Позвольте иногда свободно подвигаться в манеже. Поваляться от души. В общем, позволяйте лошади быть лошадью.
Лошади необходимо быть в поле летом и в паддоке зимой. Свободного движения и воздуха должно быть много.
Когда лошадь стареет – это не повод уделять ей меньше внимания и меньше работать. Лошадь привыкла к вниманию, она ожидает его, поэтому ее необходимо продолжать работать, иначе она потухнет, как человек, ушедший на пенсию с любимой работы. Ей нужна легкая работа, задания, возможно, неумеющий всадник может чему-то научиться – старшим лошадям обычно нравится учить (но не надо путать это с беганием часами под полными новичками).
В норме лошадь остается здоровой и верховой даже хорошо за двадцать.
Ну и – конечно же)))) Фундаментальные основы анатомии лошади. Строение скелета. Мышцы, верхний и нижний сократительный контуры.
А также – девять принципов этичного отношения к лошади. Которые в 1994 приняты немецкой федерацией и уже в седьмом издании все еще распространяются.
1. Любой, кто имеет дело с лошадью, принимает на себя ответственность за живое создание.
2. Лошадь нужно содержать в соответствии с природными потребностями.
3. Высшее значение должно придаваться и физическому, и психическому здоровью лошади. Независимо от целей ее использования.
4. Уважения достойна каждая лошадь, независимо от породы, возраста, пола, ценности как в разведении, спорте, досуге.
5. Знания о истории лошади, ее потребностях, содержании – это историческая и культурная ценность, которую надо хранить.
6. Работа с лошадью имеет большую значимость в развитии человеческой личности, особенно для молодых людей, и эту значимость надо уважать и поощрять.
7. Человек, вовлеченный в конный спорт, должен тренировать не только лошадь, но и себя. Цель тренировки обоих – достичь гармонии в паре.
8. Использование лошадей в большом спорте, верховой езде, драйвинге, вольтижировке должно быть ориентировано в соответствии с природой, способностями, желанием лошади работать. Влияние на возможность лошади работать медикаментозно и иными подобными способами должно быть строго отвергнуто и наказуемо.
9. Ответственность за лошадь распространяется на человека до конца жизни лошади, включая это самое завершение. Надо осознавать эту ответственность и поступать в интересах лошади.
Беран шокирует, как часто игнорируют эти принципы. Возможно, это просто недостаток знаний, что она пытается в какой-то мере исправить книгой. Думаю, шокирует это не только Беран. А книга, как я кажется уже писала в начале, интересна (впрочем, как и большинство других книг по классической выездке) не столько какими-то конкретными упражнениями, «типс», подсказками… Сколько общей философией отношения к лошади, той атмосферой, которая так хорошо чувствуется при живом общении, но которая – если такого живого общения не состоялось – в меньше мере, но ощущается и между строк книги.