Re: Чудо-юдо энд Ко физика и химия...
КнижкО. Окончание главы про энергию.
Количество энергетических запасов. Сколько же энергии есть в 500 кг лошади?
200 кг мышц, 6,5 печени, 25 жыра (хыыыыыыыы, у некоторых лошадей жыра имхо куда больше чем 25).
95% гликогена в мышцах, остальное в печени (хотя концентрация в печени больше, чем в мышцах). Жир, наоборот, 95% в жировой ткани, остальное в мышцах.
Жир запасает раз в 10 больше энергии, в сравнении с гликогеном. При этом раз в 30 больше АТФ выдаст окисление жира, чем карбогидратов. Т.к. до кучи грамм жира дает еще и в три раза больше атф, чем грамм карбогидратов.
Поэтому жир – почти неичерпаемый источник энергии. Крайне редко, почти никогда невозможность продолжать работу связана с тем, что в организме закончились запасы жира. Жир идеален, если надо медленную энергию, для низкой скорости, или если надо большие запасы энергии, для большой длительности или дистанции.
Тренинг на низких скоростях и длительной продолжительности увеличивает количество энзимов, участвующий в окислительной фосфорилации жира, и тушка начинает использовать жир лучше, больше полагаться именно на него как на источник энергии.
Это радостная новость для тех, кто думает про тренинг как про способ избавиться от лишнего жира – чем больше вы тренингуете лошадь, тем лучше она сжигает жир в дальнейшем, если скорость и интенсивность упражнений невысоки. Поэтому – куча шага и медленного джога, начнете бежать быстрей – и начнете жечь карбогидраты, а не жир, и чем быстрей будете бежать, тем больше будете жечь именно их. Вы сделаете лошадь тренированной, но не похудеете ее.
Очень жаль, что многие люди считаю, что лучший способ похудеть – это хорошенько, до пота, прогалопить лошадь. Все, что вы этим добьетесь – это увеличите риск травмы, заставите лошадь вспотеть и потерять массу тела за счет жидкости, используете гликоген в мышцах и придадите лошадке лишнего аппетита. Но не поощрите этим использование жировых запасов.
Ну и – классика – лошадь более худая может весить не меньше, чем когда она была толстой. Жир имеет меньшую плотность, чем мышцы, т.е. если вы накачаете мышц и схуднете жира, в итоге лошадь может весить даже больше. Ну или столько же, но уменьшатся объемы.
Итак, усталость во время упражнения практически никогда не вызвана тем, что кончились запасы жира. А потому, что кончился гликоген. Истощение его запасов влечет мышечную усталость. Истощение запасов в печени влечет падение уровня глюкозы в крови, что дает усталость, «легкую голову».
Человеческие атлеты, соревнующиеся на длинных отрезках времени, используют технику «дозаправки сахарами», чтобы постараться отложить усталость. Это означает, что сначала упражняются до усталости, истощая запасы гликогена, а дальше жрут много карбогидратов. Истощение до трапезы, судя по всему, увеличивает количество запасенного гликогена. С лошадьми таких трюков лучше не делать – можно заработать колики или азотурию.
При этом, хотя не стоит принудительно накачивать лошадь карбогидратами, лошадь, которая регулярно тяжело тренингуется, и при этом не получает нужного количества энергии из диеты (обычной, которая часто и понемногу), будет в невыигрышном положении. После эпизода серьезной работы, вроде быстрого галопа, полностью восстановить запасы гликогена – может потребовать времени до двух дней. Это надо помнить, планируя быстрые работы в тренинговой программе. От лошади нельзя ожидать быстрых либо интенсивных интервальных нагрузок более, чем два-три раза в неделю, и нельзя давать их одну за другой.
Кроме того, доказано, что скорость использования гликогена зависит от его количества в клетке. Чем больше концентрация гликогена, тем быстрей идет гликолиз. Это тоже надо учитывать, планируя скоростные спринты или конкурные высокие маршруты.
Некст. Глава про мышцы.
Мышцы. Скелетные мышцы двигают скелет, приводятся в движение соответствующим нервом, прилагают силу к сухожилиям. Они же поддерживают позу. У лошади около 700 скелетных мышц, они дают 40-50 процентов массы тушки. В чистокровках могут давать и 55%. Что дает лучшее «сила на массу» соотношение, чем у большинства других пород лошадей. У человека – около 40% массы тела, т.е. меньше.
Мышцы – это «реактивная» ткань, электрические импульсы проводятся вдоль клеточных мембран, очень похожим образом на то, как они проводятся нервными клетками. Скелетные мышцы работают под сознательным контролем.
Другие мышцы, например, выстилающие воздуховодные пути, мышцы кровяных сосудов или жкт, это «не-сознательные», не-волевые мышцы.
Три типа мышц – скелетные, гладкая мускулатура и миокард.
Скелетные мышцы сделаны из пучков, каждый из которых состоит из сотен индивидуальных мышечных волокон. Каждое мышечное волокно – это одиночная клетка. Кровь подводится к мышцам разветвленной капиллярной сетью, которая идет между волокон. У лошади 200-1000 капилляров на мм2 мышцы. Скелетные мышцы сокращаются под контролем моторных (двигательных? Не знаю как по русски) нервов. Каждый моторный нерв заканчивается на своем разветвленном конце контактом с несколькими волокнами. Нерв плюс волокна, которые он иннервирует – моторная единица. Моторный нерв контачит с 10-2000 волокнами, часто они довольно широко распределены по ткани мышцы. Там, где требуются тонкие точные движения, моторные единицы меньше, 10 клеток на нерв или как-то так, например, такие моторные единицы в глазу, губах, ушах. Там, где требуются менее точные, но более мощные движения, моторные единицы большие, до 2000, например, в длиннейшей мышце спины или мышцах крупа.
Все мышцы получают некое количество нервной стимуляции, даже когда они не используются. Эта «базовая» стимуляция может состоять в нескольких импульсах в секунду и известна как тонус. Тонус держит мышцу готовой к сокращению и поддерживает позу. Неподвижность или повреждение нерва как результат травмы может сделать эту базовую стимуляцию невозможной, и это ведет к атрофии. Атрофию можно исправить увеличивая уровень активности мышцы и ее кровоснабжения, например, упражнениями, массажем, либо контролируемыми мышечными стимуляциями через техники электротерапии.
Хы, вставка от себя. Вот видимо еще вариант – это попытаться «пробить» сильными импульсами нерв, т.к. когда мы восстанавливали Чапу, мне говорили что мол нарушена иннервация, и необходимо в т.ч. не только работать и делать после работы массаж и т.п., но и возможно обеспечивать максимальное тактильное разнообразие нужной части тушки – тыркать чем-нить разным на ощупь, возможно попробовать электро-пунктуру (ну это мы не смогли т.к. было нечем) и т.п. И мне рассказывали, что лошадям восстанавливали электропунктурой довольно серьезные случаи параличей, правда, там люди возились очень долго и нудно и тратя кучу времени…. Но вот интересно, если нерв не в состоянии подать слабый сигнал, возможно, он более-менее способен еще на супер-сильный? И проводя хотя бы даже супер-сильный, может быть он слегка восстанавливается…. В общем очень мне интересно про иннервацию, а точней ее потерю. Ведь хотя и говорят, что нервные клетки не восстанавливаются, тем не менее, они же прорастают допустим в поврежденную кожу и т.п., т.е. способны на регенерацию-то…..
Так, уже не от себя))))
Для нормального функционирования мышцы нужно достаточное обеспечение кровью. На практике это означает необходимость разминки перед серьезной нагрузкой – это не только дает время дабы увеличить кровоток, чтобы обеспечить повышенную потребность мышцы в кислороде, но и увеличивает температуру в мышце, разогревая ее до оптимальной рабочей температуры. (Около градуса прибавляет).
Мышца может содержать до миллиона волокон. каждое волокно – это клетка, 30-100 нм в диаметре, но при этом длина очень разная, от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В волокне есть внешняя клеточная мембрана – сарколемма, ядро, прижатое к краю клетки, гранулы гликогена, вкропления жира, красный мышечный пигмент – миоглобин, который запасает кислород и помогает транспортировать его по клетке, митохондрия, аэробная энергостанция клетки, и сотни миофибрилл, которые состоят из миофиламен (?), в общем, из сократительных белков.
Повторяющийся фрагмент мышечного волокна – саркомер. Это также и функциональная единица сокращения, которая состоит из тех самых сократительных протеинов. Они двигаются наперекрест друг другу, и саркомер укорачивается, линии, по которым соединяются саркомеры волокна, становятся ближе друг к другу.
Состав саркомера. Есть тонкие филамены. 4 нм диаметром и 10000 нм длины. Они тянутся от «конца» саркомера к его середине. Они состоят из актина. В «бороздках» актина лежит белок тропомиозин, к нему присоединяется тропонин. В середине саркомера находятся толстые миофиламены шириной 12 нм и длиной 1600 нм. Каждый такой миофиламен (или это она?)))))) окружен шестиугольником тонких миофиламен, по спирали пересекаясь с ними. Сокращение миозина и актина дает сокращение саркомера.
Сокращение мышцы – это последовательное сокращение саркомеров в ответ на полученный нервный импульс. Импульс поступает на специальный кусочек мышечной мембраны, который называется «моторная…»э…. площадка?....
Поступающий нервный импульс изменяет электрический потенциал на какой-то стороне мышечной мембраны и вызывает небольшой электрический заряд, который «плывет» вдоль мембраны. Плывет он глубоко в клетке, по… эм…. Поперечным трубочкам. Эти трубочки находятся вблизи …. Нда, удивительно, но reticulum саркоплазмы как-то и переводится как ретикулум… В общем, этот загадочный штук служит для изоляции внутриклеточного кальция. Штук получает электрический импульс, высвобождает ионы кальция, которые появляются в цитоплазме клетки. Это повышает концентрацию ионов кальция в 1000 раз, ионы связываются с тропонином (у которого есть четыре связи присоединить кальций). Связь вызывает изменения в кофигурации тропонина, тропонин отделяет тропомиозин и тропомиозин получает возможность соединиться с актином. Обычно же тропонин мешает тропомиозину это сделать, до тех пор, пока концентрация ионов кальция невелика. Соединяясь с актином, миозин поворачивает свою… хм… головку?))) на 90 градусов, и тем самым тащит актин вдоль себя, филамены надвигаются друг на друга. Процесс связи-освобождения повторяется многократно, и филамены наползают друг на друга а-ля храповик.
(Хм, сейчас задумалась, а стоило ли в приципе переводить последние пару абзацев – по идее, оно есть в любой книжке, и на первый взгляд все равно непонятно и в общем с практической точки зрения нафик не надо…. Ну ладно, не буду стирать. Дальше уже интересней).
Головка миозина содержит АТФ, которая способна отделить фосфат и дать энергию для связи миозина и актина. Нет атф- нет сокращения. Аналогично, атф нужно не только для сокращения, но и для расслабления мышцы. Не будет атф, даже при высоких концентрациях кальция мышца не сможет расслабиться. Когда животное умирает, атф постепенно используется клетками, нового не производится, т.к. для митохондрий надо кислорода, а его нет. В итоге мышечный РН падает до пяти, гликолиз останавливается, и за отсутствием атф, необходимых как для соединения, так и для разъединения актина и миозина, наступает трупное окоченение. В дальнейшем расслабление начинается, когда пост-мортем высвобождаются энзимы протеаза, и они разрушают протеины.
После сокращения, АТФ необходимо, дабы вернуть кальций обратно в загадочную штуку- ретикулум. Если запасы атф истощены, способность это сделать страдает, например, как в конце фазы активной быстрой работы. Измерения атф в мышечных образцах, полученных после такой работы, из нескольких тысяч мышечных волокон, показывают, что средняя концентрация атф падает от 6ммоль на кг сырой мышцы в покое до 2-3 ммоль. При этом не у всех волокон атф истощается одинаково – некоторые волокна практически лишены атф полностью, а некоторые имеют его чуть ли не в районе концентрации отдыха. Видимо, это отражает, насколько конкретная клетка была задействована в работе.
Характеристики мышечной активности.
В то время, как нерв работает по принципу все или ничего – он или работает, или не работает, характеристики связанного с ним мышечного ответа должны существенно отличаться, чтобы обеспечить бесконечное число ответов с силой мышечного действия, необходимой для данной ситуации.
Нам надо уметь сокращать мышцу с весьма точной силой и скоростью сокращения, которые требуются. Большая часть волевого контроля за моторными функциями возникает в части головного мозга, которая называется базальные ганглии. Это известно в основном из наблюдения за теми, у кого они повреждены – болезнь Паркинсона и т.п. Сила мышечного ответа зависит от того, насколько много моторных единиц задействовано в одно время. Чем уже диаметр нерва, тем ниже барьер стимуляции и обычно тем меньше мышечных клеток в моторной единице, которую он стимулирует. Более толстые нервы требуют большей стимуляции, дабы сработать, и больше мышечных клеток в единице. Чем больше уровень стимуляции, тем больше нервов, следовательно, моторных единиц, среагируют. Самое сильное сокращение – когда все нервы передают импульс, что невозможно сознательно, но вполне возможно через электростимуляцию. Увеличение числа задействованных моторных единиц в ответ на рост интенсивности стимула описывается словом… эм… ну пусть будет занятость, вовлеченность. Рекрутмент, в общем. Именно это механизм, позволяющий варьировать силу мышечного ответа. Поскольку разные моторные единицы подключаются на разных этапах стимуляции, они устают в разное время. Именно поэтому можно отсрочить усталость, меняя типы упражнений – интервальным тренингом. Когда есть краткие мега-интенсивные периоды работы и общим фоном идет упражнение низкой интенсивности. Быстрая и медленная работа будет использовать немного разные количества и типы мышечных клеток, поэтому усталость наступает позже (чем если пробежать это же количество в формате сначала так, потом сяк).
Тип ответа, выдаваемый мышцей, зависит не только от количества прореагировавших нервов, но и от частоты стимуляции, частоты нервных импульсов. Соотношение между одиночным импульсом и сокращением у них нарисовано графиком. Некий начальный потенциал во время появления нервного импульса резко растет, потом резко же падает, до уровня ниже начального, и быстро восстанавливается до начального. Некий начальный тонус волокна начинает расти с момента наивысшего нервного потенциала, только «разгоняется» за время падения и восстановления до среднего этого самого нервного потенциала и продолжает расти еще столько же времени, сколько занимает весь нервный импульс (от выстрелили до упали и восстановились). И дальше падает обратно более плавно, чем сокращался. Т.е. механический ответ на электрический стимул дольше и чуть запаздывает.
Механическое действие длится должен электрического, и между началом работы нерва и началом мускульного сокращения – около трех миллисекунд (получается, Что по графику работа нерва укладывается в 6-8 миллисекунд, а мышечное сокращение занимает трижды это время). Эти три миллисекунды – то время, которое нужно, чтобы электрический заряд распространился по т-трубочкам, чтобы высвободился кальций. В результате одного нервного импульса высвобождается определенное количество кальция. Потом кальций закачивается обратно, его концентрация падает. Но если другой нервный импульс поступит до того, как кальций закачали обратно в ретикулум, то высвободится еще больше ионов кальция, его количество в цитоплазме станет больше, и большее количество актин-миозин взаимодействий станет возможно. Т.к. второй нервный импульс поступил на фоне еще не закончившегося действия первого, то он начинается на уровне бОльшего тонуса, чем первый, и дает больше механического сокращения. Точней более сильное сокращение. Этот феномен называется суммацией. Серия нервных импульсов развивает еще более сильное сокращение, с очень краткими периодами начинающейся релаксации между моментами все большего и большего сокращения. Еще более быстрая серия вызывает только нарастание сокращения, без вообще каких-либо периодов релаксации. Опять же, тут есть график схематичный, когда единственный нервный импульс дает картину сокращения а-ля горб верблюда, второй импульс – надстраивает с конца этого горба второй горб, уже выше, т.к. не с нуля, и серия сокращений выглядит как плавный рост по дуге до максимальной силы, в случае быстрой серии это просто дуга только на вырост, в случае медленной – оно ползет наверх а-ля синусоида, несколько падая между импульсами.
Серия импульсов позволяет развить в четыре раза более сильное сокращение, чем единственный импульс. С какой скоростью должны работать нервы, зависит от продолжительности мышечного сокращения. Если продолжительность например 10 миллисекунд, а нервы вспыхивают реже, чем раз в 10 миллисекунд, будет серия единичных импульсов, если чаще – возникнет суммация (т.е для суммации нужны будут частоты более 100 герц).
Именно суммация позволяет сделать движение плавным, не резким.
Сокращение разных моторных единиц в мышце является асинхронным, т.е. когда одни работают, другие расслабляются. Общий же результат – гладкое плавное сокращение.
Когда мышца сокращается, она прикладывает к чему-то силу, если сила сокращения выше, чем сила противодействия сокращению, мышца станет короче. Иногда сила противодействия выше, допустим, вы пытаетесь поднять что-то очень тяжелое. Мышца напряжется, то не укоротится, т.к. силы сдвинуть объект не хватит. Есть в этом смысле разные типы сокращений – можно мерять длину или напряжение как силу сокращения. Изотоническое сокращение – сокращение единого напряжения, единой силы. Длина мышцы меняется, укорачивается, а сила остается какая была. Активное укорачивание мышцы, например, дает движение суставам и т.п. Это же называют концентрическим сокращением.
Другой вариант изотонического сокращения – когда мышца активно сокращается против некоей внешней пассивной растягивающей силы. Например, как сокращение в мышцах-антагонистах на другой стороне сустава, дабы регулировать его движение. Это эксцентрическое сокращение. Мышца удлиняется, и сокращается (видимо, ограничивая это движение как антагонист).
Изометрическое сокращение не связано с изменением длины мышцы. Это сокращение единой длины, сила сокращения, напряжение, при этом меняется. Нет визуального движения, хотя есть увеличение тонуса, мостики между миозином и актином создаются и обновляются, но внешняя сила настолько велика, что филамены актина не могут быть физически сдвинуты относительно миозина.
Пассивное напряжение.
Каждая мышца выдержит определенное количество приложенной к ней силы, перед тем, как она действительно удлинится в ответ на приложенное усилие. Это описывается как эластичные компоненты мышцы. Сухожилия, сарколеммы (мембраны, окружающие отдельную мышечную клетку), соединительная ткань, головки миозина – сопротивляются растяжению. В изометрическом сокращении «сокращающаяся» часть укорачивается, но пассивные эластичные компоненты растягиваются, в итоге общего движения нуль.
Упражнения на пассивную растяжку – такого вот плана, как описано – часть используются в терапии или как форма рутинной заботы о мышцах, это же можно делать и с лошадьми, не только с людьми.
Отношения длина – напряжение.
Все скелетные мышцы находятся под небольшим напряжением. Если отрезать с одной стороны связку, мышца укоротится. Длина мышцы в расслаблении – это длина вне сокращения с эластичными компонентами под небольшим растяжением. Растяжка тянет мышцу длинней этой длины покоя, увеличивая растяжение эластичных компонентов. В мышце растет напряжение. При этом, если мышцу стимулировать изометрически, на разных длинах мышцы, очевидно, что максимально сильное напряжение возникает в случае длины покоя. Общее напряжение мышцы = сила сокращения + пассивная растяжка, каждый параметр зависит от длины мышцы.
Такая длина дает максимальную площадь для перехлеста актин-миозин и образования связей между ними. В слишком короткой мышце идет избыточный перехлест с потерей эффективной площади для связывания, филамены актина начинают перекрывать друг друга, и не связываются в этих местах с миозином. В слишком длинной – минимальный перехлест и недостаточная площадь. Подумайте о тяжелоатлетах – первое, что они делают, это берут вес так, чтобы он не растягивал мышцы дальше средней длины, и когда он расположен так, что мышцы находятся в легком сокращении, они могут приложить максимальную силу. Соответственно, степень сгибания сустава влияет на силу сокращения мышц по разные его стороны. Чтобы ожидать максимальной силы от мышцы, ее надо в прямом смысле слова поставить в «позицию» максимального сокращения. Собственно, многое из того, что делается в выездке и конкуре, как раз и приводит мышцы к оптимальной длине и следовательно к максимальной возможной производительности.
Типы мышечных волокон и их распределение.
Мышцы состоят из разных типов волокон. Поглядите на мясо в магазине (кстати, после этой главы я в очередной раз несколько переместилась в сторону вегетарианской диеты, я теперь физически много чего не могу покупать и есть, потому что оно воспринимается не как абстрактный кусок еды, а как часть чего-то живого, что бегало и дышало… Вроде умом-то я это всегда понимала, но вот именно эмоциональное восприятие начало появляться с углублением в анатомию и физиологию лошадей… Поначалу я не могла смотреть на всякие там сердца, печени и прочее, что выглядело ну просто как анатомический препарат, как это можно есть то… Теперь вот вуаля, дожила и до аналогичного восприятия куска мышечной ткани. Тьфу, ну вот кстати о чем и речь, потому что – куска мяса, блин, в магазине это кусок мяса, а не мышца).
Так вот, мясо в магазине. Выглядит разноцветным. Часто даже у одного животного оно разного цвета, вспомните куриную тушку и сравните грудку и ножку.
Благодаря технике мышечной биопсии мы много узнали про мышцы за последние 30 лет. Берется образец иглой для биопсии, обычно из больших локомоторных мышц вроде … эм…. middle gluteal мышцы, которая есть одна из основных отводящих мышц задней конечности. И собственно отвечает за развитие большей части силы для продвижения вперед. (Ксати, интересно, где это на атласе, лень искать, тем более примерно я представляю, где искать ретракторы конечности, но если кто знает – скажу спасибо, любопытно проверить, про ту ли мышцу подумала). Заодно там просто брать образцы и довольно просто выбрать стандартное место для биопсии в результате чисто внешних наблюдений, например, одна треть длины по линии от бедра, tuber coxae, до основания хвоста.
В выбранном месте шкуркО бреется, кожа дезынфектится, тонкой иглой прыскают анестетик. Игла для биопсии – окло 6 мм в диаметре (ужОс), берет мелкий кусок мышцы, около 200 мг с глубины 2-8 см. Анестезия нужна только для кожи, т.к. сама мышца не имеет нервов, способных реагировать на боль.
Мышечные волокна классифицируются в зависимости от возможностей по силе и скорости сокращения. А это зависит от типа миозина и миозин-АТФазы, а также от их оксислительных способностей (возможности использовать кислород). Чем быстрей волокно сокращается, тем больше оно будет полагаться на анаэробные механизмы и меньше на оксидацию. По активности АТФазы можно выделить мышцы с высокой, средней и низкой активностью. Соответственно, низкая активность – это медленные мышцы, тип 1. Тип 2 – высокая активность фермента, быстросокращающиеся волокна. При этом тип 2 можно разделить на два подтипа, тип 2а, более близкий к первому типу, некое среднее по характеристикам волокно, и тип 2б, ярковыраженный тип. Хотя и 2а и 2б оба быстрые волокна, но 2б быстрей. Иногда встречаются промежуточные между типами волокна, 2аб. Дальше идет довольно подробное описание тех химических реакций, которые позволяют красить, классифицировать и т.п. волокна, но я пропущу наверное. Равно как и другую классификацию, которую они дают просто для сведения, как основанную на других химических реакциях дифференциации, т.к. дальше она нигде не нужна. Все равно основано все на классификации по активности в клетке миозинАТФазы.
Тип 1.
Красные волокна выносливости.
Это медленные волокна, медленней сокращаются и расслабляются. Они уже в диаметре, и слабее по силе сокращения (чем толще волокно, тем больше сила). Могут работать долгое время аэробно, без усталости и потому идеальны как мышцы поддержания позы.
У них высшая окислительная способность – самое большое число митохондрий. Опять же, описывает, какими техниками они выясняют это число митохондрий, пропущу. У них же самая низкая анаэробная способность. Нервы, которые к ним идут – это тонкие нервы с низким потенциалом срабатывания, т.е. требующие сравнительно низких стимулов. На нерв приходится мало мышечных волокон, 20-30, т.е. моторная единица маленькая. Подходит для точных, но не сильных сокращений.
В них высоко содержание жиров, а гликогена сравнительно мало.
Тип 2.
Белые спринтерские волокна.
Это мышцы для спринта, прыжков – они мощные, но намного более подвержены усталости. 2а более средние характеристики, 2б более выраженно анаэробные.
2б волокна показывают низкую окислительную способность, при этом высокую способность к анаэробному гликолизу.
2а сокращаются в четыре раза быстрей, а 2б в 10 раз быстрей, чем тип 1 (который имеет скорость 0,33 мм\с).
У них больший диаметр, большая сила сокращения. У людей диаметр волокон типа 1 и 2 почти одинаков, и соответственно сила равна, у лошадей сильно отличается. Особенно они отличаются у нетренированных лошадей, или лошадей, тренированных в спринт.
С тренингом же другого плана оба подтипа волокон типа 2 уменьшаются в диаметре (т.к. тренинг лошадей преимущественно аэробный).
Нервы – толстые, с большим порогом реагирования, требуют большой стимуляции для реакции. Моторные единицы большие, до 2000 волокон на нерв, т.е. сокращения мощные. Сравнительно бедная капиллярная сеть, т.к. волокна не полагаются на кислород. Мало митохондрий. Много гликогена, мало жира.
У них же более выраженный (? Крупный?) ретикулум, т.к. им нужно быстрей высвобождать и закачивать обратно ионы кальция из-за высокой скорости напряжения\расслабления.
Капилляры в мышце.
Их можно описывать по разному. Например, плотность капилляров на квадратный мм. Дает некоторую информацию, но не дает соотношения капилляров на мышечные волокна. Если посчитать капилляры и волокна, то среднее число капилляров, контактирующее с волокном – 5 для типа 1, 5,6 для типа 2а, 5,9 для типа 2б. На фоне вышенаписанного выглядит странно – ведь у 2б меньше всего митохондрий. Но если приять во внимание размер мышечного волокна, и дистанцию для диффузии кислорода, то становится логичней. Кислород должен достигнуть всех частей клетки, а не только ее краев, поэтому размер клетки учитывать необходимо, т.к. он дает разную дистанцию для диффузии. И если пересчитать число капилляров на площадь сечения волокон, то цифры будут совсем другие, 2,6 для типа 1, 2,3 для 2а и 1,5 для 2б, что уже совершенно логично.
Волокна задействуются в таком глобальном порядке, как тип 1, 2а, 2б. 2б подключаются на ускорения, прыжки и т.п. Поза и небыстрое движение – это дают другие типы волокон.
У пробежников, тем не менее, к концу мероприятий наблюдается таки усталость 1 и 2а, и начинают подключаться 2б.
Вообще, даже если вы подумаете о себе, представьте, что вы бежите легким джогом. Как бы сильно вы ни устали, вы почти всегда можете выдавить из себя короткий спринт, хотя бы метров 15, перед тем, как окончательно сдохнете. Это потому, что для спринта используются другие волокна, чем те, которыми вы бежали спокойно и медленно. Аналогично, в спринте, есть точка, когда дальше продолжать поддерживать скорость абсолютно нереально, но побежать медленно можно запросто и еще парочку миль. Опять же, потому, что добегаете другими волокнами.
Количество и тип волокон генетически предопределены. Хорошие спринтеры имеют много 2б, хорошие стайеры и пробежники 1. у людей, за исключением самых элитных атлетов, количества волокон разного типа не вот прямо отличаются. У лошадей же в среднем та самая не знаю как по-русски жопная мышца имеет куда больше типа 2 волокон, чем типа 1. Генетически лошади хорошие спринтеры, а их выносливость надо тренировать, зачастую всю их жизнь.
Очень многое зависит от породы. Проценты типа1 волокон например у квотеров – всего 9, у ЧК 11, у арабов 14, пони 21-23, а например американские рысаки 18. Сответственно, одни генетически быстрее, другие генетически выносливей (понятно, что кроме мышц на скорость и выносливость влияет еще куча всего, но как минимум с точки зрения мышц тоже есть предрасположенность к той или иной дисциплине).
При этом у лошади разные мышцы будут иметь разный состав волокон, что отражает роль этой мышцы. Зада будут иметь больше типа2, переда типа1, т.к. одни больше толкают, другие больше поддерживают вес в движении. В самой мышце волокна тоже расположены неравномерно. Тип 2 в основном находится снаружи мышечного тельца, что дает более эффективное сокращение мышцы по сравнению с как если бы эти сильные волокна были внутри тельца. (Внутри и снаружи конечно не мышцы, а грубо говоря ближе к середине мышцы или ближе к краю мышцы). Имея самые сильные волокна снаружи, мышца максимизирует дистанцию, на которой они могут проявить свою силу. Например, двухлетка ЧК, биопсия с глубины 4 и 9 см в конце первого сезона имел процентное соотношение тип1-2а-2б 11-40-49 на 4 см и 24-47-30 на 9 см.
Есть половые отличия. У жеребцов больше 2а волокон, что возможно отражает потребность и в силе, и в выносливости. Было исследование большого числа ЧК жеребцов и кобыл с рождения и до 6 лет, и оно показало, что с возрастом постепенно увеличивался процент 2а, в основном за счет 2б, немного вырос 1, но тем не менее пропорция 2а у жеребцов в течение всей жизни была примерно на 5% больше, чем у кобыл.
Внутри породы тоже сильные различия между индивидами. Предпринимались попытки понять, для каких дистанций генетически больше подходят ЧК и как их вообще тренировать на основе оценки состава мышц. Попытки были неудачными, т.к. слишком много вводных определяют успех лошади на той или иной дистанции, равно как и даже несколько биопсий вряд ли полностью корректно отражают баланс разного типа волокон во всем локомоторном аппарате лошади. Результаты биопсии на определенной глубине не говорят даже в целом про мышцу, а говорят только про данную глубину.
И, думая про пропорции, оценивая пропорции распределения волокон, важно считать не только их число, а их именно площадь. Например, две лошади, у одной все типы волокон примерно похожего диаметра, а у другой довольно большие отличия 1-2а-2б. При равном количестве волокон в плане в штуках площадь сечения волокон разного типа будет сильно различаться.
Третья глава – про кости-связки-сухожилия.
Хотя не, я подумала, и решила, что слишком мне нравицца конец книженции, чтобы вот так вот и переводить ее всю с начала. Так что я буду ее переводить с двух сторон. На этом первые две главы вот они они, когда-то позже я продолжу с третьей главой, а теперь – будет последняя глава, для разнообразия))))
Вообще последняя часть в книге уже более практическая относительно применения всей этой теории, и самая имхо интересная. Хотя лично я бы вряд ли ее так хорошо понимала, если б до этого не читала теорию. И в этом смысле странно с нее начинать, хотя и хотелось бы. Но последняя глава касается уже не столько физиологии тренинга, сколько такого интересного вопроса, как ответ лошади на перевозку, поэтому вроде как ее можно читать и не читая первые две части книги… Так что на перевозку я пожалуй и прервусь, тем более что она меня конечно впечатлила, я как-то вообще не осмысливала вопросы транспортировки столь серьезно… Ну и – вечный вопрос, возникающий, когда я узнаю про реакцию разных физиологических систем лошади на разные неблагоприятные факторы – Боже, КАК Чапа остался жив???? Как он вообще умудрился дожить в этом своем сарае и дождаться когда я его заберу? Бедная бедная моя лошадка(((((
Итак, вуаля, перевозка.
Логично, что про нее тоже было б неплохо поговорить – для того, чтобы лошади где-то как-то показывать свои достижения и вообще демонстрировать результаты той самой подготовки и тренинга, про которые написана книга – логично, что в большистве случаев ее надо б куда-то довезти. И даже если везти никуда не надо, все равно лошади ездят как минимум в клиники, к ковалям и т.п. Поэтому перевозка штука для всех актуальная (хыхы, особенно для нас). И если аварии на дороге или там лошадь, пробившая коневоз ногой или завалившаяся в нем – это скорее редкость, и мы не особо можем повлиять, но даже в ходе рутинной перевозки есть много эффектов на лошадь, которые обязательно надо учитывать. Негативные факторы надо попытаться максимально убрать, обычно мы считаем такими факторами стресс, затраты энергии, снижение результатов. Больше всего перевозка влияет на дыхательную и пищеварительную систему лошади. Негативные эффекты не появляются во всех лошадях обязательно, даже одна и та же лошадь может по-разному перенести разные поездки в ее жизни. Разные лошади, едущие в одном коневозе, могут крайне по-разному среагировать на перевозку и т.п.
Ну тем не менее.
Обычно лошадей возят автомобилем, куда меньше воздухом и морем, и совсем редко ж\д, хотя раньше это был очень популярный транспорт. Конечно, до механизации скаковым лошадям приходилось собственно скакать до места скачки. Но сейчас редко кто ходит своим ходом.
В целом, факторы, действующие на лошадь, довольно одинаковы, едет ли она авто, самолетом или кораблем.
Что же происходит с лошадью?
Считается, что лошадь в течение перевозки стоит. Но это не так. Стоит лошадь у себя в конюшне. А в перевозке она постоянно балансирует. Более активно работающее сердце списывали на нервы, но на самом деле там просто идет физическая нагрузка, не сильно меньшая, чем если бы лошадь все это время шагали. (И представляем себе 20 часов переезда в коневозе). Затраты энергии, опять же, в два раза выше, чем просто стоять в покое. Подумайте об этом, планируя выезд на старты.
Многие эффекты зависят от времени транспортировки. Меньше часа – почти ноль эффекта и риска. До трех часов – крайне мало риска, которым можно пренебречь, если лошадь здорова на старте поездки (т.е. не имеет ХОБЛ, не болеет вирусной инфекцией и т.п.).
Но есть и перелеты по 18-20 часов чисто в воздухе, а еще дорога до и из аэропортов, погрузка, разгрузка, карантины…. Машины, например идущие из Англии в Италию несколько дней… Даже если делать остановки на ночь и отдых в конюшне, время пребывания в грузовике огромно.
Что интересно, стрессовые ответы на короткую и длинную поездку практически одинаковы, видимо, потому, что нервничают лошади только первое время поездки. Стрессовые эффекты мерили лейкоцитарными изменениями, изменения в количестве белых кровяных телец, и в соотношении нейтрофилы-лимфоциты.
Основное последствие перевозки – обезвоживание. Лошади, едущие машиной или самолетом, теряют в районе полупроцента массы тела за час перевозки (!!!), т.к. 2 кг в час на лошадь 500 кг. Это в «идеальных» условиях лошадьми, которые привыкли и неплохо ездят. Если лошадь неудобно и тесно стоит, ведут резко, жарко или влажно, лошадь психует – потери могут быть до полутора процентов веса в час.
Потеря массы вызывается тем, что лошади меньше пьют, больше потеют, имеют более жидкий навоз, и кожа больше сохнет на сухом воздухе.
Лошади не пьют, если их не кормят. Около двух третьих воды лошади выпивают в сочетании с едой, если ест меньше, то и пьет меньше. Если вы тащите воду в канистрах, возможно, вода пахнет пластиком и лошадь ее не захочет. Это можно изменить, добавив туда яблочного сока или мелассы, чтобы вода стала вкусной (только надо заранее приучить лошадь пить такую воду).
В любом случае, если вы едете 8 часов и делаете один перерыв на полчаса, когда предлагаете лошади воды – это значит, что вы ограничили ее доступ к воде на 8 часов 30ю минутами. Не факт, что лошадь подхватит идею напиться за все это время ожидания когда будет предложено. Может быть она вообще захочет есть, а не пить. Или не захочет пить в грузовике. Или выгрузится, и будет нервничать и изучать окрестности, а не пить. И не факт, что стресс позволит ей хорошо есть и пить сразу после разгрузки в незнакомом месте.
Самое правильное – это обеспечить и еду и воду в течение всей поездки. Рептух вымоченного сена или сенажа, подвешенное перед мордой лошади ведро с водой, и лошадь может решить, когда ей попить или поесть. И не будет ограничена человеком, который решит это за нее. Сено без воды – не правильно в долгой поездке. Чтобы не расплескивать воду, подумайте, присобачьте резину или еще что-то сообразите. Лошади, которые едут с постоянным доступом воды и еды, едут спокойней и теряют меньше веса тушки.
Конечно, это не касается коротких перевозок до 4-5 часов.
Если лошадь нервничает или ей жарко, она будет потеть. Если ей душно, аналогично. И терять и воду, и электролиты. Поэтому летом очень важно обеспечить хорошую вентиляцию, причем по всему отсеку – если вентилироваться будет только верх, считай голова лошади, самой лошади будет жарко. Не надо пере-укутывать лошадей. Для лошади лучше, если ей будет чуть прохладно, чем чуть жарко. Хорошая вентиляция важна также для хорошего качества воздуха. Летом надо ездить рано утром или поздно вечером, дабы не попасть в жару, и не попасть в пробки. Встать в пробку жарким днем – это удваивает, если не утраивает потери воды.
Нервничающая лошадь несколько расстраивает кишечник и начинает терять воду с жидким навозом.
И – увеличивается испарение воды с кожи. Мы привыкли думать, что кожа – барьер для воды. Но это не так, кожа проницаема для воды. Поэтому вода теряется через кожу даже когда лошадь и не думает потеть. Конечно, сильней это в жарком климате с низкой влажностью. В Англии, например, не суть важно, т.к. нежарко и влажно, испарения мало. А вот при влажности в 5%.....
Это важно в самолете – там не жарко, но очень сухо. Поэтому вода испаряется очень активно даже при идеальной температуре. Это касается и перелетов людей, не только лошадей.
В целом, с дегидратацией мало что сделать, только обеспечивать восполнение потерь, давая пить.
Эффекты дегидратации на здоровье и работоспособность.
В первую очередь она бьет по жкт и дыхалке.
Мало воды в толстом кишечнике = проблемы для бактериальной микрофлоры, с пищеварением, рост риска колик.
Дыхалка – иссушаются воздушные пути, что мешает обычным способам защиты легких от бактерий, аллергенов и т.п. Т.к. высыхание влияет на производство слизи и на ее вывод из легких. Поэтому дегидратация может вызвать небольшое легочное воспаление даже у лошади, у которой нет истории респираторных проблем. А у той, у которой есть, может драматически ухудшить состояние и функцию легких.
В любом случае, уровень, с которого дегидратация влияет на состояние легких, еще должен быть изучен. Равно как и насколько она влияет на качество работы. Например, исследование в США не показало разницы между выступлениями тех, кто ехал 15 минут, и кто ехал два-два с половиной часа (хотя это мало и то, и то). Есть анекдотические сведения что лошади, которые потеряли более 10 кг массы в транспортировке, скакали лучше, тем кто потерял 20.
Восстановление после поездки.
Выглядит совсем иначе, чем после работы. Например, в работе тоже легко можно потерять 5% массы тела, и эти потери легко восстанавливаются в течение ночи – доказано на многих лошадях троеборцах и пробежниках.
И потеря тех же 5% массы тела после транспортировки может потребовать 3-4 для полного восстановления. Т.е. эти потери – это не чисто вода, лошади быстро восстанавливают воду, это комплексная штука, возможно, связанная и с тем, что страдает ЖКТ.
Чтобы понять глубину проблемы, желательно взвесить лошадь сразу перед погрузкой и сразу после выгрузки. При этом весы надо калибровать – не важно, если допустим одними весами вы вешаете лошадь до работы и после работы, ну врут на 20 кг, не суть. А вот если вы ее взвесили на точных, а после выгрузки на тех, что завышают на 20 кг, то вы допустим будете считать, что лошадь потеряла 10 кг и все ок, а она потеряла 30 и все уже далеко не радужно.
В среднем 5% массы это 3-4 дня после поездки. Но если поездка была длинной, например, сути или более, или перелет более 67 часов, если поменялись временные зоны, если поменялся климат, корма – у лошади может занять до недели вернуть до-поездочную массу тела.
При этом, если вы доверяете весам, до тех пор, пока лошадь уверенно не восстановится (например, не вернет обратно как минимум больше половины потерянной массы), не надо с ней делать вообще ничего, только шагать эту лошадь и все. Если такого способа оценить потерю кондиций, как весы, нет, то лучше перестраховаться и поработать недельку крайне легко, не нагружая животное. Лошади медленно теряют уровень тренинга, неделя легкой работы ничего не ухудшит на продвинутых стадиях тренинга.
Для лошадей, подверженных миоглобинурии, лучше выраженно сократить … эм… hard feed это интересно что такое… В моем наивном представлении все фид являются хард)))) В общем, диета и еще раз диета на время восстановления.
По легким. Как уже говорилось, проблемы с производством и эвакуацией слизи. Если вентиляция в коневозе неадекватна, лошадь заодно дышит большим количеством аллергенов из подстилки и сена. Аммиак из мочи тоже раздражает воздушные пути.
И – высокая позиция головы лошади во время перевозки (!!!!!!!!!! Вот тут я тихонько сползла под стол, читая дальше – потому что как вы понимаете, привязанная в сарае лошадь тоже не сильно отличается по положению головы… от той что в коневозе едет. Только Чапа то с этой головой не на перевозку, это он так жил…. А ведь некоторые так и живут в стойлах, привязанные…. ). Ну и кстати вот для меня некоторый новый аспект кастрации вырисовался – если брать тех врачей, которые привязывают лошадь в деннике на три дня. Мои-то оба пару часов только стояли привязанные, мне что московский, что ростовский врач сказали что это лишнее привязывать коня…. Но многие насколько я знаю стоят привязанные и после кастрации, и после ряда других операций… И вот я как-то не особо думала про положение их головы.
В общем, есть масса бактерий, которые в норме живут в верхних дыхательных путях. И если надолго задрать лошади голову, они плавно мигрируют в нижние. При этом у здоровой лошади может быть бактериальная микрофлора, с которой у нее нет проблем, но которая может мгновенно быстро размножиться и вызвать воспаление, если поменяются условия. Несколько исследований доказали, что привязывание лошади с головой типа коневоза на сутки (!!!!! Всего навсего сутки) вызывает выраженное накопление эм… мукус это называется? В общем слизи в трахее, выраженный рост числа бактерий и снижение способности выводить мокроту (с бактериями и аллергенами) из дыхательных путей. Другое исследование показало, что после всего шести часов (!!!!!!!) фиксации головы в высоком положении выросло число бактерий в дыхательных путях. Что интересно, разрешать лошади опустить голову на 30 минут каждые шесть часов – не предотвращает рост числа бактерий в трахее.
Честно говоря, лично у меня – большой и неприятный сюрприз, я не думала, что настолько быстро легкие реагируют….
В общем, по мнению авторов книги, все равно наверное очень важно и нужно постараться поощрять лошадей опускать их голову во время поездки хотя бы время от времени, например, кормить их с уровня пола, т.к. это может помочь немного почистить дыхалку. Важно делать остановки для отдыха, выводить из коневоза пошагать.
Надо работать над улучшением качества воздуха в коневозе. Это хорошая вентиляция, непыльная подстилка, например резаная бумага. Сено вымоченное или сенаж. Попытаться связать аммиак, который появляется в результате размножения в моче бактерий. Есть порошки, которые называют цеолиты (знакомо звучит, не так ли), которые…. Отлично используются дабы адсорбировать и нейтрализовать аммиак. Это порошок, который сыпят на пол, а поверх него уже стелят подстилку. (интересно, сколько ж он у них стоит, учитывая стоимость нашего цеолита, это мягко выражаясь небюджетно).
Особенно все это важно в самолете или закрытом коневозе, когда лошадей мало, а воздух не поступает с улицы, а скорей рециркулируется внутри.
Для здоровой лошади все эти неприятности, возможно, закончатся не более, чем мягоньким воспалением дыхательных путей, которое пройдет само безо всякого лечения. Но если вы везете лошадь с ХОБЛ, даже небольшим, то – сто раз надо б задуматься.
Лошади также рискуют заболеть «транспортной лихорадкой» - не знаю, эквивалент ли это нашей транспортной болезни. Ее симптомы – депрессия, потеря аппетита, рост температуры, кашель, сопли, повышенная частота дыхательных движений. Болезнь может развиться в течение трех дней после прибытия на место в любое время. Исследования в Японии показали, что перевозка более суток вызывала процент этой болезни 12, а перевозка из Англии в Австралию – 6,3%.
Возможно, риск этой лихорадки растет с длительностью транспортировки, есть сведения, что бактерия – это какой-то из стрептококков, который начинает бодро себя ощущать. При этом пока неясно, почему кто-то болеет, а кто-то нет, не предсказать эту вероятность. Часто она лечится успешно, но есть случаи летальных исходов (какой кошмар).
Поэтому очень неплохая идея – таки померять температуру лошади перед погрузкой в коневоз. Если она повышена, то ее совершенно точно не надо никуда везти. Более того, если вы не померили эту температуру, то вы можете неожиданно выгрузиться на соревнования после 8 часов пути, и на ветчеке таки ее обнаружить. И вот тут то и будет весело, т.к. самое последнее, что можно сделать с лошадью в этой ситуации – это запихать ее в коневоз и вести обратно (хахаха, авторы явно не знакомы с жесткими российскими реалиями, когда для многих лошадей это еще повезет, если их просто потащат обратно, а не повезет, это когда они отсоревнуются за … хм… поговорить с ветеринаром соревнований, и после этого уже потащатся обратно). В общем, авторы наивно считают, что самое плохое, что случится с лошадью с такой ситуации – это ее увезти домой. А вот что будет делать хозяин с больным животным, застряв в восьми часах пути от дома – это большой вопрос. Так меряйте, люди, температуру ДО любой поездки.
Расположение в поездке. Есть научные подтверждения, что идеальна загрузка хвостом вперед. Лошади вообще лучше приспособлены к силам, действующим в сторону хвоста, а не со стороны хвоста. Если они стоят хвостом вперед, они меньше теряют баланс, ударяются о стенки, имеют более низкие частоты сердечного ритма в первые 15 секунд начала движения, имеют больше шансов что получится опустить шею и голову, ну и в случае резких торможений (а у нормальных коневозчиков не бывает резких ускорений, только торможения) – лошадь упирается в стенку жопой, а не впечатывается в нее башкой.
Ну и есть исследования, когда лошадям давали самим выбрать как встать в коневозе, и большинство выбирало хвостом вперед.
Ну и – про БОЛЬШИЕ переезды. Комментарии по поводу рекомендаций по транспортировке и акклиматизации к олимиаде 96 года в Атланте.
Где до кучи жарко и влажно, да.
Эти рекомендации – результат совместных международных исследований. Десять стран, четыре года подготовки.
Итак, советовали прибыть так, чтобы отдельно переживать транспортировку, точней восстановление после нее, и акклиматизацию. За 21 день советовали приехать, минимум. Дабы лошадь сначала восстановилась с дороги, и только после этого начинать тренинг для акклиматизации.
Готовиться к перевозке надо начинать за несколько месяцев до ее начала.
Во-первых, диета. Все изменения надо ввести минимум за месяц до всех событий, причем надо решить, то ли вы повезете с собой свои корма на время пребывания в той стране, то ли вы заблаговременно импортируете корма из той страны, дабы у себя какое-то время покормить ими лошадь. И там она уже тоже их же и ела, когда приедет. Причем, хахаха, в первую очередь это касается источников клетчатки, т.е. я так понимаю фуража – ибо резкое изменение в этом может спровоцировать проблемы в ЖКТ, а это последнее что надо.
Возможно, заблаговременно до поездки, поездку и после поездки надо давать пробиотики, по рекомендации и под контролем ветеринара.
Дегидратацию эффективно восстанавливает не чистая вода, а соляные растворы (там в середине книжки, когда я доберусь, очень интересно про это про все, и почему для восстановления жидкости потерянной неэффективно пить чистую воду, и как лошади не особо горят желанием пить изотонические растворы, и как их учат и т.п.). В общем, лошадь должна быть научена пить изотонические растворы, чтобы эффективно бороться с обезвоживанием. Либо научена пить замаскированные какимнить яблоком изотонические растворы. При этом оцените вашу маскировку на предмет, нет ли там запрещенных веществ, а то еще вылезут тесты на допинг.
Ветеринарный тест. До поездки, тщательно проверить все, особенно – легкие, предрасположенность к рабдомиолизису и т.п. Лошадь не должна ехать если она не здорова или не подготовлена. Даже если вы едете хорошо заранее, давая много времени там на акклиматизацию – лошадь, которую потащили больной, не акклиматизируется хорошо скорей всего даже за долгий срок.
Охлаждение. Если едете в жаркий климат, то там лошадей охлаждают. А если лошадь живет в холодном, она может банально не знать, что это за процедуры такие (зачем-то водой поливают и т.п.). Лошадь надо приучать охлаждаться а-ля пробежные лошади заранее, дома. Если у вас холодно – значит поливайте лошадь теплой водой, но она должна знать саму процедуру.
Если есть возможность как-то сымитировать дома особенности климата, куда едете – очень хорошо.
Тренинг. Лошадь должна быть ПОЛНОСТЬЮ готова к стартам до последних подготовительных действий к поездке. Дальше приоритетом будет минимизировать стрессы перевозки и акклиматизировать лошадь, не надо рассчитывать, что время пребывания ТАМ до соревнования можно будет использовать для подготовки лошади к нему. Снять с работы лошадь надо за 2-3 дня до перевозки, точней перевести на легкую работу, чтобы лошадь вошла в перевозку полностью гидратированная и физически восстановившаяся от работы.
Ну и конечно взвесить лошадь до поездки, и сразу после, чтобы оценить потерянный вес.
Если ехать до аэропорта более 5 часов, лучше запланировать 12-24 часа в аэропорту для восстановления после этой транспортировки. Для пути автомобилем более 15 часов, 3 дня восстановления перед полетом. Лошадь не должна лететь, не восстановившись от автотранспорта.
Сама поездка.
16-17 градусов идеальная температура для транспортировки. Непыльная подстилка, сено пролитое, кормить часто с уровня поля понемногу, поить постоянно, поощрять попытки отфыркать гадость из легких. Вода в постоянном доступе для лошади, так что ведро всегда должно стоять полное и перед конем.
Некоторые лошади никогда не ездят хорошо, как ни старайся. В крайних случаях жидкости вливают через желудочный зонд, проливают по вене капельницами, дают превентивно антибиотики.
Прибытие. Как только лошадь приехала – ветчек, взвешивание, оценка сколько потеряно веса. Как можно скорей на конюшню, но если жарко, возможно есть смысл переждать жару днем и ехать по холоду позже.
Потеря массы – хороший индикатор, как лошадь перенесла перевозку. Дальше взвешиваем ежедневно, чтобы понять, как она набирает ее обратно. Если потеряла за поездку более 4% массы тела, 8 литров изотонического раствора, либо она пьет, либо это вливают через зонд принудительно. Если более 6%, не сильно мучаясь капельницами проливать уже.
Дальше ждем, пока она восстановит вес, что может занять до 5 дней. В это время никакой работы, только легонький моцион, в холодное время дня, никаких стрессов от нового климата. Когда восстановится с дороги – постепенно втягивать в работу.
Акклиматизация.
Начинается после того, как лошадь восстановилась после поездки. Начинается с работы в не самое жаркое время дня, плавно и мягко вводить в работу в условиях жары и влажности. Отдыхать в тени, охлаждать, взвешивать до и после упражнений – разница в весе будет хорошим показателем акклиматизации (начнет терять меньше).
Причем не надо пере-засовывать лошадь в жару и влажность более, чем надо на время работы. Она вполне может жить в комфортной кондиционированной конюшне, с фенами и т.п. И только работать по жаре.
По данным исследований, большая часть акклиматизации завершается после 14 дней работы в жаре и влажности.
Воть. Очень мне кажется интересно, особенно учитывая, что обе мои лошади ехали долго и далеко, Чапа 20 часов, Машка наверное 14-16…. И вот… Хорошо пожалуй что я не читала эту книжку ДО)))))