Re: Чудо из сарая Весна))) Погуляли блин..............
нннннну и вуаля, прерванное всякими мелочами вроде сломанных рук повествование об моем книжном шкафе...... который разросся уже до отдельного маленького шкафчика специально для конячьей литературы)))) и ожидает очередных пополнений...
итак, монти робертс. биография.
начинается все с истории. его подростковой энтерпризы - они с братом предложили биг боссу привезти лошадей под родео (скачки на диких лошадях). команда из трех человек берет дикую лошадь, силой удерживая ее надевает седло, сажает человека который пытается проехать чем дольше тем лучше, цель - полмили. понятно, что в ситуации "двое пытаются зафиксировать коня, один срочно одеть седло" в основном шум, хаос и ужас у животных, которые сражаются до последнего. в итоге травмы и у людей и у животных вплоть до летальных.
притащили они 150 мустангов. после скачки осталось 130. которых они - по возможности хотели заездить. дабы продать подороже чем на колбасу. его брат заезжал треть традиционно. он попробовал свой метод - который он переименовал в "начинать" лошадь (на инглише для заездки использовалось слово "ломать" "разбивать" - он назвал процесс "начинать").
он вместе с привлеченными студентами "начали" 80 из 100 лошадей и продали на аукционе как заезженных. брат тоже продал своих. в итоге организатор родео вернул себе деньги, получил прибыль и это было необычно, т.к. обычно мероприятие было в убыток. и был крайне доволен.
так что на следующий год была попытка номер два. развитие мысли - идея в том, что сгонялись дикие лошади и потом какие-то продавались, какие то уходили на мясо. они же подумали, что если удастся еще там, на месте, отделить от диких лошадей подходящих (т.е. не везти старых, молодняк совсем мелкий, беременных кобыл и прочая) - то затраты меньше, тащить надо 100 а не 150, а подходить будут больше. план - отобрать из 500 голов 100 молодняка (3-5 лет).
в процессе отлова мустангов он наблюдал и увидел, как они общаются в природе - что значит туда или сюда повернутое ухо, как именно альфа-кобыла вела себя чтобы "построить" нарушителя спокойствия (нахального задирающего всех молодого жеребчика), как именно, будучи выгнан из группы, нарушитель просился назад, какими жестами ему разрешили вернуться. наблюдения вроде если лошадь крутит хвостом она либо отгоняет муху, либо недовольна.
с каждым "нарушением" (вроде куснуть жеребенка, который подходил с опущенной головой и жуя) кобыль подвигалась к жеребчику ближе и ближе. после очередного кусь она кинулась на него, сбила с ног и в итоге отогнала на 300 ярдов от семьи и оставила там. стояла с краю и смотрела прямо на него, не давая вернуться.
жеребчик в ужасе от одиночества побегал носом по земле, попытался просочиться с другой стороны, но кобыль перешла туда и не дала присоединиться ко всем. в итоге все закончилось извинениями - жеванием и разрешением вернуться + груммингом.
там он и увидел тот самый лошадиный язык который оттачивал потом в бочке. в духе закрытый рот доставлял коню дискомфорт, слегка открытый был удобнее. открыть запястье от лошади - пригласить внутрь, закрыть на лошадь - отослать. (кстати надо будет в следующий раз работы на сокращение - расширение круга внимательно отследить что я делаю ведущей рукой - отсылаю то точно закрывая, а вот подзываю возможно тоже закрывая, а не открывая руку)... ВИКТОР если ты это читаешь напомни мне!!!!!! :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
раскрытые пальцы одна реакция, сомкнутые другая (кстати мне вот очень интересно в чем разница, жалко у него не написано - никто не в курсе?). руки над головой с растопыренными пальцами вызывают панику. как он двигается, как стоит и т.п. - он знает больше 100 сигналов, на которые отвечает лошадь, и словарь его все еще растет.
ключевой момент - положение тела. пока лошадь стоит смотря на кого-то, это значит "не подходить". когда она показывает бока, это значит что нарушитель может рассматривать возможность вернуться. опять же просить прощения - бегать носом по земле - тоже показываать свой бок...
взгляд тоже значим. пока кобыла смотрит на жеребчика, ему нельзя вернутьсяю когда перестает - можно.
можно изменить направление и скорость движения лошади просто начав смотреть на другую часть ее тела - настолько они чувствительны ко взгляду (кстати, кто-то реально так умеет? у меня только иногда конь от взгляда уступает, но это наученное движение - он просто предвидит команду таким образом, а вот изменений в зависимости от направления взгляда в поведении и движении я как-то не улавливала ни разу... хотя я ни разу и не ставила таких экспериментов специально).
еще он описывает йо=йо эффект (наступление и отступление от лошади - лошадь будет "преследовать" человека, если он сначала наступал, а потом стал отступать). наверное, такая штука работает как раз при обучении уступкам на человека - я ж наконец поняла, как надо учить лошадь принимать НА меня - элементарно, именно через позицию в пространстве и научив держать нужную степень "контакта", тогда можно и НАступить и принять его от меня, и ОТступить и принять на меня.
про то, что кони идут на давление - история, как конину пытались сдвинуть, обупиравшись ему в один бок, а потом опытный конник слегка нажал на другой и лошадь пошла на давление и сдвинулась. такое я кстати наблюдала в реальности - на развязках коня двигали просто реально упираясь в коня и отжимаясь ногами от стены. лежали друг на друге под 45 градусов почти. потом нажали с другой стороны и он очень быстро пошел на человека.
он это объясняет тем что они жертвы, и раз уж убежать не вышло - то лучше идти на зубы, чем от зубов - так меньше повреждений и больше шансов выжить.
еще писал как охотятся собаки - пытаясь вспороть живот. возможно поэтому там такая чувствительная зона у коня (в плане разрешить погладить).
в общем, притащили они 100 мустангов, сделали куда более веселую скачку и он открыл для себя джойн-ап.
в смысле с квадратными плечами и глядя на коня заставить убегать, плечи параллельно боку, смотря прямо на голову. попробовал перевести взгляд на шею - пошел медленнее, на плечи - еще медленее и чуть повернул голову посмотреть на человека. на жопу - еще медленее и еще больше угол от стены. снова взгляд на голову - сразу обратно к стене и снова полная скорость. дальше ждать сигналов - ухо на человека, облизывание и жевание, бежать носом по земле. ухо на него = внимание к нему (проверка - заступить перед лошадью, и глядя на нее чтобы не побежала на человека развернуть - внутреннее ухо снова должно сфокусироваться на человеке). потом чуть снял давление, дождался жевания и носа в землю. снял давление - взгляд перед лошадью, плечи в направлении взгляда под 45 градусов к ее телу, пассивная поза. конь как реакция останавливается, смотрит и подходит.
при повторении все происходит почти мгновенно. лошадь гладят - в точке между глазами (не принципиально, но именно эту точку она не видит = пустить ее трогать - выражение доверия). ну и дальше седло - уздечка по той же схеме. в итоге за полчаса заезженная лошадь.
еще есть описания его раннего детства. отец у него профессионально занимался лошадьми. и в итоге ездил верхом монти чуть ли не с рождения. первые соревнования по езде (тут сразу сорри - разобраться во всех этих ездах у меня никакой возможности нет, вестерн для меня загадка, так что без перевода) - в четыре (!!!!!!) года. насколько я поняла, не самая простая (с галопом и восьмерками, менками в воздухе)
описание традиционной заездки - читать жутко.
работа на уорнер бразерс чем-то вроде лошадиного каскадера. дублировал за актеров.
с семи лет участвовал в аукционах. по принципу отец покупает черти-как готовую лошадь за копейки. за часы переделывает ее под седлом монти до более-менее управляемой. и на следующий день на аукционе эту лошадь под седлом ребенка покупают как нормально подъезженную сильно дороже.
с восьми лет - гонки \ спринты на квотерах.
дальше мне надоело писать :mrgreen: