Пишу-пишу, пока свежи воспоминания.
Приехала я только на второй день, да и поучаствовать не удалось, как собиралась - мне так прострелило спину, что я ползала с трудом, ни о каких занятиях речи конечно не шло.
Саска Гюнзер практикует работу в руках и на вожжах более 15 лет. Ее основному коню Димитрию сейчас 25 и он не седлается с его 10 лет. Можно оценить его физическое состояние по видео:
View: https://youtu.be/C-7CsWRuMUk
Саска действительно профессионал своего дела. Она работает в руках и на вожжах по четкой системе, и главное, на мой взгляд, эта система абсолютно не оторвана от верховой езды. Саска сохраняет при работе на вожжах все сигналы ровно такими, что их можно будет использовать и при работе под седлом.
Я напишу больше про вожжи, это меня интересовало крайне, хотя в руках участники тоже работали не мало. И именно над контактом, до боковых дело не всегда доходило.
Сначала нужно убедиться, что лошадь настроена сотрудничать, понимает сигналы средств управления - расслабленно опускает голову, легко отвечает на воздействие повода для постановления.
Начинает она всегда с контакта. Первое упражнение, которое делали все участники, вне зависимости от того, работали они в руках или на вожжах, было движение вперед и остановка. Но это не значит, что нужно было просто пройти и остановиться как нибудь. Лошадь должна была двигаться с импульсом, от зада, и останавливаться так же от зада. Контакт с поводом легкий и постоянный, без вкладываний в руку. Требовалась очень четкая и аккуратная работа хлыстом. При работе в руках Саска работает с поводом и хлыстом, не использует давление рук в районе подпруги или еще каким либо образом. Так же и на вожжах. Лошадь учится двигаться в ту сторону, куда указывает ей вожжа, без давления (любого) внешней вожжой, или хлыстом.
Очень важный момент. Саска не боролась с поводом, когда лошадь в него падала и ломилась. Она рекомендовала участникам больше активизировать зад лошади хлыстом, чтобы задние ноги подвелись под корпус и импульс дошел до трензеля и обработанный привел лошадь к контакту с поводом и сбору. Лошади менялись прямо на глазах. Было четко видно когда баланс смещался с плеч, задние ноги сгибались лучше и проходили глубже под корпус. А участники облегченно вздыхали - лошадь переставала висеть на руках.
Интересно для меня было наблюдать как она ставит положение рук человеку. Она просит минимального смещения рук относительно хвоста, говорит, что положение рук должно быть как при верховой езде: кулаки обращены большими пальцами вверх, вожжи пропущены как повод, над мизинцем, руки не должны хаотично или специально разводится или сводиться. Смещение рук относительно их первоначального положения в пределах 5-10 см. За исключением траверсов и контр-плеча, когда руки переносятся на ту сторону лошади, откуда надо убрать зад.
Работа на вожжах со ртом лошади должна быть такой же аккуратной, как и при работе верхом: внутренний повод управляет сгибанием, внешний контролирует скорость движения.
Показала как четко обозначить для лошади разницу между поворотом и постановлением/сгибанием в затылке: рука поднимается вверх и делается полуодержка к лошади поворотом кисти к себе. Для поворота же рука скорее чуть открывается от себя.
Полуодержки - не цмыкать! "как будто выжимаешь губку".
Много акцента на позитивное напряжение корпуса человека - оно должно предварять полуодержку в кисти, позволяя лошади ответить на самый легкий сигнал из возможных - на язык тела.
Очень четко был проработан момент не вялого тюлюпания коротенькой рысью или шагом, а активного ритмичного движения от зада действительно в сборе. Саска не давала боковых, пока участники не прочувствовали как именно должна двигаться лошадь в контакте с поводом и активным задом.
Она вообще очень внимательна ко всем важным мелочам.
Поэтому сначала нужно четко отработать движение в контакте на шагу, на рыси, затем работать шаг-остановка-шаг, рысь-остановка-шаг (в продвинутом варианте рысь), снова рысь и остановка : это учит лошадь оставаться на заду. Именно остановки, а не "падения" в шаг с рыси, это очень важно. Только такие переходы учат лошадь двигаться на заду и не терять контакт (читай " не падать тебе в руки") на переходах. Сделать действительно качественный переход рысь-шаг и не потерять сбора сложно, поэтому и начинать нужно с остановки.
Затем можно начинать боковые движения, не теряя ощущения сбора, иначе следует снова вернуться к переходам и движениям по прямым, вольтам и переменам направления. На том уроке, на котором присутствовала я, показывали плечо внутрь вырастающее из плеча вперед, траверсы и принимания.
Сначала мягко двигались по прямой с постановлением (см.выше как его делать), затем мягкими полуодержками и смещением внешней вожжи НА репицу хвоста выводили плечи внутрь манежа.
Траверс - после постановления человек делает один широкий шаг на другую сторону лошади (это для всех смен положения относительно лошади, не перебегать, а стараться одним движением поменять положение) и переносит обе руки на внешнюю сторону (относительно сгибания). Полуодержки внешним поводом управляют углом вывода зада внутрь манежа.
Принимание - от средней линии, или через заезд назад. Очень важно не перетягивать внутренним поводом и вести лошадь полуодержками вперед-вбок не теряя импульс. Полуодержка должна производиться в тот момент, когда внешний зад находится в воздухе.
Вот и все
Такой вот поток сознания по свежим воспоминаниям.
Могу точно сказать, что для меня этот семинар решил два важных момента и оказался крайне полезным. Сама Саска очень приятная дама, во всех отношениях, хорошо и четко говорит по английски и отлично объясняет. Очень жаль, что я не смогла позаниматься сама с Пятном, без сомнения это было бы очень здорово. Надеюсь не последний раз она приезжает в Москву.