Недавно мама вернулась из Ярославля и привезла в качестве сувениров ярославские керамические игрушки, среди которых вот такой забавный фенёк:
Игрушка выполнена в стиле "Майолика", мне очень понравилась, и захотелось вам рассказать о подобной технике обжига и росписи керамики, да и самой просвятиться.
Ярославская майолика
Роспись по керамике в традициях русского рисованного лубка, основанная на переработке архаичной скульптуры.
Секретами изготовления майолики люди владели с глубокой древности. Такие керамические изделия из обожженной красной глины (отходов фаянса) покрывали непрозрачной глазурью и раскрашивали огнеупорными красками. Первые мастера по изготовлению резных изразцов были родом из Ирана, Египта и Вавилонии. Затем мастерство переняли и улучшили европейские ремесленники. По одной из версий, название разновидности керамики произошло от фамилии французского скульптора и художника Аристида Майоля, прославившегося на весь мир своими глиняными шедеврами. По другой — от названия острова Мальорка (Майорка), с которого генуэзцами в качестве военного трофея были вывезены испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты. Именно они и послужили прототипами в опытах дальнейшего создания майолики.
Расцвет производства майолики в России начался в XVII–XVIII веках, после того, как в эпоху правления Петра I ее завезли в страну итальянцы и голландцы. Один из крупных центров по созданию майолики — город Ярославль, известный как крупный центр декоративно-прикладного производства. Созданные в нем поливные изразцы украшают не только интерьеры домов, но и выгодно подчеркивают архитектурный стиль и убранство церквей.
Традиции лепного и гончарного промысла зародились в городе благодаря содержанию в местной почве большого количества красной глины. На готовое изделие наносится два слоя глазури. В первый слой добавляется олово, во второй – свинец, который придает глянец. Майолика, помимо изобретательного воображения творца, требует исключительной ловкости рук. Поскольку роспись изделий проводится по сырой глазури, которую покрывают после обжига, любая неточность может испортить замысел. Зачастую художнику-керамисту приходится работать с оглядкой на предыдущий опыт или вовсе вслепую, так как после обжигания цветовая палитра меняется. Всевозможные расцветки возникают из-за окиси металлов, содержащихся в краске. Благодаря высокой температуре обжига открываются возможности использования насыщенной цветовой гаммы эмалей и глазурей, с помощью которой изделия приобретают колорит и переливаются на свету.
В XIX веке среди состоятельных ярославцев и знатных купцов пошла мода создавать интерьеры домов в майоличном стиле. Великолепную роскошь могли позволить только зажиточные горожане, остальные довольствовались более доступными по цене кувшинами, вазами или фигурками животных.
Экспонаты древней майолики - декоративные панно, расписная посуда и статуэтки - широко представлены в экспозициях художественных музеев. Помимо керамики, стиль майолики нашел отражение в картинах русских живописцев Серебряного века, среди которых М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин и С.В. Малютин.
Ярославцам до сих пор удалось не утратить древнее мастерство. Они в точности передают навыки умельцев прошлого, а также продолжают развивать и совершенствовать свое ремесло. В наши дни экологически чистая техника майолики отличается большей прочностью и современным дизайном.
Надеюсь, этот познавательный пост вам понравился.