lizun
Pro
Re: Дневник бывалого чайника.
Совершенно случайно наткнулась на сайт Т.Ушаковой.
Там нашла принципы работы с лошадью. Это как раз то, что мне было лень формулировать. Причем интересно вот что. Она пишет: "В своей практике я руководствуюсь основными принципами, которые мне были вложены предыдущим поколением конников. Прежде всего, это мой первый тренер и учитель полковник Кавалерийской Высшей Офицерской Школы (КВОКШ) В.А. Лобачев, а также многие великие наши всадники, с которыми мне посчастливилось работать, и у которых я стремилась учиться со всем моим старанием."
Я задалась вопросом: эти принципы в меня все-таки вложили мои тренеры или я дошла до них сама. Потому что, когда я училась, именно таких заострений на этих темах не было и если что-то давалось, то только в качестве вспомогательного материала.
Итак, вот эти принципы. Я подписываюсь под каждым словом и работаю с лошадьми именно в этом ключе.
1. Никогда не требуй того, что (ты точно знаешь) лошадь сейчас не выполнит (неважно, по какой причине).
Это значит, что необходимо работать (гимнастировать) лошадь не форсируя, последовательно уравновешивая ее и подготавливая к выполнению все более сложных движений и упражнений. Так лошадь гармонично развивается и физически, и психологически. Никогда не обещаю владельцам и спортсменам быстрых результатов, и я всегда очень благодарна им за терпение и понимание. В конечном итоге (я убедилась в этом на протяжении многих лет работы) такой подход и обеспечивает самый быстрый и надежный результат. В противном случае неизбежно сталкиваешься с отказом лошади (в любом виде).
Самое большое искусство в работе, на мой взгляд, заключается в том, чтобы воспитать и выездить лошадь, которая бы не знала, что такое сопротивление и отказ.
2. Для того, чтобы лошадь смогла в равновесии легко, свободно, непринужденно и качественно выполнить какой-либо элемент, или упражнение – поставь ее в то положение, при котором ей будет легко это сделать.
Это неизбежно вытекает из первого принципа и означает, что искусство всадника заключается в том, чтобы правильно подготовить животное к выполнению конкретного элемента, особенно во время езды по схеме. Это достигается путем нахождения для каждой лошади (строго индивидуально) правильного равновесия, при котором ей будет удобно нести вес всадника и одновременно выполнять требуемое упражнение. Задача состоит в том, чтобы четко определить: положение шеи и головы, затылка, ширину маха, темпо-ритм движения на каждом аллюре, т.е. добиться уравновешенных качественных, гармоничных движений под всадником, подобрать систему так называемых "подводящих" гимнастических упражнений и др.
3. Умей во-время поощрять лошадь за каждую, даже самую незначительную уступку, желание идти навстречу, быть партнером.
4. Умей воспитать личность, соратника, партнера, а не существо, которое подчиняется тебе из страха перед наказанием, перед твоей грубой силой, и ищет непрерывно любую "лазейку", повод для неповиновения.
5. Умей ждать.
Лошадь сама покажет, когда она готова к выполнению того или иного упражнения, элемента, той или иной схемы езды. Это значит: умей наблюдать, анализировать, делать правильные выводы; при "закладке" новой информации не спеши, смотри на реакцию:
■одни схватывают быстро и легко, другим необходимы многократные повторения, чтобы информация "улеглась", усвоилась. Как говорили старые и опытные конники, нужно время, чтобы "устаканилось" – сиречь установилось, стабилизировалось, закрепилось то или иное действие (рефлекс, упражнение, равновесие и т.д.).
■Если тренер и всадник умеют ждать, наблюдать и анализировать, буквально каждое занятие превращается в праздник. Как я всегда говорю, лошадь преподнесла нам сегодня подарок – обычно в виде того, что сделала сама то, что мы от нее не ждали. Не ждали – а она сама сделала! Это ли не чудо?
6. Лучше недоработать, чем перетянуть. Тренер и всадник просто обязаны следить за здоровьем и состоянием животного, знать анатомию, физиологию, вовремя подмечать малейшие нюансы в поведении, отмечать любые отклонения от нормы. Как показала многолетняя практика, за любым сопротивлением стоит, прежде всего, конкретная физическая или психологическая проблема. (с)
Есть еще один интересный момент: каждый понимает текст в "меру своей испорченности". Соответственно, иногда трактовки одной и той же фразы могут быть прямопротивоположными. Но я вроде в этих принципах второй смысл уловить не могу.
Совершенно случайно наткнулась на сайт Т.Ушаковой.
Там нашла принципы работы с лошадью. Это как раз то, что мне было лень формулировать. Причем интересно вот что. Она пишет: "В своей практике я руководствуюсь основными принципами, которые мне были вложены предыдущим поколением конников. Прежде всего, это мой первый тренер и учитель полковник Кавалерийской Высшей Офицерской Школы (КВОКШ) В.А. Лобачев, а также многие великие наши всадники, с которыми мне посчастливилось работать, и у которых я стремилась учиться со всем моим старанием."
Я задалась вопросом: эти принципы в меня все-таки вложили мои тренеры или я дошла до них сама. Потому что, когда я училась, именно таких заострений на этих темах не было и если что-то давалось, то только в качестве вспомогательного материала.
Итак, вот эти принципы. Я подписываюсь под каждым словом и работаю с лошадьми именно в этом ключе.
1. Никогда не требуй того, что (ты точно знаешь) лошадь сейчас не выполнит (неважно, по какой причине).
Это значит, что необходимо работать (гимнастировать) лошадь не форсируя, последовательно уравновешивая ее и подготавливая к выполнению все более сложных движений и упражнений. Так лошадь гармонично развивается и физически, и психологически. Никогда не обещаю владельцам и спортсменам быстрых результатов, и я всегда очень благодарна им за терпение и понимание. В конечном итоге (я убедилась в этом на протяжении многих лет работы) такой подход и обеспечивает самый быстрый и надежный результат. В противном случае неизбежно сталкиваешься с отказом лошади (в любом виде).
Самое большое искусство в работе, на мой взгляд, заключается в том, чтобы воспитать и выездить лошадь, которая бы не знала, что такое сопротивление и отказ.
2. Для того, чтобы лошадь смогла в равновесии легко, свободно, непринужденно и качественно выполнить какой-либо элемент, или упражнение – поставь ее в то положение, при котором ей будет легко это сделать.
Это неизбежно вытекает из первого принципа и означает, что искусство всадника заключается в том, чтобы правильно подготовить животное к выполнению конкретного элемента, особенно во время езды по схеме. Это достигается путем нахождения для каждой лошади (строго индивидуально) правильного равновесия, при котором ей будет удобно нести вес всадника и одновременно выполнять требуемое упражнение. Задача состоит в том, чтобы четко определить: положение шеи и головы, затылка, ширину маха, темпо-ритм движения на каждом аллюре, т.е. добиться уравновешенных качественных, гармоничных движений под всадником, подобрать систему так называемых "подводящих" гимнастических упражнений и др.
3. Умей во-время поощрять лошадь за каждую, даже самую незначительную уступку, желание идти навстречу, быть партнером.
4. Умей воспитать личность, соратника, партнера, а не существо, которое подчиняется тебе из страха перед наказанием, перед твоей грубой силой, и ищет непрерывно любую "лазейку", повод для неповиновения.
5. Умей ждать.
Лошадь сама покажет, когда она готова к выполнению того или иного упражнения, элемента, той или иной схемы езды. Это значит: умей наблюдать, анализировать, делать правильные выводы; при "закладке" новой информации не спеши, смотри на реакцию:
■одни схватывают быстро и легко, другим необходимы многократные повторения, чтобы информация "улеглась", усвоилась. Как говорили старые и опытные конники, нужно время, чтобы "устаканилось" – сиречь установилось, стабилизировалось, закрепилось то или иное действие (рефлекс, упражнение, равновесие и т.д.).
■Если тренер и всадник умеют ждать, наблюдать и анализировать, буквально каждое занятие превращается в праздник. Как я всегда говорю, лошадь преподнесла нам сегодня подарок – обычно в виде того, что сделала сама то, что мы от нее не ждали. Не ждали – а она сама сделала! Это ли не чудо?
6. Лучше недоработать, чем перетянуть. Тренер и всадник просто обязаны следить за здоровьем и состоянием животного, знать анатомию, физиологию, вовремя подмечать малейшие нюансы в поведении, отмечать любые отклонения от нормы. Как показала многолетняя практика, за любым сопротивлением стоит, прежде всего, конкретная физическая или психологическая проблема. (с)
Есть еще один интересный момент: каждый понимает текст в "меру своей испорченности". Соответственно, иногда трактовки одной и той же фразы могут быть прямопротивоположными. Но я вроде в этих принципах второй смысл уловить не могу.