Re: Текино-терский дневник.
Размышления о работе в руках.
(все нижесказанное является моим глубоким ИМХО, гурой не являюсь, на истину в последней инстанции не претендую)
работа в руках... ммм это целая эпопея. Как я дошла до жизни такой
Я читала дневники людей, опытных в этом деле, и обливалась слюнями, не верилось, что я вообще когда то так смогу. Но все что я умею делать с лошадью в руках на данный момент - всему этому я обязана СВОЕЙ ЛОШАДИ! да-да молодой, не умеющей ни хрена зашуганной лошади из табуна, "воспитанной" джигитами скакашами. Именно он мотивировал меня на то, чтобы начать эту работу и совершенствоваться в ней. Благодаря ему я научилась УЧИТЬ ЛОШАДЬ, а не просто делать элементы с готовой лошадью. И видеть сейчас наш прогресс - это настоящее счастье.
А вот совершенствование навыков и переход к более сложным элементам - это все заслуга Юли Гоблинёнок. Спасибо ей огромное за бесценный опыт, которым она со мной делится.
Итак, что же мне дала работа в руках.
Во-первых, я не представляю чем бы я занималась со своей лошадью те несколько месяцев после приезда в Питер, когда она не была заезжена. Тупо гонять на корде и болтаться в леваде :? это не наш метод. Хотя раньше я именно так и делала, т.к. даже не знала, чем еще заниматься с молодыми лошадьми. Но в таком случае к моменту заездки я бы получила абсолютно сырые дрова, на которых не возможно ездить. В нашем случае Сёма уже накачал неплохие мышцы на шее, и научился неплохо гнуться, и к моменту заездки это была уже что то умеющая лошадь. Когда я начала на него подсаживаться, то мне осталось лишь перенести уже выученную работу под седло, а это гораааааздо проще, чем учить всему с нуля только под седлом.
Тут мы плавно подходим ко второму пункту: для меня научить чему то лошадь в руках намного проще чем под седлом! Ибо как всадник я далеко не ас, у меня много погрешностей в езде верхом, я не гуру берейторского мастерства. Хотя я понимаю, что стала ездить намного лучше чем еще несколько лет назад, но все равно в плане ВЕ я очень самокритична. Пока не буду сидеть и управлять лошадью как Аня Беран, все равно буду собой недовольна :mrgreen:
Третье, я чувствую, что обучая лошадь чему то в руках, у меня гораздо меньше возможностей сильно навредить. Какие то косяки и трудности всегда есть, но они преодолеваются. А вот для затыков в верховой работе, мне иногда не обойтись без помощи опытного тренера. Один раз я чуть не зашла в тупик...
Четвертое, у меня никогда не бывает таких моментов, когда мне нечем заняться со своей лошадью. То есть будь то органичение нагрузок из-за травмы (не дай бог), отсутствие грунта (хотя это не наш случай, но все же), плохая погода (когда слишком жарко, или слишком холодно для того, чтобы ездить верхом), я всегда могу поделать что то в руках. Не обязательно что то фундаментальное, какие то элементы. Просто погнуть, поработать над мягкостью затылка, поделать уступку по вольту. Это уже в сто раз лучше чем ничего.
Начинали мы самостоятельно. По книжке (я где то в начале дневника уже приводила ссылку на нее) и видеороликам на ютубе, которые можно было найти. Сначала было тяжело, руки просто завязывались в узел, повод, шенкель, хлыст, все это надо держать, чтобы не вываливалось из рук, при этом держать там где надо, а то только отвлечешься, то рука не на месте, то повод провис, то хлыст сполз из руки... :lol: следить за кучей моментов одновременно, импульс, мягкость затылка, прямолинейность, контакт с наружным поводом, не давать коню бочить, не путаться в командах ааааа поначалу мозг у меня просто взрывался. Но самое сложое это начать! а потом как то приноровились и пошло легче. А потом Юля стала нам помогать, подкорректировала положение рук, подсказала на чем акцентировать внимание, и как пошло, как пошло
Последние пару недель я не нарадуюсь на Сёму. Вспоминаю, как в самом начале при попытке взять повод покороче и просто пройти по стенке и сделать вольт, Сёма вламывался в повод и пер сквозь меня, бочил, вываливал плечо, а я волочилась за ним как воздушный шарик на веревочке, не в силах что то сделать. Рабочий процесс шел медленно, работа очень постепенная, поэтому прогресс как то немного замыливается что ли. Но в прошлый раз мы с Юлей устроили полноценное занятие только в руках (у Сёмы немного отекла нога из-за ушиба в леваде, и решили не седлать), и меня вдруг как озарило. Под конец занятия я поймала себя на том, что мы делаем принимание (аааааа принимание!!!! с тем самым полудиким зашуганным конем из табуна) на шагу с таким классным сгибанием, импульсом и невероятной легкостью "на пальчиках". И в этот момент я осознала какую пропасть мы преодолели между тем, что было в начале, и тем что есть сейчас.
Без трудностей конечно не обошлось, но их очень интересно преодолевать, подбирать варианты, придумывать стратегию, как сделать так, чтобы лошади было понятней что ты от нее хочешь. Бывает, что стандартные приемы не работают, и научить лошадь "как правильно" не выходит. Приходится "колхозить" и придумывать свое ноу-хау.
Про траверс и принимание:
Эти упражнения дались нам нелегко. Вернее, та их интерпретация, когда ты двигаешь лошадь траверсом или приниманием на себя! Сколько я мучилась, чтобы объяснить Сёме что я от него хочу. Конь упорно не втыкал, как так, и чего мне надо.
Поясню: важно, чтобы лошадь могла сделать любой элемент вне зависимости от того, где стоит человек, с внутренней или наружней стороны. Для меня это было делом принципа. Разумеется сделать траверс и принимание, толкая лошадь от себя, вообще не было проблемой. Мне кажется это в принципе не проблема для любой даже не обученной лошади, при условии наличия базы для работы в руках (лошадь должна более менее уметь гнуться, уступать, и держать мягкий контакт.)
Почему важно делать эти упражнения на себя: толкая лошадь от себя на принимании например, я не вижу, когда зад начинает опережать перед, не замечаю, что лошадь заваливает затылок, вываливает ганаш и что угодно еще. Делая принимание и траверс на себя, я все это могу контролировать. Осталось дело за малым, научить этому лошадь
Сёма оказался особо упертый, он категорически отказывался уступать крупом на меня. То ли не понимал, то ли не хотел. Что я только не пробовала, и хлыстик перенести через круп и с обратной стороны подсказать, и с помощью помощника с обратной стороны, и рукой в районе внутреннего шенкеля работать, и с помощью "волшебной кнопки" на шее, как Марайка советует. В итоге именно это кнопка нам и помогла. Но тоже со своими нюансами. Насколько я поняла из видеоролика Марайки, эту "кнопку" надо нащупывать у стоящей лошади, что у нас не сработало. Только когда я попробовала надавливать на шею в движении, что то сдвинулось с мертвой точки. Я шла по стенке спиной вперед, ведя лошадь за собой. И попутно нажимала на разные точки на шее, ища ту самую, на которую будет реакция. У всех лошадей "волшебные кнопки" конечно разные. Так же как для пиаффе тренер ищет нужную точку, тушируя круп, бедро, скакалки, или что то еще и находит ту самую точку, на которую среагирует конкретная лошадь. Вот и мы так случайно нашли какую то точку на шее, на которую Сёма среагировал на шагу, он начал извиваться как червяк. Может щекотно стало
, в этот момент конь был остановлен и захвален. Возможно это не совсем правильно, т.к. при сильном надавливании на шею лошадь начинать валить плечи на стенку,и может на нее завалиться. Но это единственное что сработало, пришлось все делать очень осторожно. Так понемногу, червякообразные движения стали превращаться в уступку крупом внутрь.
вот на этих фотках немного видно
Дальше стояла очень непростая задача: переделать команду. Т.к. работа в руках все таки подразумевает почти зеркальную проекцию работы под седлом, то все должно быть идентично. У нас также есть внутренний и наружный повод, внутренний шенкель,а вместо наружного шенкеля хлыстик. Соответственно упор в шею нужно плавно заменить на команду внутренним шенкелем (т.е. рукой), вокруг которого сгибается лошадь, так же как на траверсе под седлом например.
И тут мы столкнулись с еще одной проблемой. Поначалу новое непонятное упражнение пугало коня и он сильно вламывался в повод и пытался убегать. Соответственно идти у плеча я не могла, мне приходилось вставать перед лошадью, спиной вперед, чтобы не давать ему торопиться. Но в этом случае я не могла дотянуться рукой до шенкеля, и приходилось все также давать команду упором в шею, а это неправильно. И тут мне Юля подсказала гениальную вещь
стоя так же перед конем, давать команду к сгибанию в районе внутреннего шенкеля, но не рукой, а обратной стороной хлыста, легонько тыкая его в бок. И вуаля, Сёма довольно быстро воткнул что к чему. Ну и очень важный момент постоянно контролировать мягкость затылка. И не зажимать коня наружным поводом, иначе он не сможет пройти вперед, а будет топтаться на месте.
Затем все то же самое нужно отрабатывать уже без стенки, например по центральной линии или как угодно. Чтобы лошадь не вываливала ни круп, ни плечи,а все так же шла траверсом на себя, даже если рядом нет поддерживающей стенки. Для этого команда к сгибанию на себя должна быть настолько отработана, что выполняется с полуслова, в любом положении в пространстве, независимо ни от чего. Только тогда можно переходить к приниманиям на себя.
Хотела сделать видюшку, честно притащила в конюшню штатив, наснимала, вроде все гуд. а пришла домой, посмотрела это все на большом экране а все размазано. фокус плохо настроен. Эх руки кривые.
буду экспериментировать снова
Продолжение следует