Закончила недавно очередную статью:
http://horse-way.ru/informatsiya/stati/116-na-vershine-ili-naskolko-effektivno-mojo-obuchenie
НА ВЕРШИНЕ ВСЕ ТРОПЫ СХОДЯТСЯ
или насколько эффективно моё обучение?
ЧАСТЬ 1.
Насколько эффективно моё обучение?
Проще всего оценить эффективность обучения, сопоставив результаты, которых мы достигли на данном этапе, с поставленной целью.
В различных видах спорта, возникающих из жизненных практик, в частности в боевых искусствах (к которым относится и верховая езда), существуют внешние и внутренние школы.
Эффективность обучения во внешних школах оценивается по объективным показателям - получение соответствующей квалификации и высоких технических оценок и, как следствие, победы в соревнованиях. Внутренние же школы направлены, в первую очередь, на духовное и физическое совершенствование личности, достижение гармонии в повседневной жизни человека.
ПУТИ К ЦЕЛИ:
Испокон веков человек стремился достичь цели с минимальной затратой собственных сил, используя для этого силы внешние: силу течения, ветра, противника и т.д. Схематично, задачу стоящую перед практиками, можно описать так:
Дано:
- собственное тело (А)
- энергия - силы процессов, происходящих вокруг нас (Б)
- трёхмерное пространство (В)
Найти: способ (как) через движения своего тела (А) преобразовывать внешние силы (Б) соизмеримо логике пространства (В), чтобы совершать нужную работу.
Задача может имеет два пути решения: практики и путём обучения.
1. ПУТЬ ПРАКТИКИ
Идти под парусом возможно, только когда дует ветер, сплавляться по рекам – если есть сила течения. Научиться ездить верхом можно только на лошади с импульсом. Импульс – и есть поток непрерывного, равномерного, активного движения лошади вперёд.
Если у лошади есть импульс, а тело всадника имеет эластичную структуру, возникает та самая циркуляция импульса в системе «всадник-лошадь», описанная во всех учебниках по верховой езде.
Однако проблема заключается в том, что в большинстве конных клубов учебные лошади не имеют импульса = желания двигаться вперёд = потока. Такие лошади безопасны для катания, но непригодны для обучения верховой езде.
Чтобы понять разницу между катанием на лошади и верховой ездой, достаточно взглянуть, как человек ездит строевой рысью: идёт ли он навстречу импульсу лошади (если этот импульс есть), используя свой вес (силу земного притяжения) и подавая таз вперёд, либо встаёт (сам) из седла, сжимая его коленями.
Держаться коленями учили ездить солдат, поступающих в кавалерию, чтобы быстро посадить их в седло. Если в первых боях всадник оставался жив, то многочасовая практика обучала его ездить на равновесии и скоро он мог уже спать, сидя в седле.
Именно постоянная практика позволяет мастерам, занимающимся каким-либо спортом несколько десятков лет, перейти на ту самую внутреннюю силу и двигаться без видимых усилий.
Вопрос в том, как научиться пропускать через себя импульс (поток) человеку, которые не имеют в запасе двадцати лет ежедневной практики.
2. ПУТЬ ОБУЧЕНИЯ
Обратимся к тем, кто умеет использовать силы потока, - посмотрим на чайку. Взлетая, чайка перестаёт махать крыльями, как только встречает поток ветра, дующего навстречу ей.
В её распоряжении три плоскости: вверх-вниз, вперёд-назад и влево-вправо. Ветер создаёт сопротивление для движения птицы вперёд, сила земного притяжения – для движения вверх.
ЧТО ДЕЛАЕТ ЧАЙКА?
- Натягивает крылья (как мы натягиваем мышцы, создавая в теле структуру), связывая кончик крыла с центром (мы делаем это во всех практиках).
- Отклоняется в сторону против ветра (вправо или влево) и назад (туда, где нет сопротивления).
В моменте чайка выстроила своё тело и ждёт - сила ветра начинает разворачивать птицу, как поток воды попавшую в него щепку.
- В этот момент, соединившись с силой ветра, чайка чуть поднимает грудную клетку (она натянута от клюва до хвоста так же, как от крыла до крыла), то есть меняет геометрию крыла и, используя силу разворота, выныривает над потоком встречного воздуха вверх.
Наблюдая за свободно движущимися животными и мастерами своего дела, мы можем заметить, что именно и только в состоянии гармонии с внешними силами, и человек, и животное могут двигаться максимально эффективно.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
• степенью, в которой всадник научился не применять свою физическую силу для достижения поставленной цели;
• смирением, растущим ощущением гармонии с собой и миром;
• реальными изменениям в повседневной жизни человека. Жизнь начинает меняться, когда техника становится практикой. Когда осанка, структура, глубокое дыхание и осознанность становятся достоянием не текущего занятия, а привычкой, сознательно формирующейся у всадника в жизни;
• лёгкостью обучения другим видам спорта. Различные сферы человеческой деятельности имеют разные техники работы с конкретным потоком; биомеханика движения человеческого тела и законы движения в трёхмерном пространстве остаются теми же.
Часть 2:
http://horse-way.ru/informatsiya/stati/116-na-vershin..
Полина Быкова, конный клуб «Сивка»