Re: МСК "Сивка", Фото, Дневник 2014
УВП
УВП отъелось и начало брыкаться.
Что бы понять причину и возможные пути решения - села сама. Забавно, что ездила я на ней три раза - две минуты ещё в Белгороде, когда смотрели, полчаса перед тем как посадить прокат, дабы рассказать ей, что она теперь учебная лошадь и минут двадцать проехалась на ней как-то в полях, поменявшись с Наташей.
Заколебавшись натягивать шпоры на зимние туристические ботинки - оставила их там навеки. Взяла хлыст. Дай думаю сяду, побрыкаешься, побью тебя и поеду домой спать.
Вышла в манеж. Пошагали. Еду рысью - опускается, расслабляется, сама зад подводит. Прикольно думаю, что-то не похоже что будет козлить. Ладно, может на галопе. Едем, тянемся, гнёмся. И внезапно понимаю - какой это кайф. Ехать на лошади, которая сама себя несёт, которая толкается задом, которая тебя слышит. При абсолютном минимуме усилий.
Поехали галопом - вернее лошадь пошла галопом, ты просто сидишь на ней и кайфуешь. Легко. Какие же вы всё таки ахренительные - породные лошади. И никуда не деть эту лёгкость, правильность, ювелирную выверенность аллюров, темп, ритм - и ничего мне для этого делать не надо - за меня это сделали десятки лет грамотной селекции, тщательно отбора лучших из лучших. Осталось сесть и не мешать.
И это завораживает. Это настолько не испорченная, не притуплённая однообразными требованиями психика, настолько живая организация... Стало интересно. Я начинаю забывать как это, когда ездить на лошади интересно. И даже не хочется ничему учить её, хочется просто ехать вот так на расслабленной лошади, чувствовать как свободно и мощно работают правильные рычаги её тела - именно так, как должно быть. Как часики. Как хорошо заведённые старинные часы, собранные вручную каким-то умелым мастером - вот это их выверенное, но совершенно не механическое, а как будто живое движение. Можно слушать его и слушать и слушать их мерное тиканье и каждую следующую секунду как будто оживает что-то ещё, как будто само это монотонное, размеренно-неизменное до подрагивания чёткое биение стрелки и оживляет это сделанное вручную время, возвращает его, придавая ему и звук и стать. И ты вдруг понимаешь, как давно не слышал этот ровный, бьющийся ритм - совершенно не относящийся ни к тебе, ни к моменту, ни к чему, как будто конкретному, но сам по себе создающий какую-то иную, незыблемо-уравновешенную и как будто давно покинутую реальность.
На Олимпии даже не совсем так - она очень вкладывается в каждое движение - очень отдаётся ему всей пытливостью своей натуры - как будто хочет сделать его ещё лучше, шире, ярче.
А Богиня просто идёт. Всадник ей не мешает, просто и естественно - расслабляясь - она раскрывает природные задатки своего воздушного бега. Абсолютно спокойно, ровно, гладко. Блин, хрен ли тут вообще делать. Сядь и получай удовольствие.
Спишем на то что она не в настроении брыкаться, попробуем в следующий раз.
В другой раз поехали в поля. Мне доводилось ездить на разных лошадях и каждая стоящая лошадь чем-то поражает тебя, но от Богини я почему-то ожидала этого меньше всего. Туда шла совершенно флегматично, а обратно пёрла как танк. И вот что интересно - натягиваю повод перед скользкими местами - она сопротивляется. Но раз на пятый, поняв, видимо, логику, она стала откликаться на повод притормаживая - и совсем не исполняя волю всадника, а поняв, что это предшествует плохому грунту. Другие лошади, если они уж сопротивляются поводу, то хоть перед пропастью их тормози они всё равно будут сопротивляться, переключаясь полностью на борьбу со всадником. Интеллект. Ничего личного.
И этот момент - переход с прибавленной рыси на галоп. Уже по привычке напрягаешься, ожидая толчка - как при втыкании пятой передачи на разболтанных жигулях. И... вообще ничего. Лошадь переходит с рыси на галоп не меняя ритма движения. Аааааахренительно удобно. Как полёт без зоны турбулентности, как мерседес на идеальном асфальте, как заплыв в ластах. Мягко. Ритмично. Чётко.
На следующий день решила попробовать на ней попрыгать. Девчонки поставили палочку. Первый раз прыгаем, думала будет сопротивляться - все сопротивляются. Положили. И тут я понимаю, что ей интересно. Вот что угодно заставляй, лишь бы было интересно. И тут до меня начало доходить - у всех от проката крыша едет, и Венеция стала адекватной после того как Джеки стала её регулярно работать - ей просто нужно куда-то девать себя. Это просто естественная потребность лошади реализовывать свой потенциал. Как в любой чистокровке есть скакш и когда ты выйдешь на ней в поле она поскачет. Потому что она создана для этого.
Мне вспомнилась лекция о том, что все органы и функции человека биологически обоснованны тем, что он будет активно использовать их в жизни. Т.е. если нервная система человека позволяет ему испытывать боль и страдание, он будет их испытывать, и именно это даёт ему ощущение жизни. Активное использование того, что заложено в нас при рождении создаёт ощущение жизни. И если тяжеловозная "хлоднокровная" лошадь по сути своей флегма, то в массе верховых пород способность к обучению и восприимчивость была одним из важных критериев селекционного отбора. И мы получаем лошадь, созданную что бы учиться и имеющую для этого все физические и интеллектуальные данные. Их реализация этой лошади по сути своей - необходима, поскольку в неё имманентно заложена. А мы сажаем на неё что-то, мешающее ей двигаться, не понимающее её, априори не имеющее возможности часто даже понять что происходит.
И вот не удобно же её на галопе заходить на кавалетти или крестовину, но она заходит. Она даже не пытается обнести. Меня всегда грустно радовали лошади, для которых самое главное - интерес. Сложно, криво, тяжело, непонятно, но интересно. И всё - это главное. Такая лошадь хорошо, только где же найти ей всадника... Гораздо удобнее, когда за вкусняшку лошадка катает людей. Они тебе покатали смену - ты им вкусняшку.
Вчера ездила в поля. Свежий снег, 100% сцепление. Туда тоже не шатко не валко - обратно... Когда я разворачиваюсь на этой спринтерской прямой на Боне я понимаю, какая же Боня машина. И как проходили рыцарские турниры... Это такая мощь, ты просто вышвыриваешься из этого снега и снова врезаешься в него, как атомный ледокол на полном ходу, или как выныривающий кит - всей силищей своей массы вырывающегося из воды и так же со всей тяжестью падающей в неё... Или дельфина. Хотя нет, в случае Бони всё же кита. И вот оно несётся - что Боня что Марс, ты сидишь и ахреневаешь просто. Быстро, мощно, немного тяжеловато, но от того ещё только более мощно. Держишь в руке всю массу исполинской этой головы и чувствуешь себя пинпонговым шариком в стиральной машине. В общем - весело. Кажется что даже если ты отстегнёшься она просто не сможет остановиться, даже если захочет, она СКАЧЕТ.
Выезжаю на Богине. Ускоряется, переходит в галоп. Сижу как обычно немного сзади. Удобно так, спокойно. При чём скорости вообще не чувствуется - мимо проносится пространство. Когда начинаешь замечать с какой скоростью оно проносится в голове так же проносится одна мысль: "хрена се!..." Как пущенная стрела, кажется что она движется в облаке плазмы, что пространство вообще не оказывает ей никакого сопротивления. Интересно что у руку она не ложится и повод не берёт как не предлагай. Есть место, где под снегом замёрзшая луже и не видно нигде оно. В полевую вставать не хотелось - было и так очень удобно и именно это, вероятно оставило меня на ней. И всё же она успела за какую-то секунду немного притормозить, собрав ножки в кучку. Она умудрилась не подскользнуться, отвесив в знак протеста неожиданного козла, за что получила по зубам, совершенно, впрочем, не обратив на это внимание. Вот лошадь думает, куда бежать. чувствует пространство. Боня здесь летела как метеор. Она поняла что у неё разъезжаются ноги, когда они у неё почти уже разъехались, но даже это её не остановило - скорость она не сбросила, хотя чуть было эту лужу просто не проехала.
Хотя Веня, конечно, круче - если падаешь, значит просто надо проехать некоторый отрезок плохого грунта на боку, для больше площади сцепления с грунтом, а потом встать и побежать как ни в чём не бывало дальше.
Часто, когда возвращаешься от церкви домой поднимается совершенно шквальный ветер. Тогда этот участок проходим резво и отшагиваемся уже в манеже. Помню мы как раз поменялись с Наташей конями, я шла за ней на Богине. Рвущееся клочьями снегопада белёсое небо, несущиеся навстречу ужи вьющейся позёмки и окатывающие столпы вздымающегося вокруг грунта. Закрываешь глаза, надеясь что лошадь не делает того же - фонтаны рвущегося из под копыт белого, топкого снега, его же хлещущие по лицу колючие волны - впереди, внизу, вверху, везде, абсолютно везде. Как будто нет верха и низа, а есть какое-то безвекторное движение в несущемся навстречу ошалелом потоке. Как в компьютерной игре, несясь через какую-то закольцованную бесконечную воронку... Да... Уже ради этого стоило научиться ездить верхом. Когда умеешь страшно не бывает - чувствуешь грунт под копытами лошади так, как будто бежишь сам. Становится не по себе - тормозишь. Я кстати обнаружила, что могу носиться только на тех лошадях, под которыми могу чувствовать грунт.
На Вене или Боне чувствуешь эту силу, это ежесекундное преодоление сопротивления пространства, когда идёшь против сильного течения, легко преодолевая его мощью хорошего мотора.
А на Богине этого не чувствуешь вообще. Она просто течёт вперёд, точно так же как играя слетятся навстречу нам тонкие нити позёмки - не касаясь земли, не поддаваясь её притяжению - невесомо скользящие длинными призрачными лентами... Рождённые окружающими их силами и в них самих бесконечно текущие своими чередой своих бессмысленных преобразований...
Вернулась, зашла к девчонкам - чай, тепло, кальян, приглушённый свет безмятежного вечера. Давно стемнело и торопиться не хочется. Разговорились, сказала что решили продавать Богиню. Лена удивлённо уставилась на меня:
- Почему? Она же афигигенная!
- Именно поэтому...
Поговорили про лошадей, всадников, процессы и цели обучения. Пришли к выводу, что подать Богиню в хорошие руки - правильно. Правильно. Но почему-то стало грустно.
И вот всё думаю: что так?
И вспомнила сегодня своих первых учебных лошадей - я до сих пор помню их всех по кличкам. Всё было как обычно, а однажды, когда я уже работала на конюшне, мне дали Потока... Частный огромный будёновец - его бросила хозяйка и он должен был пойти в прокат. Была зима и он носил меня бешеным карьером по огромному плацу. И мне рассказывали, что он проносится мимо ограждения, тормозит и резко даёт козла, скидывая всадника за пределы плаца. Ездить я тогда не особо умела и мне было дико страшно, что он сделает именно так. Управлять я им даже не пыталась, вцепившись в седло мне нужно было только не упасть, что бы у меня был шанс ещё когда-нибудь сесть у Тамары Кузминечны на лошадь.
Темно, зима и только Света гоняла на корде свою лошадь. Она смотрела на меня, остановив свою лошадь, понимая что что бы она ни говорила я сейчас ничего сделать не смогу и просто надеялась на лучшее. Вот странно - это было жутко страшно, но именно эти моменты открывают новую реальность, как будто только они показали что такое лошадь и как это может быть на самом деле. Странно, что это осталось одним из самых лучших воспоминаний. Потому что Поток был Настоящим. И всё тогда было Настоящим. И именно на это откликалось внутри что-то живое.
Судьба Потока, впрочем, сложилась печально.
Какова цель и что важнее: безопасность всадника и комфорт лошади или какая-то доля риска - ради чего? Наверное вот, что я хотела сказать тогда Лене: я всё ищу внутри себя желание сделать систему чуть менее безопасной, потому что... не вижу, наверное, кому бы это сейчас могло пойти на пользу. Вот только вопрос: это я её не вижу или нужно действительно что-то больше, чем хороший тренер и хорошая лошадь.
Впрочем, конечно ещё нужно время. Просто-время...