Солнце - чистейшее, пронзительное, яркое. На небе ни облачка, озеро блестит так, что на него больно смотреть. Противоположный берег губы проявился ясной тёмной полосой, расчертив, наконец, границы миров.
Заезд выходного дня превратил залы чудесного замка в столовую, и мне, пожалуй, здесь больше нечего делать. Через пару часов я уйду, прогуляюсь по рынку и отправлюсь домой. Озеро заждалось меня, да и я уже порядком пришла в себя для встречи с ним.
Всё, что нужно сделано – я пообщалась с Онегой, погуляла по городу, покормила уток. Погода вчера благоволила: сидя в «Акварели», читая Грина, поминутно окунаясь взглядом в мягкое серебро прозрачного света за окном я планомерно накидывалась, ибо сидеть и пить в кафе в Солнце не получалось никогда. Карельский бальзам – лучшее средство здесь.
В мягком рассеянном свете дощатый настил отливает как чешуя идущей в северной воде рыбы, навевает воспоминания об отшлифованной колее просёлочной дороги – когда невидимое солнце, пробиваясь сквозь дымчатый палантин неба, наполняет дорогу серебристым мерцанием, извечно зовущем в путь.
Выныриваю из мира, возвращаясь к книге: тончайшие, невесомые диалоги, созвучие неслышимых ритмов, которое ты скорее вдыхаешь с ароматом книги, чем читаешь; эти скрытые смыслы слов, острая, жгучая точность невысказанного разливается внутри таким же бальзамом, и я пропитываюсь знакомым ощущением возвращения.
Город предоставлен мне. Алкоголь постепенно растекается по венам, обволакивая, заполняя пространство внутри, убирая лишнее, растворяя тени. Солнце то проглядывает, то стушевывается в скрытом течение неба, синие силуэты домов на асфальте уступают место потокам лучистого света.
Обнаружив на вокзале очередь решила дождаться электронного билета. Зашла в букинистический магазин, расположенный здесь же на углу, с головой погрузившись в знакомую атмосферу. Чего здесь только нет! И запах, запах сокровищ, излучаемых старыми, зачитанными книгами. Аромат старой бумаги, потрескавшихся переплётов, желтых, затёртых корешков. Амфитеатр томов вселенского знания, вселенских тайн и открытий; доступных мне, открытых, близких. Я твердила себе что еду на поезде, а в сумке уже скрывается полдюжины книг, и всё же… ещё одну. Взгляд остановился на Цвейге. О нём говорил мне когда-то папа. Впрочем, как-то мне советовали Сагана - не найдя глубокого смысла я не прониклась, но отдала должное прекрасному языку перевода. Пролистала умопомрачительной красоты старое-престарое собрание Диккенса, миры Желязны и Лема; Жюль Верн и Купер, сборник средневековых романов, сказки народов мира… «Нетерпение сердца». Посмотрим.
Я вышла скоро, город, наполненный весенним паводком света, тонет в розовой власти остановившегося времени. Светлая чистота ничем не сдерживаемого света – сейчас он похож на стоящий в веселом течении вод скалистый остров, отданный радужной игре заката. Странно и дико – вечер только наступил, но идти в гостиницу не хочется совершенно. Всё её великолепие, озаренное комфортом и уютом, сауна с бассейном, ужин в ресторане, вечер для новой книги – ничего не манит.
С какой-то тоской я повернула в противоположную сторону, меня уже звало Озеро, мне хотелось ехать на базу. Знакомая дорога - из этой самой точки – повернуть налево. Что я и делаю.
Наигравшись, солнце садится. Свет уходит, поглощаемый как будто самим городом. Длинные улицы, вытерто-серые, цвета выцветшего асфальта, плавные, ровные, изредка попадающийся под ногами песок или сухая, шершавая пыль.
Перехожу дорогу, попадаю в парк. Дохожу до первой скамейки выветренного белёсо-голубого дерева, сажусь. Смотрю на растекающийся по небу призрачный след заката. Открываю Грина, читаю несколько абзацев. Изнутри поднимаются какие-то слабо понимаемые ощущения, даю им волю, погружаясь в недоступные обычно состояния. Есть вещи, в которые нужно уйти с головой. Сейчас самое время. Знакомое прикосновении не тоски и не отчаяния, а какое-то понимание нормы, расплёсканной повсюду, принятой как данность, какого-то круга, действующего с немого согласия верны в него. Среди новых кирпичных семиэтажек костлявый забор за которым зияет каскад покосившихся чёрных домов, сломленный, ощетинившихся, жилых.
Ребёнок лазает по железной площадке, кто-то отвернувшийся в темной одежде сидит поодаль: вялый диалог, ссутуленные спины, опущенные взгляды. Ребёнок поднимает голову я в отчаянии замечаю что ему больше пяти – личность уже сформировалась. На ребёнке очки. Зачем писать «Суходолы» и «Матрёнины дворы» зачем их читать в школе, всплёскивая руками…
Арочный мост через реку. Смотрю на воду. Бабушка с ребетёнком кормят уток. Тихий голос. Хорошо. Как пятно дребезжащего света пасмурным днём, дуновение тёплого ветра. Думаю о сказанных мне недавно словах, пытаюсь вплести их в контекст, нащупать в своём мире ответ. Не думаю даже – плывут ощущения. Занимаются сумерки.
Пересекаю пустынный стадион, бетонные плиты плавно уходят к реке, сажусь на толстую книгу. Проходит мужчина с собаками, провожаю его взглядом. Долго смотрю на пенящийся хор реки. Мужчина уходит всё дальше, нерешительно выбирает путь. На фоне поглощённого восприятием состояния вдруг вырывается мысль, мне хочется крикнуть ему в след: «Куда вы идёте? Я надеюсь, к рассвету. Это единственный путь, имеющий смысл…»
Река молчит, звук воды скрадывает все мысли. Остановившийся взгляд пропитывается потоком. Скольжением потока пропитывается всё существо.
Те чувства, что мы гоним от себя обыкновенно – прикосновение тоски, отчаяния, боли – именно эти чувства развивают душу, оживляют живущие в нас сокровища, ясные осознания дикости, глупости и ограниченности всего с нами, зачатую, происходящего. Они пробуждают к жизни вопросы, необходимые нам для восприятия, для понимания и поиска.
Там, через лабиринты улиц и кварталов нас ждут неизменно чудеса. Мелькнувшая вдруг небольшая кафешка на студенческом бульваре. Я зашла, решив взять кофе с собой – останавливаться решительно не хотелось.
Светлый полумрак обнял, зачарованно, в свете уходящего дня, блестело отполированное дерево. Кафе на четыре столика, светящаяся, как в канун нового года, стойка. За столиками у стены несколько человек, их присутствие спокойно, тихая беседа или просто ожидание чего-то. Положив книгу на стойку, я спросила у молодого человека кофе. Задумчиво оглянувшись он перебирал названия сиропов, как будто проявляя эти воспоминания из какой-то параллельной реальности. Я выбрала Амаретто, попросив в 1,5 раза больше сахара.
Оставшись на секунду одна, замечаю книги на подоконнике, в светло-голубом свете танцующих сумерек гладкие обложки тускло мерцают, и, положив свою, я обратилась к библиотеке: она оказалась чудесна не только своим содержанием - я едва могу выпустить из рук потрепанную книгу Экзюпери, переведённую и изданную впервые в 2009м – сколько ясным сознанием того, что эти тома стоят здесь не для антуража, их по-настоящему читают, их касаются человеческие души. Так мгновенно превращается мой подоконник в новую книжную полку – какие-то книги стоят рядом, перетасовываемые как колода карт они смешаны в алфавитном беспорядке названий и форм; другие неизменно лежат сверху – случайно положенные, будто зазывая проходящего мимо открыть их; третьи лежат уже на подоконнике, как будто читатель их отвлёкся, и, отлучившись на секунду, забыл вернуть в строй.
Я читаю аннотацию совершенно рефлекторно и, выдыхая, возвращаю книгу на место. В ожидании кофе сажусь на стул, обращенный к стойке и в какой-то момент на сущую долю секунды я растворяюсь в этом мире. Это происходит совершенно бессознательно. Я – в нём. Он – я. И вот, мой кофе готов. «Сиропа больше получилось, а вот сахара…» «Можно больше, - я пригубляю кофе, - а впрочем, как надо». Это чудо что бы кому-то удалось положить ровно столько сахара, сколько необходимо. Идеально. Не снимая перчаток с открытыми пальцами, не отпуская второй рукой книгу, я пробую закрыть крышку у кофе. «Вам помочь?» - спрашивает девушка – «Благодарю» - я уже справилась, и в этот момент, поднимая глаза я чувствую их, я дома. Она улыбается мне одними глазами а я вдруг понимаю, что только что встретилась с друзьями.
Это ощущение, когда тебя принимают спонтанно, естественно, бессознательно. Что послужило причиной, секретным кодом, паролем. Мой отсутствующий, полный серого света взгляд, вьющиеся ветром волосы, чёрный платок на шее, томик Цвейга, торчащий из кармана Грин, слова, внимание к библиотеке, ритм движений и фраз?
Или этот бессознательный комплимент – это мимолётное доверие, спонтанное, как улыбка солнцу. И в этот момент я понимаю - мы все, разбросанные по миру разжигаем костры нашего настоящего так, как только можем это сделать. И вот приходит путник и, садясь у твоего костра, расслабляется мгновенно и искренне, - это дорогого стоит, в этом состоянии, что могу я позволить себе на мгновенье с очень близкими лишь друзьями, полная невесомость, полная прострация внутреннего мира, впитывающего со скоростью света весь мир внешний, - уничтожается едва изменившимся оттенков взгляда, едва уловимым жестом, оттенком едва только подуманного слова – любым колебанием состояния находящегося рядом человека. Понимать это, ощущать, чувствовать моменты абсолютного равновесия могут немногие. Но они существуют – такие моменты, люди и состояния. И глупо было бы желать от мира большего. Одна такая встреча на много лет вперёд стирает ощущение одиночества, мои друзья есть, они разбросаны по свету и часто я не знаю их имён, но лишь потому они не важны. Мне бывает одиноко лишь когда я устаю и теряю контакт с этим миром, - и вот минута спонтанной встречи - я снова оказываюсь дома.
Север многолик и непостижим. Эти длящиеся порой часами сумерки, эти деревянные домики, нестираемые темнеющими красками неба, а лишь озаряемые его серебристым потоком, эти ровные, гулкие, монотонные улицы, ведущие, кажется в бесконечность, и к ней приходящие, вливаясь в призрачные берега уходящей к горизонту Онеги. Этот холодный белый песок, на котором не остаётся твоих следов – сколько ты не броди по пляжу, этот неслышный хруст льдистого кружева, уносящего тебя в глубины оставленных в прошлом миров, эта синяя, бескрайняя даль ледяной пустыни, укутанная, убаюканная, ускользающая от тебя снова и снова, и потому извечно манящая самой возможностью к ней прикосновения.
Что ещё можно сказать о счастье? Кроны сосен, залитые карамельным светом закатного солнца, вот всё.