shade
Pro
Начав работать инструктором в четырнадцать, и будучи уверенной в собственных силах, я пятнадцать лет думаю о том, как научить человека ездить верхом. На самом деле есть школа, методика, метода и всё это ясно и кому-то даже известно. Вопрос в том, как сделать это в наших условиях… И я снова понимаю: приходя на занятия, человек встречается с самим собой. Логично, что изучая что-то одно, ты приобретаешь новые навыки; постигая же себя во всём, что ты делаешь, ты учишься одновременно всем искусствам сразу. И путь к себе - наикратчайший.
Человек не встречается с лошадью, потому что лошадь эта обучена и привычна держать вахту – это не «настоящая» лошадь в своей природе – она бы не стала нас катать. Но дело не в этом, она отражает эмоции человека. Есть люди, настолько милые, что кони их катают. Есть те, на которых даже наши лошади ощетиниваются, как ежи.
Всё, что люди могут сделать на лошадях определяется подвижностью их тел, способностью учиться, их отношению ко мне, как к тренеру, то есть их ожиданиями от меня. Или Оли. Или Ксюши или кого угодно ещё. Собственно, цель покататься ясна и понятна. Те же, кто хочет научиться, даже тем, кому объективно дано, как Наташе, - они всё равно рано или поздно упираются в какой-то потолок, весьма ощутимый и ясный.
Я хорошо помню этот потолок у себя. Реально, я поехала по-другому после моей прошлогодней зимней поездки в Карелию. Я не знаю, что произошло, но во мне стало меньше сопротивления. Я перестала уставать вообще. Я стала по-иному чувствовать лошадь. Теперь я постоянно расту, осваивая тай чи. По мере того, как принимаю свои эмоции. По мере того, как начинаю свободно дышать. Это значит лишь то, что верховая езда имеет безграничный потенциал, но является, по сути, лишь инструментом саморазвития. И если саморазвития нет, если нет постоянного выхода, расширения своих границ, то не будет и прогресса. И наоборот. Люди идут на танцы или к психологу, возвращаются и – реально гораздо лучше ездят.
Конечно - хороший тренер - на вес золота. Но использовать верховую езду, только как спорт, когда она может быть путём к себе, равносильно использованию лошади как спортивного снаряда, а собственного тела - как инструмента, а не бесконечного источника радости.
Что это значит? Что у каждого свой путь, изменить который я, по сути, не в состоянии. Я знаю одно – и годы работы научили меня этому – работая с человеком индивидуально, в своём мире, в своём манеже, на своих лошадях, настраиваясь на одну волну, можно и иногда получается передавать человеку свои ощущения. Пробиваться через какую-то стену и действительно передавать знание, как цельное ощущение. Это возможно. Знание этой возможности – приятный бонус. Но я стараюсь не делать этого, если это не происходит спонтанно... И даже спонтанно.
Варианта обычно два: либо люди решают, что это мега-тренер и им нужен только он, а не начинают идти к этой цели сами, поверив в её возможность и реальность - что убивает весь смысл такой работы; либо – что чаще – людям просто не нужны эти ощущения. Им не нужно ощущать лошадь, как своё тело, потому что они не ощущают своё тело, не нужна эта текучая, бесконечная радость, струящаяся в контуре человек-лошадь легко и спонтанно, когда мысли человека перетекают через его тело в тело лошади, а его чувства выплёскиваются яркой мощной волей коня, исполняющий команды тела ещё до того, как ты сам успел осознать их… Это волшебство, это чистое, исходное, довременное, звенящее волшебство, возвращающееся к нам с лёгкостью вдоха. Но эти чувства меняют жизнь – или уходят. И забыть их подчас труднее, чем вспомнить – и этот труд целиком ложится на плечи всадника…
Эта ремарка – она позволила мне по-иному взглянуть на мои отношения с людьми. Я многого не знаю и многое ищу. Во многом я не достигаю сути, меняю точки зрения, концепции и теории. Но есть что то, что мне по-настоящему удалось найти. И спонтанно встречаясь с людьми, я так же не могу не сказать им об этом. Последнее время было много таких случайных встреч. Мы поговорили с Димой – слава Богу, уровень нашего развития позволяет находить ценность для себя в словах другого человека, какими бы они ни были. Да, многие просто обижаются, для многих это выгладит, как вмешательство в их жизнь. Недавно я подбрасывала Татьяну домой и первое, что она мне сказала, что пошла к психологу. Зная её много лет и всё это время чутко воспринимая её состояние, я решила сейчас просто выслушать, лишь спросив разрешения дать ей почитать одну книгу как раз по поводу психосоматики и телесноориентированной психологии. Она достаточно искренне согласилась. Я просто молчала и думала о том, что человек ко всему приходит, когда он к этому готов. И надо постараться просто принимать мир таким, какой он есть. Уважать выбор других и, по возможности, молчать, когда меня ни о чём не спрашивают.
Вместе с тем, и Татьяна, и Дима – мои тренеры. Люди, которые мне не просто не безразличны, а сказать по правде – это люди, от которых зависит моё нормальное физическое состояние. То есть, в итоге, они являются частью моего мира. И когда я вижу, что система выходит из баланса, то это моя система выходит из баланса. Из него выходит мой мир. А это значит – поняла я – что когда я говорю другим людям о том, что я знаю, просто тупо знаю, даже если не из своего опыта, то из курса психологии – я делаю это из совершеннейшего и понятнейшего эгоизма. Как, впрочем, и со всеми людьми, которые мне не безразличны. Когда я, может быть резко одёргиваю всадников, то просто потому, что не могу видеть или хуже - чувствовать то, что происходит с их лошадьми. И это всё я делаю – действительно – не для них, а для себя. Так что вопрос не в том, чтобы научиться этого не делать и молчать; вопрос в том, как научиться делать это максимально комфортно для других людей, чтобы они не воспринимали это как попытку убедить их в чём-то сугубо моём. Хотя, это значит лишь, что моё состояние зависит от состояний других живых существ. Что же, пока это так.
Надо посмотреть, как это делают другие люди. Впрочем, ни Осухова, которой я дико благодарна, ни Новиков, ни другие люди, которые сказали мне то, что ни сказал бы никто другой, говорили это достаточно прямо. Мягко это говорили психотерапевты. Те же, у кого я училась, не говорили мне ничего. А то значит, нужно просто достичь состояния, когда другим захочется у меня учиться, а не пытаться маниакально научить людей тому, что им не нужно. Как же это круто – пятнадцать лет учиться учить людей ездить верхом, семь лет учиться видеть неврозы, конфликты и изучать психологические «противоядия», чтобы потом понять, что делать этого не нужно. Потому что тебя, в общем, об этом никто не просит. Круто – уметь это, если тебя попросят. Но не всё, что ты умеешь нужно делать. Не делать того, что ты умеешь - тоже нужно уметь. Да просто - принимать мир и понимать, что с ним и с тобой в данный момент происходит.
Человек не встречается с лошадью, потому что лошадь эта обучена и привычна держать вахту – это не «настоящая» лошадь в своей природе – она бы не стала нас катать. Но дело не в этом, она отражает эмоции человека. Есть люди, настолько милые, что кони их катают. Есть те, на которых даже наши лошади ощетиниваются, как ежи.
Всё, что люди могут сделать на лошадях определяется подвижностью их тел, способностью учиться, их отношению ко мне, как к тренеру, то есть их ожиданиями от меня. Или Оли. Или Ксюши или кого угодно ещё. Собственно, цель покататься ясна и понятна. Те же, кто хочет научиться, даже тем, кому объективно дано, как Наташе, - они всё равно рано или поздно упираются в какой-то потолок, весьма ощутимый и ясный.
Я хорошо помню этот потолок у себя. Реально, я поехала по-другому после моей прошлогодней зимней поездки в Карелию. Я не знаю, что произошло, но во мне стало меньше сопротивления. Я перестала уставать вообще. Я стала по-иному чувствовать лошадь. Теперь я постоянно расту, осваивая тай чи. По мере того, как принимаю свои эмоции. По мере того, как начинаю свободно дышать. Это значит лишь то, что верховая езда имеет безграничный потенциал, но является, по сути, лишь инструментом саморазвития. И если саморазвития нет, если нет постоянного выхода, расширения своих границ, то не будет и прогресса. И наоборот. Люди идут на танцы или к психологу, возвращаются и – реально гораздо лучше ездят.
Конечно - хороший тренер - на вес золота. Но использовать верховую езду, только как спорт, когда она может быть путём к себе, равносильно использованию лошади как спортивного снаряда, а собственного тела - как инструмента, а не бесконечного источника радости.
Что это значит? Что у каждого свой путь, изменить который я, по сути, не в состоянии. Я знаю одно – и годы работы научили меня этому – работая с человеком индивидуально, в своём мире, в своём манеже, на своих лошадях, настраиваясь на одну волну, можно и иногда получается передавать человеку свои ощущения. Пробиваться через какую-то стену и действительно передавать знание, как цельное ощущение. Это возможно. Знание этой возможности – приятный бонус. Но я стараюсь не делать этого, если это не происходит спонтанно... И даже спонтанно.
Варианта обычно два: либо люди решают, что это мега-тренер и им нужен только он, а не начинают идти к этой цели сами, поверив в её возможность и реальность - что убивает весь смысл такой работы; либо – что чаще – людям просто не нужны эти ощущения. Им не нужно ощущать лошадь, как своё тело, потому что они не ощущают своё тело, не нужна эта текучая, бесконечная радость, струящаяся в контуре человек-лошадь легко и спонтанно, когда мысли человека перетекают через его тело в тело лошади, а его чувства выплёскиваются яркой мощной волей коня, исполняющий команды тела ещё до того, как ты сам успел осознать их… Это волшебство, это чистое, исходное, довременное, звенящее волшебство, возвращающееся к нам с лёгкостью вдоха. Но эти чувства меняют жизнь – или уходят. И забыть их подчас труднее, чем вспомнить – и этот труд целиком ложится на плечи всадника…
Эта ремарка – она позволила мне по-иному взглянуть на мои отношения с людьми. Я многого не знаю и многое ищу. Во многом я не достигаю сути, меняю точки зрения, концепции и теории. Но есть что то, что мне по-настоящему удалось найти. И спонтанно встречаясь с людьми, я так же не могу не сказать им об этом. Последнее время было много таких случайных встреч. Мы поговорили с Димой – слава Богу, уровень нашего развития позволяет находить ценность для себя в словах другого человека, какими бы они ни были. Да, многие просто обижаются, для многих это выгладит, как вмешательство в их жизнь. Недавно я подбрасывала Татьяну домой и первое, что она мне сказала, что пошла к психологу. Зная её много лет и всё это время чутко воспринимая её состояние, я решила сейчас просто выслушать, лишь спросив разрешения дать ей почитать одну книгу как раз по поводу психосоматики и телесноориентированной психологии. Она достаточно искренне согласилась. Я просто молчала и думала о том, что человек ко всему приходит, когда он к этому готов. И надо постараться просто принимать мир таким, какой он есть. Уважать выбор других и, по возможности, молчать, когда меня ни о чём не спрашивают.
Вместе с тем, и Татьяна, и Дима – мои тренеры. Люди, которые мне не просто не безразличны, а сказать по правде – это люди, от которых зависит моё нормальное физическое состояние. То есть, в итоге, они являются частью моего мира. И когда я вижу, что система выходит из баланса, то это моя система выходит из баланса. Из него выходит мой мир. А это значит – поняла я – что когда я говорю другим людям о том, что я знаю, просто тупо знаю, даже если не из своего опыта, то из курса психологии – я делаю это из совершеннейшего и понятнейшего эгоизма. Как, впрочем, и со всеми людьми, которые мне не безразличны. Когда я, может быть резко одёргиваю всадников, то просто потому, что не могу видеть или хуже - чувствовать то, что происходит с их лошадьми. И это всё я делаю – действительно – не для них, а для себя. Так что вопрос не в том, чтобы научиться этого не делать и молчать; вопрос в том, как научиться делать это максимально комфортно для других людей, чтобы они не воспринимали это как попытку убедить их в чём-то сугубо моём. Хотя, это значит лишь, что моё состояние зависит от состояний других живых существ. Что же, пока это так.
Надо посмотреть, как это делают другие люди. Впрочем, ни Осухова, которой я дико благодарна, ни Новиков, ни другие люди, которые сказали мне то, что ни сказал бы никто другой, говорили это достаточно прямо. Мягко это говорили психотерапевты. Те же, у кого я училась, не говорили мне ничего. А то значит, нужно просто достичь состояния, когда другим захочется у меня учиться, а не пытаться маниакально научить людей тому, что им не нужно. Как же это круто – пятнадцать лет учиться учить людей ездить верхом, семь лет учиться видеть неврозы, конфликты и изучать психологические «противоядия», чтобы потом понять, что делать этого не нужно. Потому что тебя, в общем, об этом никто не просит. Круто – уметь это, если тебя попросят. Но не всё, что ты умеешь нужно делать. Не делать того, что ты умеешь - тоже нужно уметь. Да просто - принимать мир и понимать, что с ним и с тобой в данный момент происходит.
Последнее редактирование: