Девочки, благодарю всех! С таким удовольствием почитала ваши мнения. Мы все разные, у всех свой опыт и свой подход, позвольте поделиться моим пониманием данного вопроса
Мои мысли про добровольное сотрудничество
Дисциплину я хочу вынести за рамки настоящего рассуждения, потому как для меня оно является обязательным условием, как думаю, и для большинства. Просто для всех эта дисциплина включает в себя очень разные аспекты, о чем бы я тоже с удовольствием порассуждала и узнала ваше мнение, друзья, но чуть-чуть попозже.
Я много размышляла над тем, почему мне не всегда нравится, когда говоря о работе с лошадью ссылаются на ее табунную психологию. И вот наконец-то я нащупала для себя ответ (не претендую на его новаторство, разумеется) :lol:
Почему попытка стать лидером в общении с лошадью иногда вовсе не приводит к желаемому результату – лошадь вроде слушается и подчиняется, но как-то без блеска в глазах, или начинает проявлять нервозность, агрессию или неповиновение и приходится снова и снова доказывать ей, что в паре лидер именно ты..
Я думаю, что так случается вот почему.
Лошади в табуне, насколько это мне известно, не требуют друг от друга выполнения непосильных задач никогда. Они вообще не требуют друг от друга ничего особенного – лишь соблюдения коммунальной дисциплины. Сильно сомневаюсь, что они пристают друг к другу с запросами на выполнение пассажа или ИШ на заказ, или просят принести вон ту вкусную травинку
Не говоря уже о том, чтобы они хоть как-то заботились о выпрямленности, импульсе, ритме и т.д. Речь всегда идет о каких-то выполнимых задачах – отойти, подвинуться, не приближаться.
Надо одной лошади подвинуть другую лошадь – глянула выразительно или выпад сделала, ежели не понятно, и подвинула. Что уж там эта подвинутая лошадь сделала - уступку или принимание, вообще не важно, главное, что она убралась с дороги.
И кстати, ведь лошади в табуне вряд ли могут как-то заставлять других лошадей подходить к себе, это желание абсолютно добровольное!
Мы же требуем, во-первых, много разнообразных действий и их комбинаций, во-вторых, мы добиваемся качества и продолжительности их исполнения. А ведь если задуматься, то подчинение таким «странным» правилам вовсе не является естественным для лошади.
Поэтому я думаю ошибочно считать, что все проблемы взаимоотношений решатся тогда, когда человек докажет лошади свое лидирующее положение в паре (силой, болью, хитростью, психологическим давлением, неважно). То есть все эти приемы, конечно, возможны, но только на стадии дисциплинирования лошади, но никак не на стадии ее обучения и дальнейшей работы. Наказать животное за психологическую или физическую неспособность выполнить нашу команду несправедливо, как и попытка "выдавить" из нее желаемый ответ!
Именно поэтому идея постоянного диктаторского лидерства в отношениях с лошадью терпит крах - мы склонны к тому, чтобы требовать от лошади невозможного (или невозможного на данный момент), чего никогда не потребовал бы от нее лидер в дикой природе!
На мой взгляд единственное природное «табунное» качество лошади, полезное для тренинга, - это врожденная, если угодно, инстинктивная ее готовность, как социального животного, воспринимать и усваивать правила жизни и сотрудничества, а вовсе не желание поскорее найти лидера и делать все, что он потребует – хотя соблазн поверить в это, конечно, велик, учитывая, что лошадь рано или поздно соглашается с лидерством человека, но это самое согласие оно какое-то вынужденное, а мы же (я во всяком случае) своей целью ставлю добровольное сотрудничество. Сейчас пояснюсь.
В моем понимании добровольное сотрудничество лошади – это выполнение упражнения или задания без протеста, в идеале – с удовольствием! Или, говоря иными словами, выполнение упражнения так, что человеку нет необходимости прикладывать силу или любые приемы с целью перехитрить лошадь или надавить на нее, чтобы она сдалась и выполнила (из страха или от безысходности).
Я думаю, что достичь такого сотрудничества можно с любой лошадью, просто для этого понадобится разное время. Даже замкнутой в себе лошади, лошади имевшей дурной опыт общения с человеком можно рано или поздно доказать, что мы достойны того, чтобы она обратила на нас внимание и захотела с нами общаться, а не тупо подчиняться или, наоборот, уходить в отказ.
Я пришла к выводу, что успех в достижении добровольного сотрудничества всегда является отражением комфорта лошади как психологического, так и физического. При этом должен соблюдаться некий баланс этих двух видов комфорта. Добровольное сотрудничество все еще остается возможным при легком смещении этого баланса в одну из сторон – либо к небольшому психологическому дискомфорту, либо к небольшому физическому дискомфорту.
Если допускается небольшой физический дискомфорт, то с психологической точки зрения лошадь должна оставаться в комфорте, и наоборот. Например, при обучении новому упражнению, когда от лошади для начала требуется понять, чего от нее хотят в принципе, нужно стремиться к тому, чтобы с физической точки зрения это упражнение не вызывало у нее никакого дискомфорта. Лошади итак хватит напряга, что от нее чего-то просят и надо включать голову, догадываться. Этим самым мы немного выбиваем ее из психологического комфорта. Многие лошади начинают нервничать, кто-то, наоборот, застывает, кто-то кусается, кто-то убегает.
И двигаться нужно малююююсенькими шажочками, которые лошадь в состоянии переварить, причем опять же, скорость такого переваривания у каждой лошади своя.
Или, если мы уже развиваем выученное упражнение, когда лошадь прекрасно понимает команду на него, то тогда речь уже можно заводить о небольшом физическом дискомфорте – иначе никакого фитнеса и развития не получится.
Ключевое слово «небольшом». Как с Варей, так и с Камой я поняла, что если они понимают команду и я начинаю работать над качеством выполнения, при этом я их не не заставляю, а, скорее, прошу и очень бурно поощряю, то они могут перешагнуть через некоторый физический дискомфорт :!: Поэтому я очень много и бурно поощряю лошадей голосом, даю вкусняшки. Однако это не значит, что я не могу иногда проявить строгость, об этом поговорим при обсуждении следующего вопроса через небольшой фотографический перерыв :wink:
Я считаю, что гарантия стопроцентно неуспешной тренировки – это комплекс физического и психологического дискомфорта. Научить чему-то нервированную лошадь, в борьбе и ругани очень сложно и займет очень продолжительный срок. А главное, никогда не будет это приносить лошади удовольствие и никогда не станет такое сотрудничество добровольным...
Я думаю, что гораздо дальше и быстрее продвинется тот, кто с пониманием относится к периодическому отказу лошади сотрудничать. Воспринимать каждый такой "взбрык" просто как хулиганство или принципиальный отказ работать (хотя иногда и такое случается, но не так уж часто) я бы не стала. Лучше подумать – отчего же лошадь протестует сегодня? Она не понимает, чего я хочу или ей слишком тяжело физически?
Вот и вывела я для себя, что условием добровольного сотрудничества является справедливость, соответствие моих запросов психологическим и физическим возможностям лошади на данный момент!
Перерыв на вчерашние фотки!