Каждый день семинара, а их было 3, начинался с подробной теории.
Марайка - дивный мастер систематизации! Из всех, изученных ей методов и книг она выбирает самое ценное, самую суть, оставляя в стороне романтические "оборки". Это позволяет ей создать четко структурированную программу обучения, где студенты не путаются в философствованиях особо сильно
Это, кстати, непросто, часто хочется пофилософствовать :lol:
Ну я позже расскажу о своих личных субъективных впечатлениях, пока о сути!
Вставлю здесь несколько фотографий с Марайкиными комментариями.
Марайка де Йонг: "Было бы прекрасно, если бы лошадь от природы хотела быть рядом с нами и выполнять выпрямляющие упражнения на свободе с нами и для нас автоматически. Но ни одна лошадь не рождается с навыками и знаниями, достаточными для этого. Поэтому мы должны обучить лошадь сигналам и командам, необходимым для нашего общения. Лошадь должна научиться понимать, что означает язык нашего тела, поза, движение, сигналы хлыста и повода, чтобы отвечать нам желаемым поведением и выполнять определенные упражнения. Во время семинара я продемонстрировала необходимые шаги для достижения этих целей."
Марайка де Йонг:
"Для тренинга лошади нам необходимо хорошо знать, каким образом учится лошадь и понимать научные "теории обучения", объясняющие как именно лошадь учится.
С научной точки зрения в ходе тренинга лошадь учится отвечать на сигналы или "стимулы". Почти всему, что необходимо для тренинга, лошадь можно научить посредством положительного и отрицательного подкрепления. Термин "отрицательный", в данном случае, не означает "плохой", а представляет собой "удаление нежелательного стимула", например, давления.
Положительное подкрепление - это "добавление приятного стимула", например лакомства или похвалы.
Научение (conditioning) - ключ к успешному тренингу лошади, при котором желаемое поведение подкрепляется снятием давления или добавлением награды."
Марайка де Йонг:
"Для того, чтобы лошадь смогла выполнять выпрямляющие упражнения на свободе, она должна находиться в правильном "обучаемом" состоянии рассудка. Если вы просите лошадь что-то выполнить, то ее ответ зависит от того, в каком ментальном состоянии она находится. Такими ментальными состояниями могут быть:
1. Непонимание или защитное поведение в ответ на ваши сигналы
2. Замкнутость, отказ отвечать на ваши сигналы
3. Послушание, ответ на ваши сигналы
4. Открытость, стремление освободиться от давления или получить награду
5. Заинтересованность и желание понять ваши сигналы
Лошадь, не понимающая ваших команд или вашей манеры общения с ней, или не отвечающая на ваши команды, проявляет нежелательное поведение.
Она находится в состоянии защиты и невосприимчивости. Выпрямление на свободе в этом случае невозможно.
Лошадь, которая лишь послушанием отвечает на ваши сигналы, можно сравнить с марионеткой, она действует как слуга. Как только вы отпустите ее на свободу, она скажет "чао, я валю отсюда!" и уйдет от вас.
Лошадь, которая стремиться освободиться от давления или получить награду не просто отвечает на ваши сигналы, но знает, что за ними стоит что-то интересное. Она не уйдет от вас на свободе.
Мы стремимся к тому, чтобы лошадь находилась в "обучаемом", "думающем" состоянии рассудка, так называемом состоянии "постижения".
Мы стремимся привести лошадь в такое состояние, в котором она действительно будет стараться понять наши сигналы, быть бдительной, заинтересованной и прилагать усилия понять нас и исполнить нашу просьбу с воодушевлением.
Только в том случае, если лошадь находится в таком состоянии, будет создаваться впечатление, что лошадь читает ваши мысли, и вы будете действовать как стая рыб, синхронно и гармонично, как танцоры сальсы, двигающиеся как единое целое, заключенное в одном энергетическом порыве."
Марайка де Йонг:
Лошади - мастера по установлению связей и они будут выполнять по нашей просьбе задания, которые они сами по себе выполнять бы не стали, если мы их обучим этому.
Чтобы выполнять выпрямляющие упражнения на свободе, такие как плечом внутрь, траверс, ранверс, принимание, пируэт и т.д. мы должны сначала научить лошадь выполнять самые базовые упражнения синхронно с нами, это: движение вперед рядом, остановка рядом, поворот вместе, осаживание вместе, уступка/поворот на переду и на заду. Сначала лошадь лучше научить этому на чомбуре.
На фазе обучения лошадь учится правильно отвечать на стимулы (давление). Под давлением я понимаю не силовое давление, а продуктивное давление. Приложение такого рода давления - это скорее установление определенных границ, нежели насильное принуждение лошади к выполнению упражнения. Мы можем применять постоянное "физическое" давление (на волосы, кожу, мышцы или кости лошади) или ритмичное "воздушное" давление (помахивая хлыстом в воздухе).
Во второй фазе мы сокращаем давление, прикладываемое в первой фазе обучения до минимальных, легких версий тех же самых стимулов.
В третьей фазе мы применяем классическое научение и переносим легкие команды на визуальные команды хлыста, нашего корпуса и головы. На этой фазе лошадь начинает реагировать на новые сигналы и давление уже перестает быть необходимым."