Я работала с 5-летней кобылой Bayesa (помесь андалуза с кем-то) бельгийского инструктора Антуанетты. В первый день, когда они только приехали, я прошлась с ней по манежу, чтобы она познакомилась с новым местом. Она была немного возбуждена, но быстро успокоилась. Кобылка достаточно живая и упертая, не очень хорошо отзывалась на давление. Такие вещи заметно даже в деннике, когда ты просишь лошадь уступить, а она продолжает на тебя переть
В первый день семинара после теоретических занятий манеж был разделен лентой на две части. Таким образом одновременно занималось по два участника. Марайка и Нора периодически подходили к каждому и подсказывали. Очень интересно, что Марайка позволила Норе давать свои комментарии, потому что Нора и Марайка ОЧЕНЬ отличаются в подходе. Марайка очень четкая и конкретная, с видимым ЯН (твердым, мужским) подходом, Нора, наоборот, воплощение ИНЬ (женственная, мягкая).
Задание было такое - на недоуздке и провисшем чомбуре научить лошадь двигаться рядом с тобой шагом (положение человека у плеча), останавливаться, осаживать синхронно, делать уступки передом и задом. Повторюсь - в данном случае Марайка учит лошадь уступке зада в дисциплинарных целях. Лошадь в последующем должна откидывать зад, если человек резко смотрит на него. Такая команда позволяет сконцентрировать внимание лошади на человеке и управлять ей на свободе. Она должна быть отработана до автоматизма (сие Парелли).
Мы с кобылой достаточно быстро освоили движение рядом, остановку и осаживание. Уступки передом пошли совсем не сразу. Как потом выяснилось, лошадь вообще этому никогда не учили, это было первое для нее занятие. Мы сделали несколько попыток и ко мне как раз подошла Нора и показала, как она учит этому упражнению. Для меня это было новым, потому что я всегда учила уступке переда на месте, она же (и Марайка тоже) учит в движении, приближаясь к плечу лошади, находясь снаружи от нее и, сворачивая ее вовнутрь. Если лошадь не понимает или продолжает "везти" вперед, то можно помахать перед ее носом хлыстиком, по необходимости очень убедительно!
Я уверена, что для тех, кто знаком с системой Парелли, тут нет ничего нового
В общем в первый день мы закончили на нескольких понятых кобылой шагах!
Во второй день мы также начали с пройденного, но тут я вошла в дисбаланс сама с собой. Для меня, впервые участвующей в семинаре (причем ты тут много работаешь один, тебе никто ничего не командует, а периодически подходит и смотрит, подсказывает, если нуждаешься в помощи), оказалось сложно создать четкую структуру тренировки.
Вот, например, дома, когда я занимаюсь чем-то новым для лошади, я всегда удовлетворяюсь малейшим положительным ответом и тут же заканчиваю с заданием! А тут перед тобой около часа, который нужно как-то занять!! И никто не стоит над тобой и не говорит: иди налево, иди направо, сделай то-то. Ты должен сам принимать решения. Если бы это была моя лошадь и я была бы дома, я бы уже давно отстала от кобылы, правильно это или нет, рассуждать не берусь, но это то, как я обычно занимаюсь
Мы с Байесой сделали несколько оборотов по периметру выделенного нам пространства с остановками и осаживаниями, пару уступок, и тут я растерялась.. Ну что еще делать-то? Ладно, думаю, буду повторять. И тут кобыль начала психовать!
Очень показательно - я потеряла уверенность в своих действиях (ошибка 1), мы стали бесконечно повторять одно и то же (ошибка 2), я сразу не поставила ее на место, потому что, честно говоря, была уверена, что кобыла права - ну сколько можно одну и ту же нудятину повторять! (ошибка 3).
В итоге, кобыль стала шарахаться во всех углах и вставать на дыбы или отскакивать от меня, как только я просила ее выполнить хоть что-то!
Марайка тут же подошла ко мне, посмотрела на мои действия, вернее бездействие, потому что я, скажу прямо - растерялась! Не потому что кобыла стала бунтовать, а потому, что не понимала, что от меня ждут тренер/тренера в этой ситуации! Я ждала, что мне скомандует Марайка.
Я, кстати, потом даже сказала ей (Марайке), что ей надо включить четкие инструкции для людей, как они должны действовать в подобной ситуации- эта внутренняя картинка обязательно должна быть у человека перед глазами! Ведь подход у всех разный, кто-то, извините, по морде настучит, кто-то джоин ап устроит, кто-то назад отошлет. Марайка, очевидно, думала, что все должны знать, как именно действовать, но тут она ошиблась, потому что я ждала инструкций, я же приехала учиться
Короче, Марайка взяла Байесу и та, конечно, сразу при попытке запроса начала ерепениться. У Марайки был очень короткий и быстрый ответ: Она резко отослала ее назад, размахивая веревкой. Когда Байеса останавливалась и принимала подчиненную позу - Марайка тут же снимала давление и вставала спокойно, разрешая Байесе подойти к ней только с расслабленным видом. Все это Марайка проделала с четкостью, ясностью, без суеты и агрессии. Это выглядело очень убедительно, как разборка двух лошадей!
Потом Марайка снова передала Байесу мне и я повторила Марайкины действия. В конечном итоге мы пришли к взаимопонианию, но, скажу прямо, для меня это было сложно - оказаться четкой, ясной и не злиться, а просто уверенно и быстро отсылать лошадь назад, оставаясь крайне заземленной и спокойной внутри. Это очень важно, проверено когда-то на Кэмбридже, уже, видимо, забыла, надо чаще встречаться с новыми лошадьми!
Потом Марайка указала еще на несколько моих ошибок - что, когда мы теряемся, наши движения становятся робкими, отрывистыми, неуверенными. Это лишь еще сильнее включает доминантное поведение со стороны лошади. Очередной раз - работать над внутренней картинкой и энергией, быть четким, последовательным, уверенным и спокойным лидером!
Вот Марайкины комментарии по подобной ситуации:
Марайка де Йонг:
"Если лошадь находится в защитном или агрессивном состоянии, прежде, чем приступать к тренингу, необходимо достичь гармонии.
Защитное или агрессивное состояние не означает, что лошадь в принципе такая сама по себе. Это лишь говорит о том, что лошадь может прийти в такое состояние при отсутствии грамотного лидерства, понимания границ, при отсутствии ясности и последовательности и обоюдном непонимании."
Марайка де Йонг:
"Если посмотреть на дикую природу, то можно заметить, что часто установлению ясности и гармонии в табуне предшествует своего рода конфронтация. В мире лошадей гармония и конфронтация идут нога в ногу.
В наши дни люди порой настолько сосредотачиваются на "гармоничной" стороне взаимоотношений с лошадью, что просто-напросто отказываются от любой конфронтации с ней.
В результате наши лошади, которые кажутся нам прекрасно сбалансированными на пастбище, недисциплинированно ведут себя с человеком - пугаются, кусаются, давят, нахальничают, кусаются, хватают зубами чомбур.
Для многих людей гармония означает отсутствие давления, борьбы, конфликтов и конфронтаций. И в итоге это порой заканчивается ложным ощущением равновесия, а проблемы же остаются скрытыми под поверхностью навсегда.
На первый взгляд все выглядит хорошо, но как только что-то выходит из равновесия, то может довести до опасных ситуаций.
Поэтому мы должны установить четкие границы дозволенного с лошадью и внести ясность в отношения. Тогда лошадь сможет сбалансированно выражать себя в рамках этих границ."
Марайка де Йонг:
"Лошади могут изменить неуверенное поведение и выйти из несбалансированного состояния в мгновение ока, если мы сохраняем ясность и последовательность.
Они моментально переходят в доверительное состояние, если мы ясны, честны и последовательны.
Это происходит от того, что лошади живут в настоящем. Они не думают о прошлом и будущем.
В природе нет плохого или хорошего, правильного или ошибочного, в ней есть место только тому, что приносит пользу целому.
Люди имеют обыкновение оценивать окружающий их мир с точки зрения правильного или неправильного, в зависимости от того, во что они верят. Порой мы заключаем сами себя в рамки нашего собственного иллюзорного представления о мире.
И если наши убеждения закостеневают, перемены невозможны! Слава Богу у нас всегда есть выбор, станем ли мы держаться за наши убеждения, или постараемся долго и внимательно посмотреть на них и увидеть, есть ли что-то вне них, способное пролить свет на ситуацию. Открывшись, мы можем обнаружить то, чего нам так не хватало в привычном укладе видения вещей, и мы можем получить неоценимый урок."