Формирую потихоньку новую рубрику и рад, что нынче избавлен от ужаса кинокритика соответствовать вкусам целевой аудитории. Просто пишу о том, что посмотрел.
СКИФСКАЯ КИНОБУДКА
"Выживут только любовники" \ "Only Lovers Left Alive"
реж. Джим Джармуш, 2013 г.
Есть настоящие Творцы в киноискусстве, которые позволяют себе творить то, что хотят, это продюссеры потом думают - как это продать. Их можно пересчитать на пальцах двух рук, один из них - Джим Джармуш. Он - один из немногих, чей каждый новый фильм надо смотреть обязательно, даже если тупая реклама вычленяет тебя из зоны потенциального зрителя, работая на противоположную, более массовую аудиторию.
Далее - тезисно:
Всем рок-музыкантам (особенно гитаристам) - смотреть обязательно. Знающим, что такое Любовь - тоже.
Сложный ли фильм? Арт-хаусное ли это кино? Для яйцеголовых ботаников ли эта роскошь? Отвечу вопросам на вопросы: заумны ли "Подсолнухи" Гогена? Сложен ли Шуберт для восприятия? Я считаю, что - нет.
Немногие догадаются, что это - отчасти комедия, насколько "Мертвец" - классический вестерн. И да - это Шекспир во всей своей простоте и мудрости (недаром он есть в фильме).
Наслаждение. Наслаждение музыкой (где Нейл Янг дополняет основные прекрасные музыкальные номера), наслаждение эстетикой, наслаждение работой оператора, наслаждение простотой и глубиной.
Вампирский сюжет вполне оправдан - забавно, чем больше свобод (якобы) завоевывает западное общество - тем более пристально там отслеживают соответствие творческих актов политике партии и народа - вампир, жаждущий вмазки крови пройдет, а Творец, умирающий без дозы ЛСД - просто не получит прокат и режиссер умрет в "черном списке".
Я буду еще долго вертеть этот фильм в своей голове - простой и мудрый, красивый и глубокий.
***
Интересные факты по фильму:
- В августе 2010 года режиссёр объявил, что ряд актёров присоединится к созданию его новой картины, и что продюсеры занимаются поиском финансирования. По словам режиссёра, ему понадобилось семь лет, чтобы собрать деньги на реализацию проекта.
- Фильм снимался летом 2012 года в течение семи недель на трёх континентах. «С эмоциональной точки зрения это была самая высокая отдача в моей жизни» — сказал режиссёр на одной из пресс-конференций.
- Хотя Джим Джармуш испытывает отвращение к цифровой кинематографии и хотел снимать этот фильм на пленку, он был вынужден использовать цифровые камеры Arri Alexa из-за ограничений по бюджету. И прежде чем он сумел получить приемлемую для него картинку, ему пришлось долго поэкспериментировать с низким освещением и различной оптикой.
***
А теперь я почитаю отзывы и процитирую то, с чем согласен:
- «Зеркала отражали канделябры… А теперь — это парковка», — сокрушается почему-то похожий на Джареда Лето Хиддлстон. Вампиры Джармуша — вовсе не монстры. Убивать людей не принято с XV-го века, да и кровь у современного населения Земли напрочь загрязнена химикатами. Бессмертные создания с грустью и отчаянием наблюдают за деградацией общества, уже не пытаясь помочь — веками они делились с человечеством мудростью, но, в конце концов, бросили эту благородную затею. Пришло осознание житейской мудрости — никто не поможет тебе, кроме тебя самого. Сопротивление, оказывается, бесполезно.
Рассказ об идущей сквозь вечность паре для Джармуша — не более, чем повод. Сюжет — условность. Когда медитативное дрожание струн гитары достигает своего апогея, то становится решительно все равно, что происходит на экране. Невероятная Тильда Суинтон могла бы часами кружиться в танце, и это было бы вполне оправдано. Глядя на Хиддлстона с первых минут осознаешь, что «Любовники» — лучшее, что с ним случалось. Меланхолия к лицу им обоим. Хандра по Джармушу — вообще чертовски красивая вещь.
В стихотворении, строчка из которого дала название фильму, Джек Линдсей озвучивает интересную мысль. Мол, в общем-то, неплохо было бы, живи после 25 лет только поэты и музыканты. Творческим людям нужны эмоции молодежи, свежая незапятнанная кровь, а не брюзжание престарелых скептиков. Будущее за теми, двигателем чьей жизни является любовь, а не война за нефть и жажда власти.
- «Выживут только любовники» — если у меня и есть претензии к этому фильму, то только к его названию, претендующему на то, чтобы быть неоспоримой истиной, квинтэссенцией смысла фильма, и отпугивающему своей прямолинейной наивностью. Сам же фильм, неспешный, завораживающий, наполненный какой-то древней поэтичностью, не имеет ничего общего со своим одиозным названием, как и с большинством вампирских фильмов последнего времени.
Адам и Ева — древние, умудрённые опытом [вампиры], но всё равно не способные ни привыкнуть к новому темпу жизни (Адам разговаривает по скайпу, используя монитор, которому не меньше ста лет), ни найти, чем заполнить оставшуюся им вечность. Их сестра, Эйва, пьёт кровь людей. Их общий друг, Марло, когда-то писал пьесы вместо Шекспира, а теперь проводит своё время в маленьком кафе в таком же старом как он Танжере. Адам и Ева представляются героями Джойса и Фицджеральда для того, чтобы купить билет на самолет.
- Сумасшедше прекрасное кино. Такое впечатление, что я до сих пор нахожусь в трансе, в который меня погрузила последняя картина Джармуша. Меня не отпускает мрачный ночной Детройт и жаркий Танжер, психоделическая музыка Адама и пение волшебной Ясмин, старые книги, пластинки и меланхолия. Тягучая, «вязкая» атмосфера, из которой не хочется выбираться ни за что на свете.
И, конечно, это фильм о любви. О вечной любви в самом прямом смысле слова, и это редкий случай, когда при словосочетании «вечная любовь» не хочется скептически ухмыльнуться. Я и правда не вспомню, где и когда я видела столь же тонко и красиво рассказанную историю любви.
Приятного просмотра, если еще не видели. По ссылке - можно просто спокойно посмотреть он-лайн
http://bigcinema.tv/movie/vyzhivut-tolk ... alive.html