Был в 1969 г снят , вернее нарисован мултипликационный фильм с анонсом “по мотивам сказки Братьв Гримм“. Степень отклонения сценария от исходного сюжета мы обсудим ниже . Фильм был сделан очень качественно : выразительные персонажи , отличная музыка , запоминающиеся песни . Мультик быстро полюбился и детям и взрослым , его смотрела вся страна по многу раз , ему вполне можно присвоить статус : ”культовый”. Казалось , ну что может быть невинней легкого мюзикла по мотивам сказки почтенных и признанных во всем мире братьев-немцев ? Но если посмотреть этот фильм внимательно и в контексте идеологических подвижек , которые начались в обществе в те годы , то отнюдь не нейтральной сказочкой для малышей он покажется, и бомб замедленного действия , которые он закладывал в детские души ,внимательно прощупав материал, найти можно немало .
Итак – разберем данный фильм с критичечской точки зрения и попробуем понять какой в этой , несомненно красивой,упаковке скрыт нравственный императив . И всмотревшись – ужаснемся . Начинается все достаточно мирно – в городок приезжает труппа бродячих музыкантов и актеров . Правда уже вступительная песня заставляет призадуматься задним числом , так как несомненно воспевает стиль жизни без определенного места жительства и постоянных обязанностей . Сама посебе компания из четырех животных,которым приданы человеческие черты, и красавчика трубадура весьма симпатична и не вызывает по началу никаких нареканий . Подозрительно,однако, то , что они единственные ( плюс принцесса ) откровенно симпатичные персонажи в этом произведении . Король, королевская охрана и придворные, Гениальный Сыщик , простые горожане , то есть люди занятые государственными делами , солдаты , обыватели – в своей массе,видимо, крестьяне и ремесленники – все они несколько карикатурны , снабжены разной толшины налетом придурковатости и служат как бы статистами в спектакле – где главными героями является пятерка бродяг , несомненно обаятельных, но которые тем не менее не производят материальных ценностей , не имеют никаких обязательств и ни за что и не перед кем не отвечают . А ведь, если вдуматься , этика-то выходит нехорошая . Кому “западло” работать и иметь постоянное жилье ? Кто делит людей на “лохов” которые “горбатятся на хозяина” и “крутых пацанов” или “волков” ? Призадумайтесь : мессадж-то на самом деле весьма асоциальный выходит . Ну ладно , продолжим . Во время выступления принцесса и трубадур, как сказали бы сейчас :”резко западают друг на друга” Да так , что выступление артистов скандально срывается . Кстати - если задуматься о физических причинах потери равновесия стоящего на голове трубадура , то возникают подозрения сугубо порнографического характера – а ведь фильм предназначен для детей ! Далее – выставленные из дворца артисты удаляются восвояси ,но внезапно вскипевшая похоть не оставляет ни принцессу не трубадура . Да – именно похоть , а не любовь , ни о какой любви, чувстве которое по настоящему утверждается за месяцы и годы в процессе долгого и нередко трудного взаимопознания и совместного преодоления трудностей и бед, речи быть не может . Молодые люди впервый раз увидели друг друга и даже не разговаривали между собой – какая уж тут “любовь” ? Трубадур думает лишь а том, как бы соединиться поскорее с возжеланной им девицей – и вскоре тому предаставляется случай : подслушав разговор шайки разбойников о планах ограбления короля , они выгоняют(напугав маскарадом) их из разбойничей избушки и завладевают их одеждой и оружием . Атаманом шайки является, кстати , женщина – причем весьма колоритная . Так. Вот уже второй по счету запоминающийся женский образ – одна значит готова лечь в койку с первым встречным, вторая – лидер криминальной группировки . И такие модели поведения под весьма душевные песни и пляски впитывает сознание детей – случайно ли это ? Но погодите – это только начало . Дальше происходят события , просто фантастические по своей безнравственности . Музыканты , переодетые разбойниками , нападают на короля , обращают в бегство охрану и захватывают короля в плен . Делают они это правда бескровно – но встает вопрос : что бы они делали, если бы охрана не струсила ? Есть подозрение : вполне были готовы стрелять на поражение – по крайней мере переодетый трубадур показывает два весьма конкретных “ствола” и врядли муляжных . Так ли уж безобидна эта обаятельная пятерка , что от них разбойники и королевские солдаты бегут? Ну и заодно , на примере разбежавшейся охраны ненавязчиво внушается стереотип : все работники государственных силовых структур – дураки и трусы , против ”конкретных пацанов” они ”не пляшут” . Хорошенькое дело – идеологическая линия продолжается в прежнем направлении . И дальше будет продолжаться : переодевшись , трубадур симулирует драку с разбойниками и “освобождает” короля . Вообще-то в наше время для подобных действий есть термин : “разводка” . Типичная, выполненная с запредельным цинизмом и наглостью . Заметьте – массовая “ротация” этого произведени пришлась на конец 60х начало 70х . На детство тех , кто вошел в зрелость в 90е – не тогда ли дали всходы посеянные за 20 лет до этого семена ? Асоциальный стиль жизни, готовность решать свои проблемы абсолютно безнравственными и противозаконными способами , презрение к армии и милиции, сексуальная распущенность и неуважение к государственной власти – вот формула поведения молодежи 90х – того самого поколения , которое в детстве засматривалось этим мультиком , на первый взгляд веселым и безобидным . И это факт . Да – конечно , перед тем как провести ночь вместе отец сочетал быстренько влюбленных законным браком , что однако безнравственность происходящего на самом деле только усугубляет – принцесса не только готова лечь в постель с человеком, которого видит второй раз в жизни , но и связать с ним свою жизнь и тем проложить ему дорогу ( если он того захочет ) к вершинам государственной власти ,асоциальному юнцу с явно криминальными замашками . К слову – когда охрана не пускает четверку его сообщников во дворец – лидер компании уходит внутрь даже не оглягувшись , и до утра не вспоминает о своих товарищах , правильно : пахану на шестерок наплевать , он добился своего и они ему больше не нужны . Утром он правда исправляет свою ошибку , и возвращается к товарищам прихватив с собой принцессу . На балкон они поутру вылезают с такими томными физиономиями, что сразу ясно как они ночку провели,а ведь кино “повторюсь” анонсированно как детское . Принцесса , видимо , так обалдела в обьятиях фактически первого встречного, что ей уже наплевать и на отца и на страну , которой он правит ( судя по цветущему виду бюргеров , очень неплохо правит ) вообще на все кроме секса со своим новым “мужем” . Да, да – неуважение к родителям, даже наплевательство, отсутствие ощущения личной ответственности за свои поступки даже на государственном уровне – видите как кучно ложаться пули , выстреливаемые из скрытой под блестящей мишурой “обоймы” . Ну вот: мы дошли до конца первой серии . Стоит ли разбирать так подробно вторую ?
Всего несколько штрихов :
Гениальный Сыщик,профессионал, который безукоризненно по идее выполнил свою работу - подан в явно карикатурном виде . Тем не менее – ясно что он призван откуда-то из заграницы . И перед заграничными же певцами ( за которых выдают себя музыканты ) распахиваюся снова двери замка . Все хорошее – за границей , понятно , обман – лучшее средство решения любой проблемы. А местные королевские солдаты – ведут себя по прежнему как полные дебилы да и король какой-то малахольный малость . Родители – придурки , в армии – дурдом , руководство страны недостойно уважения . Все к одному . Заканчивается все повторным бегством принцессы с помощью трубадура . Видимо уже окончательно . Остается уповать , что отец догадался лишить доченьку наследства , - второе ( если не первое ) лицо в государстве(неважно в каком) с таким безбашенным характером - хуже ядерной войны может оказаться .
Ну и штрих для завершения : в исходном тексте сказки почти всего , что было описано выше – НЕТ . Там нет ни трубадура ни принцессы ни страсти ни похищений . Вся интрига сочинена современными сценаристами , но подана под раскрученным бренднеймом Братья Гримм , что заставляет воспринимать историю как произведение старых мастеров , чем укрепляет на подсознательном уровне доверие к тому что происходит на экране . Вот такие дела : конечно один единственный мультфильм не мог изменить менталитет целой страны , но то ,что творческая группа , создавшая фильм плеснула воды из своего ковшика на ту же мельницу раскручиваемого с 60х годов ”Антисоветского проекта” , которая в итоге перемолола великую державу – видно даже невооруженным глазом .