Всем добрый день, очень интересная тема. Выскажусь немного не в тренде, сори. Мой опыт: с лошадьми я 16 лет, в психологии и психотерапии 24 года, в бизнесе и менеджменте 20 лет. Занимаюсь выездкой, по уровню продвинутый любитель. Практикующий психолог, работаю в разных модальностях, квалифицирована в системной семейной терапии и юнгианском анализе, сертифицированный расстановщик. Тестировала на себе в виде небольших обучений и психотерапии в них и на клиентах 10-15 психотерапевтических модальностей, не меньше. Смотрю на иповенцию какое-то время, давно подписана на
@Prosperity в соцсетях, гуглила тему. Пробовала делать расстановки с лошадьми. Из опыта с животными еще собачник и не кошатник, хотя кошки были.
Несколько моих идей по теме сабжа:
1. Любое общение с животными без возможности насилия над ними переводит человека в особенное состояние контакта с реальным собой с большой гаммой чувств. Насилие - проявление своей воли без согласия животного, т.е схватить собачку на ручки, когда она агрессирует в сторону другой собачки - тоже насилие. Отнимите эту возможность у владельца шпица или невоспитанного йорка, этот опыт будет особенным совершенно для него.
2. В момент незащищенного взаимодействия с животными мы вынуждены включаться в свое тело заметно больше, чем привыкли в нашей интеллектуализированой жизни, именно это и дает особенные ощущения, особенное восприятие себя + дает возвращение к травматическим переживаниям (Ван дер Колк Бессел. "Тело помнит все.").
3. Лошадь принципиально отличается от других животных для нас тем, что она большая и не хищник = условно безопасна, при этом мы связаны с ней телесно, исторически или на уровне коллективного бессознательного мы воспринимаем человека и лошадь как единое целое. Все это позволяет лошади вызвать в нас ощущения, которые мы испытывали в младенчестве или раннем детстве с мамой, когда еще не умели говорить и не могли самим себе что-то объяснять.
4. Будет ли все это использовано в терапевтическом (лечебном) ключе для клиента или будет эксплуатироваться для зарабатывания денег, зависит от навыков и целей терапевта и мотивов потенциального клиента. Думаю эти два фактора влияют существенно больше, чем опыт взаимодействия с лошадьми до терапии.
5. Думаю, что эффективность терапии не сильно отличается в случае терапии с лошадьми от других методов и по данным исследований, которые я знаю, больше зависит не от метода, а от личности терапевта и веры терапевта в свой метод. От себя добавлю, что дополнительными факторами, влияющими на эффективность психотерапии, являются способность терапевта отделять свои процессы от клиентских и готовности терапевта сходить туда, куда нужно клиенту.
6. Дополнительная возможность для терапии с лошадьми может быть в таком же эффекте, как в групповой терапии с людьми - возможность получения обратной связи не только от терапевта, но и от других "зеркал" - лошадей в случае иповенции или посторонних людей в группе в случае групповой терапии.
7. Большой минус иповенции, на мой взгляд, в существенной цене, которая должна включать не только работу психотерапевта, но и содержание лошади. Цена в данном случае никак не обеспечивает терапевтический эффект, который получается в итоге. Мы не можем сказать: да, это сильно дороже, но зато как работает.
Я не могу назвать сейчас другое животное, которое бы так хорошо отражало людей.
на мой взгляд, отражение животными людей зависит не от особенностей животных, а от способ6ности людей проецировать на животное свои те или иные части.
Платишь как за хорошую спортивную тренировку, чтобы потусить с лошадками.
Боюсь, что побольше платишь.
Это как прийти за психологической помощью к человеку, у которого самого всё в душе перевёрнуто.
Нормальное состояние психотерапевта - быть перевернутым. Более того, это неизбежное свойство профессии. Клиентские процессы сильно двигают личные процессы психотерапевта, психотерапевт, который замер в условном "благополучии" - не интересен клиентам, не идут к нему.
Я презентовала там американское исследование, доказавшее эффективность ипповенции при депрессии и тревожности, снижение симптомов ПТСР у женщин - жертв насилия и не только.
Тут Ван дер Колк Бессел, "Тело помнит все" - любые телесные практики, включая верховую езду, так работают - по результатам исследований.
Скажите, пожалуйста, а есть какое-то логичное объяснение, почему для ряда терапевтических задач хороши именно лошади?
написала выше свою версию.
Я уже давно стала задумывпться, отчего мерилом правильной и счастливой жизни стала жизнь без стрессов (отрицательных, хотя положительные тоже не приветствуются), без преодоления, дисциплины, испытаний?
потому что мы для себя такую жизнь считаем хорошей - младенческий экстаз после кормления и смены подгузника
Все просто: лошади должны содержаться видоспецифично с удовлетворенными базовыми потребностями
огромное количество собак, особенно мелких, тотально фрустрированны в своих базовых потребностях - никого это не беспокоит
, хотя технически обеспечить им такое содержание в сотни раз проще, чем лошадям.