Я уже упоминала несколько раз, что наша конюшня все чаще стала выезжать с показательными выступлениями на самые разные мероприятия. Назвать эту деятельность профессиональной у меня язык не поворачивается – мы в самом-самом начале пути. Много срывов, много ошибок, много критики. Но… Учимся. От выступления к выступлению стараемся хоть немного, но расти. И что самое удивительное, приглашений хватает. И что еще более удивительно – нам за это платят.
Ну а о том, как это все бывает, ниже…
КАК ДЕЛАЮТСЯ КОННЫЕ ШОУ
В Минске уже несколько лет весной и осенью проходит конная выставка. И мы в ней традиционно участвуем. И в выводке, и в шоу программе.
В том числе значится в афишах обычно такой пункт как "Шоу арабских лошадей".
Ох, сколько раз я с организаторами ругалась, убеждала, доказывала, что ШОУ (!) это что-то другое. А у нас... Ну, костюмированная езда на лошадях арабской породы, показ лошадей арабской породы, словом, что угодно, только не шоу.
Ну-ну.
Из года в год в афиши переходит именно "Шоу", и последний раз я даже ругаться на эту тему не стала -- увидела, сказала мысленно что-то нецензурное и дальше пошла.
Наше "шоу" по сути представляет собой довольно простенькую езду на двух аарабах -- Вальсе и более молодом и неопытном Надежном. Выезд на рыси, вольты, диагонали, серпантин, затем на шагу пируэты, уступка шенкелю, осаживание и галопная часть. Тоже очень простая -- вольты, диагонали, сокращенный и прибавленный аллюр. Делается синхронно, смотрится красиво.
Это в теории. Ну и на тренировках.
На практике же с первого раза все пошло не по плану.
Тренироваться мы ездили в чужой манеж и делали это без громкой музыки. На выставке громкости не пожалели. Кони, сами по себе импульсивные и активные, держались до последнего -- до галопной части. Она начинается с громкого крика "Араш!" и бодренького того ритма сразу за этим криком.
И вот едва над манежем раздалось оглушительное "Араш!", Надежный, хорошо знающий езду и готовый к галопу, присел на задние ноги, дико оглянулся по сторонам и выстрелил... Несколько секунд я ошарашено наблюдала, как Надежный со всадницей наворачивают карьером круги по манежу, входя в повороты в лучших традициях моторшоу -- под углом 45% по отношению к земле.
Публика в восторге, все улюлюкают и аплодируют, Надежный наращивает темп. Всадница действует по принципу "улыбаемся и машем". То есть улыбается и пытается справится с конем, причем так, чтобы это было не грубо и не очевидно.
Нам с Вальсом стоять-наблюдать дальше было как-то не в тему. Поэтому я к радости Вальса смягчила повод и разрешила ему присоединится.
Минут через семь кони выносились, выбесились, позволили себя спокойно вывести в центр, синхронно поклонились и покинули манеж.
Мне было просто ужасно стыдно! Вот так, перед всеми, допустить такой срыв!
Да и организаторы сразу направились к нам.
"Ругать" -- подумала я.
"Выгонят" -- подумала Таня, всадница Надежного.
Ошиблись обе.
"Это было то, что нужно! -- организаторы не скрывали восторга. -- Вот это настоящее шоу! А это не слишком опасно, так быстро ездить? В любом случае, надо обязательно вас сегодня с этим шоу выпустить еще раз. Нет, даже два -- в обед и на закрытие".
Мы с Таней переглянусь и промолчали.
В обед кони повторили трюк с "араш!". А вечером, будучи уставшими и выдохшимися, откатали езду без сучка и задоринки.
Прошло полгода. Мы не возвращались у езде ни разу. Но вот новая выставка, и опять в афише "Арабское шоу".
Кстати, о том что оно будет я и узнала именно из афиши. Поставить нас в известность организаторы не посчитали нужным. Видимо, решили, что это само собой разумеется.
Ну, надо так надо (особенно если учесть, что в финансовом плане к организаторам вопросов не было никогда).
Седлаем арабов и начинаем вспоминать езду. Особо подчеркну -- с последнего раза прошло полгода. Тренировка без музыки.
Угу.
Ровно в том месте, где заканчивается шаг и начинается галоп, кони, не дожидаясь команды, радостно срываются в карьер. Контролируемый, но оочень веселый.
Останавливаем, успокаиваем, пробуем еще раз.
С тем же результатом.
После двенадцатого раза добиваемся ровного сокращенного галопа и именно так и репетируем. И в эти дни, и в последующие.
И вот наконец день Х. Выставка.
Мы в праздничных костюмах, кони в парадных попонах. Таня волнуется, я спокойнее -- Вальс все же лошадь бывалая и выезжен прекрасно. "Без фанатизма, -- говорю я Тане. -- Едем спокойно, вместо галопа сделаем круг рыси и на поклон. Если что, я выеду в центр и сделаю несколько свечек, а ты успокаиваешь Надежного и выезжаешь ко мне на поклон. Поняла?".
Таня то поняла.
А вот Вальс, похоже, все прослушал и о наших благих намерениях не догадывался.
Он предвкушал. Это я поняла с первой минуты выхода на манеж. Не конь -- натянутая струна. И не страшно ему ничуть, и знает он все, но веселье, искрометное желание пошалить вижу в каждом движении и взгляде...
Импровизировать Вальс начал уже в первой половине езды. И Тане пришлось подстраиваться и делать вид, что так и было задумано. А Вальс под бурные аплодисменты продемонстрировал что-то по мотивам родео. И очень обиделся, когда я это дело прекратила и крикнула пролетающей мимо Тани -- "давай сразу шаговую часть".
Таня согласилась. Вальс - нет.
В том месте, где ему синхронно с Надежным следовало сделать осаживание, Вальс скосил на меня глазом, ухмыльнулся и ... лег. Вот так вот, вместе со мной, самым бесстыжим образом.
Лежит, смотрит, и всем видом намекает, что я могу вставать и куда-нибудь идти.
На такую интерпретацию езды, которая давно перестала напоминать выездковые упражнения, я не согласилась, и заставила Вальса встать. Примерно так спятого пинка.
Заканчиваем шаговую часть, шепчу Тане -- без галопа, потихонечку на середину и на поклон.
Ну, это мы так решили. Вальс и Надежный не согласились.
В принципе, вариант жестко осадить, подчинить, заставить -- он был. Я и, и Таня достаточно сильные всадники, чтобы справится с развеселившимися лошадьми.
Но шоу у нас или как?
Словом, по свидетельствам очевидцев, получилось красиво. Страшно немного, правда, особенно когда не рассчитав траекторию, мы едва не столкнулись на полном галопе. Ну или когда Вальс стал на вертикальную свечу, опасно накренившись назад...
Аплодировали нам долго. И потом подходили зрители, благодарили. Но на еще один выход в этот день мы с Таней не согласились.
Ну его.
Все равно именно этот номер лошади и в последующие два дня выставки превратили в разброд и шатание. Обидно, видео в интернете с этих последующих дней, а не самое первое. Ну да ладно.
Что интересно, все остальные номера (а у нас их было еще 8) проходили без сучка и задоринки. Лошади работали спокойно, сосредоточено, что-то получалось лучше, что-то хуже, но такого безобразия не было.
Наверное, выплескивали стресс, выбегивались и потом уже были готовы нормально работать.