Янов. Сборы
В Янов мы собирались заранее. С летнего отпуска. Точнее, в мое категорическое решение в него не ехать. Потому что и туда, и туда точно по финансам не получалось. Поэтому муж с сыном полетели в Болгарию, а отложила стоимость некупленной путевки в сторону и стала готовится.
Подготовка началась с покупки ... страйда.
Потому что последний год для Вальса выдался катастрофически неудачным. Полгода подряд (с перерывами в 3-7 дней) с ним что-то случалось. Преимущественно прямо в деннике. Можно не верить в сглаз... пока не займешься вплотную лошадьми.
Вот как можно ночью в деннике упасть и удариться головой так, что врач диагностирует трещину в черепе? Или заполучить укус в веко непонятного насекомого ЗИМОЙ??? Да так, что веко увеличилось в размерах раз в восемь и болело просто невыносимо. Это не считая серии наминок (по очереди на трех ногах и только у одной лошади с конюшни). Потянутого сухожилия. Потом еще раз. Непонятных загадочных хромот, по очереди греющихся суставов, которые реально нас не отпускали больше, чем полгода. Или заподпруживания, произошедшего при свободно болтающейся подпруге...
И полгода я что-то мазала, грела, охлаждала и шагала... шагала... шагала. То по мягкому грунту, то по твердому. И даже в таком простом деле, как шаговка, не обошлось без глупого травматизма. Жеребец подыграл и умудрился засунуть переднюю ногу в недоуздок (не спрашивайте как -- недоуздок размера коб, я потом пробовала представить, как это сделать специально -- специально нога у лошади так не сгибается), провалить ногу в недоуздок по пястный сустав и попытаться самоубиться. Потому что в таком положении стоять невозможно, ремень недоуздка рвет морду, душит, режет ногу, конь хрипит, бьется... Почему недоуздок не порвался -- я не знаю. Как мне удалось уговорить коня замереть и дать мне растегнуть пряжку -- тоже не знаю. Но отделались для такого ужаса легко. Порезанная морда, порезанная нога, потянутое сухожилие.
К моменту, как мы определились, что едем в Янов, Вальс уже недели две не хромал, шагал и даже понемногу рысил под седлом.
План подготовки был такой: поддержать организм витаминками, а суставы страйдом. Понемногу вводить в работу и обязательно свозить на пару-тройку турниров. Чтобы привыкал к атмосфере и вообще.
Турнир вырисовался сразу -- в Ратомке проводили серию этапов для детей и молодых лошадей и Вальс отправился туда катать детские езды.
К своим 11 годам он стал отличной детской лошадью-самовозом. Схему помнит лучше всадника, полностью сосредотачивается на езде, старается. 2й разряд привозит стабильно. Единственное, если ему на езде захочется ... как сказать покорректнее... оправиться ... тут как ребенок ножками не сучи, пока Вальс свои дела не закончит, будет в схеме непредвиденная остановка.
Вот так примерно выглядят выступления Вальса под детьми:
http://www.koni.by/media/ext/DSC_vals.avi
Сама я планировала ехать костюмированные плежера и плежер в дамском седле. Принцип и у того, и у второго одинаковый. Всадники едут все сразу, по 10-12 человек в манеже обычно. Судьи стоят в центре и командуют, что делать (шаг-рысь-галоп-прибавленная рысь-прибавленный галоп -- развернуться-остановится-сделать осаживание и под.).
Едут вдоль стенки друг за другом, но при необходимости можно опережать. Главное -- аккуратно и не мешая.
Оценивается как обычная выездка. Тоже в процентах. По тем же критериям. Разве что за костюм добавляется, но немного. Скажем так, при плохой езде не спасет даже самый лучший костюм. А вот при равных баллах за езду, предпочтение отдадут тому, у кого лучший костюм.
Езду в спортивном седле даже не тренировали. Сосредоточились на дамском.
Дело в том, что у меня опыт езды в дамском седле какой-никакой был. А у Вальса -- нет.
Для этого он слишком импульсивный и резкий, и училась я ездить на наших беларусах и башкирах.
Но охота пущи неволи. И вот на Вальса был напялен этот девайс.
На шагу вопросов не возникло. Вальс -- лошадь мудрая. И к тому, что сверху творится что-то странное, отнесся философски. Даже сделал на шагу все что просила -- плечо, принимание, осаживание, пируэты. Все это он выполняет с голоса, так что проблем не возникло.
Рысь вызвала меньше энтузиазма. Но тоже как-то поехали сразу. А вот в галоп Вальс с этой штукой отказался подниматься категорически. Свечил, пятился, строил из себя ослика, бежал размашкой, но только не галопировал.
Убедившись, что в маленькой леваде дело не идет, отправились в поле.
Ох, и страшно же мне было! На Вальсе и в обычном седле порой на просторах кататься жутковато -- он никогда не откажет себе в удовольствии подыграть и поскакать -- а уж в дамском...
Сразу было мучительно для обоих. Вальс не хотел, я настаивала. Он срывался. Я хваталась за повод. До соревнований в Янове оставалось всего две недели, а мы так и не могли поехать галопом. А потом и вовсе -- поменяли подпругу (на специально для мероприятия сшитую) и за получасовую тренировку основательно стерли нежную шкурку.
И опять -- шагом по дорожкам в руках. Рысь в леваде без седла. И колдовать, мазать, чтобы успело дожить.
На "зажитие" ушла неделя. После чего я поседлалась на неопреновую подпругу обернутую овчиной, перекрестилась и выехала в поле.
Застоявшийся за неделю жеребец решил забыть про ненависное дамское седло, и едва выйдя на траву, рванул карьером.
Ох! Как же мне хотелось жить!
На каждом козле я мысленно прикидывала, куда лучше свалиться и потом искренне удивлялась, что почему-то снова в седле. А конь бежал и бежал.
Но -- обошлось. Спустили пар, отшагались. Не с первой попытки, но поднялись в галоп. Сделали спокойный темпов кружок в одну и во вторую сторону.
На следующий день тоже галоп получился. Только вот подниматься с нужной ноги Вальс отказывался. Только контргалопом, как не закручивай во внутрь голову.
Но до отъезда оставался один день, и разбираться с ногами было уже поздно.
"На месте потренируемся, -- сказала я сама себе. -- Все равно едем заранее. И тренироваться будем не в поле с колдобинами, а на евро-грунтах. И вообще -- главное участие".
С тем и поехали.