Чем дальше в лес
......
http://www.gost.in.ua/?lang=ru&get=100&id=273
Белые кони великой Победы
(материал Типикиной Е.)
"Сталин: Не разучились еще ездить на коне?
Жуков: Нет. Не разучился.
Сталин: Вот что, принимать Парад Победы придется Вам. Командовать парадом будет Рокоссовский.
Жуков: Спасибо за такую честь, но по праву и обязанности парад следует принимать Вам. Вы - Верховный главнокомандующий!
Сталин: Я уже стар принимать парады, принимайте Вы. Вы помоложе и мой заместитель".
(Из книги В. Г. Краснова "Неизвестный Жуков. Лавры и тернии полководца. Документы. Размышления", ОЛМА-ПРЕСС, 2002 г.).
Этот разговор состоялся в Кремле, в конце мая сорок пятого года, в присутствии членов Государственного Комитета Обороны.
Приказ о Параде Победы, подписанный Сталиным, был опубликован во всех газетах Советского Союза 22 июня. Парад Победы состоялся 24 июня в точно указанное время.
Так, внешне сдержанно и лаконично, расставляются вехи истории. Так пишется ее парадный официальный портрет.
Верховный Главнокомандующий великодушно и мудро уступает великую честь принимать парад маршалам - народным героям, тем, кто помоложе. Тот, кто помоложе, учтиво старается соблюсти правила служебной субординации. Однако, и Иосиф Виссарионович Сталин, и Георгий Константинович Жуков к моменту кремлевской беседы отлично знали, что протокол парада уже написан, и, более того, расписан посекундно.
Берейторы выбирают достойных лошадей. Конюхи наводят глянец на копыта. В начале апреля Москву по ночам оглашают звуки минувшей войны - лязганье гусениц, ржание лошадей и грохот тысяч солдатских сапог. Этот шум не пугает москвичей, напротив, радостно волнует. Все в городе знают - готовится нечто грандиозное, небывалое и долгожданное. Город радостно взбудоражен, полон слухов и предвкушений.
1418 дней Великой Отечественной, страшной и победоносной войны, обязаны, должны были завершиться невиданным ранее торжеством победителей!
И двадцать семь миллионов погибших в войне сограждан благословили с небес эту счастливую и долгожданную минуту - бой кремлевских курантов ровно в 10 часов утра 24 июня 1945 года. С последним гулким ударом из ворот Спасской башни на Красную Площадь галопом выехал Жуков.
Маршал Жуков на белом коне. Сводный оркестр (1400 оркестрантов!), лишь только цокнула стальная подкова о брусчатку, грянул марш так сильно и торжественно, гул аплодисментов разлился таким раскатом, что на секунду (только на секунду) великолепная белая лошадь дрогнула и чуть "присела" на задних ногах. Всадник мгновенной полуодержкой ставит коня в повод, берет в клещи шенкелей, и конь также мгновенно подчиняется и обретает уверенность в седоке…
Вот они, вечные минуты, запечатленные сотнями фото- и кинокамер: Под воодушевляющее звучание марша М. Глинки "Славься, ты, Русь моя!", - белоснежный конь, ведомый чуткой рукой, безупречным церемониальным галопом движется по брусчатке перед парадным строем, затаившим дыхание. Моросит мелкий дождичек, по лицам людей стекают капельки влаги. Это капли дождя или слезы радости?
Кажется, что белая лошадь тоже осознает величие момента. Конь прекрасен! Уши коня насторожены, глаза полны огня и свободы, хвост "на отлете". Конь возбужден, но восхитительно точен в поставе головы, в каждом темпе галопа, в каждой остановке перед представителями всех фронтов, сражавшихся за Победу. Всадники, маршалы, глубоко и недвижимо сидят в седлах. Особая, "николаевская" посадка, особый почерк езды безмолвно свидетельствует о том, что маршалы - кадровые кавалеристы старинной выучки.
Верховный Главнокомандующий - на трибуне мавзолея. Но взгляды, восторженные взгляды, обращены не на него. Сегодня не спускает глаз со Сталина только охранный полк НКВД.
Жуков, Рокоссовский и их ординарцы исполняют верхом сложную синхронную церемонию: подъемы с места в галоп, остановки, полупируэты. Ни одного лишнего движения! Ни одного конфузного замешательства, ни одной "осечки". Никто не имеет права на ошибку. Парад Победы ничем не может быть омрачен! Парад Победы был проведен безупречно.
В год празднования шестидесятилетия Великой Победы три "почему?" взволновали меня, автора этой статьи:
- Почему Парад Победы советские маршалы принимали верхом на конях, а не в открытых лимузинах, как было в странах-союзниках?
- Почему под Жуковым и его ординарцами были белые (светло-серые) лошади, а под Рокоссовским и его свитой - караковые (т. е. почти вороной, черной масти)?
- Кто они были, кони Великой Победы? Остались ли в истории их имена? (Простите, но рука не поднимается написать "клички".)
Представляем читателям результаты наших поисков и размышлений.
Ответы на два первых вопроса имеют довольно внятную предысторию и логичное объяснение. Ответ на третий вопрос до сего времени окончательно не прозвучал. Собственно, точного ответа либо нет, либо он до поры будет сокрыт в архивах.
Так часто бывает в истории - чем больше лет отделяют нас от живого исторического персонажа, тем точнее его портрет. Легенда, передаваемая из уст в уста, угасает как эхо, а детали и буквальные факты, утратившие статус секретных, становятся достоянием последующих поколений…
Начнем по порядку.
Верховный главнокомандующий, генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин не умел ездить верхом и никогда не был кадровым военным. Он не пронес огонь революции и гражданской войны на сверкающем клинке, верхом ни на белом или на каком другом лихом коне, как хотелось бы верить многим в то время.
Товарищ Сталин умел владеть другим, не менее страшным, чем драгунская шашка, оружием - он очень тонко и остро чувствовал момент.
Еще живо было поколение, умеющее беглым взглядом оценить достоинство всадника. Еще в силах были боевые офицеры, умеющие спать в седле. И кавалерийские кони, по всем позициям уступившие механизированной технике, тем не менее, пока еще крепко ассоциировались в гражданском сознании с боевой удалью полководцев. Надо отдать должное Верховному - предложения сменить парадных коней на лимузины поступали неоднократно. Те, кто это предлагал, ссылались на опыт союзников. Может быть старались им подражать, может, видели в "механизации" парадов прогрессивное веяние цивилизации.
Но товарищ Сталин, напомним, умел очень остро чувствовать момент!
- Не будем отменять прекрасную традицию, - сказал Верховный главнокомандующий. Он отлично понимал, что боевая лошадь уже отживает свой век. В тоже время, он прекрасно знал о том, что военачальники союзников не рискнут принять Парады Победы в своих странах верхом на лошади. Черчилль, некогда отменный всадник, кадровый кавалерийский офицер, был уже очень грузен и неповоротлив.
Фронтовые знаменитые маршалы Америки не были кавалеристами в прошлом. России, Советскому Союзу, выпал счастливый случай - прогреметь на весь мир копытами белых, как прекрасное видение, лошадей.
И Жуков, и Рокоссовский начинали полководческую карьеру одинаково - рядовыми драгунских полков царской армии. Царский драгун обязан был сидеть в седле не только крепко, но и красиво. С почерком, своеобразным шиком, свидетельствующим о мастерстве и крепкой выучке.
Те, кто прошел школу у царских вахмистров в манежах, те, кто учился у учеников легендарного Филлиса, те умели держать поводья, а не держаться за них. Оба маршала-героя были отличными всадниками. Сталин это знал и понимал, как понимал и то, что под Жуковым непременно должна быть БЕЛАЯ лошадь.
Никогда прежде не вмешивающийся в дело выбора конских мастей для участников церемониальных парадов, он в этот раз особо указал на масть коня, должного пронести на спине полководца, принимающего Парад Победы.
Полководец на белом коне… У этой традиции глубочайшие исторические корни. Святым покровителем русского воинства всегда был великомученик Георгий Победоносец. На канонических иконах он изображается как юноша в богатых доспехах, верхом на БЕЛОМ коне. Потомок знатнейшего рода - святой Георгий достиг высокого положения на воинской службе при дворе римского императора Диоклетиана и по рангу был обязан владеть лошадьми белой масти (исключительно редкой в те времена, т. к. белые лошади стоили баснословных денег). Почему именно белой? Это тоже объяснимо: координировать и направлять войска в бою мог полководец, видимый отовсюду своими солдатами, легко ими отличаемый от рядовых воинов хотя бы по масти коня - ведь одежда всадников покрывалась пылью и кровью и становилась однообразно похожей. В наступившую эпоху огнестрельного оружия светло-серая масть лошадей не однажды сослужила плохую службу их всадникам - по белому коню легко целиться, стрелять издалека. Мало кто знает, что в Великую Отечественную общевойсковой устав строго предписывал ездовым серых упряжек оставаться посреди дороги во время авианалета, дабы светлые лошади не демаскировали остальных, укрывающихся где только можно.
И тем не менее белая лошадь осталась символом победы, столь сильна была историческая память о полководцах, вступающих в поверженные города на своих боевых, а значит БЕЛЫХ лошадях!
Товарищ Сталин осознавал, сколь велика ответственность, возлагаемая им на маршалов-всадников - выпавшая из рук сабля, конфузное падение, конь, оступившийся на очень твердой и скользкой брусчатке, испуг лошади, шарахнувшейся от раскатов "здравия желаю" и троекратного "Ура" - все это серьезно бы омрачило особую торжественность момента.
Сам Сталин однажды пережил такой конфуз - не удержал в руках ножны великолепного двуручного "Меча Победы в Сталинградской битве", врученного ему Черчиллем в Тегеране. Английский подарок немыслимой красоты и стоимости выскользнул из ножен и бесславно упал под ноги Верховного главнокомандующего. Но ту церемонию снимало лишь несколько "придворных" кинооператоров и конфуз замяли, подвергнув кинодокумент "обрезанию".
Но на Красной Площади несколько сотен кинооператоров из разных стран готовились возвестить всему миру о доблести Советской Армии, руководимой Верховным Главнокомандующим.
На карте стояло если не все, то очень многое. И воинская честь - в первую очередь. И как бы то ни было, я считаю поступок Генералиссимуса честным перед историей Отечества. Оставшись на трибуне мавзолея, честолюбивый Сталин наверняка томился ревностью и завистью к красавцам маршалам. Но факт остается фактом: белая лошадь - его идея.
Почему Рокоссовский командовал парадом на караковом коне? Это легко объяснимо: две одинаковые фигуры на одинаковых белых конях, в похожих мундирах, были бы плохо различимы зрителями не только на гигантском пространстве площади, но и в кинозалах, транслирующих кинозапись. В этом вопросе вовсе не следует искать исторической или политической интриги. Караковая, почти черная (вороная с бурыми подпалами) масть коня считается такой же благородной, вполне достойной седла полководца. Масть коня выбрана для удобства церемонии, для большей доступности ее понимания, и только.
Осталось ответить на последний, третий вопрос: кто были эти кони? Кто был Белым Конем Великой Победы? Собственно, ответ на этот вопрос наиболее интересен, и, прежде всего, для конников.
Итак, под маршалом Рокоссовским был крупный и нарядный караковый Полюс Ворошиловского конного завода. Высококровный конь (сын чистокровного Партфоора), рожденный в сальских степях, он был безупречно выезжен и обладал превосходными статями. Адъютант Рокоссовского, подполковник Клыков, ехал на тракененском Орленке караковой масти. Я бы просила специалистов по тракененской породе внести разъяснения, если только это возможно - был ли тракененский Орленок лошадью отечественного разведения или попал в Москву как военный трофей? Тракененская порода являлась предметом особой гордости, национальным достоянием Германии и немцы-конники очень болезненно пережили тот факт, что воспроизводящий состав Тракененского конного завода вместе с бронзовыми статуями жеребцов - основателей породы, был в результате Потсдамского соглашения передан России. Полагаю, что ответ на этот вопрос еще можно получить у специалистов-кураторов породы.
Третий конь, светло-серый, серебристый Целебес был выбран для адъютанта Жукова - генерала П. П. Зеленского. У этой лошади интересная история. Белоснежный Целебес был сыном стрелецкого Цилиндра, одного из последних представителей некогда знатной отечественной породы стрелецких лошадей.
Стрелецкая порода, неоднократно вызывавшая восхищение зрителей на международных выставках, была практически полностью утрачена в гражданскую войну. Братья по отцу, Цилиндр и Ценитель, отбитые красными у Врангеля, считались очень ценными трофеями и, к счастью, уцелели, окруженные заботой и вниманием С. М. Буденного - великого знатока лошади. По крови они прямо восходили к одному из самых красивых и знаменитых арабов своего времени - белоснежному Обейану Серебряному, получившему имя за необыкновенный серебристый отлив шерсти. Оба жеребца не только остались невредимыми в горниле гражданской войны, но и продолжили себя в потомках, став родоначальниками новой породы лошадей, созданной уже в советское время. Порода, названная Терской, пусть не очень благополучно, но существует и поныне, имея своих поклонников.
Кто же был Лошадью Победы? Кто тот белый конь, вокруг которого до сих пор не утихают споры историков? Все свидетельства очевидцев разноречивы…
Маршал Антонов, большой знаток конного дела, выбирал коня для парада со всем тщанием. Стрелецкие Целебес и Цветок были отклонены. Безупречно красивые, белоснежные, они были мелковаты для Жукова. Маршалу Жукову нужна была не только фактурная, но крупная лошадь! В кавполку НКВД на Хорошевском шоссе отыскали жеребца по кличке Кумир, которого немедля привезли в манеж Министерства Обороны. Жуков лично опробовал лошадь под верхом. То, что лошадь готовилась к параду - несомненно! И правы очевидцы, утверждающие, что именно Кумира целый месяц мыли с мылом по два раза на дню, добиваясь ослепительной, сияющей белизны.
Но ровно с этого момента в истории Белой Лошади начинается таинственная путаница...
Профессор И. Ф. Бобылев неоднократно повторял и настаивал на том, что под седлом Жукова - Кумир. Но тот же И. Ф. Бобылев утверждал в научных публикациях, что Кумир (арабо- доно-кабардинец) родился в Терском конном заводе. Но достоверно известно следующее: все лошади Терского завода таврились крупным горячим тавром на бедре - прописной буквой "Т" с волнообразной линией поверх буквы. Такое тавро на серой лошади особенно заметно, выглядит как черная печать, и скрыть такое тавро ни мелом, ни краской не представляется возможным! Заведующая отделом музея коневодства МСХА - Юлия Николаевна Кузнецова - затеяла собственное расследование. Оно основано, главным образом, на показаниях очевидцев, которых, к сожалению, уже нет в живых. На собранные ею материалы, мы и будем в основном и полагаться.
На вопросы о дальнейшей судьбе предполагаемого участника парада - Кумира, ответов нет. Следы его, что называется, потерялись в житейском море. Сегодня с трудом верится в то, что легендарная лошадь "жуковского седла" могла бесследно кануть в Лету, когда кавалерия как род войск еще не была упразднена. Перед именем Жукова трепетали по-настоящему и было бы любопытно взглянуть на смельчака, дерзнувшего самовольно отчислить коня, овеянного славой, в заштатный полк.
Другая версия нам кажется исторически более правдоподобной: известный советский конник Елизар Львович Левин до конца своей жизни, как, впрочем, и его супруга - они оба утверждали, что под седлом Жукова был ахалтекинский Араб-Казбек. Ахалтекинец серой масти, получивший кличку Араб, он был, согласно военной традиции, переименован в Казбека. Призванные в строевую службу лошади получают новую кличку, начальная буква которой означает год призыва. Итак, Казбек родился в 1930 году в Туркмении. Высокопородный текинец, он показывал феноменальные результаты во всех видах спорта, где бы его ни пробовали - от дистанционных пробегов до испытаний на мощность прыжка. Казбек был участником пробега Ашхабад - Москва. 4300 км лошади прошли за 84 дня. Абсолютно во всех войсковых соревнованиях на протяжении нескольких лет он занимал первые места. Его последний старт в соревнованиях 1947 года, включавших полевые испытания, конкур и манежную езду, окончился победой, что свидетельствует о выезжанности лошади ее тренером - Е. Левиным. В 1947 году Казбеку было 17 лет и в его экстерьере еще не было ни малейших признаков увядания.
На фотографиях 1945 года (еще один аргумент!) видно, что этот совершенно белый жеребец великолепно обмускулен, довольно крепок, достаточно крупного роста и обладает выразительным густым типом текинской лошади. По свидетельству людей, знавших Казбека, его движения были очень эластичны, нарядны и уверенны. Лошадь обладала гибкостью и была необыкновенно устойчива на всех аллюрах. Сам Буденный очень высоко ценил эту лошадь - а его авторитет знатока считался в те времена непререкаемым! То, что Казбек был самый знаменитой и титулованной белой лошадью в Манеже, несомненно - достаточно взглянуть на его послужной список в учетной карточке.
Жуков, регулярно тренировавшийся в манеже Министерства Обороны, не мог не знать Казбека!
Так что есть большая доля вероятности, что именно Казбек в 10 часов утра звенел подковами на глазах сотен тысяч восхищенных людей. Любопытно, что начкон Луговского конного завода (в котором Араб-Казбек основал целую заводскую линию) был абсолютно уверен в том, что именно этот серый жеребец был Лошадью Победы. Арабу-Казбеку в Луговском конном заводе поставлен мемориальный памятник. Сын Казбека - Абсент, стал первой советской лошадью-олимпийским чемпионом.
Под седлом Сергея Филатова Абсент в блестящем стиле выиграл Большой Приз по выездке Олимпиады 1960 года в Риме.
Какая красивая история могла сложиться, если бы все мы были абсолютно уверены в правдивости этой версии. Но, увы, существует и несколько других, не имеющих пока под собой документального подтверждения или опровержения. Так, в журнале "Огонек" (1986 г., № 28, с. 13) в статье Ю. Христинина "Конь маршала" говорится о терской лошади по кличке "Цепкий". Т. Пономарева в публикации "Арабские лошади в Ставрополье" ("Кавказская здравница", 1988 г.) пишет: "Эталоном терской породы можно назвать белоснежного жеребца "Символа", на котором маршал Жуков принимал на Красной площади исторический парад Победы", а в газете "Сельская жизнь" за 1988 г. лошадью маршала назван некий Салют.
Почему официальные историки не придали значения личности белого коня? У нас нет ответа на этот вопрос. Хотя, можно предположить, что в государстве, округлившем в своей истории число погибших и замученных сограждан до десятков миллионов, вполне могло и не найтись лишней маленькой строчки для имени лошади. Прекрасного, незабвенного, легендарного и безымянного коня.
Коня Великой Победы.
P. S. Мы будем благодарны историкам, специалистам по архивному поиску, очевидцам за любую достоверную информацию о лошади Великой Победы.
Благодарю за неоценимую помощь в поиске архивных материалов И. Суходольскую и Ю. Кузнецову.