Закончилась первая часть весеннего интенсива с Родриго. Сказать честно, несмотря на то, что Родриго приезжает к нам уже 6й или 7й раз, я всё время относилась к нему несколько настороженно. Всё-таки иная работа, нежели та, к которой мы привыкли. Я всё боялась, что он причинит дискомфорт моим лошадям, что лошади будут страдать и т.д. Но чем дальше, тем больше я ему доверяю, чем дальше, тем интересней и продуктивней работа. Родриго разговаривает, не переставая. Он не закрывает рот во время тренировки всадника, он объясняет каждое своё действие, когда он верхом. В этот раз в конце первой недели он стал нам всем устраивать небольшие тесты-проверки: даёт связки, ждёт, пока всадник сделает, потом останавливает и спрашивает, для чего он давал именно такую связку, с какой проблемой лошади работали в тот момент, и что именно связка помогла улучшить. «Я хочу, чтобы вы сами думали и учились чувствовать лошадь, а не просто следовали моим инструкциям!» Всадники заикались, обалдевали, но начинали действительно думать и анализировать. Ещё иногда Родриго просит всадника самому предложить решение той или иной проблемы, внимательно выслушивает, предлагает попробовать так. Смотрит, что получилось, спрашивает всадника, как ему результат. Затем корректирует или предлагает своё решение сиюминутной проблемы. Это всё ну просто очень полезно и здорово!
Приведу маленький пример, чтобы, может, было наглядно.
Вчерашняя финальная тренировка Богемы. Кобыла продвинута по элементам, но недостаточно обмускулена и сильна. Правая сторона намного слабее левой. Гораздо хуже реагирует на правый шенкель. Не доставляет правую заднюю на остановках, валится на принимании налево, не работает задом на пассаже, проблема с серийными менками в темп.
Основная ошибка всадника – пересгибание лошади на всех боковых.
Маленький кусочек тренировки:
Р. - Ездой направо по стене плечо внутрь на рыси. Проходим так угол. Центральная линия. Принимание направо. Коснулись стены – ранверс. Переход в пассаж…Шагом! Отдайте повод…Как Вы думаете, для чего мы сделали эту связку?
О. – Не знаю.
Р. – Подумайте.
О. – Может, над гибкостью?
Р. – Хорошо. А ещё?
О. – Не знаю.
Р. – Мы старались, чтобы помимо гибкости лошадь начала прислушиваться к Вашей правой ноге. Ездой направо плечо по короткой стене. Центральная линия принимание налево. Коснувшись стены, выпрямляйте и пассаж… Шагом. Отдайте повод. Сейчас было почти идентичное упражнение, но оно было для другой цели. Как Вы думаете, для какой?
О. – Так…На принимании мы заставили её работать правой задней ногой, она была толчковой, затем сразу же двинули в пассаж, то есть задняя правая сперва перекрещивалась, затем сразу поднималась вверх…Мы работали над её правым задом и вообще над подведением зада и над включением спины!
Р. – Точно. (улыбается)
Такие вроде как нехитрые штуки. И вроде как всё понятно. И, наверное, конечно, именно так работают все спортсмены. Но я с такой работой не встречалась. Особенно с тем, чтобы детально всё разжёвывали каждый реприз.
К вопросу о репризах, мне очень нравится его работа короткими интенсивными репризами. На немногочисленных выкладываемых видео я вот те самые репризы и снимаю, между ними – шаг на длинном поводу и анализ проделанной работы.
Сегодняшний урок с Косей:
Р. – Поднимаем в рысь по маленькому вольту мягко внешним шенкелем. Почему внешним?
Я. – Вот только хотела спросить. Ведь импульс мы придаём внутренним обычно.
Р. – Обычно да, но в его конкретном случае – внешним, потому что он постоянно пытается свалиться на стену…
Лошади меняются на глазах. С учётом того, что мы тренируемся всего НЕДЕЛЮ, в это сложно поверить. Но теперь я знаю, что никакого меджика в этом нет. Это гигантский опыт, это ежедневная пахота и тяжкий труд.
С тренировок лошади уходят абсолютно сухими. Независимо от проведённого на манеже времени. К слову о времени тренировок – два дня назад уроки длились не менее 45 минут, а сегодня урок с Виктором занял 25 минут, я засекала. С Косей мы были на уроке минут 20. Лошади шикарно сделали всё, что от них просили. «Не надо пережимать.» - сказал Родриго. «Когда лошадь мягкая и расслабленная, мы можем попросить чуть больше, но ни в коем случае нельзя пережимать».
Вот в этом и есть его чуткость и профессионализм.
«У меня точно также, как у вас иногда что-то не получается. Самое главное – во время корректировать, во время среагировать, чтобы не привить лошади и дурную привычку, и возможность усугубить свои физические проблемы»
Ещё в этот приезд Родриго я пополнила свой конный словарь термином «clear pressure”. Чёткое, понятное давление. Это ещё одна сторона профессионализма, вот это самое пресловутое давление, оказанное во время, и которое снимается мгновенно за пол миллиметра уступки от лошади…
Чёткость и понятность команд, последовательность, неимоверное спокойствие, пунктуальность, чуткость и большой профессионализм – вот такой он, этот Родриго...
Я опять написала далеко не всё, что собиралась...
У нас была чудесная группа, мы все приятно устали за время уроков. Я от всей души благодарю участников и гостей нашей первой части интенсива:
Ольгу и красавицу соловую Богему, УВП, 12 лет. Город Хмельницкий, КСК «Тамерлан»
Ольгу Рудакову и чудесную Бугатти, УВП, 6 лет. Город Николаев.
Алёну и Валерия Кригер и их великолепного тракена Алефа, 6 лет. Город Киев
Анну Вольскую и Прометея. Город Одесса, «КД Конго»
Анну Гороховскую и Миледи. Город Одесса, «КД Конго»
Ольгу Кутузову. Город Киев
Анастасию Шабанину. Город Киев.
А также моих самых лучших лошадей в мире: Виктора, Конго, Каракорума, Миледи, Прометея и Данубио.
Отдельную благодарность хочу выразить Елене Чикарюк, за чудесный фото и видео репортаж. А также просто за то, что она есть