Re: Прогулка в прошлое: история г. Сим в фотографиях и рассказах
Продолжение...
Выдающиеся ученые в Симе.
Царское правительство, обеспокоенное застойным положением металлургического производства на Урале, в 1899 г. направило экспедицию для обследования уральских заводов во главе с Д. И. Менделеевым. В нее вошли профессор П. А. Земятченский, технолог при Главной палате мер и весов К. Н. Егоров и химик С. П. Вуколов.
Симский завод было поручено обследовать П. А. Земятченскому и К. Н. Егорову. Д. И. Менделеев пришел к выводу, что застой в промышленности Урала вызван не истощением его природных богатств, а тем, что "…Дела на Урале ведутся старыми методами".
Симский завод расположен в верстах 8 от станции Симская железной дороги. Пришлось взять земских лошадей. Тут сразу дала себя почувствовать бедная, чумазая, земледельческая Расея. Жалкая повозка, еще более заморенные, жалкие лошади, запряженные в мочальную и веревочную сбрую…
От ст. Симской до завода проведена конно-железная дорога, составляющая предмет особой ненависти местного населения: ведь она в значительной степени лишала их заработка. Для завода, конечно, она имела несомненную выгоду.
О том времени в Симе есть книга Ивана Мызгина – Ни Бог, ни Царь и ни герой. В книге рассказывается о тогдашнем поселке, о тяжелой жизни крестьян, о жестоких восстаниях угнетенного народа, о пришествии на Урал Советской власти. Книга хранится у нас в архиве, очень старая, невероятно интересная. Перевести бы её в электронный вариант…
А об этом человеке отдельно. Ведь благодаря ему, я имею возможность показать вам интересные фотографии возраст которых равен почти 100 лет!
Сергей Михайлович Прокудин-Горский, известный русский фотограф, химик, изобретатель, автор первого отечественного пособия по цветной фотографии, в 1909-1911 гг. предпринял большую экспедицию для съемки достопримечательных мест России в "натуральных цветах". В ходе этой экспедиции посетил Урал, и, в частности, в 1910 г. Симский завод. В 1908 г. Прокудин-Горский прочел в Санкт-Петербурге, в Технологическом институте, где учился и посещал лекции Менделеева, несколько лекций с использованием проекций цветных диапозитивов, был замечен Великим Князем Михаилом Александровичем, который способствовал представлению его царю Николаю II. В 1909 г. Сергей Михайлович получил аудиенцию у царя, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составляющих тогда Российскую империю. Для него был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Чиновникам предписали не препятствовать даже фотографированию стратегических объектов: мостов, заводов. Для съемок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль Форда пригодный для трудных дорог. Сергей Михайлович отснял не менее 3500 тройных негативов, используя фотокамеру, фиксировавшую на одной стеклянной пластине три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный светофильтры. Сохранились снимки Симского завода, сделанные С. М. Прокудиным-Горским.
Собственно, после истории этого человека я и хочу выложить его фотографии. Но, перед этим, еще пара строк о моем родном городе.
До Великой Отечественной, Симский завод занимался обработкой металла, литьем чугуна, и прочими металлическими делами. Самая его интересная функция – выпуск конных телег! Ну не прекрасно ли?:mrgreen:
Но, в 1941, когда немецкие войска стали продвигаться к столице, было решено эвакуировать один из центральных авиационных заводов в глубь страны, куда не то, что немецкие танки, сами русские предпочитали не соваться. И вот, авиа завод вместе с его сотрудниками был перевезен в Сим, дав поселку статус города. После войны, завод было решено оставить в Симе, а город развить. Также этому способствовал Великий Симский пожар, выжегший все дома в городе. В то время все жили в деревянных домах. И пожар унес все постройки, оставив народ «на поляне»… К слову, дом моего дедушки был единственный уцелевший в том пожаре. Короче, в Симе началось масштабное строительство, привлекшее в город множество народу с близлежащих деревень. Все находили в городе жилье, а в заводе работу. Завод процветал, город вместе с ним. Но, с распадом советской власти, все кончилось. Продукция завода перестала быть востребованной, ибо в стране было не до самолетов. Потом, когда все немного устаканилось, авиа продукция стала нужна, но уже не в том количестве, каком она была нужна ранее. И тогда, завод, помимо выпуска деталей для Сушек, и МИГов, стал заниматься выпуском продукции для МЧСников… Правда с усовершенствованием производства, труд людей перестал быть востребован. На замену людям пришли японские станки и компьютеры. Поэтому, город начал мельчать. Многие уехали в райцентр, кто-то вообще далеко далеко. Но, кто-то все-таки остался и по-прежнему работает и живет в этом старинном местечке, имеющим такое «боевое» прошлое.
Эх, не могу удержаться, чтобы не рассказать еще кое о чем. Уж не обессудьте, но, об этих людях я не могу умолчать….
Жители Сима гордятся своим земляком И. В. Курчатовым, физиком-ядерщиком. Дед Игоря Васильевича, Алексей Константинович, отличался огромной волей и трудоспособностью. Его ум, деловитость и грамотность (а грамотных на заводе было очень мало) заметила заводская администрация и назначила казначеем. Несмотря на трудности, Алексей Константинович всем десятерым детям дал образование.
Отец Игоря Васильевича, Василий Алексеевич, окончил Благовещенское двухклассное, затем Уфимское землемерное училища и работал в Симе лесничим. Чтобы дать образование детям, семья в 1909 г. переехала в Симбирск.
Жизненный путь И. В. Курчатова насыщен большими событиями, он добился всего благодаря таланту и необыкновенному трудолюбию. Трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий, кавалер пяти орденов В. И. Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени. Его вклад в науку имеет огромное значение не только для России, но и для всего мира. Его именем названа одна из школ г. Сима, где мне "посчастливилось" учиться...
Соколов Александр Васильевич (1922-1999), Герой Социалистического Труда, делегат XXIII съезда КПСС. Уроженец Сима. В 1940 г., окончив среднюю школу, поехал во Владивосток поступать в Тихоокеанское высшее мореходное училище, но мандатная комиссия его не пропустила из-за того, что отец был репрессирован. Вернулся домой, работал на заводе в цехе № 50 токарем-автоматчиком, затем наладчиком автоматов, заместителем начальника цеха.
В 1950 г. окончил с отличием Московский зоотехнический институт коневодства и по распределению был направлен на 9-й Пермский конезавод главным зоотехником. За короткий промежуток времени Соколов зарекомендовал себя одним из лучших грамотных специалистов. В 1958 г. назначен директором завода и работал на этом посту 26 лет. В 1965 г. ему присвоено звание заслуженного зоотехника РСФСР. А. В. Соколов избирался депутатом райсовета, облсовета, членом бюро горкома и обкома партии.
Соколов Александр Васильевич, неоднократно бывавший в Симе, был одним из лучших друзей моего дедушки. Они много раз, в его приезды, бывали на охоте, рыбалке. В один из дней рождений моего дедушки, Соколов был у него в гостях. Пришедшие его поздравить я, моя мама и папа, застали друзей за столом. Пока взрослые беседовали, я узрила пиджак Героя с медалью непонятного для меня тогда значения. Поколупав звездочку, я спросила у мамы – настоящая мол? Настоящая, подтвердила мама…
Того момента я уже не помню, но слушая рассказы мамы об этом, в душе невольно вспыхивает гордость. Гордость за то, что это было со мной, за то, что я родилась и живу именно здесь, в Симе. А еще за то, что именно из Сима есть люди, чей вклад в историю значителен и значим.