Козьи морды. Широка страна моя родная!


Н.Е. Сверчков. Кабардинский мерин под седлом. 1856. Холст, масло. 72 х 89 см. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1997. – № 5. – 4 стр. обложки.

"Перед нами сценка кавказской жизни середины прошлого века. Караульная будка у ворот, за которыми видно длинное одноэтажное здание с традиционно белыми стенами, свидетельствует, что здесь расположилось казённое учреждение. У забора подросток-кавказец держит в поводу мерина под богато украшенным седлом. Конь хорош собою. Слегка горбоносая голова, прямая средней длины шея, прочная прямая спина, глубокая грудь, закруглённый круп, крепкие сухие ноги с заметной саблистостью задних ног, наконец, красивая вороная масть выдают её принадлежность к лучшей части горских лошадей Кавказа – кабардинской породе. Такой конь не мог принадлежать простому джигиту. Его хозяин, наверняка богатый и уважаемый горец, недаром у него есть дело к русскому начальнику. Разговор их, как видно, затянулся. Парню надоело ждать, и он развлекается играми с оказавшимся тут же козлом.

Портрет лошади написан исключительно реалистически, с большим знанием особенности кабардинской породы лошадей, которые в прошлом веке пользовались большой популярностью у русских коневодов и особенно у охотников.
Основатель Музея коневодства Я.И. Бутович купил картину в 1919 году у бывшего тульского помещика, большого любителя псовой охоты С.Н. Гаярина.

В своей рукописи “Коннозаводские портреты Н.Е. Сверчкова”, Бутович обращает особое внимание на стабильность кабардинской породы лошадей, представители которой мало изменились за 70 лет – середины XIX – начала XX века."

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1997. – № 5. – 4 стр. обложки.


Н.Е. Сверчков. Портрет Шамиля. Холст, масло. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12118
 
Решила поместить в один пост портреты царственных особ кисти Н.Е. Сверчкова. Ох уж эта моя страсть к систематизации... Люблю сортировать информацию по папочкам. )))


Н.Е. Сверчков. Николай I в санях. 1895. Холст, масло. Дальневосточный художественный музей.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12171


Н.Е. Сверчков. Портрет импертора Александра II. Холст, масло. 213 x 140 см. Музей-усадьба "Останкино".

Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File: ... ra2OST.jpg


Н.Е. Сверчков. Портрет Александра II. Холст, масло. Нижегородский художественный музей.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12122


Н.Е. Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми). Холст, масло. Ярославский художественный музей.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12135


Н. Е. Сверчков. Александр III. 1881. Холст, масло. Государственный русский музей.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14107


Н. Е. Сверчков. Царь Александр III в открытом ландо. 1888.

Источник: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/anim ... ov_42.html


Н.Е. Сверчков. Императрица Мария Фёдоровна на санках, запряжённых парой.

Источник: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/anim ... kov_3.html
 

Н.Е. Сверчков. Встреча с кавалькадой. 1856.

Источник: http://www.artsait.ru/art/s/sverchkov/art1.php

Эта картина мне понравилась своим юмором. Вы посмотрите на ро... простите, лица этих мужчин! Ну просто обезьяны какие-то. :) А тип на светло-серой лошади, похоже, давно тяготится верховой прогулкой. Видимо, хорошо ему лошадка руки вытянула... А для деревенской бабы - увлекательное зрелище: господа на породистых лошадях прогуливаются!

Если есть у кого-нибудь информация по этой картине, жду с комментариями! :)

И напоследок интересная фотография. И так бывает!


Louis Sheridan on Shar Pasha - Ready for the Rococo Memorial Pas Seul Junior Class Prove that boys can do it just as well.

Источник: http://www.crazylady.ru/forum/viewtopic.php?f=18&t=226
 
Nudnaya+Zabava написал(а):
Николай I в санях.
Ох, какой рысак у Николая!
Картина с кабардинцем из предыдущего поста тоже очень понравилась.
Nudnaya+Zabava написал(а):
Встреча с кавалькадой.
Вот это просто прелесть! :)
Господа - прям красавцы, слов нет. И оба знатные ездуны, похоже. :D Сдается мне, что и кобыла у бабы получше их лошадей будет. Эти, хоть и красивые, но колченогие, особенно серый.
Nudnaya+Zabava написал(а):
И напоследок интересная фотография. И так бывает!
Отличное фото.
 
Есть дополнения по Лебедю 4-му (Добрыня 1-й - Ехида) и его потомкам.

Теперь буду перемежать репродукции Сверчкова и старинных орловцев репродукциями картин с амазонками. :) Как говорил учёный (но не помню, кто именно, вроде, какой-то физиолог... Павлов?... :) ) - Лучший отдых - это смена деятельности.

Если бы не моя переменчивость в увлечениях, давно бы скисла тема и про Сверчкова, и про орловцев. )))


К.П. Брюллов. Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849. Картон, акварель, итальянский карандаш, лак. 69 х 50,9 см. Государственная Третьяковская галерея.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=3708


К.П. Брюллов. Портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных. 1827.

Источник: http://www.artsait.ru/art/b/brulovK/art3.php
 
Если читателям не надоело, то вот...


Императрица Елизавета Австрийская.

Источник: http://forum.vgd.ru/153/sissi/all.htm?I ... qslvq02pr4


Императрица Елизавета Австрийская.

Источник: http://forum.vgd.ru/153/sissi/all.htm?I ... qslvq02pr4

Как известно, Елизавета Австрийская была замечательной всадницей, проводившей в седле часы ежедневно. Картин и фотографий с Сисси много. Только вот как объять необъятное? (чешет репу)
 
Картины красивые! Но вот интересно, как это лошадь не перекашивает от неравномерного распределения веса?
 
Я, конечно, не специалист по дамской езде, но поразмышляю логически.

Во-первых, шорники за многие десятилетия выработали наиболее оптимальные модели дамских сёдел, которые удобны не только для дамы, но и для лошади. Иначе лошадь будет себя плохо чувствовать, будет вести себя под седлом ненадлежащим образом, что даме совершенно ни к чему, ведь недовольная лошадь может скинуть свою всадницу.

Во-вторых, не думаю, что основная масса женщин, ездивших и ездящих в настоящее время, весит настолько много, чтобы лошадь перекосилась. :) В обычном-то седле с избыточным весом ездить затруднительно, а уж в дамском, сидя ноги набок, уж подавно. Обратите внимание, на многих картинах у дам прекрасные фигуры! Не забывайте про эпоху корсета! Тогда у благородных дам были фигуры с осиной талией, которой восхищаются многие мужчины. :)

В-третьих, подбирали добронравных лошадей и заезжали их мужчины специально под дамское седло. Так что лошади просто были привыкшие ходить под дамским седлом, как сейчас современные лошади привыкают ходить под спортивным седлом. Тем более, если у лошади была постояная всадница, они также привыкали друг к другу.

В-четвёртых, чтобы сбалансировать неравномерное распределение веса в седле, лошадей приучали галопировать преимущественно с правой ноги. Если же седло было правостороннее, что тоже имело место, то лошадь приучали к галопу с левой ноги.

И много других объяснений можно дать.

Ну как, такие аргументы убедительны? Это я ещё в инете не лазила, не вдавалась во все тонкости дамской езды. Но надо. Знания тянутся друг за другом как нанизанные бусинки на ниточке. :)

А это та же Сисси. Волосы у неё были необыкновенные!


Franz Xaver Winterhalter. Императрица Елизавета Австрийская.

Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File: ... ustria.jpg
 
Это было лет 20 назад. Подробности, к сожалению, не помню, расскажу в целом. :)

Собрались мы, дети, и наш папа, а также мои двоюродные братья и сестра за грибами. Вышли, конечно, рано утром. Было ещё прохладно, уже август стоял. Стояла естественная тишина, не нарушаемая шумом машин. До леса было недалеко, шли по трассе, спускаясь к мосту через речку Утяк.

А после моста с обеих сторон начинается лес. Но чтобы в него попасть, надо подняться по довольно крутой тропинке. И вдруг, по этой тропинке сбегают несколько лошадей! Кажется, 3 или 4. Рыжей, может, гнедой масти. Точно помню, что не тёмные. Это было как в сказке. Они спустились на дорогу (машин ещё не было), остановились. Я протянула руку. Одна лошадка тоже потянулась ко мне, но руки не коснулась. Восходящее солнце играло в блестящих глазах, золотило шерсть. Мне так хотелось поймать этих лошадок... Но это было, конечно, невозможно. Встреча продлилась не больше минуты, лошади развернулись и побежали вверх по дороге.

Это воспоминание из разряда тех, что долго помнятся и поддерживают на протяжении многих лет...

Фотография в тему.


Источник: http://www.equestrian.ru/my/21988/favorites/128606
 

Н.Е. Сверчков. Отдых в поле. Холст, масло. 30 х 35,5 см. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: http://raiter.flyboard.ru/topic448-15.html

"От этой небольшой картины веет умиротворяющим покоем. Летний вечер, догорает заря. У дороги расположился на отдых охотник в традиционном костюме: на нём круглый черный картуз, красный редингот поверх белой рубашки с пышным бантом на шее, белые рейтузы и сапоги с высокими твёрдыми голенищами.

Он привольно прилёг на траву, опершись на локоть, но не выпуская из рук длинный арапник. Рядом сидит, умиленно заглядывая в лицо хозяину белая короткошерстная борзая собака. Охотник держит за трензельный повод спокойно стоящую светло-серую лошадь под лёгким седлом. Это дорогая высококровная, а может быть и чистокровная верховая кобыла. О её благородном происхождении свидетельствуют присущие английским скакунам длинные линии.

У лошади сравнительно крупная, но сухая голова с выразительными глазами, тонкая длинная шея, переходящая в высокую холку, широкая и глубокая грудь, прекрасно развитая мускулатура у лопатки, плеча и бедра, удлинённый круп и очень сухие правильно поставленные ноги с небольшими аккуратными копытами. Лоснится вычищенная короткая шелковистая шерсть, пышный хвост красиво подщипан и тщательно расчёсан. На заднем плане виднеется извилистый ручей, темнеет опушка леса. Картина не датирована и не подписана, но сюжет и манера исполнения выдают кисть Сверчкова в его зрелые годы. Именно, как произведение своего любимого живописца, купил эту картину Я.И. Бутович у Петербургского антиквара Смирнова в 1912 году, заплатив за неё немалую по тем временам цену – 100 рублей.

В описании коллекции Прилепской галереи, составленном Бутовичем в начале 1920 годов, также, как и в описи Государственного музея коневодства, над которой он работал десятью годами позднее, картина “Отдых в поле” отнесена к числу несомненных произведений Н.Г.Сверчкова.

Ныне она входит в экспозицию музея."

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1995. – № 3. – 4 стр. обложки.

Вообще, у Сверчкова очень много картин на тему охоты.


Н.Е. Сверчков. Охотник. Холст, масло. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12112


Император Австро-Венгрии Франц Иосиф I Габсбург и императрица Елизавета.

Источник: http://forum.vgd.ru/153/sissi/all.htm?I ... qslvq02pr4
 

Н.Е. Сверчков. Катание детей. Холст, масло. 74 х 105 см. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1997. – № 4. – 4 стр. обложки.


Н.Е. Сверчков. С обеда на покос. Холст, масло. Тюменский музей изобразительных искусств.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=9712

"Жаркий летний день. По пыльной дороге вдоль поля катят на застеленной телеге семеро детей. Пока взрослые заняты работой, они, как видно, решили поразвлечься. Светловолосая девочка в синем сарафане азартно нахлёстывает лошадь. Мальчик постарше привстал, словно хочет урезонить баловницу и забрать у неё вожжи. На лицах детей удовольствие, даже малыш, которого посадили на самую середину телеги, нисколько не испуган быстрой ездой. Невольно вспоминаются строки из некрасовских “Крестьянских детей”

Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рождённой
И в фартуке с поля домой принесённой,
Бояться смиренной лошадки своей.

Лошадка и правда не страшная, хоть и закладывает уши она сердито назад и косится на погоняющую её девочку. Низкорослая, с большой грубой головой, отвисающей нижней губой и некрасивой белой отметиной на морде. Она истомлена работой, исхудала от кормления жеребёнка, который весело бежит рядом с ней. Матери же бежать не хочется, ей бы отдохнуть, пока хозяин не нагрузил телегу.

Н.Е. Сверчков любил изображать не только породистых рысаков и скакунов, но и простых крестьянских лошадей во всей их неказистости. Вот и эта картина нисколько не приукрашена, но зритель безошибочно угадывает в ней искреннюю любовь художника к неброской русской природе, к крестьянским ребятишкам и к труженице лошадке, невольно разделяющей их забаву.

Некогда картина “Катание детей” принадлежала знаменитому русскому учёному и путешественнику П.П. Семёнову-Тян-Шанскому. В 1917 г. картина попала к антиквару и была куплена основателем Музея коневодства Я.И. Бутовичем."

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1997. – № 4. – 4 стр. обложки.
 
Смотрю на картину, где девушка прыгает в дамском седле, и думаю, что эти дамы были очень смелые. Я в обычном седле прыгать не умею, а о таком даже думать боюсь. :)
Есть у меня несколько портретов рысаков к статье про Лебедя 4, но никак не успеваю отсканировать. :(
 
Оля, конечно, дамы, прыгающие в дамском седле, были смелыми! А девушка с картины - императрица Елизавета Австийская, которая и ввела моду активной дамской езды - не только проводить мужчин до места охоты, но и наравне с ними преследовать добычу. Уррряяя феминизму! :) Но не обходилось, к сожалению, и без несчастных случаев. Хотя и в обычном седле немало людей разбиваются... Я и сама прыгаю не супер, хотя на третий разряд сдала. :) А после стольких лет не в седле, уж и сомневаюсь, не забыла ли, как это делается? (чешет репу)

А про портреты к статье про Лебедя 4-го - это не к спеху, отсканируешь, когда сможешь. Если возможно, то скинь мне эти портреты в личку, чтобы не было дублей в дневнике. А я всё потом опять в одну кучку сведу.

Я сейчас в растерянности - эти полсотни журналов "Коневодство и конный спорт", лежащие толстой пачкой на рабочем столе, манят писать СРАЗУ ПРО ВСЕХ, но вот физически никак не могу поспеть за своими желаниями.

По логике, раз уж дала информацию о Лебедях, непременно теперь надо и про Полканов рассказать. Так я теперь рыскаю по журналам, ищу про Полкана 3-го, да найти не могу, хотя тот кусочек уже сто раз на глаза попадался. Глаз замылился уже! :) Поэтому и развожу в дневнике орловцев Сверчковым и дамской ездой. Иначе просто морально устаю, и не нахожу сил добросовестно работать. У Бутовича прекрасно про Полканов написано, он ведь замечательным генеалогом орловской породы был!


Макс Слефогт. 1910. Дама в белой амазонке верхом на лошади.

Источник: http://horsesclub.ucoz.ru/forum/37-177-1

Да, вот так... Встречаются не только милые барышни, но и вот такие высокомерные тётки! )))))
 
Вот с кого надо брать пример!


Королева Елизавета II катается верхом на лошади в Виндзоре, графство Беркшир, Великобритания, 16 февраля 2008 года.

Источник: http://www.kleo.ru/items/planetarium/el ... chaj.shtml

То есть, тут почтенной всаднице 82 ГОДА!!!
 
Люди! Человеки! Любители лошади в живописи!

Все сюда!!!

Уф! Теперь могу свободно вздохнуть... Не могу не поделиться!
 
Красоту какую повесили. Вроде все картины старые. Но так приятно "пройтись" и посмотреть снова. Спасибо.
 
Лексик, мне тоже очень нравятся все эти картины, и именно потому, что они старые. Не знаю почему, но старина нравится больше, чем современное искусство, хотя и сейчас полно талантов. :) Но именно старые мастера смогли отразить ту эпоху и орловского рысака, и дамской езды, поскольку для них это было естественное и широкораспространённое явление. Сверчков вообще отдельная песня - мания моя! )))


Шарль Эмиль Каролю-Дюран. Верхом на лошади: мадемуазель Круазетт в костюме для верховой езды.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/puchko ... 109443694/
 

Группа маток Я.И. Бутовича, золотая медаль.

Источник: Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство “Тридцать три”, 2003. - С. 276.

"С начала 1910 года я стал готовиться к выставке. Для меня, ещё молодого коннозаводчика, она имела чрезвычайное значение, ибо мои лошади впервые должны были выступить перед публикой и затем получить оценку во всероссийском масштабе.
Я решил поступиться самолюбием, не выставлять лошадей своего завода, а показать коннозаводским кругам России и широкой публике тот материал, который я собрал и с которым предполагал вести работу. Я, конечно, предвидел, что мои враги и конкуренты будут всячески по этому поводу интриговать, заявляя, что мол, какая же это заслуга, что Бутович выставил замечательных кобыл, ведь все эти кобылы не его завода; мол, дайте нам денег – и мы купим и выставим ещё лучших. Как я пи предполагал, таких разговоров было сколько угодно. Тем не менее, я унёс с выставки большой и шумный успех, всё правильно рассчитав и верно сделав ставку на психологию масс и настоящих охотников. Выставляя даже не группу, а целое гнездо орловских маток одной масти, однотипных, породных и превосходных по себе, я производил большое впечатление и мог рассчитывать, что об этом станут много говорить, волноваться, спорить и что до некоторой степени это гнездо явится центром общего внимания. Вокруг гнезда действительно завязалась горячая борьба страстей, и все мои даже смелые предположения оправдались.

Итак, решив показать на выставке тот материал, с которым я вёл заводскую работу, я остановился на одиннадцати кобылах: Аталанте, Ветрогонке, Грамоте, Греми, Летунье, Комете, Скале, Пиле, Офелии, Угрозе и Ундине. Все они были белые, а я всегда любил белых и серых лошадей и убеждён, что это коренная масть орловского рысака призового направления. Нечего и говорить, что, кроме того, все эти кобылы были превосходного экстерьера, крайне породны и кровны. Некоторые из них, например Ветрогонка и Аталанта, были близки к совершенству в смысле породности и ясно выраженного восточного типа, а Летунья являлась, несомненно, одной из лучших кобыл рысистого коннозаводства страны. Мало того, некоторые лошади по резвости и происхождению выделялись из общего уровня: всероссийская рекордистка Скала, Летунья (2.22), Ветрогонка – сестра Зимы 2-й, Комета – родная тётка великого Крепыша, Офелия – дочь знаменитой Полканши-Свирепой, Грамота – дочь не менее знаменитой Депеши, Угроза – дочь лучшей охотниковской кобылы того времени Неприступной, Пила, уже известная по своему приплоду. Кто мог в то время похвастать такой группой кобыл? И вот молодой коннозаводчик выставляет подобную группу, да ещё одномастных белых кобыл! Этот вопрос невольно напрашивался и заставлял задуматься о Прилепском заводе и его составе. И невольно возникал ответ, что не только деньги были нужны на покупку этих кобыл, но и горячая любовь и кое-какие знания.

Решив выставить из своего завода гнездо в одиннадцать белых кобыл, я со свойственной мне энергией принялся за дело. Не надеясь вполне на Ситникова, который был малоопытен в подготовке лошадей к выставкам, и хорошо зная, что “нет ничего на свете дороже лошадиного сала”, как меня когда-то учили старые барышники, я в помощь себе пригласил специально А.Б. Макарова. Это был старый волк, долгое время служивший у Дёмина и до тонкости знавший, как не перекормить лошадь, вовремя снять или увеличить корм и прочее. Прибыв в Прилепы, он сейчас же обратил моё внимание на отсутствие специального выводчика и предложил мне выписать такового из Козлова. Я отклонил это предложение, так как маточник Андрей Иванович Руденко превосходно выводил лошадей. Кроме того, ему, как маточнику, надлежало идти с гнездом в Москву. Макаров проэкзаменовал Руденко и остался им вполне доволен. У Андрея Ивановича было какое-то особое чутьё поставить лошадь, вовремя уловить, когда она захочет переменить позу на менее выгодную, и не допустить этого. После “занятий” с Макаровым, после ежедневных проводок и выводок мне была наконец показана выводка кобыл, и я пришёл в восторг от неё. Андрей Иванович прямо-таки мастерски ставил кобыл, которые замирали в красивых позах. Андрей Борисович (так звали Макарова) тут же на ушко мне шепнул: “Выводчику цены нет, ну да и я поработал… Жаль только, что сам он великоват, ест рост кобыл”. Гнездо произвело такое впечатление, что о нём сразу же заговорили в Туле и Москве, а вскоре после этого в Прилепах появились и первые ласточки, которых привели слухи и которым захотелось их проверить… Приехал молодой Щекин, за ним Правохенский, Атрыганьев, Сопляков и другие. Надо отдать должное этой молодёжи, они пришли в восторг от кобыл, ничуть не скрывали, и я уже в этом видел благоприятных признак.

Тем временем Крамарев торопил и вызвал в Москву. Приехав к нему в коннозаводство, я познакомился там с архитектором Бони, который взял подряд на постройку выставки. Он предложил мне выстроить для Прилепского завода отдельный павильон. План павильона очень прост: конюшня на двенадцать денников, с широким коридором посреди, затем шёл выводной зал и из него выход на главную выставочную площадку. Всё – из лёгкого леса, забрано в паз и обшито тёсом. Решив главный вопрос о помещении, я лично заказал выводные недоуздки и попоны для кобыл. Долго мы совещались с милейшим Циммерманом, владельцем крупнейшего шорного магазина в Москве, какие сделать недоуздки, и наконец решили: тонкие, изящные и скромные, безо всяких украшений, лишь обшитые красной лакированной кожей. Недоуздки эти вышли очень удачными и хорошо выделялись на красивых белых головах кобыл. Попоны были заказаны там же: они были самого лучшего тонкого светло-серого сукна с вышитым серебром моими гербами по бокам. Попоны эти были очень красивы, и белая группа кобыл в тонких красных недоуздочках, под лёгкими серыми попонками производила весьма внушительное впечатление.
Боясь заболеваний эпидемического характера или простуды кобыл в лёгких конюшнях, так как время было уже осеннее, я снял на даче Коноплина особую конюшню и помещение для людей, куда люди и лошади уходили на ночь после закрытия выставки. Никакой роскоши в конюшне не было, и, дабы несколько скрасить голые стены небольшого выводного зала, я развесил там портреты кобыл моего завода кисти популярного в то время спортивного портретиста Ворошилова. Как-то утром, придя на конюшню, я застал в выводном зале управляющего Хреновских государственным конным заводом И.П. Дерфельдена, который внимательно рассматривал эти портреты. Подойдя к нему, я с ним разговорился и спросил его мнение о картинах Ворошилова. Он покачал головой и сказал: “К сожалению, в натуре мы не видим таких лошадей”. Ворошилов улавливал сходство, был очень хороший рисовальщик, но всегда прикрашивал лошадей.

Итак, всё было готово к выставке. Наконец наступил день отправки кобыл в Москву. С ними поехал Макаров, управляющий заводом Ситников и маточник Руденко. Через несколько дней после этого выехал в Москву и я. Кобылы стали на коноплинской даче и на другое же утро, как мне рассказал Ситников, были осмотрены Коноплиным. “Какими судьбами вы здесь?” – воскликнул Коноплин, увидев Макарова, которого хорошо знал по его службе у Дёмина, и попросил показать ему кобыл на выводке. Кобылы произвели на Коноплина очень большое впечатление, и он это сказал Макарову и Ситникову. Весть об этом с быстротой молнии разнеслась по всей Башиловке, и охотники начали усиленно навещать нашу конюшню. Когда я приехал, о группе уже говорили буквально все и предрекали ей большой успех. С вокзала я проехал прямо на дачу Коноплина, чтобы поскорее увидеть кобыл. Уже въезжая во двор, я встретился с Бибиковым и Стобеусом, председателем приёмной комиссии. Они шли смотреть моих кобыл. Выводка началась. После второй или третьей кобылы Бибиков, большой охотник и знаток Экстерьера, одно время сам торговавший лошадьми, схватился за голову и затем только приговаривал: “О боже!” – что должно было выражать полный восторг. После выводки меня сердечно поздравляли, а вечером у “Яра” только и было разговоров, что о моей группе, причём Стобеус даже выразился так: “Надо Бутовичу дать все кобыльи премии”.

Словом, первое впечатление было очень сильное. Приёмная комиссия на другой день приняла всю группу, а через несколько дней открылась и самая выставка. За группу была присуждена большая золотая медаль; кроме того, отдельно были премированы четыре кобылы; наконец, группе была дана высшая награда, а именно драгоценная братина за лучшее гнездо орловских рысистых маток. После окончания экспертизы председатель комиссии экспертов по рысистому отделу граф Г.И. Рибопьер лично пришёл ко мне в павильон, сердечно меня поздравил и в заключение сказал: “Мы вынуждены были дать вам большую золотую медаль”. Потом он мне объяснил, что против моей группы вёлся поход: хотели сорвать вручение большой золотой медали под тем предлогом, что кобылы не моего завода, а лишь собраны мною! Награды были объявлены, и мои кобылы, и без того любимицы публики, стали центром внимания всей выставки. В моём павильоне выводки делались по десяти раз в день: то кобыл смотрел великий князь Дмитрий Константинович, то управляющий государственным коннозаводством, окружённый сонмом коннозаводских генералов, то приехавшие из Питера выдающиеся метизаторы или знаменитые коннозаводчики и деятели скакового спорта. Кто только не перебывал в моём павильоне – до заграничных экспертов включительно! Из них фон Эттинген сказал мне, что Летунья – замечательная кобыла, и очень интересовался её беговой карьерой, а когда узнал, что она – одна из резвейших орловских кобыл, то ещё выше поднял свою оценку. Кстати, заговорив здесь о Летунье, добавлю, что Д.А. Расторгуев был от неё без ума и считал лучшей кобылой выставки. В Летунье эти знатоки не ошиблись: она дала мне Леду, мать Ловчего, лошадь совершенно выдающихся форм, породности и резвости. Пресса восторженно встретила успех моих кобыл, а известный сотрудник “Русского слова” г-н Орлов назвал их в своей газете драгоценным жемчужным ожерельем, которому нет цены…"

Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство “Тридцать три”, 2003. - С. 285 – 288.

От себя замечу, что в 1910 году Якову Ивановичу было 29 лет!


С.С. Ворошилов. Серая Угроза. Орловская матка Прилепского завода, рождённая в 1899 г. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. - 2007. - № 3. - 4 стр. обложки.
 
Сверху