Козьи морды. Широка страна моя родная!

А теперь - рассказ о Полканах.
Наверняка, многие уже заждались историй об орловских рысаках. :)

"В 1794 г. А.Г. Орлов получил от выводной из Англии норфолкской кобылы Доброй и родоначальника рысистой породы Барса 1-го ценного производителя серого Доброго 1-го (1/2 норф.).

Сын Доброго 1-го серый Кролик 1-й (1/4 норф.), рождённый в 1801 г. от полукровной арабо-голландской Удалой (р. 1795 г.), стал знаменитым родоначальником линии. Кролик 1-й происходит от шестилетних родителей. Возраст отца показан по году его спаривания с маткой. По описанию В.И. Шишкина Кролик 1-й был сильным и резвым рысаком. Из линии Кролика 1-го вышли производители Хреновского завода: Быстрый 1-й (р. 1801 г.), Богатый (р. 1801 г.), Кролик 2-й (р. 1815 г.) и большое число ценных маток: Ехида (мать родоначальника линии Лебедя 4-го), Буянка (мать производителя Добрыни), Нечаянная (мать родоначальника линии Полкана 3-го) и другие.

Одного из самых лучших орловских производителей в XIX веке вороного Полкана 3-го (р. 1817 г.) В.И. Шишкин создал подбором серого Ловкого 1-го (1/16 норф.) к караковой Нечаянной (1/8 норф.). Полкан 3-й получен от молодых родителей, возраст которых составлял 4 года (Ловкий 1-й) и 6 лет (Нечаянная). Отец Полкана 3-го серый Ловкий 1-й от матери Дуры (1/8 норф.), дочери Залётного 2-го (1/4 норф.) получил 1/16 доли крови норфолкской рысистой породы. По уточнённым данным Полкан 3-й имеет 3/32 доли крови норфолкского рысака.

Источник: Горин В.А. О методах работы В.И. Шишкина по разведению рысаков в Алексеевском конном заводе. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2008. – № 4. – С. 7 – 12.

"Вороной Полкан 3-й рождён в 1817 г. (пал в 1833 г.) в Хреновском заводе от Ловкого 1-го и Нечаянной, дочери знаменитой Амазонки.

Даровитый коннозаводчик В.И. Шишкин заранее планировал выведение новых линий, создавая неоднородную структуру породы. Из линии Лебедя 1-го он выделил производителя высокого класса серого Ловкого 1-го (1812 г. р.) и стал с ним работать, как с родоначальником новой линии. Ловкий 1-й по типу и работоспособности значительно отличался от лошадей линии Лебедя 1-го. Это был жеребец густого типа. Капитальное телосложение Ловкий 1-й унаследовал от своей матери Дуры, дочери серой Грузной (Барс 1-й – Свирепая). Напомним, что в то время клички хреновским лошадям давали не сразу, а примерно в 3 года, когда проявлялись особенности телосложения, характера и работоспособности жеребёнка. Так и кличка “Грузная” свидетельствует о густом типе кобылы.

Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 6 – 10.

Мать Полкана 3-го караковая Нечаянная (р. 1811 г.) является дочерью родоначальника линии серого Кролика 1-го (р. 1801 г.) и родоначальницы семейства Амазонки. Бабка (по матери) Полкана 3-го светло-серая Амазонка рождена в 1795 – 1796 гг. от родоначальника рысистой породы Барса 1-го и гнедой Цесарбеихи (дочери гнедого арабо-турецкого Салтана 2-го). Под управлением А.Г. Орлова серая Амазонка бежала в Москве и по резвости на 200 саженей (1 сажень = 2,18 м) не уступала лучшему сыну Барса 1-го родоначальнику линии вороному Любезному 1-му (р. 1894 г.).

В Хреновском заводе Амазонка (Барс 1-й – Цесарбеиха) в 1806 г. принесла от Любезного 1-го производителя серого Серьёзного 1-го и ценных заводских маток. Серьёзный 1-й (пал в 1831 г.) оставил производителя вороного Серьёзного 2-го (р. 1816 г.) и ценных кобыл, зачисленных в маточный табун Хреновского завода. Из семейства Амазонки вышли 8 кобыл, в том числе три её дочери: вор. Амазонка, бур. Серая и кар. Нечаянная. Мать Полкана 3-го караковая Нечаянная затем поступила в Покровский завод Д.П. Голохвастова.

Родную сестру Полкана 3-го серую Белянку, рождённую в 1826 г. в Хреновском заводе от Ловкого 1-го и Нечаянной, В.И. Шишкин отправил на аукцион в Москву, а затем через посредников купил её в свой Алексеевский завод.
В 1831 г. Белянка дала от Безымянки (Старый Атласный – Звезда) ценную заводскую матку серую Непобедимую 8.11 (4 версты), выигравшую в Лебедяни (1839 г.). Непобедимая в 1836 г. была продана И.Я. Водковскому, а затем поступила в завод Н.С. Меньшикова. В 1842 и 1845 гг. Непобедимая принесла от вороного Молодецкого 5.53,4 (сына Безымянки) зав. В.И. Шишкина двух известных производителей Непобедимого Молодца 1-го 6.04,4 и Непобедимого Молодца 2-го 5.45; 7.39 (4 версты), которые вошли в золотой фонд орловской рысистой породы. Приплод от Белянки В.И. Шишкин продал, поскольку она оказалась малоплодной. В 1830 – 1838 гг. Белянка 5 раз была холостой. В 1839 г. Белянка поступила в завод Р.М. Шидловского, где в 1840 – 1846 гг. дала трёх жеребят. Заводское назначение получили: серый Ловкий (р. 1840 г.) от Горностая (р. 1829 г.) и Нечаянная (р. 1842 г. от Бойца). В заводе Р.М. Шидловского Белянка 4 раза была холостой, в том числе в 1845 – 1846 гг., когда ей было 19 - 20 лет. Особо подчеркнём, что родная сестра Полкана 3-го серая Белянка и её полусестра (по матери) вороная Гулливая, рождённая в 1824 г. от Доброго 2-го, обладали низкой плодовитостью. В Хреновском заводе Гулливая (пала в 1840 г.) принесла трёх жеребят и 8 раз была холостой. Дочь Нечаянной и Ловкого 2-го караковая Простая, рождённая в 1825 г. в Хреновском заводе, дала 7 жеребят и 5 раз оставалась холостой. Приведённые примеры свидетельствуют о том, что мать Полкана 3-го – Нечаянная передавала дочерям и внучкам пониженную плодовитость.

Источник: Горин В.А. О методах работы В.И. Шишкина по разведению орловских рысаков в Алексеевском конном заводе. Часть 2. // Коневодство и конный спорт. – 2008. – № 4. – С. 11 – 16.

В родословной Полкана 3-го В.И. Шишкин усилил через Барса 1-го кровь рысистой голландской породы, а также прилил кровь рысистой норфолкской через его бабку по отцу Дуру (7/8 орл.). Полкан 3-й, инбридированный на Барса 1-го в III,IV – IV, III рядах предков, был очень резвым рысаком большого роста (165 см) и исключительно капитального телосложения. Жеребец имел приспущенный круп, что указывает на влияние рысистой голландской крови.

В.И. Шишкин к Полкану 3-му проводил однородный подбор кобыл по капитальности телосложения и росту. В связи с этим его потомки, как правило, имели большой рост и исключительно густой тип. Мерины от Полкана 3-го, проданные в Москву, были весьма резвыми, массивными и эффектными вороными рысаками большого роста (164 – 173 см). В.И. Коптев видел их в конюшнях В.А. Усачёва, В.А. Куманина, И.А. Колесова и других."

Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 6 – 10.

"Выдающаяся заводская карьера правнука Барса 1-го, вороного Полкана 3-го, убедительно показала, что А.Г. Орлов смог уже в третьем поколении создать устойчивое племенное ядро рысистой породы для дальнейшего совершенствования при разведении в чистоте, предела которому не существует ни в старых, ни в новых породах животных."

Источник: Горин В.А. А.Г. Орлов-Чесменский – одарённый полководец и селекционер. // Коневодство и конный спорт. – 2006. – № 3. – С. 35 – 40.

"В Хреновском заводе от Полкана 3-го оставлены 28 маток и 14 жеребцов. Из 14 сыновей Полкана 3-го только Визапур 1-й, 1822 г. р. (пал в 1836 г.) и Мужик 2-й, 1826 г. р. (пал в 1845 г.) находились в заводе соответственно 14 и 19 лет. Ворон 1-й (1824 г. р.) пал в 1829 году. Восемь жеребцов после увольнения В.И. Шишкина были кастрированы в 1832 – 1837 гг. Этих производителей использовали в заводе от 4 до 7 лет. Полкан 5-й (1831 г. р.), Серьёзный (1833 г. р.) и Сокол (1831 г. р.) проданы в частные конные заводы. Новые управляющие Седин и П.И. Кремешной выводили резвых и капитальных потомков Полкана 3-го из Хреновского завода, они не считали их ценными производителями. Вороной Полкан 5-й в 1848 г. продан в завод В.Н. Зубова, а Сокол и внук Полкана 3-го вороной Ворон 3-й (1837 г. р., от Грачихи) поступили в завод А.Б. Козакова."

Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 6 – 10.


Н.Е. Сверчков. Сокол (Полкан 3-й – Верная) в трёх позах. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. - 2004. - № 1. - 3 стр. обложки.

Тёмно-гнедой Сокол, рождённый в 1831 г. в Хреновском заводе от Полкана 3-го и Верной, дочери Доброго 2-го, – типичный представитель линии Полкана 3-го. На картине художника Н.Е. Сверчкова, находящейся в музее МСХА, Сокол изображён в трёх позах. Конеторговец Г.С. Бардин купил Сокола у А.Б. Козакова за 860 рублей серебром, а перепродал его П.Н. Зубову за 2570 рублей. Большое различие в цене жеребца объяснимо тем, что А.Б. Козаков был любителем облегченных рысаков и не ценил капитального Сокола. Напротив, В.Н. Зубов предпочитал густых рысаков.

Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 6 – 10.


Н.Е. Сверчков. Сокол на езде. Холст, масло. 44 х 70 см. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1998. – № 6. – 4 стр. обложки.

"По замёрзшей реке бежит запряжённый в лёгкие сани нарядный тёмно-гнедой рысак. Рядом, сдерживая лошадь, скачет поддужный. С трибуны, построенной у высокой одетой в гранит набережной прямо на льду, за бегом наблюдают немногочисленные зрители.

Перед нами портрет орловского рысака Сокола, рождённого в 1831 году в Хреновском конном заводе от знаменитого производителя Полкана III и кобылы Верной, в числе предков которой были известный Родне и другие лошади чистокровной верховой породы. Такое происхождение отразилось на экстерьере Сокола. У него были лёгкая со слегка вогнутым “арабским” профилем голова, красиво изогнутая лебединая шея, мощный корпус и необыкновенно прочные сухие ноги. Сокол долго и успешно использовался как производитель в Хреновском и других конных заводах, а в 1846 году был куплен известным коннозаводчиком графом А.В. Зубовым.

Известно, что Сокол никогда не бежал на Московском ипподроме. Художник запечатлел момент, когда граф демонстрировал свою ценную покупку перед знатоками, собравшимися на верхней трибуне, куда допускались только члены Московского общества любителей конского бега. Спокойный без напряжения ход рысака, сокращённый галоп поддужной лошади свидетельствуют, что мы видим не езду на приз, а лишь проездку.

Картина Н.Е. Сверчкова интересна не только изображением превосходного рысака, но и мастерски написанным московским городским пейзажем середины XIX века. Она привлекла внимание устроителей выставки “Пейзаж в творчестве русских и советских художников”. По просьбе Министерства культуры Музей коневодства предоставил это полотно для выставки, которая прошла в 1985 году с большим успехом сначала в Дрездене в Германии, а затем в столице Финляндии Хельсинки".

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1998. – № 6. – 4 стр. обложки.


Н.Е. Сверчков. Богатый 3-й.

Источник: По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 3. – 3 стр. обл.


Н.Е. Сверчков. Богатый 3-й. Литография.

Источник: Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 6 – 10.

"Другой потомок Полкана 3-го - производитель Хреновского завода, тёмно-гнедой Богатый 3-й, рождённый в 1836 г. от Ворона 2-го и Ветренной. В 1845 г. А.А. Орлова подарила девятилетнего Богатого 3-го своему племяннику А.Ф. Орлову."

Источник: Горин В.А. А.Г. Орлов-Чесменский – одарённый полководец и селекционер. // Коневодство и конный спорт. – 2006. – № 3. – С. 35 – 40.


"Более 70 жеребцов от знаменитого производителя Полкана 3-го были кастрированы в трёхлетнем и в старшем возрасте. А.А. Орлова-Чесменская не понимала государственного значения рысаков и, не задумываясь о необходимости их распространения в России, формально выполняла завещание отца, запрещающее продавать из Хреновского завода рысистых жеребцов и кобыл, жерёбых от них. Комитет государственного коннозаводства до 1845 года не предпринимал никаких мер в этом направлении, хотя в завещании не было запрета на продажу государству завода или его части. Иначе сделка 1845 г. не могла бы состояться. На примере кастрированного приплода от Полкана 3-го видны колоссальные потери в рысистом коннозаводстве XIX века. Достаточно отметить, что сын Полкана 3-го вороной Полкан, рожденный от тайной случки в 1829 г. в заводе В.И. Шишкина, стал после отца самым высококлассным производителем в орловской породе. Из линии Полкана (В.И. Шишкина) вышли родоначальники новых линий Залётный (1861 г. р.), Ворожей (1862 г. р.) и Корешок (1892 г. р.). Всего из линии Полкана 3-го вышли 13 родоначальников линий, существовавших до конца XIX века, во главе с Полканом (В.И. Шишкина), Летучим (Н.П. Шипова), Корешком (А.А. Стаховича) и Зенитом (Л.Д. Вяземского)."

Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 6 – 10.

Рассказ о полубрате Полкана 3-го по отцу - Чистяке 3-м и его потомстве.


Н.Е. Сверчков. Чистяк 3-й в возрасте 24 лет. Литография.

Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 8.

Серый Чистяк 3-й, рождённый в 1823 г. (пал в 1853 г.) в Хреновском заводе от Ловкого 1-го и Веспы, дочери Доброго 2-го – крупный жеребец (рост 162 см) с правильным экстерьером и широким, массивным корпусом. Чистяк 3-й получен в результате однородного подбора по резвости и капитальности сложения.

Дед Чистяка по матери бурый Добрый 2-й, 1810 г. р. (пал в 1833 г.) и его сын Добрый 3-й славились особенной шириной корпуса и капитальностью телосложения.

При этом Добрый 2-й обладал сухостью конституции, высокой резвостью и образцовыми копытами (В.И. Коптев, 1872 г.). В.И. Шишкин очень ценил родоначальника линии Доброго 2-го (сына Безымянки 1-го), как производителя хороших маток с массивным корпусом, хотя жеребцов он давал весьма посредственных. В.И. Шишкин в заводе оставил от Доброго 2-го 53 маток. Современники В.И. Шишкина в Хреновском заводе не понимали исключительной ценности сына Доброго 2-го рыжего Доброго 3-го (1817 г. р.), как производителя ценных маток, и кастрировали его в 1833 г.

Наиболее известными потомками Чистяка 3-го были его сын, серый Непобедимый 2-й (1833 г. р., от Кривой, дочери Лебедя 2-го) и внук, серый Неприступный, 1843 г. р. (Непобедимый 2-й – Самка, дочь Усана 2-го).


А. П. Швабе. Неприступный (Непобедимый 2-й - Самка). Литография.

Источник: По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – 3 стр. обложки.

Непобедимый 2-й обладал породным экстерьером, но был более сухим по сравнению с отцом. Неприступный унаследовал от отца и деда по матери Усана 2-го исключительно нарядный экстерьер.

По В.И. Коптеву Усан 2-й был красоты необычайной, голова и шея его соперничали по этим статьям с орловскими верховыми жеребцами Яшмой и Свирепым, но жеребец имел костистые ноги, широкий корпус и рост 160 см.

Неприступный получен путём однородного подбора по нарядности экстерьера, он широко известен по портрету художника А.П. Швабе. Коннозаводчик верховых лошадей К.П. Шувалов видел Неприступного и признал его необыкновенно совершенным орловским рысаком. По красоте и совершенству экстерьера К.П. Шуринов ставил Неприступного выше чистокровных верховых лошадей (И.А. Лисаневич, 1898 г.). Однако необходимо отметить, что Неприступному не хватало капитальности, он уклонялся от упряжного типа к верховому. Неприступный до 18 лет состоял производителем в Хреновском конном заводе, он дал восемь производителей. Из них четыре жеребца были переведены в государственные заводские конюшни (ГЗК), а остальные проданы в частные конные заводы. Вороной Натужный 2-й (1860 г. р.) и серый Начальный (1853 г. р.) были производителями в Хреновом соответственно до 17 и 8 лет. Лучший сын Неприступного вороной Непокорный (1851 г. р., от Либавы, дочери Лебедя 4-го) стоял производителем до 12 лет; он стал отцом родоначальника линии Нагиба. Непокорный в 1863 г. продан Иловайскому.

Коннозаводчик В.Т. Молоствов в 1868 г. купил в Хреновском заводе за 1000 рублей серебром вороного Нагиба (1863 г. р., от Непокорного, сына Неприступного, и Ворожейки, внучки Чистяка 3-го) – будущего родоначальника линии. Нагиб 5.33; 7.20 (4 версты) от имени своего владельца В.Т. Молоствова бежал в Москве, Казани, Симбирске и выиграл в двух последних городах. От Нагиба выиграли 28 лошадей, в том числе Гордый 5.03,2 и Наветчик 4.49,8, победитель в Императорском призе в Москве (1880 г., 4,5 версты – 7.51). Внук Нагиба вороной Наветливый 5.05,3; 7.11 (4 версты), 1883 г. р. у В.Т. Молоствова, в 1892 г. поступил в Хреновской завод. Наветливый (Наветчик – Норова) выигрывал в Москве, С.-Петербурге и Казани. Он дал пятерых выигравших лошадей во главе с серым Наивным 5.02.

Источник: Горин В.А. Исторические уроки зоотехнической школы А.г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2004. – № 1. – С. 6 – 10.
 
Теперь - очередь Я.И. Бутовича. Хочу отметить, что свои воспоминания он писал во второй половине 20-х гг. XX века, так что прошу это иметь в виду, читая отрывки из его книги. Также, под словом "охотники" во времена Бутовича подразумевались страстные любители лошадей, лошадники. А вовсе не те люди, которые добывают зверьё и птиц с помощью различных способов и средств. :)

Линия Полкана 3-го резвее линии Лебедя 4-го – это не подлежит никакому сомнению и легко доказывается статистически. Эта линия по-прежнему сохраняет свою самую драгоценную особенность – создавать, помимо массы резвых лошадей, рекордистов. Если мы возьмём хотя бы последние тридцать лет, то увидим, что рекордистами были Питомец, Крепыш и Эльборус, все трое – прямые потомки Полкана 3-го, причём в двух последних его кровь весьма сильна и с женской стороны. Рекорды этих трёх лошадей остались недосягаемыми для других.

Родоначальником всех Полканов принято считать Полкана 3-го, и это совершенно правильно, ибо от звена к звену у Полкана 3-го всегда были знаменитые мужские потомки, например, Полкан 5-й, Полкан Рогова, Степенный и т. д. Почти для всех без исключения мужских представителей этого рода нет выпадающего звена в прямой мужской линии.
Будет вполне естественно привести отзыв о формах Полкана 3-го, который дошёл до нас благодаря историческим заботам Коптева. “Полкан 3-й был очень большого росту, более двух аршин пяти вершков, густ, фризист, имел несколько опущенный зад и коленки с подсадом, то есть погнутые, он также славился своими превосходными копытами. Голова у него, по отзыву ветеринара С.П. Курлина, была с лобочком”.

Об резвости Полканов мы уже говорили, в вопросе же красоты и правильности форм дело обстоит более сложно, ибо этот знаменитый род разбился по формам на два совершенно самостоятельных и сильно отличающихся друг от друга типа. Формы Полкана 3-го были чрезвычайно типичны и очень определённо выражены. Он стойко передавал потомкам и свой крупный рост, и свои формы, и даже такие особенности, как лобочек, а иногда и козинец. Вороная масть у его детей и внуков была преобладающей. Из сыновей Полкана 3-го вороной роговский Полкан был, несомненно, одним из лучших и в своё время создал не только массу резвых лошадей, но и основную линию, которая до сих пор имеет своё значение. Его дети были крайне типичны. Сохранилось немало описаний и даже портретов роговских лошадей. По формам они точно повторяли не только своего отца, но и деда, Полкана 3-го.

В заводе князя Вяземского была чрезвычайно сильна кровь роговского Полкана, в особенности первые пятьдесят лет существования этого знаменитого завода. Эта кровь широким ручьём заполняла родословные лотареских лошадей как с отцовской, так и с материнской стороны. Отсюда тип, который был так постоянен для этого завода. Ещё каких-нибудь двадцать лет назад, когда я впервые посетил Лотаревский завод, я не мог не обратить внимания, насколько типичны были лотаревские лошади, и Вяземский сказал мне тогда же, что это влияние роговского Полкана. Полканы имели свой крайне характерный экстерьер и тип и передавали его в потомстве с исключительной устойчивостью. Этот тип является не только главным, но и преобладающим для всего Полканова дома, или рода. Лошади были вороные, густые, очень крупные, имели головы с лобочком – словом, повторяли своего родоначальника Полкана 3-го.

Один из сыновей Полкана 5-го, а именно светло-серый Полкан 6-й, родившийся в 1838 году, первый отошёл от типа своего отца. Он был лошадью совершенно другой породности. Благодаря тому исключительному значению в орловской породе Полкана 6-го, его формы и его тип имеют для нас величайшее значение. Прежде всего, Полкан 6-й утерял ту вороную рубашку, которая была очень стойкой в роду Полканов. Затем, судя по словам Стаховича, он был необыкновенно породен, поразительно красив, исключительно сух, блёсток свыше всякой меры, крайне энергичен на езде, но при всём том высоковат на ногах. Однако, несмотря на это, его считали лучшей лошадью своего времени и А.Б. Казаков не продавал его ни за какие деньги. Известно, что даже граф Толь, купивший многих знаменитых лошадей в заводе Казакова, не мог купить Полкана 6-го, хотя и предлагал за него целое состояние! Казаков решительно отказался вести переговоры на эту тему и заявил, что Полкан 6-й не продаётся. “Себе дороже”, как он при этом заметил. Полкан 6-й был не просто величайшей лошадью. Лично я склонен считать его лучшим представителем орловской породы за всё время её существования. Говорить же о значении Полкана 6-го в заводе – это то же, что приводить здесь историю Рима или вспоминать падение Карфагена!

Весьма часто приходилось не только от лиц, недостаточно знакомых с историей коннозаводства и генеалогией породы, но даже от весьма опытных коннозаводчиков слышать то одно мнение о типе в этой линии, то другое, совершенно противоположное первому. Это происходило оттого, что одна группа лиц имела в виду старых Полканов и их славное потомство, другая думала о Полкане 6-м и обо всём том, что дал этот великий жеребец! Первое время такая двойственность характеристики типа полкановской линии приводила меня в недоумение, но затем, по мере углубления в изучаемый предмет, по мере ознакомления со всей имеющейся иконографией орловской породы, я понял, в чём дело. С середины сороковых годов, благодаря уже начавшейся заводской деятельности Полкана 6-го, дом Полкана начал распадаться на два самостоятельных типа: тип старых Полканов, почти точно повторявших своего родоначальника, и тип новых Полканов, блещущих красотой, благородством и изяществом при совершенно другой, столь типичной для них именно для них одних серебристо-белой рубашке! Этот второй тип через заводы Казакова и Кожина широко распространился по всей России и создал многих великих лошадей последнего столетия!

Теперь же введём для краткости и удобства пользования следующую терминологию. Первых Полканов, так верно отражающих своего родоначальника, поименуем вороными Полканами, а вторых – серыми Полканами, разумея под этим всё, что началось от Полкана 6-го и идёт непосредственно от него или через него. К серым Полканам примкнули также и Добродеи, восхождения которых к славе началось с пятидесятых годов прошлого столетия, и это следует обязательно иметь в виду.

Посмотрим теперь, кому был обязан Полкан 6-й той внешностью, которой так щедро наградила его природа и которая так стойко сохранилась в всём его потомстве. Полкан 6-й был сыном вороного Полкана 5-го, то есть внуком вороного Полкана 3-го, его мать, серая Награда, была одной из лучших дочерей Лебедя 2-го. Не может быть никакого сомнения, что Полкан 6-й и своей мастью, и своей внешностью вышел в материнскую линию и почти точно повторил своего деда, Лебедя 2-го. Если мы вспомним характеристику, данную Коптевым Лебедю 2-му, то сейчас же увидим, что Полкан 6-й всецело обязан своей внешностью именно жеребцу. Описание форм и типа, данное Полкану 6-му Стаховичем, а равно и другие источники ясно указывают нам, что ошибки здесь быть не может. Полкан 6-й отражал все формы Лебедя 2-го. Даже та цибатость, которая часто отмечалась в специальной литературе и у Полкана 6-го, и даже у его весьма отдалённого потомства, – наследие Лебедя 2-го, который сам был “корпусом тонок”. Это “корпусом тонок” означает, конечно, не что иное, как цыбаст. Эта характеристика была принята в те времена и приведена Коптевым в его описании Лебедя 2-го. Стахович про Полкана 6-го уже говорил “цибат”, ибо так выражались охотники его времени. По существу это, конечно, одно и то же.

Итак, Полкан свои внешние формы, своё сходство с первыми арабскими жеребцами, свою блёсткость, свою красоту и породность, необыкновенную пылкость и красоту езды наследовал (наряду с некоторыми недостатками) из другой линии – линии Лебедя 2-го. От обоих Полканов, своего отца и деда, он получил рост, резвость и ту способность создавать великих призовых лошадей и рекордистов, что, как нами уже было доказано, является главной, почти исключительной прерогативой Полканова рода. Таким образом, только что описанные формы являются характерными и чрезвычайно типичными для серых Полканов. Если иногда впоследствии серые Полканы утрачивали под влиянием женских элементов своих родословных светлую рубашку, то тип, формы, энергия, резвость и красота оставались неизменными признаками этих лошадей, по которым их легко было узнать.

Как известно, Полкан 6-й родился в Хреновском заводе, то есть в Воронежской губернии, а ровно через одиннадцать лет, то есть в 1849 году, почти на противоположном конце России, в Рязанской губернии, в знаменитом заводе Болдарева, родился серый жеребёнок, которому было дано имя Чародей. Чародей был сыном Досадного. Его отец родился в заводе Рогова и был сыном роговского Поспешного, внуком Полкана Рогова и правнуком Полкана 3-го. И Досадный, и его отец Поспешный, и его дед Полкан, и его прадед Полкан 3-й были вороной масти и крайне типичны для своего рода: густые, крупные, костистые лошади. В самом Досадном, отце Чародея, Полкан 3-й был ещё закреплён тем, что мать Досадного, Гильдянка, и мать Поспешного, Поспешная, были дочерьми Полкана 3-го. Таким образом, Досадный был в своё время наиболее близок по формам и типу к родоначальнику дома – Полкану 3-му. И вот этот самый Досадный даёт в 1849 году Чародея, одну из замечательнейших лошадей рысистого коннозаводства и рекордиста своего времени. В три года Чародей уже белой масти, ростом меньше отца, а по себе так хорош, что Коптев и другие охотники не могут говорить о нём без восторга и постоянно сравнивают его с арабом. Словом, Чародей по своему наружному виду и типу ничего не имеет общего с вороными Полканами, кровь которых так сильна и в его отце Досадном. В кого же вышел Чародей? Эта, казалось, неразрешимая загадка после всего того, что мы знаем о серых Полканах, разрешается просто. Мать Чародея, Заветная, – дочь Непобедимого 2-го, внучка Кривой, одной из лучших дочерей Лебедя 2-го! Словом, Чародей, как и Полкан 6-й, вышел в Лебедя 2-го и от него взял тип, красоту и формы. Мы имеем печатное свидетельство известного коннозаводчика Стаховича, знавшего Заветную, а также её сына Чародея и утверждавшего, что Чародей вышел в мать и был столько же похож на неё, сколько на своего деда Непобидимого 2-го, в котором, по удачному выражению Коптева. Воскресла породность белого арабского Сметанки!

Итак, мы видим, что наряду с Полканом 6-м к родоначальникам серых Полканов надо причислить и всё потомство знаменитого Чародея. Имя Чародея до сих пор значимо в рысистом коннозаводстве страны, так как его родной внук Говор дал Корешка, одного из лучших производителей последнего времени. К сожалению, в Корешке тип Лебедя 2-го, или серых Полканов, не был закреплён в дальнейших женских поколениях, так как ни мать Корешка, ни мать его отца Говора, ни мать его деда Ворожея, сына Чародея, не имели крови Лебедя 2-го. Вследствие этого тип серых Полканов, так ярко представленный в самом Чародее и его сыне Ворожее, в Говоре и Корешке значительно утрачен. Однако серая и белая рубашка остаются господствующими в этой линии, несмотря на то что матери Говора и Корешка сильно инбридированы на вороного Кролика. В нашем распоряжении имеется масляный портрет Чародея кисти Сверчкова, фотография этого жеребца в старости и фотографический портрет ворожея. При сравнении их изображений с лошадьми из рода серых Полканов ясно просматривается фамильное сходство.

Вероятно, лучшим сыном Полкана 6-го был светло-серый Полканчик, родившийся у А.Б. Казакова и состоявший производителем у М.И. Кожина. В Полканчике всё то, что было в его отце Полкане 6-м, не только зафиксировалось, но и, быть может, проявилось в ещё более яркой степени. Мы видим, что мать Полканчика внесла новую могучую струю крови Лебедя 2-го в родословную своего исторического сына.

Лучшим сыном Полканчика был первый русский безминутный рысак – феноменальный белый жеребец Потешный.

Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство “Тридцать три”, 2003. - С. 175 – 182.
 
Я внесла дополнение про потомка Лебедя 4-го - жеребца Крутого (Удар - Саржа).

Уважаемые читатели, может быть, у кого-нибудь есть ещё репродукции портретов орловских рысаков кисти Н.Е. Сверчкова и других художников, желательно цветные? Моё собрание репродукций и фотографий старых орловцев значительно меньше, чем найденная информация про них. :) Хотя и то что у меня есть, всё никак не переработаю. )))

Буду рада принять вашу помощь!
 
Мне бы времени чуть-чуть, эх. Правда, у меня большая часть черно-белая все-таки.
Сейчас я подумала, что надо бы эти тексты с картинками у себя на компьютере сохранить, что б было. Но без домашенего и-нета это сложно.
Nudnaya+Zabava написал(а):
Jean Richard Goubie. An afternoon ride with lady riding sidesaddle.
Вот эта очень понравилась. Хочу такую рыжую лошадь. :)
 
Оля, то что есть у меня, тоже большей частью чёрно-белое. :) Надеюсь, что увижу твои сканы в моём дневнике, пусть и не скоро.

Я странички своего дневника сохраняю, потом читаю и ошибки выискиваю. А интернет, хоть и есть дома, но колченогий - через модем мобильного телефона. :( Если бы я, к тому же, удовлетворяла все свои интересы через инет, то ввергла бы семью в бедственное положение - уж такая я любознательная! ))) Так что волевыми усилиями направляю себя на прокони, дневник писать. :) Ну, и кое-какие раскопки веду, в связи с этим. А так, шаг влево-шаг вправо, ни-ни! )))))

Эх, давно про себя не писала... Так меня орловцы и картины увлекли. :)


29.11.2009. Это я на б/п Вспышке в селе Лукино.

До этого, я пять лет верхом не ездила. А в тот день поездила рысью по лесу, хоть и недолго. Но как же потом болели ноги (в интересном месте)! ))) Но зато я с удивлением поняла, что и как облегчаться не забыла, и коленки за седло крепко держатся, и руки не дёргаются. Это ведь как уметь кататься на велосипеде... В общем, была жутко рада!

В Лукино у Александра Иванова на постое находится Арбат, рождённый в нашей конноспортивной секции.


29.11.2009. Арбат (Бонапарт - Афина), 2004 г. р.
 
Какие волосы у тебя длинные))) Респект))) Я по жизни со стрижкой - лениво да и гордиться нечем))))
В.Е не совсем так вот велосипед - ну у меня по крайней мере - рысить могла, а вот в галоп не сразу подняла и нога уползала. Лучше надолго не бросать. Возвращаться трудно - но "от нас еще никто не уходил"))). Вот ведь наркотик - через года, по каплям, но все равно возвращаешься и уже веришь, что навсегда..
 
Afonya, спасибо за комплимент! У меня всю жизнь были длинные волосы, папа не разрешал стричь, уж такой у него идеал. :) Но летом 1999 года я подстригла свои длинные волосы (примерно как на фотографии) очень коротко, чуть ниже ушей. Папа не разговаривал со мной и с сестрой (она тоже тогда подстриглась) целых два дня! Зато я ощущала себя по-новому. Недаром говорят - хочешь измениться - сделай стрижку. :)

Это ещё что... К осени, когда волосы немножко подросли, я сделала химическую завивку на своих прямых как солома волосах. Однокурсники меня даже не узнали! ))) Зато было смешно видеть себя после мытья головы - волосы завивались "мелким бесом". Я это называла "Пушкин в детстве" (есть такой его портрет) и "мозги наружу". )))))

"Химию" я потом обрезала, конечно. И с конца 2001 года больше не стригу волосы. Просто опять захотелось длинные. Хоть особенной густотой волос не могу похвалиться, но и не 3 волосинки. :) И естественный мой цвет мне нравится - с рыжинкой. Да и сама я конопатая! :)
 
Теперь снова - в глубь веков! Иначе писать про орловцев, не рассказав про их предков, я считаю неправильным. :)

"Чистопородные орловские производители Алексеевского завода В.И. Шишкина в первой половине XIX века оказали большое влияние на ускорение формирования частного рысистого коннозаводства в России. Конный завод В.И. Шишкина находился в сельце Алексеевском Бобровского уезда Воронежской губернии. По данным В.И. Коптева (1864, 1872 гг.) коннозаводчик В.И. Шишкин свой Лавяниковский хутор переименовал в память Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского в сельцо Алексеевское. История Алексеевского конного завода начинается, когда в хуторе Лавяниковском у В.И. Шишкина родился знаменитый родоначальник линии жеребец Старый Атласный (Мужик 1-й – Угрюмая).

Старую заводскую матку Угрюмую, очень худую из-за болезни, ошибочно посчитали холостой и до назначения В.И. Шишкина на должность управляющего Хреновским заводом и имением (декабрь 1811 г.) выбраковали из маточного табуна. В ноябре 1811 г. Угрюмую отправили в Москву для продажи на аукционе. В декабре 1811 г. коломенский купец-конеторговец В.Н. Резцов купил Угрюмую и других хреновских рысистых кобыл для последующей перепродажи. В.Н. Резцов сообщил В.И. Шишкину, что дочь Барса 1-го серая Угрюмая жерёбая и продал кобылу новому управляющему Хреновским конным заводом. В.Н. Резцов был основным поставщиком хреновских рысистых кобыл в Алексеевский завод В.И. Шишкина.

Родоначальник линии в орловской породе и основатель Алексеевского завода В.И. Шишкина вороной Старый Атласный (Мужик 1-й – Угрюмая) имеет уникальное происхождение.

Мать Старого Атласного серая Угрюмая рождена примерно в 1795 г. в Хреновском заводе от родоначальника породы серого Барса 1-го и гнедой Приклонной (Полкан 1-й – Бурая из Мекленбурга). Угрюмая инбридирована на Полкана 1-го (арабский Сметанка – Буланая из Дании) в степени II – II.

Отец Старого Атласного Мужик 1-й (он же Холстомер), рождённый в 1803 г. в Хреновском заводе от родоначальника линии Любезного 1-го и Бабы (дочери иноходца из Бухарии и кобылы № 4 из Голландии), в апреле 1812 г. был кастрирован, а затем продан на аукционе в Москве. Старый Атласный был единственным сыном Мужика 1-го.

После кончины А.Г. Орлова-Чесменского (декабрь 1808 г.) в период безвластия было принято решение о кастрации Мужика 1-го из-за больших белых отметин на голове и ногах. В рысистом отделении наездники с недоверием встретили нового крепостного управляющего В.И. Шишкина. Это объясняется тем, что А.А. Орлова-Чесменская не знала основ коннозаводства и не имела авторитета среди персонала завода. Наездники не доложили В.И. Шишкину о предстоящей кастрации жеребца. В.И. Шишкин не мог отдать распоряжение о кастрации Мужика 1-го, поскольку этот жеребец был самым любимым у графа и представлял большую ценность для завода из-за уникального происхождения.

Мужика 1-го за высокую резвость и редкий длинный мах при беге прозвали Холстомером (“холсты мерить”, что означает быстроходность лошади). В 1860 г. коннозаводчик А.А. Стахович рассказа Л.Н. Толстому сюжет повести “Похождения пегого мерина”, которую задумал написать его брат М.А. Стахович. Брат А.А. Стаховича погиб в 1858 г. и его замысел остался неосуществлённым. Повесть Л.Н. Толстого “Холстомер” (История лошади), посвящённая памяти М.А. Стаховича, опубликована в 1886 г. Подчеркнём, что вороной Мужик 1-й не был пегим, но обладал большими белыми отметинами на голове и ногах, недопустимыми по мнению коннозаводчиков того времени для породистой лошади. Тем не менее, А.Г. Орлов при выведении орловского рысака часто принимал нестандартные решения и оставил Мужика 1-го (Холстомера) производителем в рысистом отделении Хреновского завода. В 1891 г. художник Н.Е. Сверчков по повести Л.Н. Толстого написал картину “Холстомер, вороно-пегий мерин” (холст, масло, 121 х 223 см). Картина хранится в Музее коневодства РГАУ-МСХА. Кроме того, известны две акварели Н.Е. Сверчкова “Холстомер в молодости” и “Холстомер в старости”, подаренные художником в 1887 г. Л.Н. Толстому. По счастливой случайности достоинства Мужика 1-го (Холстомера) в орловском коннозаводстве сохранились через его сына Старого Атласного завода В.И. Шишкина и внуков Молодого Атласного зав. В.И. Шишкина, Атласного 2-го зав. В.Н. Резцова и других."

Источник: Горин В.А. О роли производителей завода В.И. Шишкина в создании частного рысистого коннозаводства в России XIX века. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2007 – № 5. – С. 6 – 12.

Ищу репродукции вышеупомянутых картин Сверчкова! Помогите, пожалуйста!

Чистопородный орловский рысак Старый Атласный (единственный сын Мужика 1-го) стал первым родоначальником линии в частной рысистом коннозаводстве России, поскольку по завещанию А.Г. Орлова запрещалось продавать из Хреновского завода рысистых жеребцов и кобыл, жерёбых от них. Впервые продажа рысистых жеребцов из Хреновского завода частным коннозаводчикам началась только в 1845 г. после перехода его в государственную казну.

Источник: Горин В.А. Знаменитые производители в орловской рысистой породе, рождённые у В.И. Шишкина от жеребцов Хреновского завода. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2009. – № 5. – С. 27 – 31.

В.И. Шишкин понимал, что не может длительное время содержать у себя, случайно доставшегося ему, хреновского жеребца Старого Атласного, не испортив отношений с А.А. Орловой-Чесменской.

В 1815 г. В.И. Шишкин подобрал к трёхлетнему Старому Атласному серую кобылу Ловкую Хреновского завода, купленную им на аукционе в Москве через посредника купца В.Н. Резцова. В 1816 г. Ловкая принесла от Старого Атласного вороного жеребчика Молодого Атласного.

Источник: Горин В.А. О роли производителей завода В.И. Орлова в создании частного рысистого коннозаводства в России XIX века. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2007. – № 5. – С. 6 – 12.

Вырастив Молодого Атласного до годовалого возраста, В.И. Шишкин доложил письмом А.А. Орловой-Чесменской о случайной продаже Угрюмой, жерёбой от Мужика 1-го. Опытный администратор В.И. Шишкин предложил А.А. Орловой-Чесменской купить Старого Атласного за 2660 рублей. Отметим, что в то время средняя цена орловских рысистых меринов и кобыл на аукционах в Москве составляла 400 руб.

Источник: Горин В.А. Знаменитые производители в орловской рысистой породе, рождённые у В.И. Шишкина от жеребцов Хреновского завода. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2009. – № 5. – С. 27 – 31.

А.А. Орловой-Чесменской было известно, что ранее подаренные А.Г. Орловым сыновья Барса 1-го: Барсик Маленький (В.Г. Орлову) и Богатырь (находился в заводе И.П. Кутайсова) не нанесли вреда Хреновскому заводу.

Источник: Горин В.А. О роли производителей завода В.И. Орлова в создании частного рысистого коннозаводства в России XIX века. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2007. – № 5. – С. 6 – 12.

А.А. Орлова-Чесменская письмом сообщила В.И. Шишкину, что считает цену за жеребца очень высокой, отказывается покупать его в Хреновской завод и разрешает ему оставить у себя Атласного. По данным В.И. Коптева (1872 г.) В.И. Шишкин показывал это письмо многим коннозаводчикам.

Источник: Горин В.А. Знаменитые производители в орловской рысистой породе, рождённые у В.И. Шишкина от жеребцов Хреновского завода. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2009. – № 5. – С. 27 – 31.

В 1817 г. В.И. Шишкин продал Старого Атласного в завод генерала В.А. Недоброво, где согласно описи 1839 г. жеребец переименован в Любезного.

Источник: Горин В.А. О роли производителей завода В.И. Орлова в создании частного рысистого коннозаводства в России XIX века. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2007. – № 5. – С. 6 – 12.

В рысистых заводах В.И. Шишкина, В.А. Недоброво и В.Н. Резцова вороной Старый Атласный через сыновей Молодого Атласного (р. 1816 г.), Безымянку (р. 1823 г.), Атласного 2-го (р. 1829 г.) и Барса зав. В.А. Недоброво основал ценную линию, которая существовала до конца XIX века.

Источник: Горин В.А. Знаменитые производители в орловской рысистой породе, рождённые у В.И. Шишкина от жеребцов Хреновского завода. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2009. – № 5. – С. 27 – 31.

Отметим, что в описях рысистых конных заводов и родословных рысаков, рождённых в первой половине XIX века, жеребцы Старый Атласный и Молодой Атласный часто показаны как Атласный Старый и Атласный Молодой. Во второй половине XIX века В.И. Коптев в своих статьях (например, 1872 г.) сделал перестановку слов в кличках первых производителей зав. В.И. Шишкина. В.И. Коптев назвал Атласного Старого – Старым Атласным, а Атласного Молодого – Молодым Атласным. Затем клички жеребцов Старый Атласный и Молодой Атласный публиковались в официальных изданиях.

Источник: Горин В.А. О роли производителей завода В.И. Орлова в создании частного рысистого коннозаводства в России XIX века. Часть 1. // Коневодство и конный спорт. – 2007. – № 5. – С. 6 – 12.
 

Н.Е. Сверчков. Обейан Серебряный. 1860. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: http://loky.livejournal.com/122440.html

На формирование стрелецкой породы большое влияние оказали чистокровные арабские жеребцы Бегри Бегрейн и Обейан Серебряный.

Обейан Серебряный родился в 1851 г. в заводе Rajtarowice В. Розвадовского (Польша) от Обейана из Каира и арабской кобылы Кобейхан.

С 1863 г. Обейан Серебряный использовался в Стрелецком конном заводе, где дал большое число ценных кобыл, которые, удачно сочетаясь в подборах с сыновьями и внуками Бегри Бегрейна, способствовали консолидации породы в арабском типе. Его сын Оберон (от Кукурузы) оказал большое влияние на донскую породу, ибо на Дону в своё время были известны так называемые обероновские косяки.

Источник: Балакшин О.А. Арабская лошадь России.// В сборнике Арабская лошадь. - М.: Центрполиграф, 2003. - С. 256.
http://www.allbreedpedigree.com/index.p ... _font=1&l=

В 1860 г. художник Н.Е. Сверчков написал портрет арабского жеребца Обейана Серебряного, удлинённый корпус которого напоминал, присущий Сметанке. В арабской породе известны несколько типов лошадей, в том числе обеаны. Среди обеанов встречаются нарядные лошади растянутого формата, то есть с удлинённым корпусом.

Источник: Горин В.А. А.Г. Орлов-Чесменский - одарённый полководец и селекционер. // Коневодство и конный спорт. - 2006. - № 2. - С. 37 - 40.


Н.Е. Сверчков. Арабский жеребец с пятном на пояснице.

Источник: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/anim ... ov_31.html


Н.Е. Сверчков. Всадник в турецком костюме. 1863. Холст, масло. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12099
 
На днях получила первый номер "Коневодство и конный спорт". Он теперь стал бОльшего формата, и такой весь научный-пренаучный! Статьи теперь офомлены как полагается в серьёзных научных изданиях.

И была там статья про вороных арабов. Я уже натыкалась на эту тему, раскапывая родословную нашего араба Фаянса. Так что я решила копнуть поглубже, правда, пока по картинкам.

Мода, она не только в мире людей, но и лошадей есть. Вот теперь вороные арабы популярными становятся. :)


13.09.2009. Жеребец Triton BP (Trevallon - Jafars Shania) , 2008 г. р. Принадлежит Tomas Simko из Словакии.

Источник: http://loshadi.ru/photo.php?link=photoc ... reed1:2079


28.08.2009. Жеребец Triton BP (Trevallon - Jafars Shania) , 2008 г. р. Принадлежит Tomas Simko из Словакии.

Источник: http://loshadi.ru/photo.php?link=photoc ... reed1:2079


16.09.2009. Жеребец Tristin BP (Trevallon - Jafars Shania), 2006 г. р. Полный брат Тритона. Принадлежит Kathleen Olsson из Швеции.

Источник: http://loshadi.ru/photo.php?link=photoc ... reed1:2079
Люблю, когда на лошадей надевают подобные украшения. И когда с помпончиками разноцветными, и с кистями... В общем, уважаю национальный (или псевдо...?) колорит. :)



Источник: http://loshadi.ru/photo.php?link=photoc ... reed1:2079


Вымпел (Менес - Молва), 1983 г. р.

Фотографию разместила Ионика в дневнике Pion-piolun.


Вымпел (Менес - Молва), 1983 г. р.

Источник: http://www.horses.ru/arabian/gallery/vympel.htm

Как известно, Менес - сын Набега, а наш Фаянс - также его сын. То есть Вымпел - племянник Фаянса. Он известен как "чёрный принц" Терского конного завода. В ГПК Вымпел записан как тёмно-гнедой. В племенной работе использовался ограниченно.

А это дочь Вымпела.


Monah (Вымпел - Marei), 1995 г. р.

Источник: http://www.theblackarabianhorse.com/mare-profiles.htm

Родословная Monah тут.

Родилась и принадлежит Monika Heckinger, Reinhard Sax, Sax Arabians Germany

Раз уж были black, то вот и white!


Источник: http://www.foto-vik.ru/gallery/2008arch ... C8732.html
 
Вниманию родившихся и росших в СССР! Помните сериал "Приключения Чёрного Красавчика", который шёл в 1992 - 1993 гг.?



Источник: http://www.televisionheaven.co.uk/overview.htm

Вот тут ролик с чудесной мелодией, которая была в начале каждой серии. Мелодия называется Galloping Home, автор Denis King.

Также порыскайте и здесь.

Я, к сожалению, посмотреть не могу, так хоть вы вспомните детство...

Сам сериал можно скачать отсюда, правда, только на английском. На русском языке не могу разыскать. :(

Я смотрела почти все серии, если пропускала - это была трагедия! Записывала название каждой серии в специальную тетрадочку. :) А потом купила книгу "Чёрный Красавец", перевод начала XX века. Затем - книгу с современным переводом - читала и плевалась - такой безграмотный перевод.

Вот такое ретро сегодня...
 
Nudnaya+Zabava написал(а):
Мода, она не только в мире людей, но и лошадей есть. Вот теперь вороные арабы популярными становятся.
В конце 90-х мне дали на несколько дней английский журнал про арабских лошадей. Часть журнала была посвящена вороным арабам. Какие там были фотографии, просто сказка! Жаль, что сканера у меня тогда еще не было.
Nudnaya+Zabava написал(а):
На днях получила первый номер "Коневодство и конный спорт". Он теперь стал бОльшего формата, и такой весь научный-пренаучный!
Тоже подписаться что ли? На 2-е полугодие, наверно, ееще можно.
Nudnaya+Zabava написал(а):
Н.Е. Сверчков. Обейан Серебряный.
Когда я была маленькой, у бабушки была черно-белая брошюрка музея коневодства. Обейан Серебряный был любимой картинкой в этой книжечке. Он действительно серебряный, весь светится.
Вот тут добрые люди выкладывают изображения лошадей разных пород из старых книг, в том числе и орловцев.
А еще на Троттинге опознали вот этого рысака:
2787f0f6d228.jpg

На первом фото жеребец Осевой (Синап-Охта)
 
Оля, спасибо тебе большое за ссылки и за опознание рысака!

Да я вот себе постоянно напоминаю следующее изречение:

"Ум человеческий подобен хрупкой раковине — он не может вместить в себя бездонной пучины." Ричард Олдингтон (1892—1962).

Очень хочется слазить везде-везде, но умом понимаю, что это невозможно... :)

А теперь - совершенно неконное. :) Почему? А потому что это - мой дневничок, и просто хочется мысли облечь в слова.

На днях посмотрела на DVD фильм "Аватар". Два раза. Понравилось очень. К сожалению, побывать в кинотеатре и посмотреть в 3D-формате не удалось, в силу множества причин. :(

Так что начну критиковать и хвалить.

Поскольку в детстве я прочитала уйму фантастики (так что даже не помню многих авторов, и названия книг...), то фильм подобного жанра был мне интересен.

О сюжете я уже знала - подруга рассказала. И тогда, и при вчерашнем просмотре вынесла такое мнение - никаких новых идейных решений для себя я не нахожу. Всё сделано по законам жанра - как научной фантастики (НФ), так и кинематографа. Да и вообще, я считаю, всё что можно, уже написано и снято. То что происходит сейчас, бОльшей частью - вариации на заданную тему... :)

Лично для меня возникли параллели с рассказом Урсулы Ле Гуин "Безграничней и медлительней империй" - там тоже планета, на которой все растительные организмы объединены в единое целое. Правда, гуманоидов там не было. Есть у Урсулы Ле Гуин замечательный философский цикл рассказов, повестей и романов - "Ожерелье планет Эйкумены"/ "Хейнский цикл", в который и входит вышеобозначенный рассказ. Есть там и роман "Слово для леса и мира одно" - о захватнической политике землян на другой планете с целью вывоза ценных пород древесины и истреблении туземцев. А "Левая рука тьмы" так вообще шедевр, на мой взгляд! К этому роману примыкают "Король планеты Зима" и "Взросление в Кархайде". Короче говоря, люблю я Урсулу Ле Гуин и в её произведениях нахожу немало ответов на многие вопросы...

Про парализованного, могущего управлять с помощью своего сознания другим живым существом я тоже читала -Пол Андерсен "Зовите меня Джо". Только там местный житель был с собственным разумом, а потому управлять им было не так-то просто. Надо перечитывать.

Так что в фильме "Аватар" я получила прекрасное визуальное выражение всего того, что я читала в детстве. Профессионально сделанная работа!

Так как я получила специальность агроном-эколог, и целый год при обучении в вузе посвятила изучению ботаники, то мне было очень интересно увидеть авторское решение в изображении биоценозов и отдельных представителей флоры и фауны. Потрясающе красиво сделана люминесценция живых существ в тёмное время суток!

Экологическая подоплёка фильма сюрпризом для меня не стала.

Вообще, видеоряд и прочие спецэффекты на высоте! (А чего можно было ждать от Кэмерона? :) ) Так уж устроено большинство зрителей - больше зрелищ, меньше хлеба для разума.

Когда я увидела актрису Сигурни Уивер, испытала нечто вроде дежа-вю. Ведь она снималась у Кэмерона в "Чужих", которых я считаю лучшим фильмом из всего цикла. Про её актёрскую игру я распространяться не буду, и так ясно, что она замечательная актриса!



Полковник, упёртый солдафон, сыгран превосходно. Играть мерзавцев ведь тоже надо уметь! Надо иметь немалую веру - то что приказано, не подлежит сомнению и должно быть исполнено, даже ценой таких жертв. Хоть он и вызывает неприязнь и отвращение, в некотором роде, я даже уважаю этого персонажа. :) Его герой похож на героя из вышеупомянутого романа "Слово для леса и мира одно".

Сэм Уортингтон, исполнитель главной роли, сыграл естественно, и мне кажется, органично, не фальшиво. Понравилась мимика его аватара, обаятельный туземец получился!







И положительные его качества взяли всё же верх над отрицательными (сотрудничество с военными). Что ни говори, всё же умеют люди отличать доброе от плохого (или просто я хочу, чтобы так было... Наивная!) А парализованные ноги с атрофировавшимися мышцами... Всё сделано натурально! А эти его серые носки с чёрными мысками и пятками... Да у нас, наверное, полстраны мужского населения носят носки подобного фасончика. Потому и располагает Джейк к себе - он - такой же, как все мы!

И просто он как мужчина симпатичный экземляр. Уж простите, читатели мужского пола. Просто привычка всё раскладывать на составляющие с точки зрения биологии (фенотип, доминантные/рецессивные признаки: цвет глаз и волос, рост, мочки ушей, прямые или волнистые волосы и проч. :) ) Ведь приятнее всё же смотреть на красивое лицо, чем на образину какую-то. Хотя и меж страшил такие обаяшки попадаются, и прекрасные актёры к тому же! Женщин-актрис (и не только) это тоже касается!











Главная героиня, Нейтири, в исполнении Зои Салдана, тоже милая девушка. Её моральному облику могли бы позавидовать многие!







Кэмерон не стал особенно исхищряться в выдумывании чего-то сверхэкзотического в облике на'ви. Без труда можно провести параллели с миром Земли. И это правильно. Ведь если зритель видит, что герои фильма не особенно от него отличаются, чувства и способы выражения эмоций их сходны, то и сопереживать он будет легче, фильм вызовет больше положительных отзывов (а это сказывается наилучшим образом на кассовых сборах, да-да!). А эти их хвосты и косы с волокнами связи со всем живым на планете! Ничего неприятного для меня не было, в отличие от "моллюсков" из "Девятого района", которые благодаря своему внешнему виду вызвают если не приступ ксенофобии, то кое-какое отвращение точно... Но "Девятый район", на мой взгляд, фильм более жёсткий, порой даже жестокий, показавший человечество с такой стороны, с которой мы себя видеть не хотим, но, тем не менее, отрицать существование подобных черт характера не можем. Грустный очень этот фильм...

"Аватар" же получился более "хэппиэндовый". Но это не делает человечество более гуманным. Мне почему-то было совсем не жаль землян, которых выдворяли с Пандоры. В фильме был замечательно показан принцип западного мира (который актуален, думаю, не только за бугром...) - "мой дом - моя крепость". И, конечно, симпатии зрителей, кто морально ориентирован в резонансе с мировыми ценностями, с самого начала фильма будут на стороне на'ви.

А как замечательно там воплощена идея верховой езды - не надо никаких приспособлений для управления вроде уздечки, с помощью "ца'хейлу"/связи (могу и переврать фонетическую передачу этого понятия...) всадник объединяет свой разум и разум животного в единое целое, их желания и помыслы становятся единым. Можно только позавидовать, по-хорошему. :)

До кома в горле было жалко видеть сцену обрушения Дерева. И безмерное горе туземцев можно понять - для них весь окружающий мир - не чуждая среда, все они неотрывно соединены друг с другом. Гибель дерева стала для них тем же, что для нас - смерть близкого человека...

Не скажу ничего нового - человечество обречено, благодаря своей агрессивности, жестокости, тяге к разрушению, потребительскому отношению ко многим вещам... Хоть и пессиместично, но такие выводы напрашиваются сами собой.

Получилась качественно сделанная НФ. Так что фильмы, которые будет сняты в будущем, возможно, зрителям покажутся "егорками-сапожниками". (с) )))

Если ещё какая мыслЯ возникнет, то добавлю сюда же... :)

Простите за флуд! :)

В общем, хочу на Пандору! (То ли посмотреть завтра в третий раз?...)

Фотки нарыла в дебрях интернета, а где, и сама уже не помню...
 
Для разгрузки разума, отуманенного предыдущим постом. :)


Н.Е. Сверчков. Кучер. 1850. Холст, масло. Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12115

Оля, я тут подумала, может, этот рысак, как и рысак Николая I, - из рода Полканов? Капитальный и вороной масти. В общем, такие предположения... :)
 
Nudnaya+Zabava написал(а):
Оля, спасибо тебе большое за ссылки и за опознание рысака!
За опознание спасибо не мне, а Тане-Пиончику, она разместила эти фото на рысачьем форуме, а там уж народ опознал.
Nudnaya+Zabava написал(а):
На днях посмотрела на DVD фильм "Аватар". Два раза.
Мы его смотрели в кино и как раз в 3D. Впечатление - потрясающее. Тем более, что я вообще визуалист, мне все надо смотреть.
Я читала где-то, что сюжет основан на американской легенде о Покахонтас, впрочем, такой сюжет вообще часто встречается. Мне фильм больше всего напомнил мультфильм 90-х годов "Долина папоротников" и сюжетом, и визуальными эффектами. Странно, что никто об этом не вспомнил, может, не смотрели.
Nudnaya+Zabava написал(а):
Оля, я тут подумала, может, этот рысак, как и рысак Николая I, - из рода Полканов? Капитальный и вороной масти.
Ага. Вороной, здоровенный, почему бы и нет?
 
Оля, я тоже, скорее визуал, чем аудиал или кинестетик. Цифры вообще с трудом запоминаю. Например, чтобы запомнить номер телефона (а они нынче вон какие длинные стали!), мне его надо на бумажке записать, иначе не воспринимаю.

А на "Коневодство и конный спорт" подписаться не поздно! Кажется, с 1 апреля начинается подписка. Журнал выходит раз в два месяца, то есть 3 выпуска в полугодие. И стоит недорого - у нас, в Курганской области, я заплатила 300 рублей. А осенью, когда откроется подписка на 2011 год, то можно подписаться либо на полгода, либо на год.

К тому же, теперь редакция журнала находится во ВНИИК!

А про лошадей на сегодня всё! Да-да! Я решила сделать перерыв. Устала... :)


Рудольф Нуриев и Марго Фонтейн.

Стянула отсюда.

Вообще-то, я искала другую фотографию, но, похоже, из этого же цикла, - Рудольф Нуриев положил голову на колени Марго Фонтейн, прикрытые пышной пачкой. Хотя могу и ошибаться, видела эту фотографию лет 12-13 назад, в журнале "Эхо планеты". Может, кому-нибудь встречалась такая фотография?

А интерес потому, что я пять лет в танцевальном кружке занималась...
 
Mis desengaňos… (Мои разочарования...)

В 1999 году, в июне, произошёл переломный момент в моей жизни конника.

Тогда я ездила на моём любимом Фазане, сыне Забавы. Поскольку он был жеребёнком, на третьем году жизни, то естественно, я работала его только рысью. Так мы с ним и рысили с самого начала года...

В последнее воскресенье июня у нас традиционно проходит День сельхозакадемии/День села (вуз находится в сельской местности)/День молодёжи. И традиционно наши лошади участвуют в этом мероприятии - вывозят флаги Российской Федерации и нашей сельхозакадемии на стадионе, устраиваются конноспортивные состязания - конкур. В тот год было всё как прежде. И вот, незадолго до этого дня я узнаю, что подруга Маша, школьница, будет сдавать на моей любимице Забаве на третий разряд. У Забавы в тот год жеребёночек пал, был слаборождённым, так что Забаву в работу втянули не так уж давно, всего пару месяцев.

А я, закончившая в то время третий курс, всё ещё была без разряда... Не думайте, что я не хотела! Но почему-то мои желания всё никак не совпадали с желанием нашего тренера иметь разрядников в секции... Тогда для меня это было очень важно, потому что я так долго шла к лошадям, к возможности заниматься конным спортом!

Я уже писала, что раньше была очень застенчивой. Так вот, почему-то я не могла тогда смело спросить, почему же на разряд не еду я??? Твёрдо было усвоено военное правило - приказы не обсуждаются... Но внутри-то у меня всё протестовало! И этот протест исподволь из меня выплёскивался - я стала дерзить тренеру, чего от себя не ожидала, но чувство несправедливости меня так и подхлёстывало вести себя неординарно.

В День Академии на конюшню мы, все девчонки, пришли пораньше, чтобы навести лошадкам марафет. Когда все дела переделали, то пошли на улицу и сели на ограждение левады - трубы, параллельные земле. Уж не помню из-за чего, но мы так развеселились, что смеялись очень весело и долго. Что само по себе, как говорится в народе - к слезам...

В тот день к нам приезжали своим ходом спортсмены с Увала - с госконюшни. Вывесили список, кто в каком порядке будет прыгать. И вижу - средний класс едет наша тренер! Вот это новость!

И вот Маша на Забаве проехала маршрут конкура Лёгкйи класс чисто и заслуженно получила третий разряд.


27.06.1999. Мария Шапкина на Забаве.

Я тогда участвовала в показательных выступлениях по вольтижировке на Фаянсе, делали мы, конечно, самые простейшие элементы. (Это именно в тот день я тащила вольтижировочное седло на стадион, где проходило мероприятие. Я писала об этом ранее.) Но я отработала добросовестно и, так как нас, выступающих, было мало, а в конкуре я не участвовала, то повела Фаянса обратно в конюшню. А в это время был конкур Средний класс, где наша тренер выступила неудачно - было несколько повалов...

Когда я вернулась на стадион и узнала об этом, такое чувство обиды навалилось! Ведь она могла не прыгать этот злополучный Средний класс, а дать попробовать мне сдать на разряд! Мне досталось только отшагивать Забаву на стадионе, да один раз меня на ней сфотографировали, я была одета в парадную форму, правда, без белых бриджей, тогда с этим у нас была напряжёнка...

В тот день к нам на конюшню приехала Света Сальникова, выпускница сельхозакадемии, она тоже занималась, но так и не получила разряда, хотя желание было, как и у меня. И вот, сидим мы в каптёрке, она сказала что-то утешительное. И тут у меня хлынули слёзы ручьём! Такое было горькое разочарование! Обида, разочарование, жалость к себе - всё слилось в одно... Я всё твердила: "Она ведь тренер! Ну почему она не дала прыгать мне?" В общем, что-то вроде этого... Если я работала на жеребёнке, то значит, надо было списывать меня со счетов? Возможно, способностями я и не блистала, но подобное поведение тренера было тогда (да и сейчас...) непонятным и очень, очень обидным!

Вот тогда и случился этот переломный момент. Тогда я, уже не через розовые очки, стала видеть, что тренер может кого-то выделять из общей массы, а к кому-то быть равнодушной. Вот так повзрослела я...

А через несколько дней, в июле, мне предстояло уехать на каникулы, уж так получилось в тот год, из-за сбора данных для дипломного проекта. А в августе, когда я приехала обратно, то увидела, что тренер посадила на моего Фазана другую девушку, Наташу! И возвращать мне Фазана она и не собиралась - "Наташа же привыкла к Фазану!". Вот ещё одно разочарование! Как будто я, ездившая на нём уже полгода, к нему не привыкла!!! И свои первые галопы Фазан делал под седлом Наташи...


24.08.1999. Наталья Григорьева на Фазане.

А что я могла сделать? Опять дерзить? Уже не хотелось тратиться... В общем, пересадили меня на Агидель, и ездили мы с ней два месяца, до начала октября. А там Наташа уехала, и радости моей не было предела! Мы с Фазаном снова были вместе!!! Ура!!!


06.10.1999. Я и Фазан. Я такая счастливая!!!

Счастье наше продлилось до конца года - там уже стало известно, что Фазана в Тюмень продают... Об этом я уже писала...

Вот такое горькое счастье.
 
Nudnaya+Zabava написал(а):
Такое было горькое разочарование!
Моя подруга занималась в конно-спортивной школе, готовилась вместе с лошадью к сдаче на 3 разряд, а во время сдачи кобыла закинулась. А больше у подруги такой возможности не выпало, так она и осталась без разряда. Теперь, спустя много лет, уже не переживает по этому поводу.
А я всю жизнь ходила в прокат, так что ни о каких разрядах и не думала.
Nudnaya+Zabava написал(а):
Счастье наше продлилось до конца года - там уже стало известно, что Фазана в Тюмень продают.
Я теперь стараюсь не привязываться к чужим лошадям. Уже почти получается.
Кстати, спасибо за ссылки в трибуне, история про Улова и кота Ваську просто замечательная.
У нас на конюшне была кошка Фрося, попала к нам еще котенком. Лошадей не боялась, бегала по балкам над денниками, спала на спине владимирского тяжеловоза.
Я одно время работала чистокровного коня, и когда чистила его или убирала денник, к нам приходила общаться Фрося. Она хотела, чтобы ее взяли на ручки и гладили, но руки у меня были заняты, и я сажала ее Кузе на спину. Фрося сначала делала ему массаж, а потом засыпала, а он опускал голову, развешивал уши и балдел. И всем было хорошо. :)
 
Сверху