Re: Дорогами Срединного Пути. Кубик и тенессийцы.
16.03.11. Работа в бочке и в манеже
Сегодня я приехала в конюшню до обеда, чтобы не спеша, с удовольствием поработать со всеми. Кубик гулял, я пошла к нему в леваду. Он подошел ко мне, радостно поздоровался, потом занялся своими делами. А когда пришло время заводить его, издалека заржал и бросился ко мне. Вот интереснее лошади в конюшне, нежели на улице. Потому что в конюшне сееено
Первым на очереди работать был Принц. Пошли с ним в бочку. По улице Пегаш шел очень прилично, соблюдая дистанцию, не давя плечом. Единственное, оглушительно ржал. Только я открыла дверь в бочку, как оттуда к нам порысил... пони Мираж. Конюхи выпустили его туда гулять, и не повесили никаких опознавательных знаков! Пришлось срочно выпихнуть Принца, который уже наполовину зашел в бочку и захлопнуть дверь перед самым носом удивленного Миража. Все кони опешили. Пришлось позвонить в конюшню, попросить забрать Миража.
В бочке Принц, как и в предыдущие дни, начал носиться. Но если раньше я особо от него ничего не требовала, чтобы он просто выбегался, то теперь уже стала присматриваться, как он бегает, что нужно сделать. В общем, работы - море. Направо он бежит неплохо, голову держит почти ровно, ну может, совсем небольшое внешнее постановление. А вот налево Принц бежать не любит. А если бежит, то это ужас-ужас-ужас. Внешнее постановление под углом почти 90 градусов. В боку не гнется вообще - прямой как палка. И чтобы поддержать равновесие, он еще больше выворачивает голову и начинает уменьшать круги. В общем, он стал бегать практически вокруг столба в центре бочки и в результате свалился - занесло. Как я понимаю, это означает, что он абсолютно неуравновешен, так? И второй вопрос, как выправить. Можно поработать на развязках. Можно сначала попытаться просто взять его на корду и посмотреть, как он будет бежать в этом случае.
А еще мне Принц показал т.н. "бегущий шаг", характерный для тенессийцев. Действительно, его ни с чем не спутаешь. Похоже как передние ноги бегут рысью, а задние идут быстрым шагом. Не могу сказать, что это внешне красиво, скорее, забавно.
После этого мы занялись работой на чумбуре. Сегодня я взяла с собой вкусняшки, и поэтому Принц подходил ко мне и даже ходил за мной безо всего с превеликим удовольствием. На чумбуре мы вновь отрабатывали хождение рядом, остановки, осаживания. Осаживания нескольких видов. Первый, это когда Принц идет рядом, я останавливаюсь и потом начинаю идти назад. Он идет параллельно мне. Естественно, я все дублирую голосом. Второе - когда я становлюсь перед Принцем говорю ему "назад", при необходимости слегка надавливаю пальцами на грудь. И третье - когда я пускаю волну по чумбуру и Принц осаживает, а потом подзываю его к себе (пареллевская игра йо-йо). Еще мы отрабатывали уступки давлению (дикообразная игра). Сегодня у нас маленькое достижение: Принц опустил голову по моей просьбе! Кажется, он понял принцип. Еще я шла на Принца, а он должен был уступить, отодвинуться - дать мне дорогу (направляющая игра). Причем я придумывала самые замысловатые траектории. Принц везде уступал мне. Единственное, во время этих упражнений он распускается. Помогает только если выгнать его из своего пространства, пустив волну по чумбуру.
Затем я взяла в руку хлыст и решила посмотреть, как Пегий реагирует на него (дружелюбная игра). Принц испугался и попятился. Упс... Взяла хлыст чуть ближе к середине, чтобы он был горизонтально земле и стала показывать его лошади. Лошадь посмотрела недоверчиво. Я тем временем ласково приговаривала, что это не страшно, чтобы он дотронулся. Принц осмелел и приблизил нос. Потом дотронулся носом. Я его хвалила и хвалила. Потом Принц осмелел настолько, что взял ручку хлыста в рот. Потом я подняла хлыст, Принц напрягся, но остался на месте. Я осторожно стала водить им по шее, спине, ногам коня. Принц несколько расслабился, но недостаточно. Но, тем не менее, прогресс был. Единственное, он не дает дотрагиваться до ушей - ни рукой, ни бичом. Надеюсь, и это мы со временем сделаем.
Вообще Принц сегодня мне понравился - кажется, он очень быстро схватывает информацию, и вообще, ему нравится, когда с ним так занимаются. Когда выходили из бочки и карабкались по сугробу на дорогу, он послушно пошел по глубокому снегу, уступив мне тропинку. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы он продолжал работать в том же духе.
После обеда я взяла Кубика в манеж - у нас было запланировано занятие со Светой. Максимум внимания, как и на предыдущих занятиях, было уделено моей посадке. Кажется, дело сдвинулось с мертвой точки: и нога на рыси лежала лучше, и плечи были ровные, и руками работала более-менее, и высылая коня, не ковыряла его пяткой (не всегда, увы). Конечно, до идеала еще пахать и пахать...
Но уже начинают потихоньку вытесняться ошибки, накопленные за время самостоятельной езды.
После рыси и отдыха стали работать над переходами шаг-учебная рысь. А потом и подъемы в галоп. Кажется, наконец до меня дошел принцип, когда ведешь коня на галопе, словно идет энергия из ноги через бедра в руки, сопровождая каждое движение лошади. Тогда конь идет ровно, ты следуешь его движению и одновременно поддерживаешь нужный ритм.
Потом занялись боковыми движениями. Сначала - на вольту откидывание зада вовне. Опять-таки, энергия идет от внутренней ноги через бедра во внешнюю руку, а если шире - то от ног лошади через тело всадника в рот лошади. Интересно, что Кубик стал на каждую полуодержку приоткрывать рот, сдавая челюсть, отжевывая и, тем самым, расслабляясь. И мне удалось поймать такой момент, когда я очень хорошо чувствовала задние ноги Куба, как он их переставляет, и смогла очень четко в нужный момент подталкивать его шенкелем, чтобы он переставлял ноги накрест. Потом занялись траверсами. Уже удается сильнее сгибать Куба в боку, поддерживая при этом движение вперед. Единственное, я все время забываю, что внутренняя нога тоже должна быть прижата к боку лошади, создавая ось, вокруг которой она будет сгибаться.
Сегодня я кажется прочувствовала связь между своими ногами и руками с одной стороны, и задними ногами и ртом лошади с другой. Еще очень смутно, но как ноги толкают лошадь, руки мягко либо открывают, либо чуть закрывают эту энергию, и лошадь отзывается на это, становится мягче. Сейчас я вижу, как мое правильное действие вызывает правильный ответ Куба, и чем правильнее действую я, тем точнее отвечает Кубик. Вообще, я погорячилась, когда сказала, что переросла Куба. Сегодня Кубик всем видом показывал мне, что он тоже растет. Может, не так быстро, как хотелось бы, но тут уж он копирует свою хозяйку :mrgreen: Меня пока очень тормозит то, что я не могу расслабиться, смягчиться, слишком много зажатостей. И хотя я делаю разные медитации расслабления, тут они бессильны...
С Кубом в общей сложности мы прозанимались два часа. Признаться, мы выложились так, что Куб весь взмок, а я едва стояла на ногах. Причем собственно физической нагрузки было не так много. Скорее нагрузка интеллектуальная, эмоциональная. И потому я конечно готова была брать Грома под седло, но не хотелось перешибать то, что сегодня получилось на занятии с Кубом. Однако седло, которое я беру на Грома, оказалось занято, и я с чистой совестью пошла с Жемчужным конем (а он действительно жемчужный, перламутровый) в бочку.
И вот странное дело: если с Принцем я, кажется, нашла общий язык, и Принц тянется ко мне, то с Громом я все еще в непонятках. Он очень ласковый конь. Но когда я вхожу к нему в денник с недоуздком, он пытается отойти, показывая, что ну не нужно ему все это, слишком многих он повидал. Мне кажется, что за внешней ласковостью и покладистостью скрывается отчужденность. И мне хочется как-то пробиться через эту стену. Возможно, нужно просто время. Может, пока стоит поработать с ним с земли, пообщаться, особо ничего не требуя...
В бочке я пустила Грома побегать. И обнаружила одну вещь. Дело в том, что в одном месте там образовалась небольшая наледь. Гром там все время скользил. И после этого переходил на иноходь. Потом я пускала его галопом, с галопа он переходил в роскошную рысь, а после наледи - в иноходь. Причем двигаясь и налево, и направо. И ведь под всадником он тоже переходит в иноходь. Может, иноходь кажется ему более устойчивой? Ему легче на ней сохранять равновесие? Хотя на мой взгляд иноходь выглядит ужасно. На рыси спина лошади поднимается равномерно, ритмичные движения. А на иноходи - то одна сторона поднимается, то другая, лошадь словно переваливается с бока на бок. В общем, не прониклась я иноходью 8)
Когда Гром бежал рысью, я постоянно приговаривала "рысью, рысь", и хвалила, хвалила его. Хочу попробовать научить его голосовой команде и потом использовать ее под верхом, вдруг сработает и под всадником он будет двигаться рысью, а не иноходью? И какая красивая у Грома рысь - летящая, размашистая, любо-дорого посмотреть!
Затем я подозвала его к себе, он подошел, глядя на меня своими огромными глазами, очень внимательно. Взяла его на чумбур и мы стали отрабатывать хождение рядом, остановки и осаживания. При движении рядом Гром то и дело наваливался на меня плечом, приходилось выставлять блок или надавливать на бок, чтобы он уступил. Иногда я просто останавливала его и гладила. Потом снова ходили, делали уступки давлению, играли в направляющую игру. Вроде, он все делает, но ощущение, что мысли его где-то далеко. Возможно, должно пройти время...
Я все больше и больше убеждаюсь: в каких бы прекрасных условиях не жила лошадь, у нее должен быть свой человек. Пусть и не один на всю жизнь - такое редко бывает. Но хотя бы на какой-то длительный промежуток времени. Который будет за ней ухаживать (помимо конюхов, коноводов, берейторов, проката). Может, я слишком очеловечиваю лошадь, но мне кажется, что тогда у лошади появляется некая стабильность. Когда "ее человек" просто лишний раз подойдет к ней, погладит, ничего не требуя, проверит, все ли на месте. Я попробую некоторое время брать Грома первым или вторым, чтобы больше сосредоточиться на нем, на свежую голову, как говорится. И ведь странно: внешне у Грома нет никакого криминала, все нормально. Но почему-то что-то в отношении его не дает мне покоя. Только что? Может это все я придумываю и на самом деле конь вполне доволен своей жизнью?