еще пять копеек про железо.
Мы все не раз наблюдали в прокате, как человечек сверху, пытаясь добиться ОТ лошади какого-то результата, дает жуткое количество команд, которые лошадь путают. Объяснить такому человечку, что результата надо добиваться от себя, а не от лошади - вот в чем задачи тренера. Что делает обучающийся?
Пытаясь повернуть лошадь, тянет слишком сильно один повод (так же проще, чем воспользоваться системой шенкель-корпус). Прокатская лошадь не реагирует или реагирует недостаточно хорошо. Она же прокатская. Она сопротивляется натяжению - это нормально. Тогда человек физиологически, натянув слишком повод влево - правой ногой прижимает ее сбоку (это равновесие просто) и смещает центр тяжести на правую ягодицу. Пролучаются прямо противоположные команды, исходящие от руки и корпуса-шенкеля. И лошадь не понимает, что конкретно от нее надо. Пытаясь выправить лошадь, человечек начинает играть ногами, смещает центр тяжести, Лошадь путается еще сильнее: чего же от нее хотят-то? Пытается выполнить команду так, как она ее поняла - но это не то, что хочет человечек. Человечек тянет другой повод, опять дрыгает ногами и елозит корпусом - лошадь окончательно запуталась. Хоть с железом, хоть без - в такой ситуации результат один - над собой работать надо. Может быть, тут железо лучше и снять. Мы попробовали на моей голой лошади прокатить девушку, которая никак не могла расслабить поясницу на прокатской кбыле. У девушки было: я должна отработать технику команд! мы убеждали ее, что она должна почувствовать лошадь каждой клеточкой - тогда и техника получится. И я предложила Зару - когда-то она была прекрасно выезжена, теперь это идеальная учебная лошадь, работающая с человеком. Она чувствует человека, изучает его, посказывает ему. Девушка все поняла после рыси с руками в стороны и закрытыми глазами. Она почувствовала лошадь и отдалась ей. На следующем занятии в прокате - эта девушка села на галоп и положила руки, куда надо. Важность повода ушла - первичными остались корпус-шенкель, чего никак было не добиться в полной амуниции. Прокатская лошадка - прекрасно понимала ее команды.
Это все я к чему?
Почему я считаю, что тонкая работа железом - это высший пилотаж? Я вижу спортсменов и спортивных лошадей. Я вижу, насколько высок порог их взаимопонимания - я со своей голой лошадью курю в сторонке. Я вижу, насколько четок, однозначен и понятен их взаимный язык. Не вижу я одного - боли
. Нет, если хочется - то можно и с болью, несколько раз имела наблюдать на соревнованиях. Но, уважение вызывают не эти несколько раз. А те люди, которые становятся ювелирами. Просто, это не всем дано.