Рита, а расскажите еще, пожалуйста, про Art2Ride Ваши впечатления?
Пожалуйста
На обратной дороге в поезде у меня было 4 часа, чтобы накатать эссе о семинаре Art2Ride. Итак,
Семинар Art2Ride (Москва, конный клуб "Воля")
А в Москве тем временем прошел семинар с американским тренером Уиллом Фербером (Will Faerber), известному по ресурсу Art2Ride.
Я попала на воскресные уроки. Хочется отметить хорошую организацию семинара и гостеприимство клуба "Воля". Удобное размещение, вкусная еда и приветливая атмосфера. Большое спасибо!
Всегда приятно встретить знакомые лица в другом городе: кто-то постоянный участник семинаров Пауло в Алискино, кто-то заочно знает меня по дневнику, с кем-то вместе ездили в Ростов по конным заводам.
Уилл очень интересный человек. В свои 64 года он держится бодряком, работает лошадей пачками, ездит по миру с клиниками. Его заряду энергии можно позавидовать.
На клинике он принимал самое активное участие в процессе: почти на каждом уроке просил всадника дать ему лошадь и начинал работать с ней сам, в руках/на корде/верхом, чтобы сэкономить ограниченное время клиники и побыстрее объяснить лошади требования, а потом уже передать готовые "настройки" всаднику.
Во главе его системы - работа спины лошади с максимальной амплитудой и максимальное растягивание линии верха за счёт удлиннения рамки. Простыми словами, он учит лошадей бегать с носом опущенным до земли на брошенном поводу. Всех и всегда.
Я скажу честно, что я не знаток системы Art2Ride. Я видела несколько отрывочных видео в интернете, и посмотрела 7 уроков в воскресенье.
Я считаю, что для того чтобы разобраться в системе конкретного тренера, надо посмотреть на его лучших учеников и лучших лошадей, которые показывают максимальный результат благодаря этой системе. (Ну...типа как Вера Мундерло демонстрирует лошадей Ани Беран на ее клиниках.) Тогда уже можно решать, нравится ли мне эта система и хочу ли я такой финальный результат.
Когда тренер приезжает и видит участников впервые, и обучение начинается с самого нуля, это может быть не так информативно. Тем не менее посидеть зрителем было крайне интересно.
Я посмотрела 7 уроков. Есть моменты, которые мне понравились, а есть моменты, которые остались для меня сомнительными(=не понравились).
Мне понравилось:
-как лошади работают спиной, видна волна на шагу и пружина на рыси, и в целом движения становятся раскрепощенные и приятные для глаза
-ещё Уилл мог внезапно остановить урок и сказать "мне кажется, ваша лошадь жмётся, и я полагаю, что проблема в седле. остановитесь, слезайте, расседлывайте лошадь". И потом он начинал прямо во время урока щупать лошади спину и смотреть как лежит седло. Потом сказал: "Я не могу точно сказать, но здесь явно что-то не так, а давайте мы с вашей лошадью на корде сейчас поработаем". И тут такой скользкий момент...с одной стороны, респект Мастеру, что он может так смело прервать урок на середине, неподходящее седло - это веский повод. Но с другой стороны, я боюсь, что сам участник, который заплатил немалые деньги был не очень доволен, что его лошадь пол-урока гоняли на корде.
Что мне не понравилось:
1. Все пары занимались исключительно шагом и рысью по большому вольту и учили лошадей протягивать нос вниз до земли. Больше не занимались ничем. Из семи пар НИКТО не дошёл до галопа, не было никаких гимнастических упражнений - ни боковых, ни переходов.
2. Мне остался непонятным откровенно брошенный повод. Вот прям совсем работа на брошенном поводу. Уилл жаловался, что ему не хватает длинны стандартного повода на уздечках и просил участников поискать повод ещё длиннее. Уж на что классиков обвиняют в отсутствии контакта с поводом...но Уилл всех переплюнул с бесповодностью))) Получается так, что одно мгновение лошадь бежит внизу очень раскованно и классно, а в следующее мгновение лошади это надоело и она "вынырнула" наверх посмотреть что творится вокруг, и в этот момент всадник остается вообще без контроля над лошадью. Чтобы вернуть лошадь обратно в низкое положение, ее активно досылали шенкелем/хлыстом/бичом, и будучи бесповодной, энергия от посыла уходила в пустоту, лошади просто ускорялись, заторапливались, переходили в галоп, некоторые даже спотыкались в спешке.
3. Хотелось бы увидеть переход от низкой рамки носом в землю к следующему этапу тренинга. Ну научиться лошадь боронить носом манеж, а что дальше? Какие следующие этапы и какая конечная картинка? До какого уровня можно довести лошадь? Хотя полагаю, что все упиралось в техническую неподготовленность лошадей для следующего этапа и за ответами на мои вопросы нужно идти на сайт Art2ride. Возможно, я как-нибудь этим займусь.
После каждого урока Уилл с удовольствием отвечал на вопросы зрителей, было очень интересно пообщаться с ним лично. Могу сказать, что он достаточно категорично высказывает свое мнение и за словом в карман не лезет. Такие словечки как "самый худший", "зло", "идиоты", "полная ернуда" и "бегите от таких тренеров" периодически мелькали в его ответах.
Ниже передам его ответы на некоторые вопросы. И поскольку он высказывался довольно безапелляционно, то думаю мне не стоит смягчать его резкие слова...
Про современную выездку: считает, что современная выездка напрочь деградировала как дисциплина, ни одна лошадь на последней Олимпиаде не работала правильно спиной. Также выездка превратилась в насквозь коррумпированную структуру для деток богатых родителей, которым лишь бы покрасоваться в седле. А такой современный выездковый тренинг гробит здоровье лошадей, которых отправляют на пенсию уже в 12-14 лет. И на последней Олимпиаде ни одна выездковая лошадь не работала спиной правильно. Шарлотта и Валегро тоже его сильно разочаровали последние годы.
Про шлею Пессоа: Шлею Пессоа он считает самым ужасным изобретением, почти что орудием пытки, которое должно быть объявлено вне закона.
Про тренинг фризов, других упряжных лошадей, андалузов и лузитано:
Я задала вопрос Уиллу: "сущесвует мнение, что упряжных лошадей (фризов) не стоит слишком сильно опускать вниз, так как они итак имеют очень тяжелый перед. То же самое с андалузами и лузитано с их природной "колодкой". Их положение- нос не ниже груди. Что вы думаете по этому поводу?"
Уилл ответил: Идиоты те, кто так считает. Я абсолютно не согласен с этим мнением и уверен, что умение работать в такой низкой рамке необходимо абсолютно всем лошадям, а фризам особенно полезно, так как у них самые слабые спины, которые они любят проваливать по любому поводу. И тоже самое с барочными лошадьми.
(Выходит, Пауло идиот, раз он придерживается другого мнения относительно фризов).
В воскресенье по желанию участников было 2 урока на вожжах (в смысле на double-longe, или двойной корде), где они также учили лошадей тянуться вниз. В конце Уилл прокомментировал их работу.
Про вожжи: по его мнению, работа на вожжах - очень опасное и коварное занятие, которым могут заниматься только мега-профи с превосходным чувством лошади. Опасность заключается в том, что очень легко перетянуть за внешнюю вожжу и лошадь научится бегать по кругу с обратным постановлением, а также если переборщить с обоими поводьями, лошадь может быстро научиться ломаться в шее и прятаться от руки за поводом. Буквально за пару уроков можно так напортачить, что потом можно не один год разгребать эти проблемы.
Он категорически не допускает своих учеников к работе на вожжах, и сам практикует вожжи редко, в основном только с лошадьми продвинутого уровня, когда они переходят к обучению пассажа и пиаффе. Для молодых лошадей он не рекомендует вожжи, а чтобы научить лошадь тянуться вниз, достаточно просто правильно работать на корде и можно использовать шамбон. Это будет гораздо безопаснее.
Вообщем, на меня Уилл произвел неоднозначное впечатление. В моем понимании Мастер - этот тот, кто мало говорит и много делает и никогда так открыто не критикует своих коллег, тем более что он стоит перед незнакомой аудиторией ниже стоящих по рангу людей(в том смысле, что он Мастер и Учитель, а мы ученики). И на мой скромный взгляд, такие эмоционально окрашенные тирады расчитаны больше на легко убеждаемых новичков, чем на состоявшихся профессионалов со своим мнением.
Очевидно, что система Уилла и португальская школа имеют существенные различия. Буквально вчера Пауло говорил, что для него на первом месте стоит баланс лошади, в то время как Уилл ни слова не сказал про баланс и делал упор исключительно на поднятие спины.Что касается меня, то я могу принять систему Уилла в очень ограниченной степени, оставляя такую низкую рамку для особых случаев.
В любом случае я хочу выразить большую благодарность организаторам приезда Уилла. Пусть может быть я не во всём согласна, познакомиться с Уиллом и посмотреть на его работу вживую был крайне интересно!!!
Например, на данном этапе для Бренда очень важно научиться поднимать спину и после моего возвращения с семинара Art2ride, мы с Брендом немножко позанимались в этом ключе. Правда, я не просила Бренда пахать носом землю, просто опускала его чуть ниже груди и при этом заставляла активно двигаться вперед, подключая спину и через пару дней мне очень понравился результат такой работы под седлом. Впрочем, на клинике Пауло говорил мне приблизительно тоже самое. Очень надеюсь, к следующему приезду Пауло показать хороший прогресс с Брендом.