лучшие тренера . Ваше мнение.

  • Автор темы Автор темы As9
  • Дата начала Дата начала
Ronul, про драйвинг я ни в коем случае не издевалась) просто с вашим опытом в выездке в этой дисциплине можно быстро набрать уровень и получать удовольствие от процесса езды в упряжи. Хорошие лошади для драйвинга обычно выезжаются до Малого приза и регулярно работаются под седлом. Так что режим - упряжь, верх, вожжи (работа в руках) - для лошади позволяет более гармонично развиваться, а всаднику (драйверу) работать над контактом и проводимостью не переутомляя лошадь однообразной работой. Единственно, это довольно затратная дисциплина)
По поводу тренеров - жаль, что у нас нет каких-то фундаментальных правил общих - каждый тренер начинает тебя сразу же переучивать. Причем не факт, что правильно. Но почему-то многие пытаются тебе сразу придать свои идеалы представления - как надо ездить. При этом они не знакомы с биомеханикой человека, лошади, они пытаются наложить на всадника кальку и все что лишнее - отрезать) Хороший тренер видит не следствие, а причину. Т.е. он не будет говорить - ногу назад или руку выше, а будет искать причину возникновения проблем, и как сделать так, чтобы все встало бы на места, лошадь бы работала лучше, но при этом всадник не зажался бы в попытках исправить свои наработанные годами ошибки. Как-то так. Что касается посадки, то очень хорошие семинары проводила Доменик Морган, это было довольно давно. Но она много работала именно над посадкой, мелочами, а там, за посадкой всадника и лошадь начинала бежать гораздо лучше. Вот это для меня пример хорошего тренера остается. К такому результату надо стремиться.
 
Последнее редактирование:
Ronul, про драйвинг я ни в коем случае не издевалась) просто с вашим опытом в выездке в этой дисциплине можно быстро набрать уровень и получать удовольствие от процесса езды в упряжи. Хорошие лошади для драйвинга обычно выезжаются до Малого приза и регулярно работаются под седлом. Так что режим - упряжь, верх, вожжи (работа в руках) - для лошади позволяет более гармонично развиваться, а всаднику (драйверу) работать над контактом и проводимостью не переутомляя лошадь однообразной работой. Единственно, это довольно затратная дисциплина)
По поводу тренеров - почему жаль, что у нас нет каких-то фундаментальных правил общих - раньше было - каждый тренер начинает тебя сразу же переучивать. Причем не факт, что правильно. Но почему-то многие пытаются тебе сразу придать свои идеалы представления - как надо ездить. При этом они не знакомы с биомеханикой человека, лошади, они пытаются наложить на всадника кальку и все что лишнее - отрезать) Хороший тренер видит не следствие, а причину. Т.е. он не будет говорить - ногу назад или руку выше, а будет искать причину возникновения проблем, и как сделать так, чтобы все встало бы на места, лошадь бы работала лучше, но при этом всадник не зажался бы в попытках исправить свои наработанные годами ошибки. Как-то так. Что касается посадки, то очень хорошие семинары проводила Доменик Морган, это было довольно давно. Но она много работала именно над посадкой, мелочами, а там, за посадкой всадника и лошадь начинала бежать гораздо лучше. Вот это для меня пример хорошего тренера остается. К такому результату надо стремиться.
Согласна с вами, действительно многие тренера отсекают посадку как пережиток прошлого...
А ещё хуже, не могут объяснить как правильно.
По моему опыту, лучшие тренера, которые объясняют с точки зрения механики лошади, и человека, зачем поправить, почему поправить, и для чего. Тогда у всадника в голове образовывается связь, понимание процесса работы лошади, и анализ действий. Ну и конечно "чувство лошади" никто не отменял, бывают люди которые все понимают, но выполнить не могут как раз по причине того, что не чувствуют когда.
 
Ребят, а можно я спрошу о самых азах. Те, кто имеет хороший тренерский опыт и берется за взрослого человека с "0". Поделитесь опытом, что вы в первую очередь рассказываете? Имеете ли в голове план занятий на месяц/год? Если говорить о подготовке любителя без амбиций по ездам, а именно введение в грамотное общение с лошадью "для души", в обращение с ней на земле, работу с амуницией, введение в верховую езду. Чем руководствуетесь? Какие источники используете? Что даете людям почитать, посмотреть?

Имеются в виду взрослые работающие люди, готовые приезжать на тренировки раз в неделю, заинтересованные в общении с лошадью и в теории.
 
Prosperity, понимаете в чем дело, человек, который может приехать раз в неделю, может и не приехать раз в неделю.
Поэтому план можно составлять только следующей тренировки. И делать это надо обязательно.
А планы на будущее можно составлять только с регулярно занимающимися или арендаторами лошади, которые изъявляют желание заниматься.


Лично я, как тренер, всегда на первом занятии уделяю много времени ТБ и чистке с седловкой. Любой всадник должен уметь чистить и седлать свою лошадь, если он намерен заниматься серьезно. Даже если это серьезно для души. Я не занимаюсь с теми, кому нужна поседланная лошадь.
Почитать и посмотреть можно тоже давать только тем, кто на дело смотрит с прицелом в будущее.
 
Prosperity,​
Хороший вопрос!) но в данной теме таких тренеров нет;) поэтому ответить некому. их тут скорее выявляют и немножко обсуждают.
Я вот сижу слушаю, ибо задалась поиском хорошего берейтора в Питере. Мой список гуру уже составлен, осталось пообщаться:rolleyes::rolleyes:
 
Аня, ну я особо не претендую на тренера прям по выездке. Я реально для себя спрашиваю. Как вы учите и как вы хотели бы, чтобы учили вас, когда вы были "0"?
 
Ну что касается занятий со взрослым человеком 1 раз в неделю. Есть какие-то ступени, которые тренер в голове держит - освоить посадку и управление на шагу. - освоить управление на шагу и правильно применять средства управления. - освоить посадку на рыси, различные виды рыси, начать осваивать рысь без стремян, освоить управление на рыси и тд. Когда всадник начинает более менее уверенно держаться на лошади можно выезжать на прогулки в поля. Эти ступени проходят с каждым по разному. Кому-то сложней в начале, кому-то потом. Тут сложно загонять всех под один шаблон. Взрослому человеку который занимается ве больше как иппотерапией, фитнесом - важней, мне кажется, общение с лошадью, без криков и упреков со стороны инструктора. Он хочет приехать - расслабиться, получить легкую физическую нагрузку. Если далее он решит выбрать специализацию - он будет искать тренера готового заниматься более узконаправлено - вестерн, пробеги, конкур, выездка, драйвинг и тд.
Если приходит подросток с прицелом на спорт, тут другая схема должна быть у тренера - учитывая детскую психологию, развитие итд.
К сожалению, в погоне за деньгами, многие тренеры (инструкторы) в прокатах (школах ве) плохоподготовленного всадника бросают на препятствия, или позволяют ездить на лошади с допснаряжением или строгим железом. Выглядит это ужасно - всадник на галопе не сидит, но метр прыгает, а чтобы лошадь не тащила, потому что у нее спина отваливается - у всадника есть пелям или еще что.
И он прыгает и ездит на соревнования потому что платит за прыжковые тренировки. От таких тренеров надо бежать сразу. Ничему хорошему они вас не научат. Причем бежать тому, кто видит это все со стороны, потому что те, кто прыгает на замученных лошадях кое-как - их обычно все устраивает. Они же платят деньги.
Другие учителя проводят тренировку так: шаг (энно к-во минут), рысь, шаг, подъемы и тд. Все. Причем так проводятся даже индивидуальные занятия. Мне кажется это тоже не дает ничего.
Вообщем, как мне кажется, мы хотим ездить на лошади - чтобы получать удовольствие от общения с ней, удовольствие от прогулок, от работы с лошадью. Если у вас это есть, значит, возможно, вас направляют в нужном направлении.
 
ну как учили меня (и я считаю правильным): ТБ, чистка, седловка, амуниция. Первые занятия только на корде шаг-рысь, обучение основам посадки прежле всего, правильное положение рук и ног. Короткими репризами учебная рысь, можно сразу без стремян, ибо новичка они будут выбивать. Поскольку новичок не имеет определенных мышц и физ подготовки, то он не может долго проехать правильно... Долго в смысле и пары кругов по стенке не осилит, поэтому только корда, упражнения на посадку. После того, как посадка стабилизируется на всех аллюрах, можно с корды отпускать и начинать работать на управление.
Где-то есть видео Венской школы про обучение новичков, очень полезно. И база, на мой взгляд, в выездке или просто в хобби должна быть одна единая: умение обращаться с лошадью, посадка-баланс, правильное применение средств управления.
А вот до меня Hip все верно описала, с моей точки зрения)))
 
Последнее редактирование:
Тренеров может и нет, но данный вопрос уместен и для инструктора проката. Волею судьбы мне довелось "по дружески" посадить пару взрослых всадников. Ни на что не претендую, но чего бы и не поделиться опытом, пусть и маленьким, но вполне успешным. Может кому-нибудь пригодится. :oops:

Я не строила особых планов. Приоритетными целями было убрать страхи и расслабить. Чистка-седловка обязательно. Когда человек с земли не знает, как к лошади сунуться, что от него сверху ждать. Общение с лошадью. Удовольствие.

Упражнения под верхом. Взрослого человека надо размять. НО! Важно так извернуться, что бы он не чувствовал себя при этом глупо. Поэтому все упражнения только на стоящей, придерживаемой за повод лошадь. Не хочет человек, категорически не настаиваю. В движении для начала достаточно оторвать руки хоть как-то и повороты корпуса вправо/влево, ну и ногами покачать. Ну и дальше, все свои силы направляю на то, чтобы человек расслабился. Я обычно пытаюсь отвлечь. Пока самым действенным было требование посчитать в уме и обычная болтовня. Ну мол сейчас шагаем, слово за слово, человек начинает о чём-то рассказывать. Я поддакиваю и время от времени "повод подбери, постановление, высылай в рысь" желательно в самый апогей рассказа. Получалось. Человек сперва поехал, потом вспомнил, что забыл испугаться. Ну и ещё "вдооооох-выыыыыдох". Когда человек не может расслабиться, помогает предложить сосредоточиться на чём-то другом. Дыхание в этом плане очень удобно.

Ну и два момента. Взрослые люди занимаются ВЕ в первую очередь ради удовольствия. Так что надо понять, от чего данный человек получает максимальное удовольствие и стараться предоставить ему желаемое. Плюс, надо помнить, что взрослые люди (особенно офисные работники) быстро устают. Поэтому я не придерживаюсь канонических 10 минут. Работаем репризами. Смотрю на человека. Стараюсь перевести в шаг раньше, чем он скукожится от усталости и напряжения. Смотрю, как в шаг перешли. Если по человеку видно, что может и устал, но жаждет немедленного продолжения, продолжаем. Если же перешёл в шаг с явным облегчением... там смотрим. Может человек УЖЕ всем доволен и на сегодня уже ничего больше не хочет. Не хочет, так и не надо. Оставшееся время всегда можно занять чем-то и на шагу. Передохнул, появилось желание ещё проехать (такое часто бывает, когда человек понял, что больше от него уже ничего не требуется... вдруг возникает желание попробовать ещё разок).
 
Это относится к музыкальному обучению, но верно для нашей темы:
"Взрослые так не поступают. Если они начинают забавляться, то ощущают вину. Взрослые обычно не придумывают песенки и не играют несколько аккордов пять миллионов раз, как это делают дети. Они гораздо более разумны и практичны.

Поэтому взрослые должны добиваться чувственного знания более прямым образом и намеренно, чем дети. Учеба должна быть структурирована."
Т.е. если детей имеет смысл учить ездить "накатывая часы" для появления "чувства лошади", ничего особенного не прося, то обучая взрослых надо пытаться структурировать обучение, делать его с ясными и конкретными целями.
 
Нда. Человеку не нравятся личные наезды, но активно и негативно обсуждать свою же коллегу, обвинять её в некомпетентности и звать на "разборки" по видео, зная, что человек на форуме не бывает - верх объективности.:rolleyes:

А человека всего лишь рекомендовали как хорошего тренера по посадке. И совсем даже не называли "лучшим тренером всея российской выездки". Да, есть некоторый перекос у неё по поводу сомнительных прелестей советской выездки. Грешна она тоже, да.:) Но говорить о том, что этот человек и выездкой-то не занимается... Эдвард Галл, приедь он сюда, тоже может скажет, что мы тут все не выездкой, а пародией занимаемся.:)

Кстати, а такой тренер по посадке очень даже может быть актуален. Катерина75 хорошо уже это описывала. И у меня тоже была подобная ситуация.

Бывает есть возможность позаниматься на очень хороших лошадях. Очень часто у таких лошадей их всадник в первую очередь - берейтор, а потом уже тренер. Такой тренер может дать всаднику драгоценную возможность поездить и почувствовать управление и элементы (говорю про любимую выездку, понятное дело) на лошади, которая делает это всё как часики плюс желательно ещё и даёт опыт всаднику езды на лошади с действительно хорошими алюрами. Это очень ценно и важно. Но зачастую у такого высококлассного берейтора такой крутой лошади мало терпения и приёмов (способов объяснения, словесных описаний и т.п.) против обычных косячков спортсмена-любителя. И на корду они обычно не стремятся своего ученика брать. У такого профессионала вообще часто трудно найти лошадь для упражнений на посадку на корде. А комментарии такого тренера часто направлены больше на работу лошади, а не всадника.

И вот тут бывает очень полезно дополнительно иметь занятия на более скромной лошади с менее престижным тренером, но которой не поленится побегать по манежу, чтобы просмотреть правильность всех заездов всадника (по средней линии, вольты, перемены) по схеме, который не поленится сам и (будем честными!) не пожалеет своей лошади взять всадника на корду. А занимаясь посадкой побудет неутомимым говорящим попугаем, напоминающим про посадку, и даст такое количество разнообразных упражнений, которое не даст заскучать даже опытному всаднику.

И неужели как первого, так и второго тренера я не могу похвалить и назвать "лучшим"? Просто у каждого своя специфика, свои сильные стороны.
В теории существует идеальный сферический тренер в вакууме. Бывают они, конечно, но всем не хватает. В реальности у кого хорошие теоретические объяснения и хорошая лошадь для отработки посадки, часто нет турнирной лошади уровня МП и выше. У кого есть хороших лошадей в достатке, тот вообще обычно занятия ведёт редко. Учеников берёт по рекомендации и/или за хорошие деньги. И не всегда хороший берейтор = хороший тренер. Отказываться от возможности езды на хорошей лошади с подсказками опытного спортсмена - глупо. Но всаднику ниже уровня МП может для общестороннего своего развития не хватать чего-то после таких занятий. Какого-то прожёвывания в теории, лошади для посадки и т.п.

Оговорюсь, что я больше рассуждаю про ситуацию, когда собственной лошади у ученика нет.
Если своя лошадь есть, то положение проще. Если, конечно, лошадь очень хорошего уровня. Если не очень, то там свои тараканы начинаются.

Я вот ещё не могу понять истинной подоплёки этих разборок, т.к. не знаю лично его участников. Вижу, что знакомые Strela активно её поддерживают, щёлкая "мне нравится" под её постами. Вижу, что люди, которые видят ситуацию со стороны и лично не заинтересованы, в целом против личных наездов тренеров против своих коллег и за конструктивные отзывы. Всё вполне предсказуемо.
Так какие мотивы разборок?
Это профессиональная зависть?
Это жадность?
А может просто плохое настроение и желание скрасить вечерок?
Ну, и может я молода и наивна, но не отмету вариант искреннего желания помочь разобраться в том, кто есть кто и к чему надо стремиться, новичкам и не очень в выездке от неравнодушного квалифицированного тренера и судьи.
Если первые три варианта, то что-то обсуждать далее смысла не вижу. Нерационально.
Если (к счастью) четвёртое, то выбран плохой способ донести знания в массы. Этот метод отталкивает. Плохо, когда тренер не умеет держать вежливый нейтралитет по отношению к своим соперникам. Конечно, у себя дома за чайком разборы полётов у спортсмена - это святое дело. Но, ёшкин кот, надо держать лицо на людях. Не в смысле, обговаривать только за спиной. В смысле, если уж желание нести правду в массы внутри неудержимо, то говорить конструктивно (и плюсы назвать тоже, да!) и только по делу. Если эмоции переполняют - сдержаться, подумать и написать своё пост на следующий день.;) Если с вами спорят - спокойно выразить свою позицию и сказать, что выездковый манеж вас рассудит. Это несложно, но как же профессионально со стороны выглядит!

Strela, если вариант всё таки четвёртый, то... А не написать ли вам пару статей или вообще книгу? Я без сарказма. Выделите то, что вы считаете упускается нашими конниками. Может это будут основы посадки или база тренинга лошади. Может секреты подготовки именно к соревнованиям: психологические вопросы или нюансы при накатке схем. Считаете, что люди не умеют правильно выбирать себе тренеров? Напишите, что оценивать, куда смотреть, что спрашивать.

Да, эти предприятия вряд ли принесут вам денег. Может даже потребуют затрат, особенно в случае книги. Но принесут немного известности, а это приятно и невредно вам как спортсмену и тренеру. И большой плюс в карму будет.;) А что касаемо времени, затраченного на этот подвижнический труд, так в интернете сидеть время тоже требуется.:)

А пока могу сказать, что та же Жирнова никого в интернете не осуждала, её ученица Екатерина, если мне память не изменяет, таки выступала по МП, откуда фотографии имеются. А ещё ими сделано прекрасное бесплатное видео о посадке, которое уже давно гуляет по интернету. Отличное учебное видео, которое реально несёт что-то светлое в массы.
Стоит ли удивляться, что нашлось немало незаинтересованных защитников в пользу их, как тут выражались, "секты".

Лучше выигрывать не унижая оппонента, а доказывая своим примером: своей посадкой, ездой, учениками и, безусловно, результатами на боевом поле, что круче тебя только яйца голубого дрозда, которые варились в кипятке час.
Тогда тебе будут верить искренне и слова не подвергаться сомнению.

И повторюсь.
Какое счастье, что НИКТО из моих тренеров не пишет в интернете.:) Все заняты делом.

И два слова про построение планов на тренировках.

Prosperity, как правильно заметили, что у хорошего тренера есть в голове план подготовки всадники. Это также как и с работой лошади. Есть база, есть ступени тренинга/работы. Эта пошаговая система - гибкая в зависимости от индивидуальных особенностей всадника. Как и с лошадью, эти ступеньки/шаги мобильны. Например, иногда можно что-то начать объяснять с более сложного, а только потом с простого. Да-да, странно звучит, но есть такой педагогический приём. Это просто как пример гибкости.
Очень-очень рекомендую, что для себя, что для лошади подбирать тренера с системным подходом. Никаких - "по настроению", "выйдем на плац - посмотрим". Поверьте, в голове должна быть система, пусть и со скидками на сегодняшние настроение всадника/лошади, какие-то внешние условия. Результаты у системного тренера и тренера "по настроению" будут очень разнится, особенно в умении любого всадника и любую лошадь научить работать как надо. Хотя с какой-то одной-двумя парами тренер "по настроению" может засветиться.
Ржавая Дикая (только без обид, хорошо?) как раз описывала лайт-версию такого тренера "по настроению". Даже для возрастных хобби-всадников это сомнительный вариант обучения. Редко потом такие ученики хотя бы имеют хорошую правильную посадку и уверенное управление на трёх аллюрах. Часто не умеют учиться новому в ВЕ. Читай, следить за собственным телом, держать концентрацию, быть самоорганизованными. Поэтому редко дорастают хотя бы любительских стартов и вследствие малого разнообразия тренировочного процесса, отсутствия гомеопатической порции стресса и адреналина (да, это бывает полезно и для возрастного новичка, пусть и очень дозированно) часто бросают занятия с тренером. А иногда даже саму ВЕ.
Это я всё, конечно, про спорт больше писала, но что-то полезное вы для себя сможете, надеюсь, прочитать.
 
Даже для возрастных хобби-всадников это сомнительный вариант обучения.
Для возрастных хобби-всадников с нуля - это идеальный вариант обучения. Я прочла РД, прям поражена, аплодирую. У взрослых столько комплексов и зажимов бывает, что мама не горюй. Даже когда тело все давно умеет, мозги тормозят. Поэтому важно отвлечь, переключить, "вдох-выдох", причем обязательно с открытым ртом - челюсти открываются, расслабляется шея и плечи...
Конечно, если человек физически развит, ничего не боится, проявляет инициативу, тогда эти танцы с бубнами ни к чему. Тогда можно и нужно работать по другой схеме.
 
Я тоже напишу про своего тренера, мне очень нравиться ее подход к тренировкам, абсолютно индивидуальный с учетом коня и всадника. Я не занимаюсь спортивной выездкой, но иногда пробивает на то, чтобы "а-а-а, у меня даже еребенок 2-е место по выездке имеет, а я еще топчусь на месте" и она терпеливо слушая мои истерики, умудряется работать не форсируя коня. В тренировках учитывается и характер всадника, и характер коня, и физическая подготовка всадника, и особенности биомеханики движения коня. А еще ей можно сказать: "Ну не понимаю я ваших терминов" и она будет пытаться объяснить так, чтобы всадник понял. А я действительно не понимаю очень многой терминологии в силу того, что половина ее употребляется на автомате. И кстати посадка у меня оставляет желать лучше, но конь хорошо бежит только если я сижу некрасиво, но при этом так как мне удобно и сделать с нами ничего не смогли другие тренера, а у Анны полуается из нас что-то делать потихонечку.
 
Для возрастных хобби-всадников с нуля - это идеальный вариант обучения. Я прочла РД, прям поражена, аплодирую. У взрослых столько комплексов и зажимов бывает, что мама не горюй. Даже когда тело все давно умеет, мозги тормозят.
Нет, не соглашусь с вами.
Я говорю не теоретически. У меня лично были занимающиеся и как возрастные с физическими и психологическими зажимами, так и люди с паническим страхом (обычно после серьёзных травм и/или падений в каком-нибудь полевом прокате). Конечно всё постепенно. Всё индивидуально. От подбора лошади до распорядка внутри занятия.
Но, поверьте, просто участливо и позитивно разговаривать, не торопить, по первому требованию прекращать выполнение чего-то сложного для ученика не решает всех проблем. Я к этому пониманию не сразу пришла.
Так надо вести себя тренеру возможно на первом этапе и время от времени, но не выбирать как главную стратегию ведения тренировок. Особенно если эти самые зажимы критические. Вот просто поверьте.
Поначалу ученик традиционно радуется подобному вечно оберегающему и понимающему тренеру, но потом обычно наступает застойный период, потому что тренер не умеет правильно вывести из зоны комфорта. Так чтобы это было полезно, а не послужило поводом для отката.

Люблю смотреть как мой тренер работает с женщинами лет от 45 с нуля. Которые не привыкли напрягаться, которые давно не получали большей физнагрузки, чем поход по магазинам, которые сами не верят, что решили исполнить мечту детства - научиться ездить верхом. Все как одна ни о каком спорте не заикаются и не мечтают. Но потом... Искусная комбинация подробных теоретических объяснений, хорошей учебной лошади и заданий, которые всегда на один микрошажок дальше зоны комфорта делает чудеса. И вот уже белые бриджи и первые старты.
А ведь как сложно бывает даётся таким возрастным хоббикам умение настаивать на своём в своих командах на лошади, как сложно бывает элементарно дышать и держать нагрузку, как сложно быть сконцентрированными!

Я думаю, что тренер, умеющий работать эффективно и с такими всадниками на результат, точно достоин называться "лучшим".
Я считаю, что полезнее всего называть именно таких знакомых тренеров в этой теме.
Называть раскрученных тренеров, работающих на топ-уровне, тоже, конечно, можно. А смысл? Когда нужен тренер такого уровня, человек редко будет искать такого по интернет-советам. Обычно к тому времени всадник сам уже более-менее наслышан кто есть кто на ближайших конюшнях, побывал на соревнованиях, посмотрел выступающих всадников. Нужно смотреть уже предметно. Разные спортсмены - разные методы.
А вот лучшие тренера по вхождению в конный мир для новичка очень актуальны.
 
Я думаю, что тренер, умеющий работать эффективно и с такими всадниками на результат, точно достоин называться "лучшим".
Бесспорно. Но встает вопрос. Что такое результат и кто его определяет. Если всадник пришел учиться с прицелом на совершенствование в ВЕ - это одно. А вот если человек сел на лошадь для приятного времяпровождения (и цель его получить удовольствие и из седла при этом не выпасть) - это другое. При этом, конечно, нельзя забывать , что течением времени цели могут измениться.
 
Я хочу больше, чем покататься. Я, надеюсь, серьезно и насовсем. Поэтому жду от тренера не мармелад в шоколаде и прочий парадиз, а нечто, способное продвинуть меня за страх и "не могу". Да, иногда принудительно. Но что делать, если я обычным способом не продвигаюсь?
 
Маркиса, так с этого нюанса тут все разборки и начались. Когда выяснилось, что для одного человека единственно верный критерий - проценты на стартах, а для других - нет. И как уже не раз здесь отмечали, если мы говорим о серьёзной нацеленности на спорт, то такой подход, пожалуй, очень правильный, но если старты не нужны или не являются главным приоритетом, то надо смотреть кучу других сторон конкретного тренера.

Ну и если уже в дебри лезть, то раскрою свою предыдущую мысль про то, что если намерения так уж серьёзны, то подбирать тренера по интернету, даже сверяясь с результатами на эквестриане - глупое дело.

Пример из жизни. Иногда приходится выбирать по принципу "шашечки или ехать". Другими словами, выбирать тренера для соревнований или для навыков.
Поясню. Это такая есть выездковая заморочка. Не секрет, что есть моменты, которые не связаны непосредственно с происходящим на боевом поле, но за которые всаднику могут повысить или понизить процент.
Например, есть тренера, ученикам которых традиционно ставят. Это может быть заслуженный или просто раскрученный тренер. Это может быть главный тренер данного крупного КСК с проводящимися там регулярно и в большом количестве соревнованиями. Лошадь тоже может быть примелькавшейся и традиционно хорошо выступающей. Такой даже с новым слабоватым всадником сверху могут, покачав головой, ставить очень лояльно. Ну, типа "не всаднику-оболтусу ставлю, а лошади".
Напротив, есть тренера, будучи учеником которых для победы придётся ехать на голову выше остальных. Не полюбится тренер судьям может по разным причинам. Могу ошибаться, но вот не удивлюсь, если у учеников Жирновой будет такая проблема. Когда судья будет знать, что это ученик такой-то тренерши, которая непонятных лошадей в выездку берёт, какими-то непонятными методами учит, на современную спортивную выездку бочки катит. Вроде ничего криминального и оценивать надо то, что видишь, а не то, что ОБС, но судью всаднику от подобного тренера придётся УБЕЖДАТЬ, что он чего-то стоит. Впечатление выступления будет как бы из минуса идти, а не из нуля как обычно при виде неизвестной ещё судьям спортивной пары. Но мир-то конный тесен.

Это всё уже заморочки и нюансы, конечно. Об этом не принято говорить громко и публично, но кому надо - известно. Есть тренера, умеющие делать хороший маркетинг: дружат с кем надо, приглашают судей на мастер-классы к себе, а потом пьют чаёк с ними после тренировки. Есть те тренера, кто берут упорством и трудом.
Кому "шашечки", кому "ехать".
Нет, конечно, не все судьи - твари такие корыстные, которые так и мечтают засудить непризнанного гения. И маркетинговые тренера чему-то своих учеников учить таки должны. Но выбирая тренера полезно понимать и такие нюансы. Есть просторные дороги, есть извилистый путь. Есть гарантированный результат, есть кот в мешке. Первое обычно стоит дороже, чем второе.
Какой-то тренер сфокусирован на выступательный результат учеников и будет много сам подсаживаться на лошадей учеников, предварительно протаскивать их самолично на соревнованиях, организует правильную раскрутку лошади и всадника. Но часто получается, что всадник от такого тренера становится неплохим спортсменом, но никакущим берейтором. Кто-то больше нацелен на большую предварительную работу дома причём по возможности побольше работы этой лошади самим спортсменом и не стремиться создавать благоприятные специальные фон/условия на соревнованиях для своего ученика считая, что с хорошим прокатом езды судьи не поспорят.
Различать ху из ху можно только потусив в местной соревновательной тусовке. Если не выступая, то хотя бы активно посещая соревнования и смотря на разминки, в протоколы, постоянно анализируя и держа глаза раскрытыми. Когда знаешь кто кого сколько тренировал с каким выхлопом в конце как на местных, так и на выездных, вплоть до зарубежных международок, соревнований. А дальше пробовать и пробовать. Индивидуальную совместимость ученика и тренера никто не отменял.
Это я опять всё про спорт. Ну или
Если всадник пришел учиться с прицелом на совершенствование в ВЕ - это одно.
По второму варианту.
А вот если человек сел на лошадь для приятного времяпровождения (и цель его получить удовольствие и из седла при этом не выпасть) - это другое.
Тут могут цели подрасти до спорта или человек, добившись определённого уровня, уйдёт в самостоятельное плавание. По моим знакомым: купит себе лошадь для попокатания или если с финансами напряг, то найдёт себе тусовку по выходным, чтобы в поля кататься. Тренер время от времени может в жизни таких людей появляться, но как-то вот по лучшести редко подбирается. Чаще всего просто тот, что ближе/доступнее. Для не выпасть из седла - этого оказывается обычно достаточным. Редко кто-то остаётся на неспешные занятия для души.

Helia, мы тут выше мармелад в шоколаде обсуждали, когда говорили о неуверенных в себе возрастных хобби-всадниках. В спорте-то точно сладкого мало.
Я бы сказала, что описанным выше всадникам надо сало в шоколаде. Или мармелад с кислинкой.))) Чтобы и по шёрстке гладили, но и не всё малиной было. Со всадниками с паническими атаками и тому подобным всё сложнее, но, на мой взгляд, тут как с лошадьми. Нужна мягкая, понимающая, но абсолютно твёрдая и уверенная рука. Тогда даже самый неврастеник доверится и начнёт работать. Справедливо как для лошадей, так и для людей.
 
Ну мол сейчас шагаем, слово за слово, человек начинает о чём-то рассказывать. Я поддакиваю и время от времени "повод подбери, постановление, высылай в рысь" желательно в самый апогей рассказа. Получалось. Человек сперва поехал, потом вспомнил, что забыл испугаться.
Эйша, если вы внимательнее перечитаете пост РД, то наверняка заметите, что ее приемы именно что вели к шагам за зону комфорта. Но так же, как мы ведем лошадь - постепенно, не заставляем сразу метр сигать, а сначала через жерди шагом.
 
Надеюсь, что Ржавая Дикая не обидится, если я более подробно растащу её пост на цитаты. Я вас совсем не обвиняю в гуризме и могу только похвалить за терпеливое обращение с новичками, просто надо же как-то предметно с Наглым Чайником говорить.

Что мне не понравилось.
Я не строила особых планов.
Вот не люблю такое, хоть убейте. Теоретически, когда человек умеет сам ездить рысью, то он может учить другого как это делать. Но я за то, чтобы он сам уже умел ехать галопом, когда другого учит ездить рысью. Понимаете? Надо смотреть на шаг вперёд. Есть нюансы, которые в начале учатся легко и просто, потому что у человека ещё рефлекса никакого нет на какое-то лошадиное действие или ситуацию, а потом если это пропустить, то будут проблемы. Переучиваться всегда сложно. А плана поэтапного нет, системы нет, тренер плохо осознаёт что из базы, из начальных навыков цепляет за собой другое, второе, посложнее.
Но это понимание приходит или тогда, когда сам тренер тренера давал своему ученику знания системно (тогда всё само собой выходит), или когда у тренера большой тренерский опыт.
Волею судьбы мне довелось "по дружески" посадить пару взрослых всадников.
Тут ничего сверхестественного от тренера требовать нельзя.
Упражнения под верхом. (...) Важно так извернуться, что бы он не чувствовал себя при этом глупо. Поэтому все упражнения только на стоящей, придерживаемой за повод лошадь. Не хочет человек, категорически не настаиваю.
Хы, в этом плане сложнее всего с взрослыми мужчинами. Вот им выглядеть неловко, глупо и вообще неимпозатно ох, как сложно бывает!;)
Ну, вот как-то справлялась я с этой неловкостью. Где-то сарказмом и подначиванием ("а теперь вспоминаем утренник в детском саду и руки в стороны, повороты корпусом начинай!"). Тут и тон сказанного важен, и вовремя подбодрить, и заметить всё хорошее, и отметить, чем конкретно полезно подобное упражнение.
По поводу категорического отказа. Если это панический страх, то да, заставлять смысла никакого нет, надо переключать. Если неуверенность, то подобрать посильное упражнение. Не дотянуться рукой до хвоста, а просто взяться рукой сзади за заднюю луку, например. Если гипертрофированное чувство ощущения себя глупым во время упражнений, то лучше спокойно подробно объяснить полезный эффект для осознанного выполнения. Человек-то взрослый, ему в первую очередь это всё надо. Если будет упорствовать, то стоит задуматься о том, стоит ли продолжать занятия с подобным учеником. Овчинка не будет стоить выделки, скорее всего. Не в смысле спорта, упаси господи. В смысле позитивной отдачи, когда у ученика получается, лошадь слушается, оба довольны.
И, простите, отвлекусь. Вот у кого отказы категорические я встречала, так это у детей с аутизмом.:rolleyes: Вот тут в осознанность бить не получиться.:D И заставить никак нельзя. Только время, терпение, позитив. Я пять лет регулярно с такими детишками работала.
Взрослые люди занимаются ВЕ в первую очередь ради удовольствия. Так что надо понять, от чего данный человек получает максимальное удовольствие и стараться предоставить ему желаемое.
Будет странно звучать, но не согласна абсолютно. Потому как сколько людей видела, которые приходили с мечтой о галопе, но от страхов получали энто самое удовольствие только при езде на шагу. А потом при условии правильно организованного процесса и мудрого тренера, технично и красиво ехали свои 60-80-100 конкура. Кто бы мог в начале подумать! А исходя из этой цитаты надо было давать человеку давать шагать сколько влезет, иногда по настроению в рысь переходить, через пару лет в галоп начать пробовать поднимать. И подобных случаев исцеления от всех этих зажимов я знаю не один и не два. И это не путь максимального удовольствия, но и не путь постоянного стресса. Золотая середина. Потом люди сами смеются, что пределом мечтаний было проехать рысью по красивому ромашковому полю.:)

Что понравилось.
Ну и дальше, все свои силы направляю на то, чтобы человек расслабился. Я обычно пытаюсь отвлечь.
Отличный способ расслабления дальше про дыхание был и про разговоры (они бывают тоже полезны)!
Нет ничего хуже ора тренера "расслабься, я кому сказал!". Думаю, многие с этим сталкивались.
Плюс, надо помнить, что взрослые люди (особенно офисные работники) быстро устают. Поэтому я не придерживаюсь канонических 10 минут. Работаем репризами. Смотрю на человека. Стараюсь перевести в шаг раньше, чем он скукожится от усталости и напряжения.
Очень правильно! Требует от тренера чуткости и внимательности, но это очень важный момент!
 
Сверху