Лучше ответить позже, чем никогда!
А почему у нас вообще ВСЕ сводится к соревнованиям "конкур" или "манежка" для ВСЕХ людей ?
Нелля всё абсолютно правильно расписала. Да, такова местная специфика. Особенно у нас в Беларуси. К моему большому сожалению.
В России дела повеселее обстоят.
Мы с Вами явно вкладываем разный смысл в слова "не строила особых планов".
Да, читая ваши ответы, понимаю, что смысл мы с вами действительно вкладываем разный.
Когда я писала про планы, то не имела ввиду ни написание серьёзных планировщиков тренировочного процесса с периодизацией и постановкой чётких задач к определённым срокам, ни чёткие планы "через-месяц-галоп-обязательно". К слову, стратегию написания серьёзных планов, например, объясняют на курсах ФЕИ для тренеров. Но очень мало тренеров будут заморачиваться написаниями таких планов. Да и смысл писать такой опус для всадника, который занимается "для души". Вряд ли хватит мотивации ученика соблюдать его плюс написание занимает довольно много времени, которое тренеру никто не восполнит и не оплатит.
Я немного о другом писала.
Не о элементарной пошаговости повышения требований на занятиях. Ну, что управлять на рыси следует учить человека после уверенной езды на корде на этой самой рыси и успешному управлению на шагу догадаться тренеру несложно. Я о
нюансах, которые легко воспитать в человеке, когда он зелёный новичок и когда тренер существенно выше своего ученика по уровню.
Чтобы такое в пример привести...
Например, подъём в галоп.
Если тренер строит планы и (чего тут глазки строить) соответствующей квалификации, то во-первых, галоп не будет преподносится как нечто сложное и архиответственное (что бывает здорово помогает новичку, кстати), а во-вторых, подъём будет выполняться чётко: полуодержка, шенкель. Ни тебе здесь придержи, там постановление, тут подтолкни. Потому что этот тренер уже думает о том, как будет учить человека менкам.
Да-да, и не надо говорить, что возрастному хобби-всаднику они неподвластны.
Всё придёт. Если конечно, человек будет хотеть двигаться и учиться. Да и не так это сложно - сделать одиночную менку, когда всадник сидеть умеет, а лошадь умеет менять. Конечно, рассматривается только нормальная адекватная учебная лошадь.
И вот уже всадник, который только мечтал о галопе, пробует менки. Но очень тяжело переучивать человека, который привык тут поджать, там согнуть, здесь пихнуть. Поэтому, если тренер достаточной квалификации, чтобы научить или поддерживать лошадь в достаточной степени выезженности, чтобы понимать, что вихляния корпусом у всадника, или таскание головы лошади влево-вправо на подъёме чревато отсутствием нормальных менок в будущем, то подъёмы в галоп будут оцениваться особенно пристально. Даже на первых подъёмах в галоп можно уже думать наперёд. Пусть пока ученик и не догадывается об этом. А ещё подробнее писать: куда смотреть, что поправлять в первую очередь на первых подъёмах в галоп - не буду. Это можно отдельную тему завести.
Может слишком заумный пример я привела. Сейчас полетят помидоры, что не всем эта выездка нужна.
Тогда проще.
Я привереженец теории, что хвалить надо внутренней рукой. Потому что так легче оставить лошадь в спокойном положении на остановке, потому что так легче запомнить, как проверить лошадь на расслабление, на способность потянуться за поводом, на доверие руке (читай, на рыси и галопе какую руку вперёд подаём для проверки баланса). Какой рукой хвалить после объяснения и одной-трёх поправок в процессе езды всадник потом помнит и делает на автомате не задумываясь. Это если сразу объяснить, помня, что всадник будет потом учиться делать не лишь бы какие, а только ровные остановки, и уже обладая уверенной посадкой, будет учиться контакту с поводом, сбору и проверкам на координацию лошади. Мелочь, но их очень много набегает в обучении.
Вот Эйша говорила, что учить рыси должен человек, который сам уже умеет ездить галопом. А может обучать человек, который сам галопом ездить умеет, а учебной рысью нет?
Смотря на какой уровень претендует всадник. Чем выше уровень притязаний, тем маловероятнее, что такой тренер чему-то дельному обучит. Но зависит во многом от самого тренера, от его способности самообразовываться и преподавать.
Мне далеко ходить не надо. Перед глазами пример тренера, которой сейчас... чтоб не соврать... лет 70. В седле она не была уже лет 35-40. Короче говоря, давным-давно уже не ездит. Но скольких она МС и КМС вырастила! Не сосчитать. Но то, что она в седле уже не сидела со времён царя Гороха сказывается как ни крути. Я часто вижу её тренировки. Всё говорит правильно, но вот нет "личного впечатления".
Но следует отметить, что человек до сих пор посещает семинары и учится. Поэтому и результат у учеников несмотря на то, что сама тренер была довольно скромным по навыкам всадником в своё время.
hip, соглашусь со всем, что вы написали кроме одного.
Если он увидит, что у всадника или лошади - затык, он будет искать проблемы в себе, не в лошади или всаднике.
Неправильно это. В большей части случаев проблема комплексная.
И если уж на то пошло, так всё таки главная ответственность у всадника, который самостоятельно выбирает себе тренера и лошадей. Рассматриваю, конечно, только взрослого человека, а не ребёнка. Всадник сам - кузнец своего успеха и счастья в ВЕ.
А если искать проблемы тренеру исключительно всегда в себе, то будет клиент для темы "Психолог для тренера". Смотреть на проблему надо с разных сторон. Объективность - важнейшая черта хорошего тренера.