Маленькая Желтая Лошадь. Наша история

Если Родина начинается с города, то город, как известно, начинается с Кремля. В Новгороде кремль называют детинец, и, к сожалению, единой версии происхождения этого названия до сих пор нет. Из имеющихся же версий мне ближе всего мнение академика Янина, который полагает, что название «детинец» связано со старейшинами – дедами, которые собирались на территории кремля для решения различных вопросов. На площади перед Софией действительно собирались новгородские старейшины, я об этом уже рассказывала.

Несмотря на то, что о самом Новгороде в летописях упоминается аж в 9-м веке, про Новгородский кремль не говорится ни слова, и первое летописное упоминание о детинце относится к 1044 году. Новгородский кремль относится сегодня к памятникам федерального значения и как часть исторического центра города входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

До 10-го века на месте кремля существовали жилые усадьбы. Первую деревянную крепость здесь воздвиг князь Владимир Ярославич – сын Ярослава Мудрого, и была она по своей площади значительно меньше сегодняшней. С годами кремль расширялся, на его территории появились улицы, главная из которых шла от западных ворот детинца к восточному выходу, на берег реки и дальше – через мост.

Честно сказать, Новгородский кремль показался мне каким-то неуютным – огромная территория (шутка ли, на осмотр его мы потратили без малого четыре часа), заполненная туристами, у самых стен – пляж со спортивными площадками и купающимся народом, широченные въездные ворота, мощеная булыжником дорога… Широкие массивные башни, внушительных размеров крепостной ров… Воистину неприступным он был в свои лучшие годы!







Путеводители рекомендовали начать осмотр Кремля с Софийского собора, но у нас все вышло несколько иначе. Пройдя крепость насквозь, мы вышли к Волхову полюбоваться широким речным простором. Уже в начале одиннадцатого стало ясно, что день будет жарким, а значит – утомительным. Посовещавшись с Аней, мы составили некий план осмотра местности и, постояв еще немного на мосту, двинули этот план исполнять.







И первым делом полезли на звонницу Софийского собора. После памятного восхождения на такую же вот колокольню в Ярославле (я до жути боюсь высоты на недостаточно защищенных смотровых площадках), у меня были некоторые сомнения в целесообразности этого поступка, но любопытство пересилило. Как ни странно, оказалось, что на Новгородской звоннице совсем не страшно – во многом благодаря надежному на вид заборчику и в общем-то не большой ее высоте (не больше 15 м).





Есть легенда, что, будучи в Новгороде, Иван Грозный переправлялся через Волхов по Великому мосту, сидя на коне, звонарь Софийской звонницы, завидев царя, так сильно забил в колокол, что испугал несчастное животное, и конь сбросил царя. За это разгневанный царь велел отрубить колоколу все уши, кроме среднего, и колокол долго еще висел на звоннице, покалеченный, с обидной «кликухой» - безухий. И, к слову, о колоколах – сидя в гостиничном ресторане, мы смотрели телевизор, и там по детскому каналу показывали сказку про семейство колоколов какой-то европейской страны. Иван III в прямом смысле связал вечевой колокол, вывозя его из Новгорода. Иван IV обрубил неугодному колоколу уши. В сказке рассказывалось о гибели папы-колокола и жизненном выборе колокола-сына… Я не фанат колоколов, но тут невольно задумываешься, что люди-то, оказывается, их одушевляют…



Сама звонница впервые упоминается в летописи в 1437 году, построена она на месте рухнувшей от наводнения части кремлевской стены. С нее на детинец и на Волхов открываются красивые виды.
 
Сразу за звонницей за отдельную денежку можно подняться на крепостную стену. Надо отдать должное Новгородским музеям – цены на билеты очень лояльные, поэтому мы совершенно без стеснений совались вовсюда, куда было возможно. По стене мне гулять понравилось. Путь проходил через несколько башен, что, конечно же, тоже было интересно. Ну и грех не повоображать себя участником обороны стен или дозорным. Да, я безнадежный романтик :)



























Спустившись со стены, мы не спеша (не знаю, как Аня, а я по жаре уже порядком подустала) подошли к той самой белокаменной красавице, собору Св. Софии, построенной в 1050 году. Этот собор – старейшее каменное здание, сохранившееся до наших дней. София стройна, лаконична и красива – она притягивает к себе взгляд из любой точки кремля (штук 8 фотографий собора с разных ракурсов и удаленности, обнаруженных в моем фотике, это только подтверждают).

Софийский собор был возведен по приказу князя Владимира вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма постройки 989 года. Первоначально стены внутри и снаружи не были побелены, а фрески украшали лишь своды храма. Такое необычное для Руси оформление – веяние храмовой архитектуры Константинополя, где соборы были облицованы мрамором и украшены мозаикой на сводах. У нас мрамор заменили известняком, а мозаику – фресковой росписью.

Ряд архитектурных особенностей Софийского собора делает его уникальным. Не вдаваясь в детали храмового устройства (это интересно, но долго рассказывать), достаточно заметить, что храмы подобного типа строились на Руси только в 11-м веке и к ним, помимо новгородской Софии, относятся лишь Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты, среди которых – древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что изображение это должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная же сохранившаяся роспись храма относится к концу 19-го века.

До возведения в 13-м веке Юрьева монастыря (о нем вы узнаете позже, мы там тоже были) в Софийском соборе была устроена княжеская усыпальница. Первым здесь был похоронен князь Владимир, проживший после освещения храма всего несколько месяцев.

Любопытная легенда связана с крестом главного купола Софийского собора. На нем находится свинцовая фигура голубя – символа Святого Духа. Когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что голубь этот послан городу в утешение – и пока он не слетит с креста, город будет им храним. От себя хочу добавить, что легенда, конечно, красивая, но не уберегла чудесная сила Девы Марии Новгород от страшнейшего разорения в Великую Отечественную. И Софию не уберегла. Вопрос веры, конечно, но думается мне, голубь на кресте – всего лишь символ.

Зайдя внутрь Софийского собора, мы оказались в толпе народа. Там довольно темно, собор большой, и мне бы, конечно, хотелось вдумчиво побродить под его сводами, посмотреть и на фрески, и на усыпальницы… А так, в памяти остались туристы, расписанные орнаментом колонны, иконостас да старушка, отругавшая меня за фотосъемку. Все величие тысячелетнего храма, красивущего до умопомрачения снаружи, благополучно сдулось внутри. К вопросу о различных «духах», обитающих под куполами соборов.











После посещения Софийского собора мы направились в другую часть кремля с целью поглядеть, что же интересного имеется там. И надолго зависли у очень, как мне кажется, интересного памятника с громким названием «Тысячелетие России». Но о нем, как водится, вы узнаете в следующей серии :)
 
Итак, продолжим. Подошли мы к памятнику «Тысячелетие России». Выглядит он вот так:



Мысль о сооружении этого монумента возникла русского правительства за несколько лет до 1862 года: под 862-м годом в русских летописях содержится рассказ о призвании варягов на Русь и начале царствования Рюрика в Новгороде. В 19-м веке считалось, что именно это событие послужило началом Русскому государству. По указу императора Александра II по всей стране был открыт сбор пожертвований и объявлен конкурс на создание памятника. Из 52 поступивших предложений жюри признало лучшим проект почти неизвестного тогда живописца М.Микешина и скульптора И.Шредера. Торжественное открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года в присутствии царской семьи.

Общий вид монумента вызывает в памяти два образа, связанных с Древней Русью: колокол и шапку Мономаха, символы духовной и самодержавной власти. Памятник состоит из трех частей, которые аллегорически выражают государственную и национальную идею того времени: православие (венчающий монумент ангел с крестом), самодержавие (фигуры самодержцев, представленные в среднем поясе) и народность (барельефы нижнего пояса).

Коленопреклоненная фигура женщины в русском национальном костюме со щитом, на котором изображен герб империи, аллегорически представляет Россию. Шесть скульптурных групп олицетворяют шесть периодов истории России – от 9 до 18 века. По преданию, новгородцы ходатайствовали, чтобы на памятнике не было изображения Ивана Грозного.

В нижнем поясе изображены 109 горельефных изображений выдающихся деятелей России, которые объединены в 4 группы: государственные деятели (среди них – Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Петр I, Григорий Потемкин, Михаил Воронцов, Николай I), военные и герои (Александр Невский, Дмитрий Донской, атаман Ермак, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Суворов, Кутузов, Багратион, Нахимов), деятели культуры (Ломоносов, Фонвизин, Державин, Бортнянский, Крылов, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Брюллов, Глинка), просветители народа (княгиня Ольга, Кирилл и Мефодий, летописец Нестор, прп. Сергий Радонежский, прп. Кирилл Белозерский, прп. Максим Грек, патриарх Никон, Феофан Прокопович). Довольно любопытно было ходить вокруг памятника, вглядываться в фигуры и узнавать в них известных людей.

ae53d4642cc0.jpg


4113a4d87aae.jpg


74c779a86888.jpg


b00e5a890add.jpg


de4b4a501b5c.jpg


6a68046b2f70.jpg


Сразу за памятником расположено здание Присутственных мест, где сейчас разместился исторический музей Новгородской земли.

В истории России у меня любимый период – с основания Русского государства до 17-го века. Поэтому в залах, посвященных культуре Древней и Средневековой Руси, я зависала надолго. Вот что я там видела:

Каменный идол. 8-9 век. Таким идолам поклонялись славяне до принятия Христианства. Позже нам показывали сосновую рощу, где было расположено капище. Я как поклонница Игры Престолов, сразу вспомнила и про богорощу, и про древних богов, чьи лица вырезали в деревьях…



Берестяные грамоты. Летописи, политические договоры, другие документы рассказывают о делах государственных, войнах, изредка о стихийных бедствиях, а об обычной жизни простого человека молчат. Береста же рассказывает именно об этом. Новгородцы 13-14 веков оставляли на березовой коре черновики завещаний, учились писать, считать и рисовать. Берестяные грамоты доказали, что письменностью в древнем Новгороде владели люди самых разных слоев общества, включая крестьян.

Для письма выбирали лист березовой коры с минимумом прожилок, для большей эластичности его иногда кипятили, добавив щелочь. Текст наносили штрихами с помощью костяного или железного писала – заостренного стержня. Бересту обычно не хранили; прочтя грамоту, человек выбрасывал ее, предварительно оторвав обращение, и поэтому большинство грамот дошло до нас в отрывках.

«От Братяты к Нежилу. Пойди, сын, домой. Ты свободен. Если же не пойдешь, пошлю за тобой ябедников. А заплатил я 20 гривен, а ты свободен».



«От Жировита к Стояну. Как ты у меня взял крест и не прислал мне вевериц, уже девятый год. Если не пришлешь мне четыре с половиной гривны, хочу ославить тебя, лучшего новгорожанина. Пошли же добром».



Рисунки и упражнения в письме мальчика Онфима



Азбука



Деревянная заготовка иконки с пометками, где что писать



Бритвы и складные ножи. Ножи поразили меня больше всего. Подумать только, идея складного ножа существовала уже в 11-м веке!



Гусли сразу же навеяли мне воспоминание о Садко. Помните эту историю? В былинах поется о том, как Садко играет на гуслях на берегу Ильмень-озера. И так понравилась его музыка морскому царю, что тот дарит Садко трех рыбок с золотыми перьями, и бедный музыкант становится богатым купцом. Он даже пытается скупить у новгородских купцов все товары, но признает свое поражение: «Побогаче меня славный Новгород». А когда морской царь не пропустил его корабли с закупленным в дальних странах добром, Садко спустился на дно морское, чтобы умилостивить того игрой на гуслях. От царских плясок началось волнение на море. Тогда взмолились корабельщики святителю Николе, своему покровителю; тот спустился к Садко и дал совет, как спастись из подводного царства. Так победил христианский святой языческого водяного. Садко больше никогда не выходил в море и поставил в Новгороде церковь во имя Свт. Николая.

d184c04776e4.jpg


596657c261b3.jpg


На этом наша прогулка по Кремлю завершилась. Время подошло к обеду, и мы двинули в город, надеясь отыскать Макдоналдс. Но до Макдака идти было довольно далеко, а на пути попалось кафе, и мы пообедали там. Большие порции, вкусно, но на мой взгляд – дороговато.
 
К тому моменту, как мы вышли из кафе, погода резко переменилась. Сделалось прохладно (плюс) и пасмурно (минус). Вот-вот должен был пойти дождь, а в планах у нас стояла прогулка на теплоходе, да и вообще, дождь пешему туристу ни к чему. Но погода погодой, а на кораблик мы все-таки пошли. (фото причала сделано утром)

370ba3afc9b7.jpg


Приятно удивила цена – всего 400 рублей за часовую прогулку с экскурсией и пледами. Пледы оказались очень кстати – ветрина на реке был конкретный. Да и крытая палуба пригодилась – переборки хоть и закрывали обзор, но от дождя, который все-таки пошел, спасали хорошо.

Меня на теплоход заманила перспектива увидеть знаменитое озеро Ильмень, потому что на машине мы к нему подобраться не смогли, а поглядеть на легендарное озеро-море очень хотелось. К сожалению, в само озеро корабль входить не стал, нас довезли до места истока из него Волхова, развернули и повезли обратно. Но и тех двух минут, которые я смотрела на стального цвета воду, уходящую за горизонт, мне оказалось достаточно, чтобы войти в состояние экстаза. Вот честное слово, даже при огромной любви к лошадям, будь я мальчиком, служить и, возможно, работать я бы пошла во флот. Навечно я влюблена в волны, простор и небо, тонущее в воде.

2980e387c509.jpg


5e8d1099ea16.jpg


Происхождение названия «Ильмень» связывают с древнерусским словом «илмерь» - озеро непогоды, небесное озеро. Площадь его меняется в зависимости от уровня воды и в среднем составляет 982 кв. км, глубина – до 10 м. Впадает в озеро около 50 рек (из тех, которые проезжали в своем путешествии мы – Ловать, Полисть, Шелонь), а вытекает всего одна – Волхов (который, в свою очередь, впадает в Ладожское озеро). К сожалению, сейчас Ильмень является «умирающим» водоемом – это естественный природно-геологический процесс, но однажды наступит такой день, когда озеро перестанет поражать людей своими размерами…

Из любопытного: бактерии, живущие в озере, при переработке гниющих водорослей и торфа вырабатывают горючий газ. Зимой рыбаки пользуются этим, пробивают лунку в озере и поджигают выделяющийся газ. На этом костре можно вскипятить воду, приготовить рыбу или просто согреться.

По пути к озеру по обоим берегам реки встречаются достопримечательности, о которых нам через громкоговоритель рассказывал корабельный гид.

Юрьев монастырь (о нем мы поговорим позже)

b150478f373a.jpg


1be1765faa57.jpg


Возвышающиеся посреди реки кирпичные столбы

cf9de5a4ae82.jpg


Столбы эти я сначала приняла за маяки. Еще удивилась, зачем их два. Потом подумала, что это, может быть, своеобразные «речные ворота» - ну, например, обозначают границу города. А оказалось, что это в начале 20-го века через Волхов хотели железнодорожный мост перебросить, но дальше столбов дело не пошло, а потом и вовсе заглохло.

Рюриково городище

789c45b2c562.jpg


Это место – археологический памятник 9-го века, здесь, по преданию, останавливался князь Рюрик, путешествуя из Ладоги в Новгород. Во время раскопок здесь обнаружили огромное количество находок военного снаряжения и одежды скандинавов, берестяные грамоты, княжеские печати, арабские, византийские и западноевропейские монеты – в общем, все то, что указывает на пребывание варягов в этих местах. Некоторые ученые полагают, что Новгород в 9-10 веках был расположен именно здесь, на Городище, а потом уже переместился вниз по реке. Городище имело чрезвычайно выгодное расположение – его территорию со всех сторон защищали водные рубежи, а с холма было легко контролировать проход судов из Волхова в озеро Ильмень. Напротив княжеской крепости в сосновой роще находилось древнее языческое святилище – Перынь (я о нем уже упоминала). Сейчас святилище восстановили, превратив в памятник старины.

В новгородской летописи Городище упоминается под 1136 годом в связи со строительством здесь Благовещенского храма, от которого сегодня остались только руины. Построен храм был по причине изгнания князей из города (помните, в тот год новгородцы решили избавиться от княжеской власти?) – теперь князь с дружиной жили в Городище, а значит, нужен был и приличный храм. Здесь прошло детство Александра Невского, здесь останавливались Дмитрий Донской, Василий Темный, Иван III и Иван Грозный. На территории Городища в разное время располагалось 6 деревянных и каменных церквей, но к настоящему дню осталась лишь часть когда-то величественного храма Благовещения. Когда и почему он был разрушен, почему не отстроен заново – кто знает? На мой взгляд, нет зрелища печальнее, чем разрушенный храм.

По территории Рюрикова Городища погулять нам не довелось, но интерес остался. Когда-нибудь, обзаведясь собственным автомобилем, я непременно доеду до этих мест еще раз. И вот тогда...
 
Да, столбы необычные. Их сейчас альпинисты-любители используют. Хорошо, что там не стали делать мост.

Я больше не могу. Решив сделать перерыв в занятиях, я руководствовалась прошлым опытом: был период длительного отсутствия лошадей в моей жизни. Думала: "А, фигня, тогда смогла - и сейчас смогу!" И... не могу. Не получается у меня от конного мира уйти. Понимаю еще, причины бы были объективные! А их - нет. Причина одна - мой гордый нрав и стремление найти лучшее среди хорошего. В итоге ни лучшего, ни хорошего вокруг и только серость, не наполненная никаким смыслом. И хоть волком вой.
Поиск затянулся. Чувствую, что у меня слишком высокие запросы, и ничего не могу с этим поделать. Глупо после отлично выезженных лошадей и элементов МП соглашаться на полевой прокат. И на вопрос, чего же вы ждете от занятий, ответ у меня по-прежнему один: дальнейшего роста себя как всадника.
Мне обещали отписаться на следующей неделе по поводу возобновления занятий в Пони-лэнде. Получится или нет, бог знает, я стараюсь об этом не думать. Если же выездка для меня окажется закрыта, я попробую податься в вестерн. Мне надо чем-то себя занять.

В следующем посте мы продолжим прогулку по Великому Новгороду.
 
Как я уже рассказывала ранее, Великий Новгород поделен Волховом на две части. Кремль стоит на Софийской стороне, на ее осмотр мы потратили первую половину дня. А ближе к вечеру, высадившись с теплохода, перешли по мосту на другой берег и оказались на Торговой стороне города. Из названия все уже понятно - раньше здесь располагался древний Торг - неотъемлемая часть русского города. Да что там раньше! И сейчас, в наши дни, на набережной и прилегающих площадях не протолкнуться от торговых палаток и прогуливающихся между ними покупателей. Нам еще "повезло" - мы приехали в Новгород аккурат в День Города, и толпы народа, наложившиеся на общую усталость, оставили у меня от Торговой стороны не самое радостное впечатление. "Город хорош и красив, но как было бы здорово, если бы в нем не было людей!" Впрочем, кое-что все же ненадолго отвлекло меня и от усталости, и от общей толкучки. Совсем маленький клочок древности - той, которую не удалось увидеть и ощутить в Софии... но обо всем по порядку.

Торговые ряды - самое оживленное место в городе - начинались прямо от берега Волхова. В 16-м веке здесь насчитывалось около 1800 лавок, амбаров и других заведений. В каждом ряду продавали свой товар (аналогично с московскими базарами). Сразу за Торгом находились "дворы" (по типу наших гостиниц), куда приезжали купцы со всех сторон света. Вдоль берега длинной вереницей тянулись пристани, у которых стояли суда с товаром.

С южной стороны Торга (по правую руку, если стоять на мосту спиной к кремлю) располагались постройки Ярославова двОрища. Главной из них был деревянный дворец князя Ярослава, поставленный в начале 11-го века на месте языческого могильника. По преданию, дворец этот был невиданной красоты, им восхищались все иноземные гости, приезжавшие в Новгород, но до наших дней, к сожалению, ничего не сохранилось.

Осмотр Ярославова дворища мы начали с Воротной башни гостиного двора, в которой сейчас расположен музей и есть крытая смотровая площадка, из которой видны кремль и все храмы дворища.










К слову, такое необычное количество церквей на одной площади обусловлено тем, что каждый более-менее богатый купец считал своим долгом возвести на Торгу храм. Такая вот необычная традиция, оставившая после себя архитектурный ансамбль.







Напротив Воротной башни стоит странноватого вида церковь св. вмч. Праскевы-Пятницы. Ездившие по свету купцы привозили в Новгород не только товары, но и строительные артели. Есть версия, что церковь эту, с нетипичной для новгородской земли архитектурой, в 1207 году поставили смоленские мастера в честь Праскевы, которая считалась покровительницей торговли.



И еще одна постройка на площади привлекла мое внимание даже не знаю чем. Это главный храм Торговой стороны - Никольский собор. Он является самым древним и большим сооружением на территории Ярославова дворища. Строительство храма связано с чудом, которое случилось в 1113 году с князем Мстиславом Дмитриевичем. По преданию, тяжело заболевшему Мстиславу приснился свт. Николай, который повелел направить посольство в Киев за чудотворной иконой. Однако на озере Ильмень послов настигла буря, прибившая судно к берегу. Когда озеро успокоилось, у борта лодки новгородцы обнаружили икону Николая Чудотворца.Она исцелила князя, и в благодарность Мстислав повелел заложить Никольский собор и хранить там образ. Вплоть до 20-го века икона хранилась там, а в советское время ее зачем-то перевезли в Москву.

При князе Мстиславе Никольский собор считался придворным и напрямую соединялся с деревянным княжеским дворцом. В храме находили убежище те, кого преследовало вече, здесь давали клятвы, а заподозренных в преступлениях заключали в церковные камеры для испытания совести.

Храм, конечно, много раз перестраивался, 12 раз горел, поэтому до наших дней его облик дошел сильно измененным. Сейчас собор не действует, там расположен музей. Но внутри очень приятная атмосфера, в нем действительно, что называется, пахнет стариной.







А вот над этой частью храма я зависла надолго. Фрагменты фресок первоначальной росписи. 12-й век.







На этом наше знакомство с сердцем Великого Новгорода завершилось. Вечерело, в планах стоял еще осмотр Юрьева монастыря, и мы не стали тратить драгоценное время на другие достопримечательности города. Новгород достаточно велик, и за один день осмотреть его целиком довольно сложно (особенно так, как это делали мы: заглядывая практически в каждую открытую дверь). Город оставил для меня свои ворота открытыми - слишком много тайн хранят камни его мостовых.

Бродить по новгородским улицам в наших планах не значилось вовсе. Но, огибая сплошной поток машин, чтобы добраться до парковки, мы невольно свернули сперва в одну сторону, потом в другую... И увидели, как живут новгородцы.

Улица в двух шагах от кремля





Полностью разрушенный монастырь. Кирпичная колонна - все, что от него осталось. А ведь был, судя по башне, очень красивым!





Ну а дальше мы, наконец, загрузились в машинку и двинули на юг, в монастырь 11-го века, основанный Ярославом Мудрым в 1030-м году, всего через 40 лет после принятия христианства. Но об этом - в следующей серии.
 
Последнее редактирование:
Мне нравится бывать в монастырях вечером. Повелось это еще с тех времен, когда я ездила в город Муром, и экскурсию по его окрестностям нам проводили уже в сумерках. Может быть, как-нибудь я и об этой поездке вам расскажу… Вечером в монастыре как-то уютней, спокойней, хотя, может быть, это чисто мое восприятие. В Юрьев монастырь мы приехали в начале седьмого, народу почти не было, а зайдя в один из храмов, мы попали на шестичасовую службу. Я так давно не была на церковной службе, что осталась немного послушать. И в этом тоже было свое волшебство.

Свято-Юрьев монастырь – один из древнейших монастырей России. В прошлом – духовный центр Новгородской республики, ныне – действующий мужской монастырь. Основан, как я уже говорила, в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович при крещении получил имя Георгий, на русской земле оно имело форму Юрий, отсюда и название монастыря.

Первоначально все постройки в монастыре были деревянными, первый каменный храм здесь заложили в 1119 году по велению князя Мстислава Великого – Георгиевский собор, выстроенный Петром – первым русским зодчим, имя которого упоминается в летописях. При реставрации монастыря в 1990-е годы была обнаружена надпись на штукатурке о посещении Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины Юрьева монастыря: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо». Не знаю, сохранили ли реставраторы эту надпись или замазали, но такие вот подтверждения действительности того, что было очень-очень давно, всегда вызывают у меня волнение и трепет.

Первое сооружение, которое бросается в глаза на входе в монастырь – здание колокольни. Четырехъярусная постройка высотой 52 метра воздвигнута в 1838-41 гг. по проекту Карло Росси. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей – в чертежах присутствовал еще один ярус, но когда Росси показывал план Николаю I, император вычеркнул из проекта средний ярус, сказав, что колокольня новгородского монастыря не может быть выше колокольни Ивана Великого в Москве. Раньше на втором ярусе колокольни располагались часы. Время отбивали 17 связанных с ними колоколов.

4e009148b4eb.jpg


Войдя внутрь монастыря, мы увидели Георгиевски собор – он выглядит величественно и несколько обособленно, словно хранит какую-то тайну. Главный храмом монастыря закончили строить в 1130 году, освящен он был во имя Георгия Победоносца новгородским епископом Иоанном. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, князей и новгородских посадников. В 19-м веке собор отреставрировали, уничтожив первоначальную роспись и расписав заново. Внутрь мы не попали.

17d9b70d1871.jpg


Зато побывали на богослужении в Спасском соборе. Храм этот построен в 1824 г. на месте сгоревшей церкви Александра Невского. Интересно, что в 1936 году археолог М.К. Каргер приказал разобрать купола и световые барабаны собора – якобы не может быть рядом с Георгиевским собором еще одного с куполами. Бред полный, учитывая, что в те годы монастырь не использовался по назначению, но тем не менее, Спасский собор остался без куполов. Восстановили их только в 2004 г.

247342fe4bd5.jpg


0daa834881c7.jpg


Красивыми синими куполами пестрит угловой Крестовоздвиженский собор, также построенный на месте сгоревшей безымянной церкви. На куполах собора – 208 золоченных звезд.

3fbe8e300494.jpg


b6b71ee96839.jpg


Значительная часть монастыря огорожена – видно, что здесь живут и ведут хозяйство. Огород, яблоневый сад, даже беседка есть.

0376764a8b3d.jpg


2cab4b5c5723.jpg


Наверное, что-то есть в том, чтобы жить и служить Богу в стенах столь древней обители. Выйдя из монастыря, мы немного прогулялись вдоль его стен.

ec2c0bf772d1.jpg


d8ebbdcce74c.jpg


aa82ba0d6e34.jpg


2c2e8f8257fb.jpg


На этом завершился второй день нашего путешествия. Осталось совсем немного – погулять по Старой Руссе и отправиться обратно в Москву.
 
Тань, а вот ты ездишь в такие познавательные туры. потом описываешь с датами, нюансами, деталями. ты как-то готовишься к таким путешествиям? читаешь литературу? или вам на экскурсиях так рассказывают?
меня всегда восхищал такой системный подход к тому, что человек осматривает.
сама я абсолютно безалаберна в этом плане.
 
Я просто очень люблю и неплохо знаю историю Средних веков :)
А то, что не знаю, нахожу в литературе и делюсь найденным с вами.
Ну и да, кое-что экскурсоводы рассказывают.
 
Третий и заключительный день нашего путешествия мы провели в Старой Руссе. Первое впечатление о городке, в котором нет нормальных неразбитых дорог, а все дома – деревянные сельские (для полноты картины коров с гусями на улицах не хватает), было весьма мрачным. И, как ни странно, оказалось обманчивым. Несмотря на то, что ночью нам не давали спать соседи, а наутро мы проснулись совсем не отдохнувшими от длительных пеших прогулок накануне, несмотря на то, что жара наконец нагнала нас и спастись от нее было решительно негде, несмотря на все это, мы отправились бродить по городу от храма к храму (в маленькой Старой Руссе храмов этих аж семь штук в путеводителе указано), от улочки к улочке… И знаете, мне вдруг захотелось там остаться. Отчасти потому, что меня неуклонно тянет к сельской жизни, отчасти из-за одного храма, который мы посетили… Странно, правда?

Старая Русса – это городок Скотопригоньевск, место действия романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Здесь расположен дом-музей Достоевских, где у них была дача. А на соседней с нашей гостиницей улице стоит памятник Федору Михайловичу.

6bd29ed67c2e.jpg


Место для города было выбрано рядом с соляными источниками. Соль стоила на Руси дорого, добывать ее было выгодно, и жители этих мест активно занимались солеварением. Добыча соли велась в Руссе почти в каждом дворе – в землю вкапывали деревянные трубы, которые на глубине 1,5 м соединялись между собой. На поверхности воду выпаривали, получая чистейшую каменную соль. Крупные варницы принадлежали монастырям, боярам, князьям.

Первые достоверные свидетельства о городе относятся к 1167 году. К этому времени Русса уже существовала как развитое и благоустроенное поселение, со сложившейся планировкой улиц и даже деревянными мостовыми. Однако жизнь горожан здесь была достаточно тяжела. Летописи свидетельствуют о частых морах, засухах, наводнениях, длительных холодах. Кроме того, Русса как пригород Новгорода часто подвергалась нападениям князей, споривших за власть. Город не имел надежных укреплений, его жителей постоянно грабили и уводили в плен.

В 1693 г. в Старой Руссе, по пути в Архангельск, остановился Петр I. Он издал несколько указов, касающихся солеварения, и обязал продавать всю соль казне. После пожара, уничтожившего почти все частные варницы, в 1771 г. был издан указ о строительстве в Руссе Солеваренного завода – самого крупного предприятия в тогдашней Новгородской губернии. Завод процветал, но в 1869 г. был закрыт, и не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что за долгие века солеварения, требовавшего большого количества дров, почти все леса вокруг Ильменя оказались истреблены. Если помните, в своем рассказе про Соловецкие острова я говорила о том же: монахи занимались солеварением, и это требовало слишком много древесины. Вот такая вот песня.

Старую Руссу посещал также Александр I, сыгравший зловещую роль в судьбе города. Он издал указ об открытии в Руссе и окрестных деревнях военных поселений двух гренадерских дивизий. Теперь крестьяне должны были не только заниматься обычными земледельческими работами, но и содержать военных, а также постигать военное ремесло. В городе не раз вспыхивали восстания против подобного уклада жизни, но до 1859 г., когда военные поселения были отменены, Старая Русса считалась городом военного ведомства.

Неспешно прогуливаясь по городу и заглядывая в открытые двери встречающихся нам храмов, мы дышали свежим воздухом, пылью дорог и щелкали фотоаппаратами.

1099bd3dd6c6.jpg


db69e518b734.jpg


4a7ab32d1abd.jpg


6e70704bafdd.jpg


6606e9c9ebf0.jpg


e54d16ee41a9.jpg


b182862dcb02.jpg


2ad5380e4b1d.jpg


02f212ab924a.jpg


248716357640.jpg


375b705a0802.jpg


cf591b238bd2.jpg


75415940fbfe.jpg


Я не хочу рассказывать обо всех церквях, которые мы видели – их слишком много, а имена и даты никому ничего особенного не скажут. Но последним церковным местом, которое мы посетили в городе, был превращенный в краеведческий музей давно закрытый Спасо-Преображенский монастырь, и вот о нем мы поговорим подробно, потому что в душу он мне запал капитально.

У монастыря должна быть ограда. У старых традиционно – каменная стена, у новых, как правило, - резной заборчик. Обычно монастыри стоят по берегам рек и озер, на возвышениях, как бы говоря: «Мы – неприступны, мы – крепость!» Наверное, если сравнивать монастырь с чем-то одушевленным, я бы сказала, что он похож на древнерусского богатыря – с широкой душой и великой силой. Поэтому так меня поразил Спасо-Преображенский монастырь.

Представьте себе залитую солнцем полянку. С одной стороны подступает лес (или, может быть, густо заросший парк), с трех других – сельские домики, где во дворах сушится белье на старых советских перекладинах, стоят детские качели и бегут две протоптанные в песке дорожки. И вот среди этого, словно заблудившиеся путники, стоят в ряд три белоснежных храма. Вокруг – тишина, даже птицы не кричат. Пейзаж настолько сюрреалистичный, что невольно задаешься вопросом: «Как? Каким ветром занесло вас сюда, милые?» И хочется стоять, дотрагиваться руками до каменных стен, слушая дыхание древнего, покинутого людьми святого места. Сюда больше не ходят молиться. На звоннице больше не висят и не звонят колокола. Не звучит Священное Писание, не горят свечи. Здесь – музей, в котором стены увешаны черно-белыми фотографиями конца 19-го века. На них, на этих фотографиях – история. Там есть все: и резная ограда, и паломники, и священники. Тогда монастырь жил. Наверное, в нем было радостно. Тогда.

Трудно сказать, почему на меня это место произвело такое впечатление. Надеюсь, мне удалось передать его вам. Мне почему-то это очень важно.

362111b81cd9.jpg


403d55aae414.jpg


a9f5ee425c1f.jpg


7be3806eaedb.jpg


d750dd0969ae.jpg


На этой ноте я завершаю свой рассказ о трех днях, проведенных в Новгородской земле, и перехожу к повествованию о делах конных. С сегодняшнего дня я возвращаюсь в седло, и вообще, надеюсь, теперь многое изменится. Майские события и последующий месяц раздумий кое-чему меня научили, я осознала, что является для меня истинной ценностью, а что – мишурой, в погоне за которой многое можно потерять. У меня нет и в ближайшее время не будет денег на занятия выездкой и участие в стартах, я буду посещать самый обычный прокат, но с постоянной лошадью и тренером, который по крайней мере позвонит, если вдруг я не явлюсь на тренировку.

Отчет будет вечером.

П.с. Еще мы тут на работе отпусками махнулись, и так вышло, что следующий отпуск у меня через месяц. Если все удачно сложится, меня ждет еще одно путешествие, а вас – еще один интересный (я надеюсь) рассказ ;)
 
Итак, я вернулась в Ромашково к Хопру. Почему и зачем - не спрашивайте, это свое решение я обсуждать не буду ни сейчас, ни потом. Это мой выбор, взвешенный и осознанный.

Я озвучила тренеру свое намерение подготовиться и выступить на соревнованиях, Люба не против. Вообще, сегодняшняя встреча вызвала у меня достаточно сильное удивление: мне с Хопром никогда еще не было так легко работать. Я помню свою панику зимой в манеже, когда мы и рысью-то бегали на шамбоне, и то заключительное наше занятие, когда я сделала галоп на Хопе без резинок. Сегодня... Были у меня опасения на счет галопа, не скрою, но начали на вольту - и сразу стало понятно, что все в прошлом. Никто никуда не несется, никто никуда не взлетает. Менки мягкие, спокойные, я иной раз даже подглядывала, сменил ли?

На рыси работали над контролем скорости и прямым сгибанием. Поделали серпантин, основной идеей которого было подсаживаться назад в момент выхода на прямую, чтобы не давать коню "выстреливать". Очень успешно. Потом попробовали плечо внутрь на шагу и на рыси - тут Люба сказала, что на Хопе мне надо просто почувствовать, как оно - и тогда все будет отлично. Вопрос времени.

Хопа довольно сильно вкладывается в повод, а я была без перчаток. Итог - стерла руки. Зарубка на будущее. И еще - я ужасно устала, выползала из маршрутки на негнущихся ногах. Завтра не встану. Полтора месяца на лошади не сидела.

Занятия на Фигуристе и Вольном очень мне помогли. Хопер совсем не похож на этих парней, но что-то во мне изменилось благодаря им. Конечно, в критические моменты мне все еще хочется упасть Хопру на шею, но тренер за этим следит тщательно.

Я намерена по мере возможностей заниматься сейчас дважды в неделю. Думаю, мне удастся подрасти как всаднику еще чуть-чуть. Это - одна из моих целей.
 
Ну что же, гораздо приятнее,Э когда есть какая-то определенность. Может сейчас она еще и не успела устаканиться в душЕ, но начало положено. С возвращением на конскую спину!

И еще - огромное спасибо за интереснейшие рассказы о поездке, получилось такое мини-погружение в историю. Мне очень-очень понравилось!
 
Как и следовало ожидать, мышцы мои сказали, что длительные перерывы - это не для них. Только болят почему-то не ноги (хотя внутренняя сторона бедра побаливает, но почти неощутимо), а поясница. Признак того, что она вчера хорошо поработала :)

Ален, я рада, что рассказ о поездке понравился. Мне самой интересно писать такие отчеты, в них удается совмещать историю с собственным видением и впечатлениями, иной раз лезешь в ту же Повесть временных лет уточнить что-то, да так там и зависнешь - интересно! Я тут под впечатлением и от избытка свободного времени в книжный магазин заглянула - так, чисто посмотреть! Из магазина ушла с книгами. Никогда подобную литературу не читала, решила попробовать. Взяла два исторических романа про Древнюю Русь. Вроде славянское фентези, а вроде и реалистичная проза. Начала читать - очень легко пошло, надо будет потом другие книги автора в сети поискать. К сожалению, чересчур дорогое удовольствие - в магазине книги покупать. Они нынче дешевле 400 р не стоят у нас. А прочитываются за пару дней...

Раскрою-ка я тему вчерашней тренировки, как в старые добрые времена... :)

Обычно, приехав в клуб, я, не дожидаясь тренера, топаю на конюшню собирать зверя. В этот раз в свете ряда событий я была уверена, что мне выдадут кого-нибудь из новеньких коней - их у нас есть :) Поэтому просидела в комнате до последнего, приехавшая тренер несколько удивилась, но мы заранее не договаривались о моем партнере, и вышло как вышло. Оказалось, что ждет меня Хопер, и вроде как это должно было быть очевидно и само собой разумеющееся - как и не было этих месяцев, проведенных на стороне. Приятно, когда тебя встречают друзья. Я, признаться, думала, что, решившись вернуться, иду на ступеньку ниже (собственно, я так и написала: "возвращаюсь в прокат"). Но Хопа - это в некотором роде мечта, которая сияет в моем сознании фразой "Мне тебя обещали". В конце концов, мне действительно его обещали - давно, в те дни, когда я любила другого, большого и доброго латвийца Диснея, а нас, как водится, разделила жизнь. "Вот привезем с выпаса Хопра - попробуешь с ним". Правда, соединить две судьбы в одну у нас долго не получалось: сначала аренда была у меня, потом в аренду ушел конь... Зимой я за недолгие два месяца поняла, что Хопер мальчик непростой и мне придется над собой работать, чтобы соответствовать его уровню. Работала я, как известно, над собой, да не с Хопой. Ни о чем не жалею, но чувство теперь такое, словно корабль после долгих и трудных странствий пришел в желанную гавань. Прогнозировать что-либо сейчас не буду, планы строить оказалось очень опасно - они вечно рушатся в самый неподходящий момент, но то, что сейчас я получила именно то, чего хотела - факт. И я намерена верить в лучшее.

Хопа стоял в деннике очень пыльный, при первой попытке надеть на него недоуздок привычно задрал голову... Голову опустили, в недоуздок влезли. Подумалось мне, глядя на этот неприглядный недоуздочек, что надо притащить коню свой - тот, который я на Дэна покупала, черный с мехом. Надеюсь, Хопер в нем не утонет.

Чистились долго и со вкусом. Правда, всю пыль из коня вытряхнуть мне так и не удалось, поиски кондиционера успехом не увенчались, поэтому седлались мы как есть - спину и бока вычистила, насколько было возможно, чтоб не натер ничего, а уж остальное... Всякий раз радуюсь, когда Хопа сам дает ноги - стоит поднять ему одну, как остальные он поднимает уже самостоятельно: ты подошел - конь лапу тебе в руку сунул :) И мордой, мордой в ухо. И дышит такой - нежно-нежно. Ласковый мой.

Поседлались на мой любимый розовый комплект - очень уж Хопру идет этот цвет :) Подумала, что у меня, собственно, под него в тон бриджи есть и даже футболка. Будем, блин, гламурными в пятницу, да. В конце концов, девочка я иль не девочка? :D

Вышли на плац, начали шагать. Люба принесла шамбон: "Поглядим, как пойдет, я теперь и не знаю, что от вас ждать". Я и сама понятия не имела, чего ждать от себя и от коня. У Хопра ведь по-разному: он может с первого шага в бой рваться, а может все занятие ползать еле-еле. Зависит это от многого, но не в последнюю очередь - от всадника: вы же помните, на нем нельзя зажиматься от слова совсем. Чуть напрягся - получи "вперед и с песней".

Но в этот раз на шагу мне наоборот очень хотелось его пнуть как следует, чтобы шевелил копытами. Грунт был довольно вязким - ливневые дожди сказались. Я свои опасения на этот счет озвучила, тренер предложила поглядеть, что да как и в случае чего уйти в манеж. В манеж уходить нам не пришлось, так на улице и бегали.

Поразминала Хопра, как Илья учил: вольты, постановления... На повод конь отзывался охотно вбок и ни в какую - вниз. С этим нас ждет долгая трудная борьба: если Филя сдавал в затылке от любого намека на шевеление повода, то Хопер из каких-то принципиальных соображений бегает башней кверху, его "отдай, наконец, челюсть и расслабься" еще заслужить надо! Люба рекомендовала быть мне настойчивей и наглей, и просила представить себе "очень тугую резинку, которую надо то натянуть, то отдать". Сперва не получилось вообще ничего: рысить начали на вольту, и мне пришлось очень утрированно сгибать Хопе голову внутрь к своему бедру. В таком положении задранным уже не побегаешь, и конь сдался. Сдался раз, сдался два... Вышли на прямую - опять та же песня. Снова на вольт - и все по новой. Вправо, влево, на прямую. И вот в один момент Хопер вдруг сам ушел вниз. "Ну, дурачок, удобней же так, правда?" - похвалила зверя я, и мы начали шагать.

Шагали довольно долго и без изысков - молодой конь в центре плаца делал галоп. Причем, завидев разодетого в розовое Хопра, очень забавно пугался ярких цветов, так что какое-то время нам пришлось даже пошагать парой, чтобы показать юному дарованию, что розовая вальтряпка - это еще не конец света.

Шаг мы делали в хвосте второго всадника, и к моменту команды на рысь у нас с Хопром возникла размолвка. Конь вдруг решил включить карусельку: "Я прокатная лошадка, ничего не знаю". Впереди идущий всадник пошел рысью - и мы туда же. "Куда?!" - ругаюсь я, а зверь на меня - ноль эмоций. В шаг переводится только от грубой силы, останавливаться не хочет вообще, чуть повод отдашь - вперед уже не идет, летит, своих догоняя! Вот тут мне Люба про "покажи ему, чьи в лесу шишки" и напомнила. Сначала я заставила Хопра перейти на шаг. Потом мы поборолись за остановку, но я дожала, причем где-то даже переборщила, и с остановки Хопа вышел в осаживание... Вперед, правда, конь опять ломанулся, но тут уже был чисто мой косяк - я ожидаемо зажалась, и только команда тренера "провалиться в лошадь" выдернула меня из хаотичной самодеятельности. Вот команды тренера я стараюсь выполнять тут же и точно, сразу спину расслабила, бедра от седла отцепила, и сразу мы как-то в шаг нормальный перевелись, и даже пошагали полкруга спокойненько... Действительно, с чего бы? :rolleyes:

Начали рысить - и тут мне тренер напомнила об еще одной особенности Хопра: он проверяет всадника, постепенно и очень ненавязчиво увеличивая скорость движения с медленного тюлюп-тюлюп до ааа, спасайся кто может. Тут главное - вовремя зверя подловить и на правильный путь направить. Сесть сзади и на себя принять, иными словами. Ну и еще мне в задаче "приведи коня в чувство" (а на деле - больше себя, конечно) очень помогают вольты. Вот тут мы и занялись - делали серпантин, на заходе - вольт, чтобы Хопер не несся в голубые дали, и где-то уже заходе на втором я вполне себе осознала, что да как, и мы отлично поработали, хотя, блин, опять с носом по ветру в большинстве своем.

Потом Люба предложила поделать плечо внутрь. Я так давно его не делала, что все благополучно забыла, ужасно сосредоточилась, и первый блин вышел комом. Зато когда тренер все разложила по полочкам и обрисовала элемент как "тебе надо ехать вперед внешним бедром, при этом корпус остается прямым", тут все и получилось, сперва я попробовала на шагу, потом на учебной рыси, третий раз - на рыси строевой. И вот на строевой у меня плечо получилось лучше всего. Учитывая, что зимой я на Хопе и этого не могла - прогресс налицо!

Галоп начали на вольту, несколько кругов пробежали, мы с тренером увидели, что никто никого убивать не собирается, и меня отпустили на стенку. По прямой Хопер шел так же спокойно, как и по вольту, и мне это было очень странно и непривычно. Более того, он иногда в рысь сбивался - конь, от которого я, вообще-то, ожидала жестких разносов и полной неуправляемости! Моя в шоке :eek::cool: Единственное что, Хопа, как и Вольный, сильно бьет в руку, мне бы хотелось его как-то округлить, подсобрать - но ни опыта не хватает пока, ни силенок. Буду над этим работать в следующие разы.

А менки? Как же приятно меняет Хопочка лапы! Все менки на галопе на Фигуристе были для меня испытанием на прочность посадки - так мощно конь срабатывал задом, буквально выбрасывая меня из седла. А Хопер - как шел ровно и плавно, так и идет, и не понятно, с какой ноги. Впрочем, когда пару раз конь поднимался в контргалоп, я это чувствовала - сидеть немного неудобно становилось. В общем, одно сплошное удовольствие, а не езда. И тренер нашим галопом очень довольна осталась - видимо, тоже ожидала каких-то сложностей.

Я определенно выросла за время своего пребывания в Пони-лэнде. Правда, вместо радости я от этого пока испытываю только некоторое удивление - настолько привыкла я себя считать недовсадником с кучей неустранимых проблем. И дело тут не в самооценке: просто очень сложно после многих лет девиза "Ты ничего не можешь" вдруг взять и смочь все настолько легко и непринужденно, что возникают сомнения в том, что это вообще было. Уж не сон ли это? Я ли?

Хотела после занятия пойти с Хопром в поле погулять - не получилось. Может оно и к лучшему: я запоздало вспомнила, что в полях помимо травы сейчас много всякой мерзости летает, а она нам нафиг не нужна.
 
Взяла два исторических романа про Древнюю Русь. Вроде славянское фентези, а вроде и реалистичная проза. Начала читать - очень легко пошло, надо будет потом другие книги автора в сети поискать.
Кто автор? Не Семенова ли?
 
Не, Семенову я прочла давно. Это Павел Загребельный, книги серии "Великолепный век". Я сейчас читаю "Ярослав Мудрый и княгиня Ингегерда". Причем реально - страницы проглатываются, давно такого не было.
 
Пришел июль, а вместе с ним - бумажка о моем фин.положении на ближайший месяц. Планы на поездку в августе накрылись медным тазом. Частые поездки к Хопру - тоже. Новая работа или хотя бы подработка упорно не ищется - такое ощущение, что работники нынче не нужны совсем никому. Уже за благо воспринимаю свою нелюбимую работу в банке - спасибо, что хоть такая есть, худо-бедно кормит. Хочется жить красиво и ни в чем себе не отказывать, а выходит вот так: ежемесячно составляешь таблицу предстоящих расходов и думаешь, что бы из нее вычеркнуть. Надоело. Но пока - без вариантов.
Порывалась продать два своих любимых комплекта НКМ - все равно они лежат без дела, в Ромашково я их таскать не хочу, там оставлять - тем более. А лишняя десятка - это как минимум 8 занятий ВЕ. Но вот разложила я свое добро, чтобы сфотографировать, и поняла: неа, не могу. Пусть себе лежат.
Пытаюсь выбрать обои в комнату. Уже забила на цену и предпочтения (флизелиновые клеить гораздо удобнее, чем бумажные) - и все равно не могу найти то, что бы вот прям понравилось до "Хочу-хочу-хочу". В кухню обои выбрались очень быстро, с коридором было сложнее, а комната... Предполагается, что там я буду проводить больше всего времени (сейчас я фактически живу на кухне - тут и стол, пока единственный в квартире, и уют, и звери) - и что-то пока не выходит обустроить ее так, чтобы хотелось находиться именно там. Такая вот заморочка.
Завтра еду на конкур в Битцу. На соревнованиях не была тысячу лет. Вот думаю, брать фотик, не брать... Одни сомнения, короче.
 
эх, к сожалению, ситуация на рынке труда так себе. всё-таки кризис есть.
и все держатся за свои места. хорошую работу мечты найти сложно.
но всё возможно.
удачи в этом!
 
Тут, Юльк, даже не о "работе мечты" речь идет - о какой-либо работе вообще. Предложения есть либо "Продавцом-консультантом в книжный, оклад 10.000+проценты", либо нет совсем. Получается, очень удачно, что институт я закончила три года назад, а не сейчас, иначе мучилась бы. И одновременно с этим, получается, что рановато я затеяла учиться идти - обучение платное, сумма очень немаленькая, а у меня ремонт, лошади и прочие хотелки. Понимаю, что приоритеты расставлять надо уметь и что не факт, что через год, например, у меня было бы лучше с деньгами, но все как-то очень не вовремя происходит. Связала себя по рукам и ногам, тогда как хочется свободы и дышать полной грудью. Эх...

Съездила в Битцу на конкур. Фотки выкладывать не буду - их там 600 с лишним штук, мне не то что отбирать, мне их даже смотреть лениво! Объектив брала китовый, на выходе выяснилось, что Лена права и на такие мероприятия надо брать телевик. Но мне было весьма лень тащить его - большой и тяжелый. Прыгать, вопреки ожиданиям, меня не потянуло, и даже ностальгии по временам "А вон на том плацу мы делали с Кавказом галоп" у меня не возникло. Даже как-то грустно - в безвозвратность канули не только дни, но и какие-либо чувства по отношению к ним. Хотя я помню о том времени как о самом приятном в моем конном пути, потому что тогда мы очень многого не знали, ни с кем из конного мира не общались и почитали за счастье то, что имеем. Претензии и анализ пришли позже. А тогда, в 13-15 лет все было хорошо :)

Увидела на одном из выступающих гнедых коней офигительный красный комплект вальтрап+ушки. Долгое время я красный на лошади не воспринимала вообще, считая эту тему заезженной и банальной, а тут вдруг подумалось: "А Хопе бы пошло". Ему вообще идут яркие цвета.
 
Сверху