Взято из дневника Сэйвы, заранее прошу прощения за то, что утащила себе в дневник
Вот тема, которая мне близка, вот так в идеале и нужно ездить, т.е на балансе Спасибо Elena2014 за наводку)))
Итак, о посадке. Возможно, как раз было бы логично начать именно с этого, потому что посадка для классика - это всё. Это самое важное средство управления.
На лекцию о посадке Аня пригласила одну из ведущих танцовщиц. После лекции нам предложили несколько упражнений в парах на коррекцию посадки. А затем все желающие попробовали посидеть на манекене лошади в выездковом седле и подвергнуться уже коррекции своей посадки со стороны Веры и её коллеги.
Лекцию начала Вера, ученица Ани Беран:
"Если посмотреть на картинки, где рисуют идеальную спортивную посадку, то можно увидеть, что пятка опущена вниз, руки "стаканчиком", спина прямая. Но лично я не считаю такую посадку правильной и полезной для лошади и всадника. Так называемая прямая линия между ногой, спиной и головой приводит к закрепощению спины всадника. Положение рук "стаканчиком" никогда не позволит Вашей руке быть мягкой и тонко работать со ртом лошади. А при опущенной вниз пятке напрягаются мышцы голени. С такой голенью вы никогда не сможете добиться лёгкого посыла. В классике лёгкий посыл - это лёгкое напряжение мышц голени."
Правильной в классике считается посадка, которая не мешает лошади и не закрепощает тело всадника. Ваш позвоночник при верховой езде должен быть ровным, но сохранять S-образный изгиб. Многие слишком отводят назад лопатки, но тогда посадка получается с выгнутой спиной. Классики сидят в седле чётко посередине, и это тоже очень важно. Лошади бесподобно выезжены и реагируют на малейшее смещение равновесия и малейшие незаметные повороты корпуса. Поэтому, когда Вера исправила моё положение тела в седле, я вдруг обнаружила у себя новые мышцы. Сразу включились мышцы спины под лопатками, мышцы верхнего пресса и мышцы на боках, над рёбрами. Лично я раньше никогда этими мышцами при верховой езде не пользовалась. И никто меня этому не учил. Сидеть так было очень необычно и неудобно. Зато никакие больше мышцы не напряжены. Только мышечный корсет вокруг корпуса.
Шенкель у классиков постоянно расслаблен, при необходимых посылах используется лёгкое напряжение голени или нога просто прикладывается чуть плотнее к боку лошади. Стопа параллельно земле, никаких пяток вниз. Бёдрами они не держатся, они ими следуют за лошадью. Поэтому классики фиксируют пресс. Когда зафиксирован пресс, бёдра легко следуют за лошадью.
Если смотреть на посадку сбоку, то нога чуть впереди, не под седалищными костями всадника.
Рука расслаблена, кисть чуть развёрнута вовнутрь. Пальцы не полностью закрыты. Закрытие пальцев на поводе - это для лошадей тоже отдельные команды. Не ездят с поводом, зажатом в кулаке.
Главная вещь, когда сидите на лошади - не мешать ей. Также ни в коем случае нельзя использовать одновременно повод и посыл. Ну, здесь срабатывает основной принцип классики: "Нога без руки, рука без ноги". Ни в коем случае не досылать лошадь каждый темп или шаг. На облегчённой рыси на абсолютно всех лошадях Аня и её ученики ездят, слегка наклонив корпус вперёд. Поскольку лошади выезжаются в основном в реакции на смещение равновесия, то Аня считает, что такое положение тела всадника помогает лошади двигаться вперёд.
Все латеральные движения и делаются лёгким изменением положения тела всадника и смещением веса на стременах.
Важнейшими мышцами для посадки являются мышцы брюшного пресса и мышцы спины. Но ни в коем случае не мышцы голени и рук.
После того, как мы попробовали "посадить" себя в новое неудобное и некомфортное для нас положение, Аня сказала:
"Было очень важно вам всем увидеть, насколько сложно контролировать своё тело. Насколкьо вам было неудобно и дискомфортно. Так вот у лошадей та же проблема: от природы они не умеют делать разные элементы, надолго собираться, им сложно гнуться и удерживать так своё тело, им тяжело нести всадника, не обладая развитыми мышцами. Представьте себе, насколько глупо и жестоко закручивать лошадь разными дополнительными средствами управления (развязками, скользящими поводьями, гогом и т.д.), пытаясь научить её удерживать тело в таком положении. Насколько глупо загонять лошадиное тело в рамки, которые она физически не способна удержать силой собственных мышц. Лошадь начинает ненавидеть Вас и работу, поскольку ей постоянно неудобно или больно. Почему не готовить лошадь без каких-либо вспомогательных средств, постепенно развивая силу и эластичность её мышц?"
Возвращаясь к посадке. В старину (а может и сейчас так делают в каких-то старых школах) лошадь ставили на пиляры, а новичка-ученика сажали на пиаффе, и несколько уроков проходило так. Чтобы человек мог прочувствовать и найти своё равновесие на лошади, чтобы смог расслабиться и ощутить своё тело.
Когда я общалась с Аней в неформальной остановке уже после семинара, она сказала мне, что, конечно, чтобы научиться такой посадке, чтобы подружиться со своим телом, нужны великолепно выезженные лошади. Это лучшие учителя. Лошади, которые смогут объяснить всаднику, что такое равновесие, что такое расслабленность, что такое баланс.
Начинайте гимнастику на шагу. Аня очень много работает лошадей на шагу. Разминаются лошади сразу на латеральных, на связках на шагу, затем на рыси. Аня считает стандартную работу верхом по прямым по полчаса (20 минут облегчённой рыси, 5 минут галопа) бесполезным занятием, не приносящим пользы ни лошадиной спине, ни дисциплине, ни всаднику. Более того, она считает, что такая «работа» закрепощает лошадь. Поэтому разминка и работа в целом состоит из разной сложности связок, которые заставляют лошадь гнуться в разной степени и оставаться очень сконцентрированной на работе, потому как задания меняются очень быстро.
«Когда ко мне приезжают спортивные лошади, я использую не больше 20 минут латеральной работы, и лошади становятся мокрыми, потому что они никогда раньше не использовали эти мышцы».
При going by side лошади очень сложно оставаться зажатой. После расслаблений на рыси потихоньку отдают повод, лошадь должна потянуть шею, оставаясь в том же ритме. В таком положении вниз и вперёд дают пробежать несколько минут. Длительная работа вниз и вперёд неполезна, потому как роняет лошадь на перед.
Латеральные движения должны быть очень медленными на шагу. Если делать боковые в быстром темпе, лошадь крепоститься в стуставах. Подвижность суставовов обеспечивается медленными упражнениями, именно поэтому у Ани так много вариаций на эту тему.
Прочитала я это все.... и теперь я очень хочу поехать на такой вот семинар, позадавать вопросы и попробовать сделать мою посадку легкой и непринужденной.
Кстати, я сама заметила, что если идти бедрами за лошадью, то получается сидеть намного глубже в седле и появляется какое-то чувство гармонии.... правда немного отдаленное, его надо еще смочь прочувствовать.