1991 г. Сяглицы. Жеребята. ( грустные воспоминания )
В конце мая почти одновременно разродились Бэлдзе и Одетта, привезённые из Латвии жерёбыми. Первым появился на свет вороной жеребчик Вальдано от Одетты и вывозного из Германии ганноверского жеребца. Я до этого видела только беседских жеребят от латвийских кобыл тяжелого типа и Грейтаунса, который тоже был далеко не фей... Вальдано меня потряс, стройный, но не беднокостный и весь до невозможности элегантный, он казался мне верхом совершенства.
Где-то через неделю ожеребилась Бэлдзуха, её жеребёнок, Бристоль по типу больше походил на беседских, простенькой гнедой масти.
А потом, сразу за первой эйфорией от появления деток, пусть и не мной созданных, пришла беда...
На второй день, придя на работу, я обнаружила, что Бристоль не встаёт. Все попытки поднять малыша были тщетны, его ножки просто не действовали. Стали сцеживать молоко у кобылы и кормить через соску. Пришел ветеринар, посмотрел, пощупал и сказал, что похоже повреждён позвоночник. Странно..., думаю, на родовую травму не похоже, он ведь вчера вставал и ходил нормально...
Ну, что, положили дитё в уголок на обильную подстилку из сена, кобылу привязали и пошли дальше работать. Периодически заходила к Бристолю, переворачивала на другой бок. Приехал ещё раз ветеринар, уколол чем-то и уехал. Сказал, что " сдохнет, так сдохнет", не он первый, не он последний... Пол-ночи просидели мы у жеребёнка, а к утру началась агония и он умер. :cry:
Вскрытие показало, что в области спины вдоль хребта были огромные гематомы, как будто его долго дубасили по спине дубиной. Только много позже я поняла, что убила его сама кобыла, которая в первые же часы жизни жеребёнка, лупила его копытом по спине.
На следующий день у Вальдано оказался сильно распухшим скакательный сустав. Намазали глиной, вызвали вета. Тот опять посмотрел, послушал, потом поделал странные пассы над ногой жеребёнка обоими руками и многозначительно изрёк - " Да, воспаление есть..." Епрст... я и без того вижу, что есть, что делать - то, говорю.
- Ну что, что, а фиг его знает... попробуй намазать чем нибудь...
- Аха, говорю, я намажу, а вдруг хуже сделаю...
- Да не парься ты, ему скорее всего кобыла на ногу наступила, само пройдет...
Легко ему сказать не парься, сустав распух, так что чуть кожа не лопается, горячий, хоть блины на нём пеки, а он - не парься... :evil:
Полезла в книжки, стала делать ему на третий день согревающие парафиновые аппликации, втирали золотистый линимент... Отек уменьшился, но не намного. Коник почти не вставал, лежал понурый. Чтобы он покушал и покакал, пописал приходилось поднимать каждый час. Очень помогали пацаны, которые установили дежурства и отпросившись у родителей ночевали на конюшне. Особенно старались двое новеньких братьев двойняшек, которых за месяц до описываемых событий приволок на конюшню генеральный и попросил взять их в помощники, пока они в специнтернат не загремели. Оказывается он застукал ребятишек, когда они распиливали бензопилой живого щенка... Один держал, второй пилил... Сказать по правде я опасалась брать таких монстров на конюшню, но неожиданно пацаны к лошадям что называется прикипели... Всегда готовы были помочь, что ни попросишь, все делали с охотой и на совесть. Вот они и стали ухаживать за Вальдано, промывать его ногу после парафина, меняли повязки, поднимали, обтирали спиртом на месте пролежней. Через две недели никаких улучшений не произошло, ветеринар приезжал через день, смотрел, прописывал внутривенные инъекции... и ничего больше... А потом мы обнаружили ещё и паховую грыжу, довольно здоровую, но не защемленную. И вот ещё через неделю, казалось наступил перелом в болезни, малыш даже немного погулял, ковыляя за мамкой... Ночью он умер... на руках у близняшек, просто перестало биться сердце и всё. Септикопиемия. Это потом я нашла в старой книге 1929 года симптомы заболевания. Там было написано, что оно практически не лечится, но ведь тогда ещё не было антибиотиков. А нам колоть антибиотики врач запретил, сказал что гноя нет, раны нет, обычная травма, а значит нефиг иммунку сажать... :evil: