И вот – Красный Курган. Еще десять лет назад подавляющее большинство мужского населения этого села работало и жило нуждами и заботами Карачаевского к/з и напрямую зависело от него. Завод находится практически на окраине села, и несколько поколений мальчишек, сбегая с уроков, все дни напролет проводили именно там. Точно так же сбегали и Башир, и Мага, и Хасан. И всякий раз учителя и родители знали, где искать. Ругали, наказывали, запирали, а они все равно бегали и бегали…
Проезжая пять лет назад через это село, я отчетливо запомнила конную скульптуру, установленную у дороги в центре села. Позже я не раз пыталась найти ее изображение в Интернете, но так ни разу и не встретила. Возможно, ею бы заинтересовался только конник.
Согласно легенде, во время Великой отечественной войны эта лошадь вернулась с поля боя одна к жене и сыну убитого воина. К седлу был приторочен лишь его плащ. Более всего меня в этой скульптуре привлекло то, что, несомненно, здесь была изображена лошадь карачаевской породы, так как никакой другой породы скульптор-карачаевец изобразить и не мог.
Следующей остановкой был Карачаевский к/з.
Он был основан как госконюшня в конце 20-х годов в Малом Карачае, куда поступили лучшие карачаевские жеребцы из частных табунов. В 1929 году был создан госплемхоз, а на его базе в 1930 году был организован Карачаевский конный завод, ставший основным репродуктором породы и возглавивший всю систему племенной работы по ее совершенствованию.
В конном заводе за более чем шестидесятилетний период его существования были достигнуты значительные результаты - карачаевские лошади приобрели крупный рост (средние промеры высоты в холке увеличились на 10 см), правильные формы, более высокую работоспособность. Была заложена и успешно развивалась генеалогическая структура породы.
Помимо карачаевского отделения на к/з работали с ч/к. Сам Насибов часто бывал здесь и работал лошадей, на некоторых из которых успешно скакал на отечественных и зарубежных ипподромах. Последней более или менее знаменитой лошадью, вышедшей из стен Карачаевского к/з за последнее время стал рыжий Гурзуф, который сам по себе не показал каких-то выдающихся результатов, а вот его потомки очень успешно скачут сейчас на многих ипподромах. Еще Башир и Магомед застали Гурзуфа на Карачаевском к/з, но уже несколько лет как руководство завода отдало его в аренду другому хозяйству, так как поголовье ч/к маток значительно сократилось и в основном кобылы приходились Гурзуфу близкими родственницами или даже дочерями.
Когда я подъехала к к/з, Дракоша указал мне на отдаленную огромную леваду с лошадьми и сказал, что там пасутся ч/к матки. Их, в отличие от карачаевских табунов, не отгоняют по весне в альпийские луга, а держат у завода.
Конюшни под чистокровок
Строения и сооружения к/з были старыми и неухоженными, давно не знающими ремонта. Они все еще стояли и выдерживали непогоду только благодаря крепости фундаментов и основательности стен, воздвигнутых еще в старые совковые времена. Левады были латаны-перелатаны, водопои часть не функционировали (на них по трубам подавалась вода из горных источников).
Когда мы въехали на территорию конюшни и вышли из машины, то не увидели ни одной живой души. У одной из конюшен, за оградой, паслись две кобылы с жеребятами, которые резво смотались при моем приближении.
Мы вошли внутрь центрального здания. Ровно пять лет назад я здесь уже была и помнила, что именно тут, в приемном холле, висит большой портрет знаменитого карачаевского Адмирала (1957 г. р., от Арсенала и Династии).
Этот конь знаменит тем, что его портрет украшает обложку книги «Лучшие лошади мира», выпущенной в Англии.
(фото из книги «Лучшие жеребцы карачаевской породы»).
На стенах холла висело еще несколько конных картин (имена художников мне неизвестны), но заснять их не получилось, так как было сумеречно (начинало темнеть). Ухода за картинами не было никакого, и их покрывал слой пыли, а местами краска потрескалась и отошла.
Справа от портрета находилось крыло, в котором стояли ч/к и полукровные жеребцы-производители. Денники были большие, с металлическими решетками, но давно не ремонтированные и потому выглядели страшно. Пять лет назад нам показывали и ч/к, и одного текинца, и англо-карачая, но сейчас лишь в одном из 20 денников стоял какой-то худоватый гнедой жеребец, который обеспокоено косился на нас глазом и вопросительно похрюкивал, возможно, спрашивая, не принесли ли мы похавать.
В левом крыле стояли на коновязи у кормушек два рабочих жеребца. Тавра на них не было никакого, поэтому я не поняла, что за лошади. В этом крыле не было ни денников, ни боксов, ни вообще каких бы то ни было перегородок. Лошади привязывались у кормушек, которые стояли вдоль стен. Зимой здесь содержались рабочие и частные лошади.
К нам по-прежнему никто не вышел, и мы не видели ни одной живой души.
При выходе из центральной конюшне была выстроена площадка, где в лучшие времена проводились аукционы, на которые приезжали специалисты из других стран.
Сейчас строение, как и все вокруг, было заброшенным и забытым.
Прошли дальше по песчаной тропинке к еще одной конюшне. В ней зимой содержались карачаевские жеребцы-производители.
Мы тусовались на к/з не больше получаса, и за это время так никого и не увидели. Казалось, что к/з вымер.
Дракоша и Ансар пожали плечами и посоветовали ехать дальше, иначе в ожидании кого-нибудь мы рисковали опоздать в другие места.