Мои карачаи.

Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Оль, ну ты просто мега-герой! и откуда только силы берутся...
ПС: ждём фото твоих девочек, с нетерпением!
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

ООО!!! какие потрясающие фото!!!!!!! :shock:
кажется, что сама там побывала и вдохнула прохладного горного воздуха!
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Ух ты какие фото! А он частных лошадей фотограыирует?
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Глава 1.
Начало.


Мы выезжали в дождь, и Артем сказал, что это к хорошей дороге.

Минводы встретили нас жарой в 31 градус, и сразу же захотелось залезть в какой-нибудь пруд, чтобы охладиться. Из неприятного: из трех баулов – одного Теминого с аппаратурой, двух моих (один с амуницией, другой с вещами), - в Домодедово не положили именно тот, что с вещами. Поэтому в КЧР я оказалась только в том, в чем приехала, со щетками и двумя уздечками.

Встречали нас Аубекир и Салават, родом из станицы Зеленчукская, которая расположена в центре КЧР. Туда они нас и повезли полтора часа спустя после того, как все 10 человек, чей багаж также не пришел, написали заявления об утере…

По приезду нас тут же пригласили в шашлычную, где стол быстренько уставили хычинами, овощной нарезкой и шашлыками с тузлуком.

Ни с того ни с сего у меня разболелась голова, и хотелось уже приткнуться хоть куда-нибудь, чтобы заснуть. Нас отвезли на квартиру в Зеленчукской и на час предоставили самим себе. На следующее утро рано мы должны были уже выехать к первым косякам.

Но Аубекир с Салавтом снова вернулись и повезли меня покупать «берне» («приданное»; в данном случае – куртку, кроссовки/ботинки и все необходимое для поездки в горы).

Вечер, часов около десяти. На Кавказе темнеет рано. Наш приезд совпал с праздником Ивана Купалы, и так как в Зеленчукской половину населения составляли русские (казаки), то праздник большими веселыми кострами, застольями прямо за воротами и девичьими танцами отмечался чуть ли не через каждый дом. Русские улицы отмечали праздник соседями, и там костры были особенно высокими и голоса громче.

Магазины, как и следовало предполагать, были уже закрыты. Но мы туда и не поехали. Меня стали возить от дома к дому к тем частным торговцам, которые живут продажей вещей на рынках. Таких в Зеленчукской было несколько человек. Ситуацию усугубляли мои нестандартные размеры. Тридцать третий размер обуви приводил в ужас и восхищение одновременно.

Наконец, чудом удалось купить кроссовки нужного размера. Как альтернативу покупке куртки я предложила позаимствовать ее у каких-нибудь многочисленных зеленчукских родственников. Заехали к ним, посидели. В голове как будто работала целая бригада ковалей.

Купив/позаимствовав все необходимое, меня наконец-то отвезли обратно на квартиру, и я вырубилась.
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Синяя Птица написал(а):
Karik написал(а):
Ух ты какие фото! А он частных лошадей фотограыирует?

Ты кого имеешь в виду? Артема Макеева, Юрия Жванко или Алексея Шторха?

Я что-то запуталась... ты выложила фото Артем Макеева, который ездил с вами... я имела в виду его... Или это не его фото?
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Там фото двух фотографов - Макеева Артема и Жванко Юрия. Укажи фото, я скажу, кто автор.
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

чтобы не засорять дневник написала в личку :)
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Фото действительно как буд-то объемные! Ты Олечка со всей душой их делала, это видно. И твой восторг от увиденного передается нам, сидящим сдесь..... Была в Аксеново на веселых стартах :) , тебя не нашла, а ты вона де, на горах. Завидую, тожа хачу, но то времени нет, то сил :( . Кролей пр ивезу как нить, Светку не вини, это я старая забыла. Но твои сидят у меня, в целости и сохранности.
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Оль, фото гор - слов нет !

Жду с нетерпением фото Артёма, являюсь его давней поклонницей.
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Пока строчу отчет, выложу несколько фото Артема Макеева с этой поездки.

Купание косячного жеребца Кокай (тавро № 85, 2002 г. р.), хозяин Хубиев Магомет, гора Натыхбаши, аул Карт-Джурт Карачаевского района КЧР



Косяк из табуна Алиева Ахмата, плато в районе р. Эшкакон



Дите

 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Глава 2.
Марухское ущелье


Аубекир заехал за нами рано. До 10 часов ездили по Зеленчукской, докупая остальные вещи по мелочи (панамки-бейсболки, дождевики и еду), и лишь потом выехали в наше первое ущелье, где паслись косяки Абайханова Мурата. Мы встретились с Муратом в Зеленчукской, пересели на его УАЗик и покатили в сторону ущелья. Вел он лихо. И через 20 минут из машины вылилась какая-то вода и машина встала.

Тут же остановилось несколько проезжающих машин. Вышли какие-то люди.



и стали помогать



В итоге пришлось снова выгружать вещи, отправлять машину в сервис и ждать другого УАЗика.

Пока ждали, мимо проехал и остановился поговорить «а-ля коневоз».





Аубекир Урусов, наш верный сопровождающий, главный специалист местного охотхозяйства (названия не помню).



Не прошло и получаса, как приехал служебный УАЗик, и мы снова двинулись в путь.





Дорога была сносная. С непривычки казалось – трудноезжая. Но в течение последующих дней выяснилось, что это была не самая тяжелая дорога, по которой нам приходилось ехать.
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

У Абайханова Мурата три косяка в среднем по 15 маток в каждом. Четвертый – совсем маленький. И состоит из одного жеребца и двух кобыл с одним подсосным жеребенком. Все стоят в Марухском ущелье, в основном недалеко от кошары. Виденные нами косяки лишь наполовину состояли из лошадей карачаевской породы. Остальные рыжие, несколько пегих, парочка буланых (или совсем светло-гнедых), были сильно отметистые. Любовь к пегашам объясняли так. В связи с участившимися явлением конокрадства карачаевский табун монотонно темных мастей взгляд стороннего наблюдателя скорей всего не зацепит. В то время как косяк, в котором есть пегие или серые, неизменно привлекает внимание кого-нибудь из людей, и благодаря этому угнанный табун легче охарактеризовать и проследить его путь во время поиска. То есть лошади тех мастей, которые породе не свойственны, являются своеобразной меткой косяка.



Первый косяк, который пасся недалеко от кошары, пас карачаевский жеребец …





Кобылы его косяка

















Жеребенок (Мурат, как и большинство карачаевцев, называют их «лошонками»)



Во втором косяке было очень много пегих и рыжих. Даже жеребец был пегим с белым хвостом





Я пегих старалась снимать поменьше, поэтому все фотки с ними у Артема.

Например, эта



В третьем косяке производителем был рыже-чалый жеребец, явно тяжеловозная помесь.



Этот косяк я видела лишь издали, так как в это время на пару с Муратом Абайхановым выехали без седел в соседнюю кошару за амуницией (с амуницией там туговато, поэтому соседние кошары постоянно берут седла и уздечки друг у друга).





Рабочий мерин







А этому мерину уже за 20. Выглядит отлично!





Табунок рабочих лошадей



Их гонят в загон, чтобы поймать и поседлать. Нам предстояло подняться в горы к молодняку

Мне понравился вот этот жеребчик





Отпустили того мерина, что сначала поймали для меня



и заседлали понравившегося. На ход он оказался мягкий и легко управляемый.



Только на спусках, спешившись, приходилось его чуть ли не тащить на себе, так как коню пошел только четвертый год и в поводу он ходил еще плохо.



 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Всюду, где бы мы не проезжали, я интересовалась карачаевскими лошадьми чалой масти (по известным соображениям). Еще весной Ourman, будучи в Карачаево-Черкессии, сделала несколько фотографий с чалыми карачаевскими лошадьми в районе села Красный Восток.







В Красном Востоке карачаевских лошадей чалой масти сосредоточено более всего. Даже известный карачаевский производитель Восток гнедо-чалой масти был родом из этого села.

На мои вопросы местные отвечали, что чалых много. И по пути показывали мне то одну лошадь, то другую. В итоге выяснилось, что чалых не так уж много, как заверили было меня в начале. Просто люди путали чалую и темно-серую масти. В итоге караково-чалых (как Диана и Сауджан) и вороно-чалых за все время мне удалось встретить только один раз и то издали:



Был еще один гнедо-чалый жеребец в Архызе



Остальные «псевдочалые» на проверку оказались серыми.

 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Наконец, всех лошадей поседлали.

Аубекир, Мурат, Артем и я стали подниматься в горы к косякам молодняка (отдельные табунки кобылок и жеребчиков).

Артем



Я





Наверху, Аубекир с Муратом, отделившись, выгнали на нас вороной табунок кобылок (голов 15). Среди них была только одна пегашка – метка табуна.







Как правило, высоко в горах косяки пасутся без пастуха. Безопасность и благосостояние лошадей в первую очередь зависит от косячного жеребца. Раз или два в неделю табунщик поднимается в горы к табунам, чтобы проверить, как лошади, все ли целы, и заодно привезти им соли. Соль не в брикетах, а крупная, рассыпная, всегда дается в одном и том же месте. Эти места табунщики оборудуют (ставят кормушки под соль) недалеко от воды. Ссыпая соль в кормушки, табунщики посвистывают. Поэтому лошади привыкают идти на свист и в дальнейшем, даже если соли нет, охотно подходят, стоит посвистеть особым образом. В этом нам не раз пришлось убедиться в течение всей недели, когда напуганные табуны отбегали в сторону и возвращались на свист к нам (Артему и мне), вооруженным фотоаппаратами. В каждом косяке обязательно на несколько лошадей (самых дерзких, как говорят карачаевцы), одевают на шею колокола, чтобы по их звону легко можно было обнаружить местонахождение косяка в горах. Как правило, это те лошади, которые идут в начале и в конце табуна. На косячнике колокола не видела ни разу.



Аубекир гонит на нас часть кобыльего косяка.









И вот вороная волна бежит мимо нас









Именно в этом косяке молодых кобыл очень много породных, костистых, с отличным плечом. Отличительная особенность карачаевских кобыл Абайханова Мурата – вороная масть с маленькой звездочкой на лбу.





Таких – процентов 80, что говорит о родственных связях и разведении «в себе». Через два-три года табунщики косячников меняют. Кобылы, за редким исключением, навсегда остаются в тех местах, где родились, тем самым формируя фенотип породы данной местности. Даже в лучшие годы развития карачаевской породы (50-70 гг. ХХ века), когда поголовье лошадей сосредотачивались в многочисленных колхозах и совхозах Карачаево-Черкессии (частникам разрешалось держать в собственности только одну лошадь), практиковался тот же самый метод – меняли жеребцов, в то время как кобылы так и оставались в тех же колхозах и совхозах пожизненно. Процентов на 65 жеребцы выходили из Карачаевского к/з. В самом же заводе кобылы год от года сортировались по косякам в зависимости от происхождения и экстерьера и ставились к тому или иному жеребцу. Нередко бывали случаи, когда кобылы по 4-6 лет подряд жеребились от одного и того же жеребца.

Роскошное на роскошном

 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Оставили табунок кобылок и стали подниматься повыше в горы, где пасся табунок жеребчиков. Мы услышали его в густых зарослях леса. При нашем приближении табунок резво стартанул куда-то вверх в чащу. Мы остановились, Артем спешился. Мурат стал свистеть, и не прошло и пяти минут, как жеребчики, убежавшие не так уж далеко, сами к нам спустились и стопились вокруг нас.









Любопытство жеребят очень часто становится их большой (и часто последней) ошибкой в жизни. Волки, которых много в здешних местах, бьют молодняк таким образом: ложатся на землю ввиду табуна и начинают вилять пушистым хвостом и валяться на спине. Жеребята и молодые лошади сначала наблюдают издали, потом любопытство берет вверх и они потихоньку начинают подходить ближе к волку. И подходят почти вплотную. Тогда-то волк и делает свой бросок.







Засняв жеребчиков, мы стали спускаться вниз. При это жеребчики еще довольно долго шли вслед за нами, позвякивая своими колоколами. Шли так долго, что Аубекир вынужден был прогонять их обратно в лес, дабы они не встретились с табунком кобылок, где уже был свой косячник, который мог навалять им по самые не балуйся.
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Вернулись в кошару



Артем демонстрирует отцу Мурата свои фото на карманном компьютере




Красотень!



Мы снова поели на дорожку, еще немного поснимали, пока позволял свет, и стали возвращаться обратно в Зеленчукскую. Мурат с Аубекиром решили разнообразить нашу поездку и показать иные местные достопримечательности. Поэтому мы стали карабкаться на УАЗике куда-то вверх по немыслимо трудной дороге, на которую в жизни бы не сунулся ни один нормальный человек. Да еще на своей машине. Каков же был у нас с Артемом шок, когда, забурившись под самые скалы, мы натолкнулись на вырубку, где стоял грузовик, в данный момент загружаемый лесом! Я с трудом представила себе, как он будет спускаться по скалам вниз со всей своей ношей…

Мы тут же выскочили из УАЗика, так как в погрузке леса участвовала лошадь. Трелевка! К постромкам цепляли бревно, и лошадь волочила его из леса к месту погрузки. В данных условиях (труднодоступность, скалистая местность, частый кондовый лес) трелевка была единственной возможностью сбора и погрузки леса. К тому же экологически безопасной, так как одна лошадь и один человек при ней не нарушали целостности дерна и лесного молодого массива на вырубке, чего никогда бы не удалось добиться тракторам и погрузчиками.

Трелевка











Мерин честно вкладывался в постромки и волочил бревно к месту погрузки. Запыхавшийся карачаевец не всегда поспевал за ней, отпускал повод, и лошадь добросовестно дотаскивала бревно до цели и по команде «Тыр!» останавливалась как вкопанная.



Еще один мерин на вырубке.



Все эти лошади с кошары Мурата Абайханова. Последний конь считается очень сильным, так как в свои 14 лет лучше куда более молодых своих сотоварищей может подняться высоко в горы, неся на себе два мешка соли и всадника.
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Попрощавшись с людьми на вырубке, мы тронулись дальше в путь.

Для того, чтобы подняться на перевал и перевалить через него, нужно соблюсти по крайней мере только одно условие: водителем должен быть карачаевец, рожденный в горах. Все остальное – второстепенное.

И вот мы на перевале











Лошади Салавата на перевале



Для стреноженного конь довольно резво драпает от фотографов





С перевала мы спустились к астрономической обсерватории



Благоприятные климатические условия (300 солнечных дней в году) повлияли на выбор места для установки оптического зеркального телескопа БТА. Большой Телескоп Азимутальный с диаметром зеркала 6 м до 1993 года был крупнейшим рефлекторным телескопом в мире. Сейчас он замыкает десятку самых крупных (по размеру зеркала) телескопов. Башня телескопа выглядит впечатляюще: 54 метра в высоту; она вращается вокруг своей оси, при весе в 650 тонн. Зеркало весит 42 тонны.

От обсерватории уже шла добротная асфальтовая дорога, по которой привозили туристов посмотреть БТА. По ней мы и спустились в Архыз, к старинным христианским храмам, до которых мы с Дракошей и Ансаром не доехали в прошлом году.
 
Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая

Уже темнело, поэтому Северный храм (один их трех сохранившихся) удалось запечатлеть только таким



Храмы находятся на территории Нижне-Архызского городища, на котором прежде стоял древний аланский город Маас. До наших дней здесь сохранились храмы, построенные в IX столетии, и солнечный календарь.

Из-за храма, едва мы подошли к нему, вышел человек. По внешнему виду – бомж бомжом: старый, видевший виды пиджачок, за давностью лет превратившийся в латаное-перелатаное отрепье. Штаны им под стать. Волосы и борода неухожены, торчат в разные стороны седыми космами. И был в целом старичок ничем незаметен, аккуратненько сел на ступеньку в преддверии храма и с удовольствием начал потягивать дымок из предложенной Аубекиром сигареты. Сначала я было подумала – сторож. А оказалось, что не совсем и сторож…

Звали старика Ильич.

Кто он, как давно здесь – никто из местных точно не знал. Как не знал и сам Ильич. Аубекир помнил его, когда еще сам был мальчишкой. Рода-племени своего Ильич тоже не знал. Он жил возле храмов как отшельник и придерживался стариной ведийской веры. Ни люди, ни дикие звери его не трогали. Говорил он медленно, вдумчиво, но в тоже время как-то легко, как о само себе разумеющимся. При чем на такие темы, на которые люди пишут ученые трактаты. Полчаса беседы с ним повергли нас с Артемом в несказанное удивление. Глубина и полнота высказываний, широкий кругозор, поразительные знания истории и общечеловеческих ценностей Ильича настолько поразили нас, что мы слушали его в оба уха, боясь пропустить хоть слово. А Ильич, бережно покуривая сигаретку, неторопливо отвечал на наши расспросы. К Аубекиру и Мурату он обращался не иначе, как «аланы» И хоть оба карачаевца не особенно-то и вслушивались в его речь, больше ходили возле храма, но не прерывали.

И во всем облике Ильича, в его словах, поведении, мотивациях, жизненном укладе проскальзывало нечто не от мира сего, он был осколком другого измерения. Такой человек при желании мог бы стать известным ученым или ведущим исследователем. Но в силу мировоззрения и условий жизни он больше походил на святого человека, к которому в равной степени тянулись и люди, и звери. И неизвестно, что для мира было важнее: известный ученый или местный святой.

Мы были так поглощены беседой, что даже забыли про свои фотоаппараты. Ильича стоило запечатлеть. И спохватившись, что так и не сделали этого, мы понадеялись непременно еще раз вернуться сюда. Для беседы и фото.

Позже, уже в машине, мы спросили наших сопровождающих, что они знают об этом человеке. Оказалось, что раньше Ильич и вправду занимался исследовательской деятельностью – вел археологические раскопки аланских поселений, писал научные работы, и по образованию был историком. Еще рассказали, что часто параллельно следам Ильича тянется цепочка звериных следов. И что дикие звери заходят в его жилище без страха и угрозы, и он помогает им в силу своих возможностей. Вот так вот…
 
Сверху