Re: Мои карачаи. По горам и табунам Карачая
Уже темнело, поэтому Северный храм (один их трех сохранившихся) удалось запечатлеть только таким
Храмы находятся на территории Нижне-Архызского городища, на котором прежде стоял древний аланский город Маас. До наших дней здесь сохранились храмы, построенные в IX столетии, и солнечный календарь.
Из-за храма, едва мы подошли к нему, вышел человек. По внешнему виду – бомж бомжом: старый, видевший виды пиджачок, за давностью лет превратившийся в латаное-перелатаное отрепье. Штаны им под стать. Волосы и борода неухожены, торчат в разные стороны седыми космами. И был в целом старичок ничем незаметен, аккуратненько сел на ступеньку в преддверии храма и с удовольствием начал потягивать дымок из предложенной Аубекиром сигареты. Сначала я было подумала – сторож. А оказалось, что не совсем и сторож…
Звали старика Ильич.
Кто он, как давно здесь – никто из местных точно не знал. Как не знал и сам Ильич. Аубекир помнил его, когда еще сам был мальчишкой. Рода-племени своего Ильич тоже не знал. Он жил возле храмов как отшельник и придерживался стариной ведийской веры. Ни люди, ни дикие звери его не трогали. Говорил он медленно, вдумчиво, но в тоже время как-то легко, как о само себе разумеющимся. При чем на такие темы, на которые люди пишут ученые трактаты. Полчаса беседы с ним повергли нас с Артемом в несказанное удивление. Глубина и полнота высказываний, широкий кругозор, поразительные знания истории и общечеловеческих ценностей Ильича настолько поразили нас, что мы слушали его в оба уха, боясь пропустить хоть слово. А Ильич, бережно покуривая сигаретку, неторопливо отвечал на наши расспросы. К Аубекиру и Мурату он обращался не иначе, как «аланы» И хоть оба карачаевца не особенно-то и вслушивались в его речь, больше ходили возле храма, но не прерывали.
И во всем облике Ильича, в его словах, поведении, мотивациях, жизненном укладе проскальзывало нечто не от мира сего, он был осколком другого измерения. Такой человек при желании мог бы стать известным ученым или ведущим исследователем. Но в силу мировоззрения и условий жизни он больше походил на святого человека, к которому в равной степени тянулись и люди, и звери. И неизвестно, что для мира было важнее: известный ученый или местный святой.
Мы были так поглощены беседой, что даже забыли про свои фотоаппараты. Ильича стоило запечатлеть. И спохватившись, что так и не сделали этого, мы понадеялись непременно еще раз вернуться сюда. Для беседы и фото.
Позже, уже в машине, мы спросили наших сопровождающих, что они знают об этом человеке. Оказалось, что раньше Ильич и вправду занимался исследовательской деятельностью – вел археологические раскопки аланских поселений, писал научные работы, и по образованию был историком. Еще рассказали, что часто параллельно следам Ильича тянется цепочка звериных следов. И что дикие звери заходят в его жилище без страха и угрозы, и он помогает им в силу своих возможностей. Вот так вот…