Мои карачаи.

Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Оль, лошади конечно неплохие......жалко, что содержание по большей части, оставляет желать лучшего.
Лично мне очень приглянулся серый жеребчик, с прилитием терской крови. Ну очень понрава. :girl:
На счет всего остального, очень хочется поговорить, но сейчас времени в обрез.
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Ура! Ура! У нас в Инино заработал Интернет!!! Да не тормознутый, каким я со скрипом воспользовалась однажды, а быстрый!!! Вай-фай вроде называется! Технология творит чудеса. Так что надеюсь, что буду появляться в дневнике чаще. :)
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Синяя Птица, поздравляю...А то так хочется еще рассказов, так интересно читать, как будто сама туда съездила :)
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Синяя Птица, ауууууууу!
Уже заждались Ваших рассказов. Каждый день заглядываю в сей потрясающий дневник, а Вас все нет :(
P.S.Надеюсь, ничего неприятного не случилось...
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Как вам вот такой экземпляр? Хорош, не правда ли?

75031.jpg


75032.jpg


75033.jpg
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Хорош! Был бы еще вороным )) ммм
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Оль, ты про это что-нибудь знаешь?

Конная экспедиция отправилась покорять Эльбрус
В Кабардино-Балкарии стартовал конный переход на Эльбрус. В честь 180-летней годовщины со дня первого восхождения на самую высокую вершину Кавказа, которое было совершено Киларом Хашировым в 1829 году в составе экспедиции "генерала от кавалерии Эмануэля", группа из 28 человек выдвинулась на гору по традиционному маршруту первовосходителей. В состав группы вошел и потомок первовосходителя, заместитель начальника ГУ МЧС России по Кабардино-Балкарской Республике Аскер Хаширов.

Восходителям предстоит пройти путь на восточную вершину Эльбруса по северному склону. Как пояснили в центре, такой маршрут небезопасен, так как склон этот пологий, что увеличивает расстояние до вершины, и изобилует трещинами. Кроме того, на этом маршруте совершенно отсутствует инфраструктура - канатные дороги, бытовые условия. Связь с внешним миром возможна только посредством радиосвязи, которой оснащены сопровождающие группу спасатели. Безопасность восхождения конникам обеспечивают спасатели Эльбрусского и Кисловодского спасподразделений Южного регионального поисково-спасательного отряда.

Ориентировочно, восхождение продлится от недели до 10 дней. Первую остановку восходители совершат на высоте 1.800 метров, затем поднимутся на отметку 3.800 метров, а оттуда уже начнут штурм непокорного Эльбруса.

ИА REGNUM
22 июля 2009
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Эльбрус, конечно, идется ногами при наличии здоровья, да и только что туда не затаскивали - и мотоциклы, и УАЗики... Советские горные стрелки в свое время туда маршировали повзводно. Но идея тащить туда лошадей мне что-то крепко не нравится :twisted:
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

С лошадьми карачаи уже были там, в 1998 году. Все живы:)
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Ourman написал(а):
С лошадьми карачаи уже были там, в 1998 году. Все живы:)
Все равно не понимаю, зачем ради человеческих амбиций тащить лошадей в места, для них неестественные. Временами гонки к Южному полюсу отдает :|
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Фото от Mielga замечательные, как всегда. Особенно понравилась Сонечка на сене ))))
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Не местная написал(а):
Уже заждались Ваших рассказов. Каждый день заглядываю в сей потрясающий дневник, а Вас все нет :(
Каюсь, пропала…

Не местная написал(а):
P.S.Надеюсь, ничего неприятного не случилось...
Жизнь без бело-черных полос не бывает. Только мои белые полосы тоньше волоса почему-то. Ничего, перетерпимся, переживемся, авось, и будет на нашей улице праздник.

Lepestok написал(а):
Как вам вот такой экземпляр? Хорош, не правда ли?
А что за жеребец? Откуда? Как кличка? Родители? Где стоит? Очень напоминает моего Арзида, особенно голова. Не удивлюсь, если они родственники.







Mielga: Полина, спасибо большое за фотки и обновление моего дневника! Солнечные фотки – самое оно, когда за окном сыпет дождливая мелкота и балует предзимний ветер.

Ourman: Наташ, первый раз слышу, спасибо за информацию. Позвоню завтра друзьям из Кабарды, узнаю у них – может, они в курсе. Надеюсь, в статье речь идет именно о восхождение как таковом, а не о марш-броске пограничных войск.

Из статьи следует, что первовосходитель Килар Хаширов – кабардинец. Занятная путаница, если прочитать статьи карачаевцев – по ним Килар получается карачаевцем. Будаев пишет про него так: «…Таким образом, также как и в случае с первовосходителем на Эльбрус – карачаевцем Киларом Хачировым, объявленным, спустя много лет кабардинцем, история фальсификаций повторилась, но уже на зоологическом уровне...»

Ну и раз уж была затронута такая тема о восхождениях, то отложу свой отчет о второй поездке в Карачаево-Черкессию за лошадьми и выложу статьи о покорении Эльбруса на карачаевцах.
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

КАРАЧАИ НА ЭЛЬБРУСЕ

Статья Динаевой А., Черкесск
Эльбрусоид 01-09-2003
http://www.elbrusoid.org/content/poznat`/p6231.shtml


Покорение Эльбруса на лошадях



Первая попытка восхождения на Эльбрус на лошадях была предпринята в 1965 году, но она не имела успеха - конники вернулись с "Приюта Пастухова" - далее лежал глубокий снег, и лошади не шли, несмотря на понукания своих всадников, горевших желанием въехать на вершину и установить этим своеобразный рекорд.


Ахмат Тебуев, Клыч-Гери Урусов и Борис Бегеулов.

Клыч-Гери Урусов - один из лучших специалистов-коневодов, автор книги "Лучшие жеребцы карачаевской породы", родился в ауле Хурзук (КЧР), был одержим идеей покорить Эльбрус на лошадях именно карачаевской породы. Урусов знал, что природные условия региона - высокогорье с резкими перепадами высот и температуры, крутые каменистые склоны, бурные реки, богатые альпийские пастбища - обеспечили возможность круглогодового табунного содержания животных, что еще в глубокой древности способствовало созданию здесь уникальной породы исключительно выносливых лошадей. У них сильно развитая сердечно-сосудистая и дыхательная система, крепкие копыта, прочные сухожилия - лошади, которым под силу штурмовать Эльбрус.



Идеей взобраться на вершину на лошадях Клыч-Гири поделился со своими друзьями. Он рассказал им, что, будучи мальчиком, слышал, как некая карачаевка поднялась на лошади на Эльбрус, но назад не вернулась, видно провалилась в трещину. Его желание передалось и друзьям и организовавшаяся группа начала готовиться к восхождению.



Восточная вершина (5633 м.)

В 1998 году Урусовым была подобрана команда из четырех альпинистов, трех конников на лошадях карачаевской породы: Имбирь, Даур, Хурзук, приступила к первому в истории конного восхождения на главную горную вершину Европы Эльбрус.

Лошади и их хозяева были из самых высокогорных селений республики, живущих на высоте до трех тысяч метров. Для лошадей были изготовлены специальные подковы со съемными шипами. 12 августа группа, с двумя лошадьми - Даур и Хурзук, приступила к восхождению на вершину, которую достигли в 11.30 минут. На восхождение потратили восемь с половиной часов - от базового лагеря, который был разбит на высоте 4200 метров.



В группу были приглашены Борис Бегеулов, министр образования КЧР, большой любитель горных восхождений, Ахмат Тебуев, кандидат медицинских наук, в ту пору работавший заместителем министра здравоохранения республики, Рамазан Хапчаев и Умар Байрамуков, профессиональных альпинистов.

После тщательной подготовки, 7 августа 1998 года, из аула Учкулан конная экспедиция двинулась в путь. Через аул Хурзук по ущелью реки Уллу-Кам, минуя крутые каменистые склоны, конники Магомет Биджиев (а. Учкулан, лошадь Даур), Мурат Джатдоев (а. Хурзук, лошадь Имбирь), Дагир Каппушев (а. Карт-Джурт, лошадь Хурзук) и альпенисты Борис Бегеулов, Умар Байрамуков, Рамазан Хапчаев, Эльдар Кубанов, Солтан Кочкаров, Ибрагим Мурзаев, Абдул-Халим Эльмезов во в главе с Урусовым 9 августа добрались до "Приюта - 11-ти". Ингушка Лейла Албогачиева также принимала участие в восхождении, она присоединилась к экспедиции с разрешения руководителей еще на пути к "Приюту 11-ти" и поднялась на восточную вершину, став, возможно, первой ингушкой поднявшейся на Эльбрус.



10 августа в два часа ночи группа выдвинулась на маршрут. Уже в пути поднялся ветер, царапавший лицо замерзшими дождинками. Затем по всему склону Эльбруса пронесся заряд крупного града.

12 августа всадники опередили вышедшую на полтора часа раньше "пехоту", достигли до седловины и продолжили путь дальше. Однако конники сбились с пути и лошади стали проваливаться в рыхлый снег. Возникла опасность, что животные могут поранить себя острыми стальными шипами, вкрученными в подковы. Ребята решили спуститься обратно к седловине, где была полуразваленная после войны хижина.

Пешие Борис Бегеулов и Рамазан Хапчаев дошли до седловины в 9 утра на час позже первой группы. Увидев ребят у хижины, с радостью подумали, что те уже совершили восхождение и успели спуститься.



Конники, искренне жалевшие своих животных, стали убеждать альпинистов, что из-за состояния снега они не одолеют вершину. Но Борису Бегеулову все-таки удалось переубедить ребят.

На путь ушло два с половиной часа. И в 11часов 30 минут вершина была взята!



Следы шипованных подков остались на восточной вершине, и многочисленные туристы - иностранцы стали свидетелями беспримерного восхождения. Они бурно выражали свое восхищение.

За первое восхождение на лошадях на вершину Эльбруса в августе 1998 года Российским комитетом по регистрации рекордов планеты Клыч-Гери Урусов награжден Почетным дипломом.






Западная вершина (5642 м.)

Она была покорена годом позже. Случилось это в 10 часов 36 минут 18 августа 1999 года, в 170-ти летний юбилей со дня первого восхождения Хиллара Хачирова.

В новой экспедиции участвовали помимо Ахмата Тебуева и Бориса Бегеулова, прошлогодние восходители - Эльдар Кубанов, Рамазан Хапчаев, Умар Байрамуков, причем Магомед Биджиев и Мурат Джатдоев со своими прежними лошадьми Дауром и Имбирем, Каппушев с конем по имени Игилик, Абдул-Халим Ельмезов, спасатель Эльбрусской ПСС, а также водитель из города Черкесска Марат Хачиров, представитель рода, к которому принадлежал прославленный первовосходитель Хиллар.

14 августа в шесть часов вечера группа вышла из аула Хурзук и через три часа добралась до "Ворошиловских коней", где, как и в прошлый раз, была устроена ночевка.

15 августа в восемь часов утра участники экспедиции двинулись вверх по Уллукамскому ущелью к перевалу Хотю-Тау. Шли по тому же маршруту. Сравнительно легко преодолев перевал, уже в час дня были на леднике, который также прошли без особых проблем. Оттуда они спустились к "Кругозору", где и расположились базовым лагерем.

16 августа был отдан отдыху, подготовке снаряжения и конкретной схемы восхождения. В начале погода не особо обнадеживала, но ночью небо очистилось от облачности.

17 августа стоял ясный солнечный день. Экспедиция в полном составе при лошадях поднялась к верхней станции канатно-кресельной дороги "Гара-Башы", где остановилась на ночлег.

18 августа ночью пешие альпинисты вышли раньше всадников и остановились у разрушенной хижины на седловине. Около трех часов ночи в путь двинулась и конная группа, которая около семи часов утра соединилась с остальными участниками восхождения на седловине.

Ельмезов, сопровождавший группу спасатель, проведя разведку, выяснил что снег, окутавший крутой склон Западной вершины, рыхлый и сыпучий. Поэтому решено было избежать ненужного риска и подняться на самой легкой из трех лошадей. Им оказался "новичок" - Игилик. С большим усилием лошадь преодолела опасный участок очень крутого склона Западной вершины. Затем по пологому предвершинному плато группа вышла к невысокому (10-15 метров) холмику желанной вершины. Игилик делает последние шаги... Все! Высочайшая вершина Кавказа, России и Европы покорена карачаевской лошадью!



 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Статья Милютина В.

Конный штурм Эльбруса

2 августа 1998 года, в 11 часов 30 минут, впервые в истории альпинизма высочайшую гору Европы – Эльбрус покорили... карачаевские лошади Хурзук и Даур. они постояли на высоте 5 xxx метра, пожевали овса, сфотографировались и спустились вниз. Симптомов «звездной» болезни за рекордсменами не замечено. Что же до авторитета – они и раньше в табуне ходили не в последних. К славе отнеслись спокойно, но выход «на пенсию» не по выслуге лет, а в связи с опасными и вредными условиями при восхождении на Эльбрус коней обрадовал. Так решили люди – освободить от работы, заслужили ведь.

Горовосходитель – профессия опасная, и не случайно у Хурзука и Даура был дублер – Имбирь. Он тоже мужественно прошагал с ними до высоты в 4 250 метров и остался ожидать возвращения коллег у «приюта одиннадцати», высокогорной метеостанции. Он тоже получил конный пенсион.




«КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ»

Читатель спросить: почему в рассказе об уникальном и сенсационном восхождении на Эльбрус на первом плане животные? Но именно эту главную цель – показать, на что способна карачаевская порода лошадей, – поставили перед собой руководство и инициаторы оригинальной экспедиции, главным образом – ведущий специалист по коневодству министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики Клыч-Герей Магометович Урусов.

Люди сами в состоянии постоять за себя. Слава Богу, Красная книга им не грозит. А лошадь создание хоть и умное, но бессловесное. Именно эта порода лошадей на грани занесения в эту самую книгу. И этот очерк – слово в защиту лошадей от людей. В защиту лошадей, которые сегодня стали национальным достоянием республики. Её гордостью и потенциальным богатством. В горах Кавказа лошади – это честь и достоинство любого джигита – горца, который без коня не представляет свою жизнь и тем более мыслить. И не зря гласит поговорка: «Коней на переправе не меняют!».

Эльбрус покоряли с незапамятных времен и много раз. Первое покорение Эльбруса, зафиксированное в документальных источниках, совершено карачаевцем Килларом Хачировым. Он поднялся на вершину в составе экспедиции царского генерала Эммануэля. Историческая память сохранила фамилию ‘отдаева. Он первым побывал на вершинах исполина.

Есть такой документ: «Наградить бронзовой медалью Тауби-Хаджи Мурзу Урусбиева за оказание помощи при восхождении на Эльбрус действительного члена Русского географического общества Буша.

Председатель: В.И. Семенов-Тяншанский,
Секретарь: А.А. Достоевский. 31 января 1912 года».

В августе 1942 года капитан дивизии «Эдельвейс» Рихард Гротт установил фашистские штандарты на обеих вершинах. В феврале (самое суровое время года в горах) две группы советских альпинистов под руководством Алексея Гусева и Николая Гусака, сбросили немецкие атрибуты и установили флаги Советского Союза.

Эльбрус пытались штурмовать и на мотоцикле (М. Берберашвили). На него пять лет назад опускались на парашютах. Это были действительный чемпион мира по парашютному спорту карачаевец Менер Балаев, балкарец Исмаил Геттуев, ессентукчанин Евгений Каспов. Их достижение занесено в Книгу рекордов Гиннеса.


«ЕСЛИ ГОРА НЕ ИДЕТ К МАГОМЕТУ…»

При всей привлекательности предыдущих восхождений и приземлений с небес на Эльбрус надо все же заметить, что большинство горовосходителей совершали это опасное дело из самоутверждения. «Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог».

Но отчаянный Клыч-Герей ринулся на штурм Эльбруса от отчаяния. Однокоренные слова. От отчаяния и из-за тревоги за судьбу карачаевской породы лошадей.

Еще в начале девяностых в республике было 15 племенных конеферм и один конезавод. Сегодня две дышащие на ладан фермы и, если можно его теперь так называть, конезавод. В коллективных хозяйствах осталось 5 тысяч лошадей. По одной сотой на каждого жителя республики. На стыке двух веков, девятнадцатого и двадцатого, каждый карачаевец, включая новорожденных, мог оседлать двух лошадей. Тогда их было сорок тысяч.

Но что такое карачаевская порода? Есть ли из-за чего огород городить? Обратимся к прошлому.

1808 год. Академик Г. Клондай: «Лошади сильные, проворные, превосходные для езды по горам». Чуть позже. Ученый-путешественник Жан-Шарль де Гесс: «Они легки на ходу, и я не знаю другой породы, которая была бы более подходящей для езды по крутым склонам и более неутомимой».

Русский офицер В. Шевцов: «Лошади карачаевцев считаются одной из лучших кавказских пород, они более ценны смелостью своею в езде и спокойны».

1878 год. Трудный переход через ледники Главного Кавказского хребта: «Условиям могли удовлетворить лошади исключительно карачаевской породы».
Вообще, в русско-турецкой войне приняли участие до одной тысячи карачаевских лошадей.

1913 год. Главный ветврач Баталпашинского (ныне г. Черкесск) отдела А. Атаманских: «Карачай снабжает строевыми лошадьми большинство казачьих полков Кубанского и Терского войска, и сбывает до 1000 лошадей ежегодно».

В то время лошадь стоила до 150 рублей. Для сравнения: овца – 3 рубля, столько же стоил пуд меда, корова – 25 рублей...

Карачаевец, собираясь в дальнюю поездку, многодневными переходами, брал с собой одну лошадь. Возвращаясь, пускал её в табун и только тогда менял на свежую.

Высоко ценилась в те времена карачаевская лошадь. Сильная, проворная, легкая на ходу, неутомимая, смелая, в то же время спокойная.

А при рекордном восхождении Хурзук, Даур и Имбирь удивили еще и умом. Необычайно чуткие, остро чувствующие опасность, быстрее людей определяющие свои возможности.

И тем не менее, не исключено, что наши герои угодят на мясокомбинат, не успев попозировать скульптору. Конокрады тоже не дремлют, разрушая и без того подорванные племенные ресурсы.

В состав экспедиции Клыч-Герея Урусова входили также Магомет Биджиев, Дагир Наппушев, Мурат Джатдоев. Первый ныне электрик в ауле Учкулан, второй разводит яков в совхозе, третий управляет отделением в том же совхозе. Все раньше были табунщиками. Но табуны поредели, а им пришлось перепрофилироваться. Любимое когда-то дело осталось как хобби. Именно им поручил Урусов подготовить крепких, выносливых и, если хотите, фотогеничных лошадей. С чем конники (они же владельцы) успешно справились.

Состав экспедиции был подобран оптимально, они были в одной связке, каждый знал свой маневр. Как пальцы на руке. Все верно, ведь подъем на Эльбрус – не туристическая прогулка «по долинам и по взгорьям».
Клыч-Герей Урусов – начальник экспедиции – о лаврах альпиниста не мечтал. Чего не было, того не было. Такой уж там покоритель вершин в 57 лет? И это было его первое восхождение. Авантюра? Отнюдь. Не для самоутверждения решился он на такой рискованный шаг. Опять-таки, отчаянность от отчаяния... Три равновеликих цели преследовал старый коневод.

Первая – испытать возможности карачаевских лошадей в экстремальных условиях и тем самым привлечь к ним внимание потенциальных покупателей на международном рынке, подчеркивая достоинство самих лошадей.

Вторая – обратить внимание руководство страны и республики на проблемы коневодства в России.

Третья – создать своеобразную и нетрадиционную рекламу перспективной породы лошадей.

Была и промежуточная задача – изучить один из предполагаемых древних путей перехода из Каравая в Балкарию. И ради выполнения задачи Урусов, подвернись рядом Эверест, наверное, пополз бы и на него. «Признаться, – говорит он сам, – я даже и не думал совершить это восхождение ради какой-то книги рекордов Гиннеса!..» Между тем этот уникальный случай пока еще официально не зарегистрирован в этой книге (!).

С детства неравнодушный к умным животным (с четырех лет в седле), он встал на их защиту однажды и на всю жизнь. И набил на этом немало шишек. Во времена оные партийные функционеры напрочь отрицали существование такой породы: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!»

Ахалтекинцы – да. Английская скаковая – да. И гордость системы – советский тяжеловоз. Даже картинки в справочниках были, как жеребец тянет автоприцепы весом в 23 тонны. А о карачаевской породе энциклопедии молчали. Разве мог с этим мириться Урусов? Коневод – потомок коневодов.

Ахмат Тебуев. Заместитель начальника экспедиции, врач. В недавнем прошлом – заместитель министра здравоохранения КЧР.
Поднимающийся на Эльбрус фактически пересекает все климатические пояса планеты. На самой вершине – климат Антарктиды. Только ветер еще покруче бывает. Снизу – плюс 35-40, такое суровое лето было на Кавказе в том году – 1998-м. А наверху – минус 35. Вот тебе и кратер вулкана, хоть и потухшего. Врач в таких предполагаемых условиях необходим. Надо иметь ввиду, что в таком необычном составе, когда в одной команде и кони, и люди, они шли на самую высокую точку Европы впервые в мире. Не имея опыта. А значит, риск увеличивался многократно. Никто не знал, как поведут себя кони. И предварительная информация не обнадеживала. Из рассказов участников боев на Марухском, Клухорском, Санжарском перевалах было известно, что уже на высоте 3,5 тысячи метров лошади выдыхаются, захлебываются в крови.

Теснины реки Уллу-Каш перешли благополучно. А уже перед первым сложным перевалом Хотуй-Тау (3549 м) завернули на огонек ночлега животноводы. И «порадовали»: «Куда вам до Эльбруса, вы здесь коней положите, на перевале. На него еще не одно копыто ни ступало».

Как врач, Тебуев обеспокоился, вдруг что случится? Как альпинист, предельно собрался: посмотрим, кто кого. Горы – преодоление высоты. Горы – преодоление себя. А как изобретателю (ведь это он предложил конструкцию) ему не терпелось испытать подковы. Подковы и комплект шипов: одни для земли и коней, другие – для льда и снега. Лошадь ведь не альпинист.
Ей не дашь ледоруб, не натянешь ботинки с шипами. Вот и придумали «обувь». Резьбу на шипах выточил еще один участник экспедиции, альпинист, главный инженер Усть-Джегутинского завода ЖБЗ Умар Байрамуков.

Испытания «конские ботинки» прошли на «отлично». Потому как ситуация была – экстремальней некуда. Перевалить надо через вершину. До неё – никакой тропы. Только двести метров скальной породы с острыми камнями. И прошли. Даур и Имбирь с незначительными травмами, Хурзук – без единой царапины. Врач попрактиковался по обработке микроповреждений. И двинулись дальше, в горы. К ледникам. По мелкому зыбкому камню. Постукивали, посверкивали подковы. На счастье.
Тебуев предложил включить в экспедицию еще более опытных альпинистов: заместителя министра общего и профессионального образования КЧР Бориса Бегеулова (8 восхождений на Эльбрус) и учителя средней школы №5 из Черкесска Рамазана Хапчаева, профессионала в этом деле. За его плечами были еще Памир и Тянь-Шань.

И последний, самый молодой участник экспедиции, Эльдар Кубанов, восемнадцатилетний студент Карачаево-Черкесского технологического института. Он покорял свою первую горную вершину. У каждого в жизни – своя первая высота. Маршрут с опытными альпинистами – это передача опыта и эстафета поколений. Но Эльдар еще неплохо владел видеокамерой, был оператором группы. Он взял на себя все хозяйственные хлопоты необычной экспедиции.

– Дай Бог, чтобы вся молодежь была так воспитана, как он – говорит Урусов, – и так подготовлена физически. Эльдар, между прочим, внук нашей писательницы Халимат Байрамуковой.

Связь времен, связь поколений. Старый Карачай – новый Карачай. По-видимому, не случайно лошади были взяты из исторических первых карачаевских селений Картджурта, Учкулана, Хурзука. Не случайно начало маршрута из Хурзука. И пролегал он, как предполагают, по древнему пути из Карачая в Балкарию.

А Халимат Байрамукову знали в республике, что называется, и стар и млад. Автор сорока поэтических, прозаических и публицистических книг. Автор либретто первой карачаевской оперы «Последний изгнанник» и первой музыкальной комедии «Бесфамильная невеста». Почетная гражданка болгарского города Великгород и Пятигорска.


ПОКОРЕНИЕ

Ну, вот. Пока мы знакомились с участниками экспедиции, наши кони осторожно ступили на ледник Большой Азау. Это около девяти километров льда и трещин. Ветровые провалы перепрыгивали безлошадные, перепрыгивали всадники. Под десятками метров льда гулко шумела вода. Иной раз настолько громко, что собственного голоса не услышать. А лошади... Лошади вели себя, как глухие. Спокойные, да и «обувь» не подводила. Ни тогда, когда приходилось прыгать. Ни тогда, когда особо широкие трещины обходили, делая большие петли то вверх, то вниз.

Девять километров людям бесконечными показались. Последние метры до привала шли через «не могу». А лошади – ничего, шли вперед уверенно, порой казалось, что они показывают альпинистам пример, уверенно шагая по многометровому льду вверх и вниз. Правда ведь, «верный конь никогда не подведет!», а человек? Кони проделали больше, чем люди, ведь они не могут подниматься по косогору. Не дано им это. И потому они шли на подъем уступами. Лесенкой. Катетами. А два катета длинней гипотенузы.

И вот – кульминация. Фантастика. Феерия. Фурор. Невиданное доселе восхождение. А диктофонная запись воспроизводит будничный, практически лишенный эмоций суховатый рассказ Клыч-Герея Магометовича Урусова:

– За ледником есть небольшое озеро. Там нас ждали проводники из Кабардино-Балкарии, с которыми мы заранее договаривались встретиться. Они нас провели тоже по очень сложной тропе. Там – гора вулканического происхождения, очень узкая тропа, зыбкая. Шаг вправо, шаг влево – можешь прощаться с этим миром. Но преодолели и этот участок. Прибыли на станцию «Кругозор». Переночевали. На следующий день продолжили подъем на вершину.

К вечеру 9 августа пришли к «Приюту Одиннадцати». В ту же ночь ребята пошли на пробное восхождение. Вместе с лошадьми поднялись до отметки 5200 метров. Хотели дойти до седловины, но передумали. Эльбрус был в тумане, и дул очень сильный ветер. Ребята вернулись, и мы тут же лошадей вниз. Как потом выяснилось, вовремя – в этот вечер выпал очень крупный град, прямо с кулак величиной. Дважды он прошел, а ночью выпал снег. К концу следующего дня, когда прояснилось, мы по рации попросили, чтобы лошадей быстро подняли наверх. Подняли. На всякий случай решили всех трех лошадей не пускать одновременно. К тому же у Имбиря была небольшая травма. Его оставили в запасе, а на двух лошадях ребята пошли на подъем. Ахмат Тебуев тоже остался в резерве.

Подъем прошел удачно. От «Приюта Одиннадцати» до восточной вершины ребята шли чуть больше семи часов. Примерно к 4 часам они вернулись на базу. Мы отметили благополучное возвращение. На следующий день снялись с лагеря и по более короткому пути (проводники показали) вернулись назад. Вот такова примерно история этого восхождения. И такая история, немножко с географией. Прогулялись по вершинам Эльбруса, и вернулись. Только и всего.

...Когда 77-летний американский астронавт пожелал вторично полететь в космос, весь мировой (российский тоже) эфир чуть ли не ежечасно сообщал об этом. О том, как готовится Джон Гленн. О семье и детях. О хорошей физической подготовке сенатора-астронавта. Насквозь американизированная Книга рекордов Гиннеса заранее готовила страницы, чтобы крупными буквами вписать очередное «штатовское» достижение.

Для регистрации же первого восхождения на Эльбрус с лошадьми надо будет преодолеть немало бюрократических (и не только) препятствий. А это покруче, чем высочайшая гора Европы. Вот если бы это был самый длинный плевок... Или самый размашистый прыжок в сторону... Такие «рекорды» по-американски чуть ли не на каждой странице пресловутой книги...
Надо полагать, что драгоценная жизнь миллионера-сенатора была застрахована на кругленькую сумму. Об экипировке и снаряжении и говорить нечего. Мировые стандарты. Тренажеры, массаж, ежедневный врачебный контроль и прочее, и прочее.

Чего были лишены наши горовосходители. По мешку овса на лошадь и что там у вас, ребята, в рюкзаках? Негусто, поскольку как сам руководитель, так и его соратники последний раз зарплату видели в мае.

Немногочисленные же спонсоры (частные лица) Кады Халкечева, Руслан Семенов, Альберт Джанкезов, Азрет Чотчаев, Менер Дотдаев сами были далеко не миллионерами. Именно из-за недостатка средств экспедиция была перенесена с 20 июля на 7 августа.

В рассказе пятидесятилетнего Клыч-Герея все на удивление просто. Однако многие члены выездной редакции журнала «Сенатор» уже на высоте три тысячи метров чувствовали себя, как карась на берегу. Разряженный воздух. Не просто далось восхождение и ведущему коневоду. Он предпочитает не говорить о том, что к «Приюту Одиннадцати» пришел на три часа позже более молодых спутников, шел вместе с врачом. Это чуть ли не сутки в постели с дикой головной болью. Это болело сердце за конников. Вдруг что непредвиденное, а у каждого семья, дети. И какая там страховка, когда в случае чего с владельцами лошадей нечем будет рассчитаться. И в конце концов, не от хорошей жизни пришлось изобретать лошадям солнцезащитные очки из цветных пластмассовых бутылок.

Смотрим метеосводку на день восхождения: «Шквальный ветер – 50-60 метров в секунду, переменная облачность, температура – минус 25-30 градусов». Чтобы стоять, надо крепко вгрызаться в ледяную гору. И защищаться от несущихся в лицо с той самой шквальной скоростью кусочков льда и вулканической породы.

Всего по прямой от «Приюта Одиннадцати» чуть более четырех километров. И полтора километра подъема. Но в горах нет прямых путей. Самые трудные метры от седловины до вершины. Не верилось, что кони преодолели сыпучие сугробы по уши. Преодолели. Это была, пожалуй, самая большая неожиданность.

Альпинисты знают, что самое трудное – не одолеть вершину, а благополучно с нею спуститься. Многие легенды повествуют о том, как азартные охотники, преследуя дичь, взбирались на отвесные скалы, а потом, не в силах спуститься обратно, либо разбивались насмерть (песня «Эки Джгутур»), либо превращались в камень (песня «Термен»).
На спуске лошади завидовали людям, потому что у них вдвое меньше ног. Конники вели лошадей под узды и нужно было точно соизмерить свой шаг с шагом лошади. И не дай Бог ошибиться. Одна ошибка – и как минимум 50 метров свободного полета... Правда, кони спускались с большой охотой. Снизу была зеленая трава. Наверх же их толкали только уважение к людям и преданность им.

Говоря о рекордах, нельзя не отметить достижения, так сказать, местного масштаба. Как уже отмечено выше, в задачу экспедиции входило изучение одного из древних путей карачаевцев к балкарам. Они и прошли этим путем от Хурзука по тесному ущелью реки Уллу-Каш до селения Терекол. В Тереколе ныне расположились спасатели. «Терекол» – ворота на вершину, именно здесь дают «добро» на восхождение. Не случайно селение буквально облепили «туристы»: турбазы Азау, Чегем, альплагеря Баксан, Шхельда, Адыл-Туу Эльбрус и другие. И на Терекол же, по-видимому, пролегал не только карачаевский, но и грузинский древний путь. Вот легенда:

«Бесстрашный охотник Малакай был страстно влюблен в молодую сванетку Софиат. Но её полюбил грозный дух и всеми силами старался помешать Малакаю увести Софиат. Однажды на заре, когда задремал грозный дух, Малакай и Софиат успели совершить переход из Сванетии в ущелье Донгуз-Орун. Звонко раздавался по ущелью стук копыт Малакаева коня. Горный дух проснулся и дунул на них со страшной силой. Но было поздно - Малакай уже приближался к Баксанскому ущелью. Тогда в порыве гнева грозный дух отрывает кусок скалы и с ужасающей силой бросает его в несущуюся пару. Громадный кусок пролетает мимо, Малакай и Софиат укрываются в Терсколе».

Действительно, в этом месте есть зеленая сосновая роща, а от места, где лежит кусок огромной скалы, образовалась просека с величественным видом на Донгуз-Орунский перевал.

И вот вам современное продолжение старой легенды. В интернациональном варианте.

Молодая учительница-ингушка Лейла Албогачиева приняла эстафету из рук грузинки Софиат и понесла её выше и дальше. До «Приюта Одиннадцати». И здесь, встретившись с экспедицией Урусова, уговорила ребят взять её собой. А были на ней кроссовки и спортивная форма. Нашли для неё мужскую куртку-пуховку, мужские же ботинки, нацепили на них «ножки». И она дошла до вершины. Эта была первая женшина-горянка из Ингушетии, побывавшая на Эльбрусе.

Это, поверьте, очень даже нелегко. А что говорить о девушке, впервые ступившей на гордую грудь Эльбруса, когда многоопытный Борис Бегеулов не смог запечатлеть исторический момент на видеопленку: не слушались онемевшие руки.
Пришлось браться за фотоаппарат.

Но с рекламой повезло. На вершине оказались американские и японские альпинисты. И была группа «Гринпис», наводила порядок на Эльбрусе. Наследить в истории – «Здесь был Вася» – присуще не только россиянам. И пивные банки с бутылками не только они по заповедникам раскидывают. Вот и приходится чистить.

Наши лошадки тоже оставили свой автограф на Эльбрусе. Яблоки на снегу так были раскиданы, что легко читалось: «Здесь были Хурзук и Даур». А иностранная компания даже валюту предлагала, чтобы рядом со «звездами» сфотографироваться. Четырехногие не согласились. У лошадок – собственная гордость.

«Что за невидимая сила заключена в сих неведомых светом конях?»
 
Re: Мои карачаи. За лошадьми-I (КЧР, март 2009 г.)

Вот две статьи про восхождения на Эльбрус карачаевских лошадей. Так же у меня есть документальный фильм, и я с удовольствием выложила бы его в сети, если бы знала куда и как. Скорей всего со временем загружу на наш сайт, посвященный карачаевской породе (сейчас он находится в стадии обработки информации) и дам в дневнике ссылку на фильм. Если из статей откинуть пафосность и лирику, то картина такая: 180 лет назад то ли карачаевцем, то ли кабардинцем Киларом Хаширом впервые был покорен Эльбрус на лошади. В 1965 году – еще одна попытка, правда, безуспешная. Ну и известные попытки 1998 и 1999 годов, которые получили широкую огласку как в средствах массовой информации, так и в кругу конной общественности. Видимо, нынешняя попытка со стороны Кабардино-Балкарии – это пятая. Очень интересно, чем у них закончилось восхождение. Хотелось бы получить фото и людей, и лошадей. У кого-нибудь есть подобная информация?

Unchen: Света, есть у тебя инфа об этом? Особо меня интересует, забрались ли они на вершину все-таки верхом или вели лошадей в поводу, как все предыдущие горновосходители, садясь верхом только для фото- и видеосъемки.
 
Re: Мои карачаи. Карачаи на Эльбрусе

ПОЕЗДКА ЗА ЛОШАДЬМИ-II
(29 марта – 04 апреля 2009 года)

Прелюдия к поездке оказалась неизбежной и повторилась с упорной настойчивостью: Никулина была лишь более категорично настроена относительного моего участия, а все остальные ининцы пребывали в смятении, не зная, как воспрепятствовать моему решению снова поехать в Карачаево-Черкессию. Но я в это время была более склонна думать о том, что в ближайшее время мне вряд ли светит куда-либо выбраться вообще, поэтому напоследок решила не пренебрегать возможностью снова поехать на родину карачаевских лошадей. Тем более что лично хотела присутствовать при отбое моего жеребенка у Алиева и погрузке всех моих и Никулинских лошадей для отправки в Москву.

Никулина была ограничена по времени, поэтому, смирившись с неизбежным (моим присутствием), она возложила на меня обязанность по отправке лошадей в Москву, а сама предполагала вылететь из Минвод уже через пару дней после приезда в Карачаево-Черкессию. Я же должна была оставаться там до тех пор, пока не подъедет коневоз, который выехал через день после нас.

Итак, мы снова тряслись в автобусе. Большую часть пути Никулина безбожно проспала, а в конце пути даже умудрилась жаловаться, как же ей было не удобно ехать. :)

В Кисловодске нас уже встречал Хасан. Был удивительно теплый вечер. Трава за городом еще не зазеленела, но снега уже нигде не было и в помине. Мы снова остановились в доме у Хасана, и вечером за хычинами и чаем распланировали наши дни.

Пунктом первым в наших планах числилось посещение кошары лучшего друга Хасана – Ожая Хаппаева. Его кошара находилась недалеко немногим выше известных Медовых водопадов, и предполагалось, что добраться до нее не составит большого труда. Второй день мы решили посвятить Алиеву Ахмату, о чем и сообщили ему по телефону, как он просил. Кроме того, Хасан за время нашего отсутствия поспрашивал знакомых насчет продажи лошадей и обещал показать нам несколько голов то тут, то там.

Параллельно всем этим гонкам в поисках лошадей я решила по возможности наведаться в Карачаевский конный завод и осмотреть поголовье, которое за последние два года сократилось раз в семь. Апрель был как раз тем временем, когда все косячные жеребцы-производители еще находились в конюшне, а матки – в заводских кошах. Из кобыл меня в первую очередь интересовал первый табун, который еще пару лет назад насчитывал не менее 100 голов элитных карачаевских кобыл.
 
Re: Мои карачаи. Карачаи на Эльбрусе

На следующее утро мы выехали на кошару к Ожаю. Кош находился равнехонько по ту сторону от турбазы Медовые водопады, за холмом. По идее, совсем рядом. Но ехали мы до него часа четыре, а сам маршрут нашего передвижения заставил бы устыдиться самого Шерлока Холмса, ибо в том, каким путем мы в итоге добрались до кошары, не было никакой логики.

Хитрый Хасан еще дома заявил, что его низкая Тойота не сможет проехать в некоторых местах, в связи с чем незамедлительно вызвонил какого-то своего друга с «Жигуленком», в который мы и втиснулись. До Медовых доехали более или менее благополучно, миновали мостик через речку и стали карабкаться по затяжному тягунку вверх, выбрасывая из-под колес ошметки грязи и камни. Полкилометра мы ехали полчаса, при этом проводив взглядом безнадежно разъезженную, грязнющую дорогу прямо на кош к Ожаю. Хасан сказал, что если проехать выше в горы, то можно подъехать к кошаре сверху.

Может, мы в итоге так и сделали бы, не увязни наша машина в грязище прямо по середине тягунка.

Пришлось вылезти из машины



Та самая дорога, по которой мы ехали



Стали подниматься в гору наверх

 
Re: Мои карачаи. Карачаи на Эльбрусе

Не помню, кому принадлежала идея подняться по крутой скале на вершину. Ну с Никулиной ясно – она первая поскокала наверх снимать красоты. Но остальные-то чего поперлись? При чем не налегке, а с пакетами и рюкзаком? Оба курильщика – Хасан и его друг – задохнулись еще на полпути в гору.



Я на девятом месяце беременности усиленно ловила смещенный животом центр тяжести, с быстро исчезающим энтузиазмом покоряя вершину. Сонька радостно лягалась от избытка кислорода в живот, и с каждой минутой подниматься становилось труднее.



Дошли!





Сверху открывался восхитительный вид на ущелье



Правда, он был бы еще более восхитительным, будь он покрыт зеленой травой. Но неискушенная местной природой Никулина за время пути раз тридцать восклицала «Как красиво!», за что я уже к концу второго часа готова была убить.
 
Сверху