Спасибо, Яна

Да, детство воистину беззаботная пора у многих, с такой радостью порой все это вспоминается, что прямо океаны ностальгии окружают. Я вчера на волне вот этой самой ностальгии полезла искать информацию про свои Клинцы. Нашла в жж парня оттуда, он очень любит город и одно время много про него писал, в том числе и с фотографиями. Парень где-то на 12 лет младше меня (в одной из записей есть пометка, что он пошел в школу в 1995 году). И пока я листала этот журнал чуть не до утра, поняла, что вчера несколько поторопилась с выводами, но в то же время ничего удивительного нет, в провинцию часто все новые веяния доходят с опозданием, в результате получается типичный такой бардак.
Помню, в конце 90-х - начале 2000-х город произвел на меня гнетущее впечатление. Классическая картина русской глубинки: работы нет, предприятия стоят, народ спивается, все тухнет и рушится. Натурально можно было где-нибудь прямо в центре наткнуться на брошенное здание с дырами вместо окон и дверей, с трудом веря, что когда-то здесь кипела жизнь, про окраины и прилегающие деревни уж промолчим. Затем картина изменилась, может быть, благодаря тому, что в градоначальственной среде произошли определенные перемены. Стали строить дороги, дома, восстанавливать производство, снова появилась работа, город стал оживать. Из того старого-доброго, что помнится, многое действительно осталось прежним, даже после ремонтов, но многое сильно изменилось, конечно же. Я просто очень давно там не была и прицельно город не осматривала, не говоря уже о том, чтобы фоткать. Последний раз забегала года три назад буквально галопом, на пару дней, не до прогулок было. И уже тогда градоначальство начали ругать (то ли оно опять сменилось, то ли некогда хорошее решило испортиться, даже не знаю). Есть положительные примеры изменений, особенно в части замены старых или установки новых памятников, облагораживания площадей и скверов, но есть и отрицательные, например, любимый горпарк практически лысым оставили, выпилили половину деревьев, закрыли лодочную станцию и аттракционов больше нет. Очень печальное зрелище. Старые частные дома продолжают сносить, и вот тут-то и начинается характерная, типичная для Москвы 90-х чехарда. Если судить по нынешним фотографиям, город впрямь стал похож на лоскутное одеяло и вдобавок теряет свой исторический облик. Простые дома обычных людей особой архитектурной ценности не представляют, ясное дело, но если говорить о каменных домах каких-нибудь купцов и фабрикантов, либо о классических образцах строительства начала-середины ХХ века, то это совсем другое дело. И вот получается, что было красивое здание со своим лицом, с характерными приметами, а его облицовывают сайдингом, плиткой или еще какими-нибудь современными стройматериалами, плюс со всех сторон заляпывают рекламными щитами. По части рекламы там царит невероятный бардак. Сколько бы народ в Москве ни бухтел по поводу закона о наружной рекламе, когда все начали снимать, менять и подгонять под единый стандарт, прихожу к выводу, что так гораздо лучше, чем если бы сохранялась прежняя разношерстность, которая, если вдуматься, по-настоящему уродует город. Каждый ведь хочет, чтобы именно его контору заметили, следовательно, если я вижу, что на отведенном мне месте уже висит с десяток разнокалиберных плакатов и щитов, я попытаюсь сделать свой еще больше и ярче, чтобы его уж точно не пропустили. Все вместе смотрится вульгарно, кричаще, просто ужасно, особенно на контрасте с каким-нибудь спокойным, сдержанным, не бьющим в глаза стилем. Да и как можно что-то понять о доме, если дома-то не видно за всем этим безобразием? Далее, риторический вопрос: на кой черт облицовывать пластиковыми панельками, например, старейший на территории Брянской области деревянный храм в стиле украинского барокко? А вот сделали. И таких примеров я у мальчика в журнале нашла просто вагон и маленькую тележку. Одно сплошное увы, как говорится. При этом жилые дома строят модные, современные, самый последний писк. Полазив по сайтам, я чуть со стула не грохнулась, когда узрела практически такие же дома, как у нас по соседству (новостройки в рамках подготовки к программе реновации). Но только принцип застройки остался таким же, какой был у нас в 90-е - как попало, когда всем пофиг на все, и инвестору, выгрызшему кусок земли, важно тупо воткнуть туда свою башню, а на то, впишется она в общий ансамбль квартала или нет, мягко говоря, всем наплевать. И конечно, когда такую башню втыкают на место каменного особняка XVIII века, который снесли тупо потому, что он тут оказался "лишним", а вокруг остаются другие такие же здания, либо, к примеру, группа двух- и трехэтажных домов в стиле 1950-х, выглядит это все совсем как-то... не по-человечески, я бы сказала. В общем, огребла вчера и ностальгии по полной программе, и печали сверх меры. Одна надежда, что рано или поздно это мракобесие закончится, как оно неизбежно заканчивается везде. Вот только останется ли что-нибудь от города к тому моменту...
В Кимрах, к слову, меня поразило отношение к старым домам, там их старательно сохраняют, реставрируют и даже если отделка выполняется абсолютно новыми, современными материалами, все равно здание в итоге выглядит так, как тогда, когда его построили. В этот город возят туристов, причем не только наших, но и иностранцев, как раз с целью показать архитектурное разнообразие, ибо такую богатую мешанину, как там, редко где можно встретить. Внутренности домов, разумеется, переделывают. Пока мы гуляли по городу, видела несколько старинных домов, которые когда-то явно были частными, а теперь там 2-3 подъезда с обычными городскими квартирами, куда проведены все нужные коммуникации. Внешне дома выглядят порой страшненько, некоторые откровенно обшарпанные, но жить там вполне можно, как видно. Вчера несколько раз мысленно вопрошала: почему, ну почему вот точно так же нельзя было сделать в Клинцах? На фига сносить все подряд, бездумно?
***
По поводу зеркала Катя писала в одной из своих статей, причем достаточно давно, я еще прошлым летом этот эксперимент провела. Детально не помню, но общий смысл такой, что зеркало отражает проблему и отправляет ее обратно. То есть вот у меня под окном авто-дискотека, шумная компания или чересчур крикливые дети. Я ставлю зеркало к окну, отражающей стороной на улицу. Шум как бы летит с улицы ко мне в окно, а тут его встречает зеркало, так что на уровне всех этих тонких материй происходит отталкивание обратно, зеркало как бы "отпугивает" и не пускает проблему в дом. Главное, помнить о том, что зеркало нельзя направлять на конкретного человека, это нехорошо. Нужно закрываться от неприятной ситуации в целом. Эффект действительно есть. Не всегда, но почти всегда, я уже много раз проверяла. Осечки случаются, но редко. Как правило, шумная компания довольно скоро рассасывается или им надоедает стоять, уползают на какую-нибудь лавочку в сторонке, дискотека становится тише, либо прекращается вообще, т.к. владелец тачки срочно вспоминает о чем-нибудь важном и сваливает, порой так даже вместе с тачкой, а детей сдувает куда-нибудь вообще на другой конец двора. Как-то так

Полагаю, если проблема в верхней квартире, можно положить зеркало плашмя на стол, на полку, на подоконник или на шкаф, лицом к потолку.
Если что не так - Катя меня поправит по возвращении
